МОУ СОШ 20 г.Коломна Московской области Урок-презентация проекта «Симметрия в архитектуре Коломны» Над проектом работали учащиеся 11-го профильного класса реставраторов Руководитель проекта: учитель математики Безрукова Т.Ю., при участии учителя истории архитектуры Чертихиной Г.А.
Цели урока: Выявить значение принципа симметрии в деятельности человека. Выявить архитектурные стили, представленные в Коломне. Научиться определять виды симметрии, представленные в архитектуре родного города. Познакомиться с понятиями «асимметрия», «диссимметрия», «антисимметрия». Ответить на вопросы: 1)Во всем ли в жизни симметрия? 2)Только ли симметрия является признаком красоты?
План урока 1.Теоретический блиц-опрос 2.Защита учебных проектов 3.Подведение итогов работы над проектами 4.Домашнее задание
Блиц-опрос 1.Что понимается под движением пространства? 2. Приведите примеры движений.
3.Иллюстрация какой симметрии представлена на рисунке? А) Переносная а Б) 60 0 Поворотная О
В) О Центральная Г) a Осевая
Д) Зеркальная
4. Является ли преобразование подобия движением? Почему? А В A B AB AB
5. Назовите архитектурные стили готикабарокко хай-текмодерн классицизмампир футуризм конструктивизмэклектика
6. Что называется композицией в архитектуре? Компози́ция (лат. compositio составление, связывание, сложение, соединение). Архитектурная композиция – целостная система архитектурных форм, отвечающих художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.
« Чувство симметрии и реальное стремление его выразить в быту и в жизни существовало в человечестве с палеолита… Этот опыт многих тысяч поколений ясно указывает на глубокую эмпирическую основу этого понятия…» Академик В.И.Вернадский (1863 – 1945 гг)
« Изучение археологических памятников показывает, что человечество на заре своей культуры уже имело представление о симметрии… применение симметрии в первобытном производстве определялось не столько эстетическими мотивами, но в известной мере и уверенностью человека в большей пригодности для практики правильных форм.» Академик А. В. Шубников (1887 – 1970 гг)
Маринкина башня
Грановитая башня
Ямская Спасская Погорелая Семеновская
Пятницкие ворота
Пирамида фараона Хеопса в Гизе. XXYIII в. до н. э.
Успенский собор
Шатровая колокольня
Церковь Иоанна Богослова
Церковь Михаила Архангела
Троицкая церковь в Щурове
Сергиевская церковь Башня Брусенского монастыря Башня Старо-Голутвина монастыря
Деко́р Деко́р совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров. Может быть живописным, скульптурным, архитектурным. Различают «активный» декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для украшения здания. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.
Башня выполнена в скромных архитектурных формах: ее украшали лишь белокаменные детали. Над проездными арками ворот находились барельефные иконы, резные из белого камня.
Орнамент – ритмично повторяющийся рисунок, основанный на симметричной композиции его элементов и выражаемый линией, цветом или рельефом. Основные типы орнаментов – сетчатые, ленточные, круговые, центрические (розеты).
Лепной архитектурный декор широко применяется при строительстве жилых сооружений в классическом стиле, а также в стиле модерн, эклектика, китч. К разновидностям элементов фасадного декора относят такие элементы, как колонны, пилястры, наличники, карнизы, сандрики.
Диссимметрия это частично расстроенная симметрия, противоречивое единство симметрии и асимметрии, обозначающее некоторый упорядоченный отход от симметрии; это асимметрия внутри симметрии и наоборот.
Дом Масловых, ул. Казакова, 5 Ледовый дворец
«Хотя порядок и необходим искусству, однако посредственное искусство как раз и страдает от избытка порядка». Чарльз Пирс
Антисимметрия – это сохранение одного свойства объекта и замена другого свойства на противоположное.
Асимметрия– это отсутствие симметрии.
Архитектурная композиция Ново-Голутвина монастыря
Асимметрия в архитектуре Коломны
Продуктами нашего проекта стали слайд-фильм, буклет с фотографиями и макеты, которые могут быть использованы на уроках геометрии, МХК, ИЗО, краеведения, на элективных курсах в 9-ых классах по предпрофильной подготовке, классных часах, посвященных истории родного города. Продуктами данного учебного проекта стали слайд-фильм, буклет с фотографиями и макеты, которые могут быть использованы в общеобразовательных классах на уроках геометрии, МХК, ИЗО, краеведения, на элективных курсах в 9-ых классах по предпрофильной подготовке, классных часах, посвященных истории родного города. Продуктами нашего проекта стали слайд-фильм, буклет с фотографиями и макеты, которые могут быть использованы на уроках геометрии, МХК, ИЗО, краеведения, на элективных курсах в 9-ых классах по предпрофильной подготовке, классных часах, посвященных истории родного города.
Литература 1.Большаков М.В. Декор и орнамент в книге: Альбом. - М.: Книга, Волошинов А. В. Математика и искусство. - М.: Просвещение, Гильде В. Зеркальный мир. М.: Мир, 1982г. 4. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля, 3 изд. - М.: Дрофа, Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История Русской архитектуры. Стройиздат, Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. - М.: Правда, Интернет-ресурсы: История Русской архитектуры. Стройиздат г. В.И.Пилявский, А.А.Тиц, Ю.С.Ушаков;