C5 к ЕГЭ Автор: Салпанова Наталья Леонидовна, учитель математики МБОУ «СОШ 22» г. Анжеро-Судженск Кемеровской области Графический подход решения В мире.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Параметр плюс модульПараметр плюс модульПараллельный перенос вдоль оси ординат Для построения графика функции необходимо график функции перенести вдоль.
Advertisements

Построение графика квадратичной функции Работу выполнила учитель математики Белова В.Г МБОУ «Кшаушская » СОШ.
Две взаимно перпендикулярные числовые оси с общим началом 0 образуют прямоугольную систему координат на плоскости. Горизонтальная ось называется осью.
1 Автор: Кольцова М.Н. Новосибирск Автор: Кольцова М.Н. Новосибирск 2006.
Задания с параметром в ГИА-2011 Болдырева Татьяна Викторовна учитель математики высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей 62»
1 Автор:Мирошникова Елена Анатольевна, Автор: Мирошникова Елена Анатольевна, Учитель ЗСОШ 1 п.Зимовники Ростовской области Учитель ЗСОШ 1 п.Зимовники.
Квадратичная функция 9 класс МОУ СОШ 4 Заполярный, 2008.
Квадратичная функция Учитель математики МОУ ООШ п. Романовка Завгородняя Т. И.
Тренировочные задания второй части. Задания с параметром.
Графический способ решения квадратных уравнений. Преобразования графиков функций.
Р ешение задач с параметром подборка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике (С5) Занятие математического кружка Учитель: Яковлева Т.Л.
Квадратичная функция.. Содержание: Определение квадратичной функции. Определение квадратичной функции. Функция y = x 2. Функция y = x 2. Функция y = ax.
Решить уравнение с одной переменной графически - это значит найти абсциссы общих точек графиков функций, построенных в одной системе координат.
График квадратичной функции Составитель Комиссарова Е.Н.
Методы решений заданий С5 (задачи с параметром) Метод областей в решении задач.
Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе Учитель математики Кировской МБОУ: Ткачук Н.П.
Квадратичная функция и ее свойства
Функция вида a>0, ветви направлены вверх а < 0, ветви направлены вниз.
Движения графиков функций Учитель математики Захарова Н.В. МБОУ «СОШ 53» город Курган х y o y=f(x)
Тема урока: «Методы решения систем уравнений» Автор: Павлова И.А., учитель математики МОУ «Гимназия 1» г. Чебоксары.
Транксрипт:

C5 к ЕГЭ Автор: Салпанова Наталья Леонидовна, учитель математики МБОУ «СОШ 22» г. Анжеро-Судженск Кемеровской области Графический подход решения В мире проблем ! Решение труднейших задач ЕГЭ по математике

Пользоваться определением модуля |x| = x, если х 0 – x, если х ˂ 0 |x|< а -а < x < а|x|> а x а А так же y = kx + b – линейная,прямая y = аx² + bх + с – квадратная,парабола *направление ветвей *пересечение с ОХ *х = -b/2a – абсцисса вершины – ось симметрии надо иметь, хотя бы, 2 точки x² + y² = R² – окружность,Центр (0;0), R - радиус (x-а)² + (y-b)² = R² – окружность,Центр (a; b), R - радиус Знать и строить: уравнение, линию, алгоритм построения: ПАМЯТКА y = f(x) график y = |f(x)| график y = - гипербола k > 0 линии выше ОХ точки оси ОХ оставляем линии ниже ОХсимметрично в верхнюю полуплоскость *выделять полный квадрат 2

Преобразованияграфика y = Ikf(m x + c) + bI y = Ikf(m ( x + a)) + bI 1. y = f( х ) 2. y = f(m х ) 3. y = f(m( х + a) 4. y = kf(m( х + a)) 5. y = kf(m( х + a)) + b 6. y = kf(m( I х I + a)) + b m = ¹ растянуть в 3 раза вдоль оси ОХ а, если m = -2 ? a = сдвинуть на 2 вправо - - исходная по точкам а, если a = 2 ? k = 2 растянуть в 2 раза вдоль оси ОY а, если k = -¹ ? Контрольный вопрос Как построить график … b = -2 сдвинуть на 2 вниз а, если b = ¹ ? ? сжать и (-) влево сжать и (-) вверх Линия при Х 0 и симметричная ей при Х 0 относительно оси ОУ 3

Задача: Найдите все значения параметра а, при каждом из которых система неравенств имеет единственное решение: |x + 2y + 1| 11 (x - a) 2 + (y - 2a) 2 = 2 + a - 11 x + 2y x + 2y x + 2y y - 0,5x + 5 y - 0,5x Касание полосы C5. Графический подход строим полоса окружность R² = 2 + a Центр С(а; 2а) y = 2x 1 2 C C и окружности C P K Решение: Точка касания ? y = 2x ! ! 4

С случай ( )Р Решение: y = - 0,5x + 5 y = 2x ( )Р (2; 4) (x - a) 2 + (y - 2a) 2 = 2 + a лежит на окружности (2 - a) 2 + (4 - 2a) 2 = 2 + a подставим а = 3а = 1,2 2 + a 0 случай ( ) К y = - 0,5x 6 y = 2x ( ) К (-2,4; -4,8) (-2,4 - a) 2 + (-4,8 - 2a) 2 = 2 + a 5a a + 28,4 = 0 D < 0 ø Ответ: а = 3а = 1,2 аналогично 5

Найти все значения параметра a, при которых система уравнений 3|x - 2| + |y| = 3 имеет ровно ax - y + 2a + 2 = 0 ДВА решения. 3|x - 2| + |y| = 3 3(-x + 2) - y = 3 3(-x + 2) + y = 3 3(x - 2) + y = 3 3(x - 2) - y = 3 y = -3х + 3 y = 3x - 3 y = -3х + 9 y = 3x - 9 По определению модуля: строим ax - y + 2a + 2 = 0 2-е уравнение: Выразим у у = -ах - 2а прямая Ø 2 решения: 2 у -3

С5.Найдите все положительные значения a, при каждом из которых система уравнений имеет единственное решение. По определению модуля: |x| – 9 = x – 9, если х 0, – x – 9, если х ˂ 0, Заметим: х ² = ( – х) ² = ( –1 х) ² = ( –1) ² х ² = х²х² (– x – 9) ² = (-(х+9))² (х+9)² (х – 9)² + (у – 5)² = 9 х 0 центры (9; 5)(-9; 5) R = 3 =( –1)² = (х+9)² (- х – 9)² + (у – 5)² = 9 (х + 9)² + (у – 5)² = 9 х ˂ 0 График уравнения - совокупность двух окружностей. 7

Ох у B R=3R=3 5 А R=3R= График 1-го уравнения системы: (х – 9)² + (у – 5)² = 9(х + 9)² + (у – 5)² = 9 Центр (-9; 5) Центр (9; 5) Первые уравнения системы: АВ С Ох у 1 первый ответ: BC²= 61 Второе уравнение окружностьЦентр (-3;0) Радиус R=а 3 МЕНЯЕТСЯ единственная Второй случай АС =13 8

При каких значениях параметра a система уравнений имеет единственное решение? x+30y+30y+3˂0 x-3y-3y˂-3 x+3+y+3=7 y=-x+1 x+3-y-3=7 y=x-7 x+3˂0 x˂-3 -x-3 +y+3=7 y=x+7 y+30 y-3 y+3˂0 y˂-3 -x-3-y-3=7 y=-x K O x²x²+12x y²- 4y+ 4- 4= 5a (x + 6)² +(y - 2)²= 5a + 3 окружность Центр (-6; 2) Радиус R= 5а+3 меняется K- точка касания = OK A B (-5;2) (-6;1) лежат на прямой прямоугольный, равнобедренный ОАК R² + R²= 1, a = -¹ 9

ЕГЭ Кузбасс Найти значения а, при которых уравнение 2 х+1 = a|x-5|на [0; + ) имеет более двух корней. f(x) g(x) Корни - абсциссы точек пересечения 3 0,5 f(x)= 2 х+1 гипербола на [0; + ] y = x y = |x-5| 5 g(x) =a|x-5| при х = 0 а = ² 3 корня величина «УГОЛКА» модуля зависит от а 2 корня левый луч «УГОЛКА» касается гиперболы 2 1 корень2 корня Определим точку касания Должны выполняться условия: f(x) = g(x) f (x) = g (x) 2 х+1 = a(5-x) – левый луч -2 (х+1)² = - a 2 х+1 2(5-x) (х+1)² = 2 х+1 |1= 5-x х+1 х = 2 в точке касания а= ² (2 корня) Ответ:лучи «УГОЛКА» а Є(²; ²] a(5-x)a(x-5) 10

Найдите все значения а, при каждом из которых наименьшее значение функции f(x) = 4x² + 4ax + a² - 2a +2 на множестве 1 |x| 3 не меньше По определению модуля: |x| = х 0, х ˂ 0, 1 х 3 1 – х 3, -3 х -1 Выделим полный квадрат: f(x) = (2x+a)² -2a+2 f(x) = 4(x+¹ a )² -2a+2 исходнаяy = 4x² 0 4 х =-¹ а у = -2а+2 вершина решение зависит от положения параболы //////////////// 6 Исследуем: -¹ а -3 f(-3) 6 -3-¹ а -1 f(-¹a) 6 -1-¹ а 1 f(-1) 6 f( 1) 6 1-¹ а3 f(-¹a) 6 -¹ а3 f(3) 6 для сверки (;-2]U{0}U[7+17;+) ответ 1

f(x) = 4x² + 4ax + a² - 2a +2 f(-¹a) = -2a + 2 f(-3) = a² - 14a + 38 f(3) = a² + 10a + 38 f(-1) = a² - 6a + 6 f(1) = a² + 2a + 6 а-6 a² - 14a а 62а 6 а а 2 a² - 6a 0 a² + 2a 0 -6 а -2 а -2 а -6 a² + 10a Для сверки: 1212

При каких a уравнение |x² -2x -3| -2a = |x – a| -1 имеет ровно три корня? |x² -2x -3| = |x – a|+ 2a - 1 y = |x² -2x -3| y = |x – a|+ 2a Нули yвершина -4 модуль 4 ось «линейная» Пусть а = 0 y = |x| - 1- «угол» y=-x, х˂0 y=x, х0 y= -x+a+2a-1 y= x-a+2a-1 y = -x+ 3a -1 х = а (0; -1) и (2;3) К К- точка касания у = 2х-1 по ней двигаем Очевидно, а = 0 у = k - касательной -2x + 2 = x = 1,5 у = у = 3,75 y= -x +a+2a -1 3,75 = -1,5 + 3а -1 а = ² прямая - её координаты у =(-х²-2х-3) y = x² -2x -3 y = -x² +2x +3 или (-1;0) 1313

C5. Лучи «уголка» касаются окружности Найдите все значения а, при каждом из которых система (x - 4) 2 + (y - 6) 2 = 25, y = |x - a| + 1. имеет ровно три различных решения. (1)(1) Окружностьс центром R = 5 С(4; 6), 4 6 С (2)(2) (2)(2) б) y = Iх - аI Перемещение «уголка» вдоль ОХ б) y = Iх – аI + 1 по прямой у = 1 1 Возможные случаи для трёх решений Правый луч «уголка касается окр-ти левый луч - пересекает случай a) y = IxI картинка t t k k A Координаты А (4+k ; 1 ) продолжим Подставив в (1) k Подставив k в (2) а (1)(1) случай Решение В k k t t В (4-k ; 1 )

А (4+k ; 1 ) в уравнение (x - 4) 2 + (y - 6) 2 = 25 (1) продолжим (k ) ² + (- 5 ) ² =25,k ² + k ² 2 + 0,5k ² k 2 + 0,5k ² = 25 2k ² + k ² 2- 5k 2 = 0 K(2k + k ) = 0 K = 0 Случай C (4; 1) 2k + k 2= 5 2 K = K = А y = |x - a| + 1 (2) y = x - a + 1 – правый луч «уголка» 1 =4+k - а + 1 а = 4 + k а =а = = 4 - a + 1 а = 4 В (4-k ; 1 ) - y = |x - a| + 1 (2) y = - x + a + 1 – левый луч «уголка» аналогично а =а = Ответ: 1515

Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение на промежутке [0; + ) имеет более двух корней. Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение на промежутке [0;+ ) имеет ровно два корня. a|x – 4| = 5 x + 1 (y+2x)(2y+x) 0, (x – a) ² + ( y – a) ² = |a + 1| 5 Найдите все значения параметра а, при каждом из которых система имеет ровно два решения Найдите все значения параметра а, при каждом из которых система уравнений имеет ровно четыре решения. Ответ: ; ;.

y=-2x y=-¹x y = x х² + (у-3)² = а²О(0; 3), R = a Увидели окружность ? Указания ГРАФИЧЕСКИЕ: ромб вписана y=Ix - 4I (1) y=a|x-4) 2 модуль например [0; +)

Шаблон страница записной книжки Задания вариантов ЕГЭ Авторский подход к решению заданий С5 Используемые ресурсы: