Выполнила учитель химии СОШ 15 г.о. Электросталь Орешина Т.А. Презентация к уроку.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правила выживания в химической лаборатории Автор – методист по химии ОМЦ СЗОУО.
Advertisements

Правила выживания В химической лаборатории. Если Вы пришли куда-нибудь – вначале поздоровайтесь, а потом проверьте - туда ли Вы попали. Если все же не.
Техника безопасности на уроках химии Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, внимательно изучи инструкцию.
Щелочноземельные металлы. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАЛЛОВ ГЛАВНОЙ ПОДГРУППЫ II ГРУППЫ Атомы этих элементов имеют на внешнем электронном уровне два s-электрона:
Атомы этих элементов имеют на внешнем электронном уровне два s-электрона: ns 2. В реакциях атомы элементов подгруппы легко отдают оба электрона внешнего.
Химия 9 класс Леднева Дарья Николаевна Учитель химии МБОУ СОШ п. Дружба.
МОУ СОШ 32 с углубленным изучением предметов эстетического цикла Металл III группы Уссурийск 2009г.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы ЭлементAr Количество электронов на последнем уровне СО Атомный радиус Металлические свойства.
Выполнила Бобышкина Е.В., учитель химии. Цель урока: Познакомить учащихся с правилами работы и поведения в лаборатории химии.
Щелочноземельные металлы Химия 9 класс Леднева Дарья Николаевна Учитель химии МБОУ СОШ п. Дружба.
Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай. Убедись, что ты всё понял, Вот тогда и начинай. Если долго хочешь жить, Надо медленно спешить.
Цанцук Елена Владимировна, учитель химии МАОУ «Лицей «Технический» г. Владивостока» 2012 г.
Кислоты, их классификация и свойства Учитель химии С. А. Лукина. «О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт - сын ошибок трудных, И.
Алюминий Урок 1. Повторение темы «Элементы I и II группы А» Практикум (15 минут) 1 вариант: 1.Напишите строение электронной оболочки атома натрия. 2.
Алюминий 13 Алюминий (лат. Aluminium) (лат. Aluminium) ,9815 3s 2 3p 1 Порядковый номер. Химический элемент III группы главной подгруппы 3-го.
Презентация по теме: «Алюминий». Открытие алюминия Впервые был получен датским физиком Эрстедем в 1925 году. Впервые был получен датским физиком Эрстедем.
Щелочноземельные металлы Презентация к уроку химии, 9 классс тудентки 5 курса Сычкиной Е.А
Железо расположено в 4 периоде, в побочной подгруппе VIII группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Относительная атомная масса.
Металлы II A группы и их соединения. Жёсткость воды МБОУ СОШ 99 г.о. Самара Предмет: Химия Класс: 9 Учебник: Минченков Е.Е. и др., 2006 г. Учитель: Лузан.
Тема : Характеристика щелочных металлов и их соединений. План 1.Общая характеристика элементов щелочных металлов по их положению в периодической системе.
Транксрипт:

выполнила учитель химии СОШ 15 г.о. Электросталь Орешина Т.А. Презентация к уроку

Велики законы мирозданья В сущности, наивны и просты. И порой Вам не хватает знания Для разгадки этой простоты.

Познакомить учащихся с группой типичных металлов, в которой наиболее ярко выделяются закономерности в изменении свойств и электронной структуры в зависимости от порядкового номера элемента.

Все изумруды и аквамарины Дает бериллий – их прекрасней нет! Их рудокопы средь невзрачной глины В земной коре искали в глубине.

Бериллий

Свойства бериллия Прочность Сопротивляемость усталости Сопротивляемость коррозии Сохранение упругости в значительном интервале температур Высокая электропроводность Высокая теплопроводность Высокоэнергетичность

Использование бериллия Техника Сплав меди с бериллием или по- другому - бериллиевые бронзы. Используются чаще для выплавки пружин Планируется как высокоэнергетическое ракетное топливо, но пока что используется лишь как присадка к нему

Бериллиевые бронзы

В природе магний – горы доломита Нагромождает в горные хребты. В асбесте, тальке он и магнезине, В голубизне морских глубин.

Магний

Свойства магния Легкий Ковкий Обладает металлическим блеском Обладает защитной пленкой Горит белым пламенем Пластичен Поддается обработке

Использование магния Военное дело Свойство магния гореть белым ослепительным пламенем широко используется в военной технике для изготовления осветительных и сигнальных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб. Фотография Магниевый порошок с окисляющими добавками применялся (и применяется сейчас в редких случаях) в фотоделе в химических фотовспышках (магниевая фотовспышка).

В земной коре его не мало, В достатке гипс и известняк. Слагают горы мел и мрамор, В морской воде он и в костях

Кальций

Свойства кальция Полупроводник Обладает металлическим блеском Пластичен Ковкий Мягкий Взаимодействует с кислотами

Использование кальция Главное применение металлического кальция это использование его как восстановителя при получении металлов, особенно никеля, меди и нержавеющей стали. Кальций и его гидрид используются также для получения трудновосстанавливаемых металлов, таких, как хром, торий и уран. Сплавы кальция со свинцом находят применение в аккумуляторных батареях и подшипниковых сплавах. Кальциевые гранулы используются также для удаления следов воздуха из электровакуумных приборов.

Аккумуляторные батареи

Участник фейерверков непременный, «Металлом красного огня» Поэт и химик, академик Ферсман Так очень метко стронций назвал

Стронций

Свойства стронция Мягкий Ковкий Пластичный Обладает высокой температурой плавления Обладает высокой температурой кипения Валентость II Взаимодействует с кислотами

Использование стронция Магнитные материалы Магнитотвёрдые ферриты стронция широко употребляются в качестве материалов для производства постоянных магнитов. Пиротехника В пиротехнике применяются карбонат, нитрат, перхлорат стронция для окрашивания пламени в карминово-красный цвет. Сплав магний-стронций обладает сильнейшими пирофорными свойствами и находит применение в пиротехнике для зажигательных и сигнальных составов.

«Тяжелый» – слово барий в переводе, Тяжелый шпат, барит и витерит, Содержат барий, много их в природе, О барии мы часто говорим.

Барий

Свойства бария Быстро окисляется Легко воспламеняется Обладает металлическим блеском Твердый Легко вступает в реакцию с галогенами Взаимодействует с разбавлеными кислоттами Поддается обработке

Использование бария Оптика Фторид бария применяется в виде монокристаллов в оптике (линзы, призмы) Пиротехника Пероксид бария используется для пиротехники и как окислитель. Нитрат бария и хлорат бария используется в пиротехнике для окрашивания пламени (зеленый огонь).

Когда открыт был Беккерелем Поток «Урановых лучей», Кюри супруги твердо верили, Их испускает новый элемент.

Радий

Свойства радия Блестит Темнеет на воздухе Реагирует с водой Химически активен Степень окисления + 2 Очень сильное основание Поддается обработке

Использование радия Медицина В медицине радий используют как источник радона для приготовления радоновых ванн, кратковременного облучения при лечении злокачественных заболеваний кожи, слизистой оболочки носа, мочеполового тракта. Искусство До 70-х годов XX века радий часто использовался для изготовления светящихся красок постоянного свечения

Схемы электронного строения бериллия, магния, кальция

Бериллий Be +4)) 1s2s 2

Магний Mg +12))) 1s2s2p3s

Кальций Ca +20)))) 1s2s2p3s3p4s

Химические свойства металлов второй группы главной подгруппы

Взаимодействие с кислородом 2Ca + O = 2CaO Реакция соединения. Кальций окисляется кислородом. 2

Взаимодействие с активными неметаллами Ca + Br = CaBr Реакция соединения. 22

Взаимодействие с водой Ca +2H O = Ca(OH) + H Реакция замещения Примечание: металлы, стоящие в группе выше Кальция взаимодействуют с водой только при нагревании 2 22

Взаимодействие с кислотами Mg + 2HCl = MgCl + H Реакция замещения. 22

Соединения металлов второй группы главной подгруппы: оксиды и гидроксиды

Оксиды и гидроксиды будут иметь состав MeO - оксид Me(OH) - гидроксид 2

Свойства Ионная связь Ионная кристаллическая решетка Твердые Проявляют основной характер Активность соединений в группе увеличивается сверху вниз

Лабораторная работа Соединения элементов второй группы главной подгруппы

Инструктивная карточка к лабораторной работе

Правила выживания в химической лаборатории Если в руках у Вас жидкое – не разлейте Если в руках у Вас порошкообразное – не рассыпьте Если в руках газообразное – не выпустите наружу Если включили – выключите Если открыли - закройте Если разобрали – соберите Если Вы не можете собрать – позовите умельца Если Вы не разбирали – не вздумайте собирать Если Вы одолжили что-нибудь - верните Если Вы пользуетесь чем-либо – содержите в чистоте и порядке Если Вы привели что-то в беспорядок – восстановите статус кво Если Вы сдвинули что-нибудь – верните на место Если Вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащем другому, спросите разрешения Если Вы не знаете, как это действует, ради бога, не трогайте Если Вас это не касается – не вмешивайтесь Если Вы не знаете, как это делается, - спросите Если Вы не можете что-либо понять – почешите в затылке Если Вы все же не поймете, то и не пытайтесь Если Вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у Вас ничего не загорелось Если у Вас что-либо взорвалось, проверьте, остались ли Вы живы Если Вы не усвоили эти правила, не входите в лабораторию

Лабораторная работа

Заполните таблицу. Ход рабо ты Наблюде ния Уравнения реакции Вы вод 1. 2.

Проверим себя

Запишите на доске уравнения реакций BeCl + 2NaOH = Be(OH) + 2NaCl CaCl + 2NaOH = Ca(OH) + 2NaCl SrCL + 2NaOH = Sr(OH) + 2NaCl BaCl + 2NaOH = Ba(OH) + 2NaCl

Запишите на доске уравнения реакций Be(OH) + 2HCl = BeCl + 2H O Ca(OH) + 2HCl = CaCl + 2 H O Sr(OH) + 2HCl = SrCl + 2H O Ba(OH) + 2HCl = BaCl + 2H O

Запишите на доске уравнения реакций Be(OH) + 2NaOH = Na BeO + 2H O

Графический диктант

Нет Нет Нет Да Да Да Правила записи ответов Каждая черточка или петля занимают одну клетку. Черточка означает согласие с утверждением, а петля несогласие с ним.

Варианты Вариант 1 Берилий Вариант 4 Стронций Вариант 3 Магний Вариант 2 Кальций

Заключение Я прошу оценить значимость урока для вас. 1. Понравился ли вам урок? А) Да; Б) Нет. 2. Что вам показалось наиболее интересным на уроке? А) Использование компьютера; Б) Выполнение лабораторной работы; В) Получение знания на уроке. 3. Удовлетворены ли вы своей деятельностью на уроке? А) Да; Б) Нет; В) Частично.

Домашнее задание Параграф 12 Упражнения 3, 5

Приложения

Ход лабораторной работы

К одинаковому объему растворов хлорида бериллия, хлорида кальция, хлорида стронция, хлорида бария, взятых в отдельных бирках, прилейте разбавленный раствор гидроксида натрия. Обратите внимание на объемы выпадающих осадков в каждой пробирке. Разделите осадок каждой пробирки пополам. Получится две пробирки каждого осадка. В каждую первую пробирку добавьте соляной кислоты. Обратите внимание на изменения в пробирках. Держите пробирки в руках, чтобы определить характер изменения температуры В каждую вторую пробирку добавьте гидроксида натрия по каплям. Обратите внимание на изменения в пробирках

Вопросы к графическому диктанту Ваш химический элемент: Лучший восстановитель, чем стронций Типичный неметалл Переходный элемент Ваш химический элемент: Используется в ядерных реакциях при атомном взрыве Входит в состав мела Входит в состав слабительной соли Ваш химический элемент: Сильнее любого щелочного металла Взаимодействует с водой Взаимодействует с неметаллами Ваш химический элемент: Образует каркас морских животных Участвует в процессах фотосинтеза Имеет на последнем уровне два электрона Гидроксид Вашего химического элемента: Взаимодействует с кислотами Взаимодействует с щелочами Футляр для хранения вашего элемента подарен Мари Кюри

Обсуждение лабораторной работы. Прокомментируйте ваши действия по первым двум пунктам При приливании гидроксида натрия к четырем хлоридам наблюдали выпадения осадков в трех пробирках в виде мути. В пробирке, где был хлорид бария, осадка не наблюдали. Больше всего осадка выпало в пробирке, содержащей хлорид бериллия. Это показывает усиление основных свойств гидроксидов в группах сверху вниз.

Какие изменения наблюдались при добавлении соляной кислоты во все пробирки? Все осадки растворились, и пробирки слегка нагрелись. Значит, реакции шли во всех пробирках.

Какие изменения наблюдались при добавлении гидроксида натрия во все пробирки? Осадок гидроксида бериллия растворился, а другие нет. Значит, гидроксид бериллия – амфотерное соединение, а сам бериллий – переходный элемент.