Познай себя Защити себя от стресса. Стадии общего адаптационного синдрома (ОАС) (Г. Селье). В течение стрессовой реакции выделяют три стадии синдрома.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическое здоровье учащихся как цель работы психологической службы Педагог-психолог МОАУ г.Бузулука «Гимназия 1 им. Романенко Ю.В» Чебасова Татьяна.
Advertisements

Стресс, стресс! В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение.
Вывод: В данных ситуациях человек находится под стрессом. СитуацииЧто человек делает Что человек чувствует Перед сдачей экзамена После ссоры с близким.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ Семинар Подготовил: Учитель биологии Фурсова, Н. А. МБОУ «СОШ 7» Г. Кемерово.
Стресс, стресс! В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение.
Стресс как биосоциальный фактор. Цели и задачи Рассмотреть природу стресса Рассмотреть природу стресса Виды и признаки стресса Виды и признаки стресса.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов ОБУСО « Парфинский СП « Росток »
ОХРАНА ТРУДА учителя Синдром эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Анкетирование учащихся «Причины неуспеваемости» Выполнила заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 10 УИОП ЩМР МО Т.Н.Красноштан.
Адаптация первоклассников. адаптация к изменениям общих условий и режима жизнедеятельности адаптация к новой социальной среде при смене сферы и круга.
ОХРАНА ТРУДА учителя Синдром эмоционального выгорания Топчий Ирина Викторовна учитель основ здоровья Запорожской гимназии 11.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
Стресс Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.
Как сдать экзамен без стресса? Классный час в 9-ом классе Подготовила: Сорокина Л.В. учитель математики МОУ Новоталицкая СОШ
МОУ СОШ 4 Г.Оленегорск Байчурина Л.П., учитель начальных классов.
«У вас всегда гораздо больше вариантов действий, чем вы предполагаете» (принцип НЛП)
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Транксрипт:

Познай себя Защити себя от стресса

Стадии общего адаптационного синдрома (ОАС) (Г. Селье). В течение стрессовой реакции выделяют три стадии синдрома биологического стресса: I стадия тревоги I стадия тревоги II стадия резистентности (сопротивления) II стадия резистентности (сопротивления) III стадия истощения III стадия истощения

I стадия стресса(тревоги) А) мобилизация адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы; А) мобилизация адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы; Б) реакция надпочечников иммунной системы и желудочно – кишечного тракта; Б) реакция надпочечников иммунной системы и желудочно – кишечного тракта; В) если стрессор сильный (ожог) из – за ограниченности резервов может наступить смерть. В) если стрессор сильный (ожог) из – за ограниченности резервов может наступить смерть.

II стадия (сопротивления) А) если действие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизи- руется фаза сопротивления; А) если действие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизи- руется фаза сопротивления; Б) признаки тревоги исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного. Б) признаки тревоги исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного.

III стадия (истощение) В результате длительного стрессора – раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость организма, запасы адаптационной энергии истощаются. Тогда вновь возникают признаки тревоги, но теперь они необратимы, индивид погибает. В результате длительного стрессора – раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость организма, запасы адаптационной энергии истощаются. Тогда вновь возникают признаки тревоги, но теперь они необратимы, индивид погибает.

Тест «Проверьте свои нервишки»

Варианты ответов: «да» «иногда» «нет»

1. Страдаете ли Вы от бессонницы? 2. Краснеете ли Вы, когда общаетесь с незнакомыми людьми, и начинает ли у вас иногда сильно – сильно биться сердце? 3. Быстро ли вы утомляетесь при напряжённой умственной работе?

4. Бывает ли, что ваше настроение резко меняется в течение рабочего дня? 5. Можете ли Вы кинуть в человека сковородкой, а потом переживать по этому поводу? 6. Бывают ли у Вас состояния беспричинной тревоги? 7. Часто ли Вы ругаете себя за тот или иной поступок?

8. Беспокоитесь ли Вы о том, что у Вас что – то не так с вашим организмом? 9. Вы боитесь темноты и чёрных кошек? 10. Возникает ли у Вас в конфликтных ситуациях ощущение «комка в горле»?

11. Не кажется ли вам, что все окружающие недоброжелательно настроены по отношению к вам? 12. Возникает ли у Вас неуверенность в своих силах? 13. Могут ли Вас вывести из себя продавщица в магазине или бабушка на лавочке своими резкими замечаниями?

Обработка результатов: «да» - 3 балла «иногда» - 2 балла «нет» - 1 балл

Анализ результатов: Если Вы набрали от 13 до 24, Вы в отличной форме и Вам надо просто её поддерживать, что для Вас не должно быть проблемой.

Если у Вас от 25 до 34 баллов, то у Вас понижена устойчивость к стрессу, так что неплохо переключиться, поехать отдохнуть, сходить в сауну или заняться сексом. И обязательно поддерживайте свою физическую форму только тем способом, который будет для Вас наиболее приятным.

Если у Вас от 35 до 39 баллов, то Вам рекомендуется проконсультироваться у специалистов по поводу Вашего психологического состояния.

Тест «Умеете ли Вы справляться со стрессом?»

Утверждение Час- то Ред- ко Никог да 1. Я чувствую себя счастливой Я сама могу сделать себя счастливой Меня охватывает чувство безнадёжности Я могу рассла- биться в стрессо- вой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю. 012

УтверждениеЧ.Р.Н. 5. Если бы я испытывала оч.сильный стресс, я бы обязательно обратилась к врачу Я склонна к грусти Мне хотелось бы стать кем-н. другим Мне хотелось бы оказаться где-н. в другом месте Я легко расстраиваюсь 210

Интерпретация результатов 0 – 3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы. 4 – 7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где – то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приёмы, помогающие справляться со стрессом.

8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

Ваши способы борьбы со стрессом: 4 группы способов: 1. Удовлетворение физических потребностей. 2. Хобби. 3. Смена места и вида деятельности. деятельности. 4. Общение внешнее и внутреннее. внутреннее.

Удовлетворение физических потребностей: Вкусная еда – 55% Вкусная еда – 55% Физические нагрузки: - 53% Физические нагрузки: - 53% - по дому: уборка, стирка, - по дому: уборка, стирка, глажка… - 43% глажка… - 43% - на огороде, в саду – 10% - на огороде, в саду – 10% - аэробика – 5% - аэробика – 5% Принятие тёплой ванны, душа, плавание в бассейне, сауна – 25% Принятие тёплой ванны, душа, плавание в бассейне, сауна – 25% Сон – 25% Сон – 25%

Употребление «лёгких», «тяжёлых» спиртных напитков – 20% Употребление «лёгких», «тяжёлых» спиртных напитков – 20% Слёзы – 10% Слёзы – 10% Секс – 8% Секс – 8% Застолье, поход в кафе – 8% Застолье, поход в кафе – 8% Принятие успокоительных средств – 5% Принятие успокоительных средств – 5% Дыхательные упражнения, релаксация – 3% Дыхательные упражнения, релаксация – 3% Накричать – 3% Накричать – 3%

Хобби: Просмотр TV – 23% Просмотр TV – 23% Послушать расслабляющую музыку (классическую) – 20% Послушать расслабляющую музыку (классическую) – 20% Чтение (книг, журналов, газет, любовных романов) – 15% Чтение (книг, журналов, газет, любовных романов) – 15% Занятие любимым делом – 16% Занятие любимым делом – 16% Танцы «до упада» - 10% Танцы «до упада» - 10% Общение с животными – 10% Общение с животными – 10% Вязание – 10% Вязание – 10%

Пение – 8% Пение – 8% Какая – нибудь деятельность – 3% Какая – нибудь деятельность – 3% Играть в компьютерные игры – 3% Играть в компьютерные игры – 3% Бить посуду – 3% Бить посуду – 3% Разгадывание кроссвордов, головоломок – 3% Разгадывание кроссвордов, головоломок – 3% Бесцельное рисование – 3% Бесцельное рисование – 3% Йога – 3% Йога – 3% Смех – 3% Смех – 3% Шитьё, рукоделие – 3% Шитьё, рукоделие – 3%

Смена места и вида деятельности. Поход по магазинам, купить какую - нибудь вещь – 40% Поход по магазинам, купить какую - нибудь вещь – 40% Прогулка в одиночестве (дома) – 38% Прогулка в одиночестве (дома) – 38% Выход на природу, общение с природой, рыбалка – 18% Выход на природу, общение с природой, рыбалка – 18% Поход к парикмахеру, косметологу – 15% Поход к парикмахеру, косметологу – 15% Поход в гости – 13% Поход в гости – 13%

Поездка куда – нибудь (в другой город) – 8% Поездка куда – нибудь (в другой город) – 8% Прогулка с собакой – 4% Прогулка с собакой – 4% Посещение храма, молитва – 4% Посещение храма, молитва – 4% Обращение к врачу – 3% Обращение к врачу – 3% Перестановка мебели – 3% Перестановка мебели – 3%

Общение внешнее и внутреннее. Разговор по душам – 45% Разговор по душам – 45% Общение с детьми – 8% Общение с детьми – 8% Переключение на приятные мысли – 8% Переключение на приятные мысли – 8% Общение в семье – 4% Общение в семье – 4% Высказаться не заинтересованному человеку – 3% Высказаться не заинтересованному человеку – 3% Визуализация – 3% Визуализация – 3% Самовнушение – 3% Самовнушение – 3%

Ситуации эмоционального выгорания: начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов; начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов; ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями; ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями; проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года. окончание учебного года.

Причины возникновения эмоционального выгорания: высокую эмоциональную включенность в деятельность эмоциональную перегрузку (34%); высокую эмоциональную включенность в деятельность эмоциональную перегрузку (34%); отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (31%); отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (31%); жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей (26%); жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей (26%);

неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (23%); неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (23%); организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование (22%); организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование (22%); ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (17%); ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (17%); отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (12%). отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (12%).

Три основных фактора, влияющих на возникновение СЭВ личностный коммуникативный организационный

Раздражительность 62,5 % Разочарование 56 % Обида Досада 50 % Апатия Подавленность 43,5 % Беспомощность 37,5 % Угнетенность Опустошенность Горечь Отчаяние Конфликтность 31 % Стресс Безысходность 25 %