ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ 1 Чеберяк Ирина Николаевна, МБОУ ВСОШ 5.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Симптомы, стадии, профилактика Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению.
Advertisements

"Учитесь властвовать собой!" - профилактика профвыгорания педагогов
Педагог-психолог: Белолипецкая В. В.. АКТУАЛЬНОСТЬ: Внедрение профессионального стандарта педагога Предъявление новых региональных требований к профессиональной.
Автор: педагог-психолог МОУ-СОШ 6 г.Маркса Дунина Ольга Вениаминовна.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.
МБДОУ г. Иркутска детский сад г. Синдром профессионального выгорания Автор Гусева Марина Петровна.
Синдром профессионального выгорания Мороз Екатерина 2ПСР.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Материал к семинару подготовлен Матухно И.М., педагогом-психологом МОУ СОШ 19 г. Комсомольска-на-Амуре.
Саморегуляция психического состояния как профилактика профессионального выгорания педагогов.
Л. А. Спирина Н. Э. Ивасько. сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; научить обучающихся осознанно выбирать поступки,
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ. По оценкам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году депрессия выйдет на первое место в мире в структуре заболеваемости.
Профилактика профессионального выгорания.. Представление о профессиональном выгорании. Профессиональное выгорание- это синдром, развивающийся на фоне.
Ведущая: педагог-психолог Петрова Альфия Ямалдиновна МОУ начальная школа-д/сад с. Северный;
С ИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ. Ч ТО ТАКОЕ СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ? Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся.
Саморегуляция педагога, как способ профилактики профессионального выгорания. Тема педсовета:
ПЕДАГОГИ УЧАЩИЕСЯ РОДИТЕЛИ Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА Педагог-психолог МОУ «Сош 13 с УИОП» Слезкина Е.В год.
Презентация к уроку (психология) на тему: Презентация "Эмоциональное выгорание педагогов"
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
Транксрипт:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ 1 Чеберяк Ирина Николаевна, МБОУ ВСОШ 5

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты» (Гринберг Д., 2002). 2

Синдром профессионального выгорания - не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Безусловно, что синдрому профессионального (психологического) выгорания, больше подвержены люди, работающие в сфере деятельности «человек- человек»: врачи, педагоги, психологи, менеджеры различных отраслей, официанты, продавцы-консультанты и многие другие. 3

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. 4

5

Первая стадия- снижение самооценки беспомощность и апатия переходящие со временем в агрессию и отчаяние; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» 6

Вторая стадия -одиночество не в состоянии установить эмоциональный контакт с другими людьми; появление неприязни -вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. это неосознаваемое проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. 7

Третья стадия - соматизация притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; усталость, апатия и депрессия, приводящие к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости. 8

Проявление ПВ у педагогов (по стажу работы) Педагоги со стажем 0-5 лет. Возрастные границы в данной группе лет. Педагоги со стажем 5-10 лет. Возрастные границы в данной группе лет. Педагоги со стажем лет. Возрастные границы в данной группе лет. Педагоги со стажем лет. Возрастные границы год. Педагоги со стажем 20 лет и более. Возрастные границы в данной группе лет. 9

10 Выраженность профессионального выгорания у педагогов (по стажу работы)

11 Выраженность профессионального выгорания у педагогов (по темпераменту)

Симптомы профессионального выгорания заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений; возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин. Психофизические: чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу); постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; Полная или частичная бессонница 12

Симптомы профессионального выгорания Социально-психологические: безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»). постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности) 13

Симптомы профессионального выгорания Поведенческие: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит); вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств. Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее. 14

Что нужно и чего не нужно делать при ПФ НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. 15

НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. Что нужно и чего не нужно делать при ПФ 16

НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Что нужно и чего не нужно делать при ПФ 17

Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Что нужно и чего не нужно делать при ПФ 18

Проявляйте ваши желания прямо, ясно и четко, говорите о них семье, друзьям и на работе. Что нужно и чего не нужно делать при ПФ 19

Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно. Что нужно и чего не нужно делать при ПФ 20

ПРОФИЛАКТИКА ПВ Психическая саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. 21

Эффекты саморегуляции: - эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности), - эффект восстановления (ослабление проявлений утомления), - эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности). Способы саморегуляции: - смех, улыбка, юмор; - размышления о хорошем, приятном; - различные движения типа потягивания, расслабления мышц; - рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; - высказывание похвалы, комплементов кому-либо просто так. - вдыхание свежего воздуха; - чтение стихов; 22

ПРОФИЛАКТИКА ПВ Релаксация глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. 23

1. Для расслабления жевательных мышц при вертикальном положении головы беззвучно произнесите звук «ы», позвольте своей челюсти отвиснуть. 2. Расслабьте язык. Это можно сделать с помощью беззвучного слога «тэ». Если Вы сидите – язык должен расслабленно «развалиться» в пространстве нижней челюсти, мягко уперевшись в заднюю поверхность нижних зубов. Если лежите, кончик языка слегка упирается в заднюю поверхность верхних зубов (нижняя челюсть при этом смещается слегка вниз). 3. Побудьте в этом состоянии несколько минут, понаблюдайте, как с расслаблением жевательных мышц по всему телу проходит волна расслабления, как расслабляются мышцы лица, тяжелеют веки, становится размытым взгляд (это происходит из-за расслабления мышц, фокусирующих хрусталик). 4. Если упражнение длилось менее 10 минут и/или не наступило глубокого аутогенного состояния – достаточно сделать несколько глубоких вдохов и резких выдохов, потом на вдохе потянуться всем телом и на выдохе открыть глаза. Упражнение «Маска релаксации» 24

ПРОФИЛАКТИКА ПВ «Супервизия – это сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности». Супервизия позволяет: -поделиться своими чувствами; -выявить и обозначить затруднения, которые возникли в работе с клиентом; -получить обратную связь о проделанной работе; -проанализировать причины своих затруднений; -расширить свои теоретические и практические представления; -наметить пути дальнейшей работы с клиентом. 25

Как избежать встречи с синдромом ПВ 26

Будьте внимательны к себе: это поможет вас своевременно заметить первые симптомы усталости. 27

Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. 28

Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. 29

Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. 30

Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. 31

Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. 32

Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. 33

Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам? ? 34

35

своей цели можно идти разными дорогами, главное, на этой дороге заранее не «сгореть»… 36

Интернет источники (дата просмотра интернет источников ) issledovaniya-faktorov-emotsionalnogo-vigoraniya-pedagogov.html