К вопросу о воспитательных возможностях информатики Александр Анатольевич Тузов, учитель информатики БСОШ 6 Мир вращается, мир меняется, Лишь одно не меняется. Сколь живу, оно не меняется Как ни назвать его, не меняется Противоборство Добра и Зла. Томас Стернз Элиот
Значение школы в России по В.О. Ключевскому Строение душевное (духовное формирование личности) Строение мирское (формирование гражданина, подготовка к активной жизни в обществе) Строение домовное (подготовка человека к созидательной (в том числе хозяйственной) жизни в семье)
Одна из причин трагедии сегодняшнего просвещения: Дети не получают естественной и безусловной способности решительно отличать добро от зла
Три кита, на которых стоит земля образования пошатнулись (отступление от традиции ) Русский язык Российская история Отечественная литература Каково сегодня может быть место и значение информатики?
Информационные процессы в человеческой жизни Информатика не ограничивается работой с компьютером Важно, чтобы дети в конкретных жизненных ситуациях понимали, где решающую роль играет информация и как (в каком информационном процессе) она проявляется
Язык как средство хранения, передачи и обработки информации Слово – как основа языка. Дать вещи какое-то название, слово, имя – значит соотнести со всем прочим. Это и значит, что мы понимаем вещь. «Знать слово» означает по-русски «знать суть».
Язык Состояние речи – это состояние мысли Состояние мысли – это состояние сознания Состояние сознания – это предпосылки поступков Поступки – сущность поведения людей Сущность поведения людей – это судьба народа.
КВН «Синонимы» (6 класс. Человек и информация) Друг – товарищ, приятель, кореш Дорога – путь, трасса, стезя, большак, шлях Хороший – добрый, славный, добротный, благой, важный, знатный, важнецкий, мировой, класный, недурственный. Умный – разумный, рассудительный, сметливый, башковитый, дошлый, головастый Деньги – доллары, евры, бабло, зелень, капуста – наиболее частые предложения детей + финансы, гроши, монеты, тугрики, тити-мити
Моделирование без компьютера Вопрос к учащимся: Обязательно ли в процессе моделирования наличие компьютерной модели, компьютерного эксперимента? Ответы учащихся… Задание учителя: Составить информационную модель своего отношения к ценностям современного общества. Полезно предложить ученикам сформулировать свою модель в таком виде:
Модель отношения к ценностям современного мира Светлое Доброе Обыденное Пошлое Низменное
Модель отношения к ценностям современного мира Выполнение подобного задания полезно не только учителю, так как помогает ему понять на какой ступени лестницы духовно- нравственного развития стоит тот или иной ученик (или думает, что стоит, или хочет стоять…), но и ученику, так как помогает ему совершать поступки осмысленно.
О значении эксперимента в моделировании Пример 1. Мальчики N-го класса просятся пойти летом в многодневный поход, говорят, что не будут ныть, что они физически выносливые, терпеливые и послушные. Проводим эксперимент: совершаем однодневный поход. Моделируем трудности, с которыми можем столкнуться в большом походе. Смотрим, кто и как их преодолевает. Кто помогает другим, а кто - пытается свои обязанности "свалить" на ближнего.
О значении эксперимента в моделировании Пример 2 (старинный). Молодая девушка рассказывает своему жениху о том, что она любит аккуратность (аккуратность - потребность содержать в порядке свои вещи и свое дело), он же, по причине жуткой влюбленности, вообще не видит в ней слабых качеств. Бабушки ранее советовали молодым людям заглянуть в сумочку девушки. Однако будем честны и скажем, что в чужие сумки заглядывать пошло (используем вышеприведенную модель). Можно просто заглянуть под диван или в холодильник. Здесь результаты эксперимента могут помочь трезвому анализу информационной модели будущей супруги и могут существенно повлиять на весь дальнейший ход жизни этих двух людей...
Модели мировоззрения По учебнику «Информатика. 10 класс. Систематический курс»: «Определяющим фактором нашего мировоззрения является христианская традиция. Мир был сотворен Богом из ничего, развертывается во времени и идёт к своему концу Второму пришествию. Это принципиально меняет миропонимание человека. Круговорот времени лишал человека мысли о будущем… С появлением христианства в мир вошёл смысл развития, у истории появилась цель."
Модели мировоззрения Сегодняшняя наука, до сих пор стоит на 2-х аксиомах, предложенный христианской Европой: - мир реален; - мир познаваем. Трудно представить, что наука родилась и развивалась бы, например, в недрах буддийской культуры (мир – иллюзия). А в Каббале вообще считается, что каждой песчинкой мироздания управляет свой ангел. Что уж он с ней захочет сделать – нам знать не дано.
Модели мировоззрения Да и сама история науки показывает нам, что многие ученые были далеко не чужды христианской традиции: физик И. Ньютон, астроном Н. Коперник, химик Д.И. Менделеев, врач Н.И. Пирогов, физиолог А.А. Ухтомский и многие другие. Однако, из уст одной из моих коллег я услышал такое утверждение: "Какая христианская традиция, помилуйте, мы же живем в наукограде!". Что ответить на это? Один из ведущих ученых Б. Раушенбах помимо того, что был академиком, сподвижником С.П. Королева был еще и христианином. Известны его работы по обратной перспективе, его попытка коснуться тайны троичности Бога (параллель с вектором, разложенный по трем взаимноперпендикулярным осям). Правда, Раушенбах не жил в наукограде…
Где реальность, а где модель? «Все смешалось в доме Облонских» Л.Н. Толстой Современный мир устроен таким образом, что сама реальность становится моделью, а модель реальностью. Это стало возможным благодаря развитию семиотики науки о знаках, и на основе тонких психологических наблюдений об особенностях восприятия разнообразной информации человеком. Научить учащихся различать модели, виртуальную реальность от объективной реальности – нелегкая задача учителя информатики.
Что набирать в офисных приложениях и не только или о значении витаминов В книге Головиной в качестве исходных данных для контрольной работы по текстовому процессору Works приводится файл Horses.wps вот с таким содержанием: «КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ … Мы успели, в гости к богу не бывает опозданий. Но что там ангелы поют такими злыми голосами? Или это бубенчик весь зашелся от рыданий, Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани! …» Возникает вопрос: почему у ангелов злые голоса. А если голоса злые, то может быть это и не ангелы вовсе, а наоборот?
Что набирать в офисных приложениях и не только или о значении витаминов Может быть будет полезнее дать учащимся материал на тему: Зачем что-либо делать? Этот вопрос принадлежит Л.Н. Толстому. «Что выйдет из того, что я делаю нынче, что буду делать завтра – что выйдет из всей моей жизни?» Ответь на вопрос: «Зачем ты ходишь в школу?»
Уместилось далеко не все Если приведенный подход, во главе угла которого стоит стремление использовать любую возможность развить не только ум, но и душу ребенка, Вам близок и интересен, пишите автору: Нравственное, воспитательное наполнение курса информатики дает возможность душе не просто получить заданный стандартом объем необходимых калорий, знаний, умений и навыков. Это те самые живые витамины, которые дают возможность формирующемуся человеку развиваться правильно не только интеллектуально, но и душевно.
С собой в дорогу Все желают вложить капиталы, Но многие ждут дивидендов. Сделайте волю свою совершенной. Я говорю вам: старательно сейте, Не помышляя о жатве Т.С. Элиот