Православный храм: архитектура и символика христианский храм – сложный символ, под видом земного приоткрывающий нам неизвестное Горнее. христианский храм.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Храмовый синтез искусств 9 класса
Advertisements

Образ храма как корабля, плывущего по житейским волнам от греха и смерти к спасению и вечной жизни. Колокольни и купола сравнивают с мачтой, надутыми.
@_МОУ Барановская СОШ_Ф.С. Захарова_2010. Успенский собор Кремля.
Устройство православного храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир.
Символика архитектуры православного храма. Крестово- купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной.
Символика архитектуры православного храма. Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую»,
РУКОТВОРНОЕ ЧУДО. Большинство памятников древнерусского зодчества, дошедших до нас, храмы. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре.
Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль и должен иметь три двери как указание на Святую Троицу. Образ.
Тема урока: «Своеобразие архитектурных традиций. Особенности храмового зодчества» Урок МХК в 9 классе.
Современный вид православного храма есть сочетание долгого развития и устойчивой традиции. Основные части храма сложились уже в ветхозаветный период.
Русская православная церковь причислила князя Владимира и его бабушку княгиню Ольгу, принявшую христианство ещё в 9 в., к лику святых, и теперь они называются.
Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов.
Автор : Артамонова Елена Александровна, учитель изобразительного искусства, г. Кемерово МБОУ «СОШ24»
Символика архитектуры православного храма. Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую»,
1 - Единость Бога 3 - Святая троица 5 - Иисус и четырех евангелиста 7 - Церковные таинства 9 - Количество ангельских чинов 13 - Христос и 12 Апостолов.
Иконостас и его составные части Подготовил: Белый Андрей, 2 курс.
Православный храм « Православный храм ». Гипотеза: Храм необычное строение, есть секреты в его возведении, относится к нему нужно по особому.
Символика архитектур ы православн ого храма. Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую»,
Каменная София Киева сер. ХI в. и памятный крест с распятием (кальварий) на месте алтаря деревянной Софии 952 г. 13 глав храма - символы Христа и 12 Апостолов.
Благовещенский собор. Исаакиевский собор в Петербурге.
Транксрипт:

Православный храм: архитектура и символика христианский храм – сложный символ, под видом земного приоткрывающий нам неизвестное Горнее. христианский храм – сложный символ, под видом земного приоткрывающий нам неизвестное Горнее.

Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном предании. Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном предании. Детальное раскрытие символика храма получает в IV–VIII вв. в трудах святых отцов – творцов канонов: Максима Исповедника, Софрония, Германа, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Симеона Солунского. Детальное раскрытие символика храма получает в IV–VIII вв. в трудах святых отцов – творцов канонов: Максима Исповедника, Софрония, Германа, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Симеона Солунского.

Храм – «дом Господень» Храм – это священное место, где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах. Храм – это священное место, где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах. Храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир. Храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир. Храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения. Храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения.

храм есть образ мира В основании полагается камень с изображением храма и 12 других камней, в ознаменование того, что Церковь покоится на Христе и 12 апостолах. В основании полагается камень с изображением храма и 12 других камней, в ознаменование того, что Церковь покоится на Христе и 12 апостолах. Храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон Петр Карнатский (XII в.) Петр Карнатский (XII в.)

Православный храм Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. алтарь область бытия Божия, алтарь область бытия Божия, собственно храм область ангельского мира собственно храм область ангельского мира притвор- область земного бытия. притвор- область земного бытия.

Православный храм Восточная часть – область света, «страна живых», страна райского блаженства, которая символизируется восходом солнца, востоком.

Алтарь Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник». Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник». Он символически изображает место, где восседает на престоле с апостолами Христос. Он символически изображает место, где восседает на престоле с апостолами Христос.

Солея, амвон Солея – «возвышение» на запад, к молящимся. Это место для певцов и чтецов, которые символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу. Солея – «возвышение» на запад, к молящимся. Это место для певцов и чтецов, которые символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу. Амвон – полукруглый выступ солеи, знаменует собой и гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос. Амвон – полукруглый выступ солеи, знаменует собой и гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос.

иконостас Иконоста́с - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон Иконоста́с - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени.

иконостас верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа Третий ряд – праздничный, здесь изображена земная жизнь Христа Третий ряд – праздничный, здесь изображена земная жизнь Христа Четвертый ряд – символизирует моление Церкви за весь мир. Четвертый ряд – символизирует моление Церкви за весь мир. Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь. Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь.

Средняя часть храма Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь (молящиеся). Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь (молящиеся).

Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших – внутри или снаружи храма Притвор– символ мира еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая.

Своды, столпы, купол. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небо. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небо. Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, христианскую веру, Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики. Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, христианскую веру, Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики. В куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель. В куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель.

Символика архитектуры храма Верх храма состоит из основания, которое иногда называют «трибун», а также «шеи», главы, состоящей из «маковицы» и креста. Верх храма состоит из основания, которое иногда называют «трибун», а также «шеи», главы, состоящей из «маковицы» и креста.

крест Крест – главный христианский символ Самого Христа и символ крестного пути. Вид креста указывает и на таинство Троицы: Крест – главный христианский символ Самого Христа и символ крестного пути. Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указывает нам на Бога Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа своей вертикалью он указывает нам на Бога Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа

форма главы – полусфера – образ ровного сияния или света Бога, сходящего с неба. Образ пламени – символ молитв, обращенных верующими к Богу форма главы – полусфера – образ ровного сияния или света Бога, сходящего с неба. Образ пламени – символ молитв, обращенных верующими к Богу

Многоглавие храмов Одна глава знаменует единство Бога. Одна глава знаменует единство Бога. Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Три главы знаменуют Святую Троицу. Три главы знаменуют Святую Троицу. Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов. Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов. Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Тридцать три главы – число земных лет Спасителя. Тридцать три главы – число земных лет Спасителя.

Символика материала Камень – символ прежде всего Самого Христа. Камень – символ прежде всего Самого Христа. Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души. Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души.

Задание для любознательных: Какого цвета бывают главы (купола) храмов и что символизируют эти цвета? Какого цвета бывают главы (купола) храмов и что символизируют эти цвета?

Успенский собор Московского кремля Что нового вы узнали о православном храме? Что нового вы узнали о православном храме?

литература 1. Кудрявцев М.П. Русский храм // К Свету С Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм: Символический язык архитектурных форм // К Свету С Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К Свету С Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., С Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство С. 70–79 6. Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Православное обозрение Кн. 4