« ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ ПЕПЕЛИЩУ» В ПОВЕСТВОВАНИИ И.ШМЕЛЕВА « ЛЕТО ГОСПОДНЕ». Урок литературы в 11 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интерактивный кроссворд по основам православной культуры.
Advertisements

Яблочный спас. История праздника 1. Праздник отмечался в Палестине с IV века, с того времени, когда императрицей Еленой на горе Фавор был построен храм.
Урок литературы в 11 классе Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Барышниковой Натальей Николаевной.
План-конспект урока литературы (5 класс) на тему: Урок литературы. И.С. Шмелев. "Как я встречался с Чеховым. За карасями"
«Пасхальный благовест». Православный праздник 2 класс Учитель: Кусова И.К. МОУ гимназия 4 г.Новороссийск.
Презентация к занятию (подготовительная группа) по теме: Патриотическое воспитание. Презентация.
Презентацию подготовила Теклина Злата Валентиновна руководитель кружка « Основы православной культуры » МОУ « СОШ села Мизино - Лапшиновка »
Областной заочный фестиваль для учащихся образовательных учреждений «Семья – счастливая планета». Работа ученика 11 класса МОУ «Краснолиманская СОШ общеобразовательная.
Шмелёв Иван Сергеевич ( ). Иван Сергеевич Шмелёв родился и вырос в Москве, в Замоскворечье, в семье подрядчика по строительным работам. В доме.
Тема : Календарь и праздники православной культуры Автор разработки : Преподаватель ОПК БОУ СОШ 35 МО Динской район Блоха А. В.
Моя родина – Россия ! моя родина !Выполнила : Сергеева Диана Ученица 6 «А» класса.
Ценности – всё, что имеет значение для человека: страна, её традиции, дом, произведения культуры, материальные ценности – одежда, книги, велосипеды и.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПАСХОЛЬНОГО КУЛИЧА»
Сюжеты русской иконописи Основными сюжетами русской иконописи стали сцены из ветхозаветной и евангельской истории, сцены из жизни христианских святых.
Срок реализации проекта: С 1 февраля по 14 мая. - Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края. - Развивать эмоционально.
Закон Божий Для семьи и школы Со многими иллюстрациями Составил Протоиерей Серафим Слободской СТК «Светочъ»
Моя семья: ценности, истории, взаимоотношения Автор: Учитель истории Попова Н.С.
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.
В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом,
Детям о Пасхе. Бог – это тот, кто создал этот прекрасный мир, для того, чтобы люди были счастливы.
Транксрипт:

« ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ ПЕПЕЛИЩУ» В ПОВЕСТВОВАНИИ И.ШМЕЛЕВА « ЛЕТО ГОСПОДНЕ». Урок литературы в 11 классе

Эпиграф к уроку Два чувства дивно близки нам- Два чувства дивно близки нам- В них обретает сердце пищу- В них обретает сердце пищу- Любовь к родному пепелищу, Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам Любовь к отеческим гробам А.С. Пушкин А.С. Пушкин

Цель: проанализировать проанализировать идейно – художественное своеобразие отдельных глав книги идейно – художественное своеобразие отдельных глав книги

И. Шмелев (1873–1950), русский писатель. С 1922 в эмиграции. Родился 21 сентября (3 октября) 1873 в Москве. Москва стала одной из главных тем его творчества. Происходя из купеческой семьи, где неукоснительно соблюдались каноны православного благочестия, Шмелев, выросший в Замоскворечье, до конца жизни считал этот патриархальный мир своей духовной твердыней. Он воспет в произведениях Шмелева, ставших, согласно авторскому замыслу, апофеозом «русской национальной религиозности»: в дилогии Лето Господне и Богомолье (она создавалась с конца 1920-х годов, первые издания вышли в 1933 и 1935, полное издание в 1948).

« Писатель сильного темперамента, страстный, бурный, очень одаренный и подземно навсегда связанный с Россией» « Писатель сильного темперамента, страстный, бурный, очень одаренный и подземно навсегда связанный с Россией» Б. Зайцев. Б. Зайцев. « В ней я показываю лицо святой Руси, которую ношу в своем сердце… Россию, которая заглянула в мою детскую душу…» И.Шмелев. И.Шмелев. «Эту книгу надо иметь и постоянно возвращаться к ней, утешаться, очищаться, лечиться ею». И.А.Ильин И.А.Ильин

Композиция романа Кольцевая Россия Москва Калужская улица Дом

Глава «Мартовская капель»? Что такое «Великий пост»? «Великий пост» пост накануне христианского праздника Пасхи. Важно здесь обратить внимание на диалектику «строгости», в какой постящиеся держат себя, и начинающееся радостное пробуждение природы. Ощущение праздника оставляет даже работа по набивке погребов льдом, и праведник Горкин «сквозь пальцы» смотрит на некоторые вольности работающих. Особое место в этой главе занимает образ лужи, которая символизирует собой незыблемость и разумность мироздания, не требующего от человека никакой переделки и усовершенствования: «Спокон веков она живет. Так уж ей тут положено. Кто ее знает... может, так, ко двору прилажена!» говорит мудрый Горкин.

Глава «Троицын день» День Святой Троицы отмечается православной церковью на пятидесятый день после Пасхи: в основе его библейское предание о явлении Аврааму в об­лике трех ангелов бога Яхве, в чем христиане видят первое проявление тайны троичности единого божества. Шмелев особое внимание уделяет народным поверьям, связанным с этим праздником, некоторые из которых восходят еще к дохристианской эпохе: поверью о Христовой лесенке, о том, что на Троицу сам Господь нисходит на землю, что на Духов день обязательно должна быть гроза и т. д. Преемственность народного православия по отношению к многим до­христианским традициям прекрасно передает и «молитовка» прабабушки Устиньи, не случайно вызывающая гнев отца Виктора, так как обращена эта мо­литовка к «матери сырой земле». «Завтра вся земля именинница», говорит Горкин: в народном календаре Троица знаменовала собою рубеж между зимой и летом, начало летних полевых работ. Березка сим­ волизировала собой неисчерпаемую силу жизни.

Глава «Яблочный спас» Второй Спас отмечают 6 (19) августа в день Преоб­ражения Господня в Евангелии говорится, что в этот день на горе Фавор перед лицом двух своих учеников Иисус Христос преобразился: его одежды стали белыми, а от лица и рук начало исходить сияние. В народе именно со второго Спаса начинался сбор яблок и овощей: до этого собирать и есть садовые ябло­ки запрещалось (см. также разъяснения Горкина). Эта глава одна из самых чувственных в книге: в ней ярко воплотилось то, что называют синестезией сопряжением разных видов чувственного восприя­тия, создающее ощущение полноты жизни, активи­зирующее все органы чувств («кисло трещат кузнечики, и кажется, что и от этого треска исходит свет золотистый, жаркий», «а я дышу и дышу этим сладким и липким духом» и др.). Есть в главе и образ, отсылающий нас к рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки, в обоих случаях неожиданно попавшееся яблоко заставляет рассказчика памятью возвращаться к далекому прошлому, к изобилию былой жизни.

Выводы В ней я показываю лицо святой Руси, которую ношу в своем сердце… В ней я показываю лицо святой Руси, которую ношу в своем сердце… Россию, которая заглянула в мою Россию, которая заглянула в мою детскую душу. детскую душу. И.Шмелев И.Шмелев Вся книга Шмелева доказательство единства прошлого, настоящего и буду щего.Будущего-потому, что нет уже давно Шмелева и описываемой им Руси, но живет она в сердцах читателей

«Эту книгу надо иметь и постоянно возвращаться к ней, утешаться, очищаться, лечиться ею». «Эту книгу надо иметь и постоянно возвращаться к ней, утешаться, очищаться, лечиться ею». И.А.Ильин И.А.Ильин Вера в сердце Шмелева воскресла после расставания с Россией, любовь его к Родине не иссякла. Живой русский народный язык еще оставался в памяти Ивана Шмелева. Писатель показал себя достойным звания истинного патриота.

Борис Кустодиев