100-263-424 География. 11 класс. Профильный уровень. Разработка урока Как определить численность населения в городах и количество городов, необходимые.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современный школьный учебник по географии (Анализ УМК В.Н. Холиной «География:профильный уровень») Учитель географии МОУ «Лямбирская СОШ 2» Лямбирского.
Advertisements

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В рамках перехода школы на систему предпрофильной подготовки актуальной становится разработка элективных курсов для обучающихся.
Расселение и урбанизация 8 класс. Цель: Раскрыть особенности основных типов поселений; Сформировать представление об урбанизации; Выявить взаимосвязи.
Задачи урока. Я ЗНАЮ УМЕЮ Состав района; ЭГП; Факторы формирования; Особенности природы для развития хозяйства; Население и хозяйственное освоение; Хозяйство.
Использование модели Ципфа «Ранг – Размер» для анализа современной системы размещения городов Российской Федерации Муниципальное автономное общеобразовательное.
Юзбекова Е.И., учитель географии МБОУ СОШ 20 Г.Новочеркасск.
Бесплатное продвижение возможно, или внутренняя оптимизация сайта. Якимов Василий телефон:
Я Знаю 1. Понятие ПТК; 2. Уровни природных комплексов ; 3. Физико- географическое районирование; 4. Разнообразие ПТК; 5. Отличие ПК морей от ПК суши.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пособие для учащихся Как работать над проектом? Автор: Пародина О.А.
Формирование пространственного мышления на уроках географии при выполнении практических работ.
Формирование исследовательских навыков на уроках географии.
(из опыта работы учителя географии МОУ «СОШ 12» г.Энгельса Минаевой Виктории Викторовны)
Вспомним: Какова общая численность населения? За счет чего она изменяется? Представители каких национальностей проживают на территории РФ?
Всероссийский интернет - конкурс педагогического творчества учебного года Урок экологии в 9 классе Бархатова Наталья Викторовна, учитель географии.
Население Белгородской области МОУ «Гимназия 22 г. Белгорода» Учитель географии Федорова Ольга Петровна.
«Первая Мировая война» Методика, известная как модульная технология, основана на представлениях о том, что всякий урок в модуле должен способствовать как.
Северо-Западный регион: хозяйственное освоение и население год.
Обработка статистических данных Простейшие статистические сведения Заречнева И. В. МОУ Дмитро - Титовская СОШ Кытмановского района Алтайского края.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Проект по географии: Сивкова А.В. Знакомство с Латинской Америкой.
Транксрипт:

География. 11 класс. Профильный уровень. Разработка урока Как определить численность населения в городах и количество городов, необходимые для устойчивого развития территории? О.Н.Горбатова, учитель географии МОУ «Гимназия 27» г. Барнаул, Алтайский край

Лондон – чудесное место для жизни, если вы можете уехать из него. А. Бальфур Каждый мегаполис – раковая опухоль на теле Земли. К. Кушнер Города лучше строить в деревне, где воздух гораздо лучше. А. Мурье Дальнейшая урбанизация – это тупиковый путь развития человечества, поскольку препятствует пропорциональному развитию хозяйственной деятельности людей на Земле и не отвечает гармоничному развитию самого человека. К. Кушнер

Устойчивое развитие мировой экономики - это развитие, которое не ставит под угрозу жизнь и безопасность будущих поколений.

Как человечество должно управлять развитием процесса урбанизации, чтобы достигнуть устойчивого развития? - Контролировать численность населения в городах - Контролировать экологическую обстановку - Производить планировку городов эколого-приемлемым способом - Формировать оптимальную систему расселения - Определять количество городов, необходимое для устойчивого развития территории

Главные слова урока: -система расселения - устойчивое развитие -правило Ципфа «ранг- размер» -кривая Ципфа Тема урока: Как определить численность населения в городах и количество городов, НЕОБХОДИМЫЕ для устойчивого развития территории?

Найти способы определения оптимальной численности населения в городах и оптимального количества городов, необходимых для устойчивого развития территории. Цель урока: Как же определить необходимое количество городов и число жителей в них?

Закономерность: людность города и его порядковый номер (ранг) зависят друг от друга – численность населения искомого города равна численности жителей крупнейшего города страны, деленной на порядковый номер искомого города. Это интересно: В 1914 г. известный немецкий ученый-физик Феликс Ауэрбах в работе Графические представления впервые отметил, что «графические методы в науке – это своеобразный язык, при помощи которого добытые научные результаты легко сделать всеобщим достоянием».

Правило Ципфа «ранг-размер»: если территория представляет собой целостный экономический район, население n-го по размеру города составляет 1/n числа жителей самого крупного города территории. Nr=N 1 /r, где r – ранг данного города Nr – численность населения города ранга r N 1 – численность населения самого крупного города

Это интересно. Закономерность, выявленная ученым, справедлива и для других сторон человеческой деятельности. Закон Ципфа: если все слова языка (или просто достаточно длинного текста) упорядочить по убыванию частоты их использования, то частота n-го слова в таком списке окажется приблизительно обратно пропорциональной его порядковому номеру n (так называемому рангу этого слова). Например второе по используемости слово встречается примерно в два раза реже, чем первое, третье в три раза реже, чем первое, и т. д. Закон Ципфа для русской Википедии. График построен для частоты запросов.

С чем связаны исключения в правиле «ранг-размер»? - история развития экономики государства; - формирование государственности (колониальный статус, объединение или распад государств); - природные условия (рельеф, климат); - роль города в региональной и глобальной системе расселения и т.д. Задание: на политической карте мира в атласе найдите крупнейшие города отсталых стран. Какова закономерность их размещения? Приведите примеры развитых стран, где правило Ципфа не работает.

Сравним кривые Ципфа для Узбекистана и Польши

- Позволяет делать выводы о распределении городов и сформированности системы городского расселения - Если кривая будет располагаться ниже идеальной кривой, то это значит, что в стране имеется всего один крупный город, в котором сконцентрировано хозяйство и основная часть городского населения страны. Такая ситуация характерна для отсталых стран (рис. 25 стр. 38) - Если кривая проходит выше идеальной кривой, для страны характерна высокая плотность населения, лона насыщена городами. Такая ситуация характерна для развитых стран (рис. 26, стр. 38). Каково практическое применение кривой Ципфа?

Проверим правило Ципфа.

Физкультминутка Вращение глазами по кругу Вращение глазами по восьмерке Вращение глазами влево-вправо Посмотреть на кончик носа – затем посмотреть вдаль Переводить взгляд с одного цвета на другой Закрыть глаза, расслабиться

1. Найдите приведенные в таблице города на карте, дайте оценку их географического положения (в центре страны, на периферии, на равнине, в горах и т.д.), функций в системе расселения. 2. Используя данные таблицы, постройте реальную и идеальную кривые Ципфа для стран (по вариантам). 3. Сравните получившуюся реальную кривую с идеальной. 4. Сделайте вывод о сформированности системы расселения, применимости правила Ципфа для этой страны. 5.Объясните зависимость сформированности системы расселения страны от уровня ее развития. 6.Приведите примеры стран, у которых кривая Ципфа будет похожа на кривую выбранной страны. Практическая работа. 1 вариант Австрия (1 клетка – 250 тыс. чел.) 2 вариант Германия (1 клетка – 500 тыс. чел.)

АвстрияГермания ГородЧисленность населения, чел.ГородЧисленность населения, чел. 1Вена Берлин Грац Гамбург Линц Мюнхен Зальцбург Штутгардт Инсбрук Дюссельдорф Клагенфурт906106Бремен Филах588827Ганновер Вельс579468Дрезден Санкт-Пельтен490019Висбаден Дорнбирн Киль Штайр Магдебург Винер-Нойштадт Эрфурт Фейльдкирх Майнц Брегенц Саарбрюккен Вольфсберг Потсдам Баден Шверин97700

СтранаСоответствие реальной и идеальной кривой Ципфа Вывод об уровне социально- экономического развития страны Вывод о применимости правила Ципфа при анализе АвстрияРеальная кривая ниже идеальной. Доминирующая роль столицы. Следуя правилу Ципфа получается, что страна имеет низкий уровень социально- экономического развития и короткую историю развития урбанизации. Этот вывод неверен. Правило не применимо. Столица – на равнине, все остальные города – в горах. ГерманияРеальная кривая практически соответствует идеальной. Экономически развитая страна. Правило применимо.

Численность населения города зависит от _____________ ______________________________________________ Система расселения зависит от______________________ ______________________________________________ Одна из закономерностей системы расселения – это количественное соотношение_______________________ ________________________________________ городов. Кривая Ципфа позволяет определить________________ ______________________________________________ Проверим себя

1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока? 2. Пригодятся ли мне, полученные на уроке знания, для карьеры? 3. Я бы хотел обсудить с друзьями… 4.На уроке у меня возникла идея… Рефлексия

Выбери картинку, которая соответствует твоему настроению на уроке

1. Постройте кривые Ципфа для России в 1897г, в 1980.г, в 2009 г. Для работы подберите необходимые статистические материалы в разных источниках информации. Проанализируйте и объясните получившиеся графики. Сделайте вывод о динамике системы городского расселения в России. или 2.Проведите исследование и установите: работает ли правило Ципфа для системы городского расселения Алтайского края? или 3. Попробуйте проверить работу правила Ципфа на примере какой-либо сферы человеческой деятельности. Домашнее задание:

– интерактивная карта Москвы – география городов мира – ассоциация мэров городов, все о городском развитии мира – федеральная служба государственной статистики РФ – глобальная статистика – организация объединенных наций – всемирная торговая организация – всемирный банк реконструкции и развития – международная организация по торговле и развитию – сайт поддержки по программе В.Н.Холиной Дополнительные источники информации по теме урока: Лаппо Г.М. География городов. – М.:Владос, 1997 Максаковский В.П. Географическая картина мира. – Дрофа, 2005 Холина В.Н., Бунакова Т.М. География:пособие для поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004