1 Организация предпрофильной подготовки обучающихся из опыта работы МОУ СОШ 12 МОУ СОШ 12Автор Костыгина Н.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организации предпрофильной подготовки девятиклассников (теория)
Advertisements

Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Профильная школа. Проблемы и пути их решения.. Проблемы Перегрузка расписания в профильных и предпрофильных классах. Перегрузка расписания в профильных.
Проект Портфолио учащегося как метод оценивания качества знаний и достижений.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Выполнила Гаврилова Татьяна Сергеевна школа 47 имени Д.С. Лихачева Санкт -Петербург 2005 год.
« Портфолио» как система накопительной оценки выпускника основной школы.
Зам.директора по ВР: Мелёхина Л.В Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися.
«Человек не ценится теперь как носитель знаний, важно, чтобы он был деятель» В.В.Путин.
Эксперимент: предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Основные приоритеты профильного обучения Признание права старшего школьника на выбор уровня собственных достижений (обязательного или повышенного) и обеспечение.
Папка личных достижений ("Портфолио"). Портфолио Индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных.
Как средство оценивания учебных достижений учащихся.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 8 г. Сочи учебный год.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся основной школы. Подготовила: Желтобрюхова Т.А. Шебекино 2012 год.
Нелинейное расписание, как средство индивидуальной траектории развития подростка.
Папка личных достижений ("Портфолио") выпускника основной школы.
Экспериментальная работа по теме: «Разработка и апробация региональной модели научно- методического, организационно- педагогического сопровождения муниципальных.
МОУ « Сизинская средняя общеобразовательная школа»
Цели и задачи предпрофильной подготовки и профильного обучения © Кафедра управления образованием ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» 2009.
Транксрипт:

1 Организация предпрофильной подготовки обучающихся из опыта работы МОУ СОШ 12 МОУ СОШ 12Автор Костыгина Н.Ю.

2 Многие годы мы говорили о том, что дети в школе перегружены ненужными сведениями. Учащиеся обязаны запомнить много такого, что можно или прочитать в справочнике, или вывести самому на основании базовой информации. Образование – это процесс перманентной социализации человека. Соответственно и содержание образования и его характер полностью определяются текущим состоянием социума и теми требованиями, которые социум предъявляет человеку. Требование современного образования – это переход на профильное обучение.

3 С чего мы начали? Естественно с изучения нормативных документов Министерства образования, рекомендаций Комитета по образованию, компиляции из материалов из книг и Интернета. Мы создали банк материалов по предпрофильной подготовки и профильному образованию. Была разработана программа предпрофильной подготовки до 2012 года.

4 Предпрофильная подготовка - система педагогической, психолого – педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности

5 При формулировании целей и задач были учтены особенности подросткового возраста 1.Неустойчивость и неопределённость познавательных интересов 2. Высокий уровень тревожности 3. Высокая эмоциональность и впечатлительность 4. Преобладание наглядно – действенного мышления 5. Преобладание внешней мотивации (оценка) над внутренней 6. Совмещение черт «мыслительного» и «художественного» типов

6 Цели предпрофильной подготовки формирование опыта самосознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть осуществлено предварительное личностное, социальное и профессиональное самоопределение; формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; формирование учебно – практической самостоятельности; формирование общих приёмов и способов интеллектуальной и практической деятельности.

7 Цели предпрофильной подготовки Выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составить представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта

8 Задачи предпрофильной подготовки Выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля в старшей школе; Оказание психолого – педагогической помощи в приобретении обучающимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением; Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

9 Этапы организации предпрофильной подготовки обучающихся Изучение образовательных запросов детей и родителей школы посредством анкетирования и собеседований Изучение образовательных запросов детей и родителей школы посредством анкетирования и собеседований Анализ педагогического потенциала школы: Анализ педагогического потенциала школы: - кадровых ресурсов - методических ресурсов -материально – технических ресурсов Планирование деятельности по предпрофильной подготовки обучающихся Планирование деятельности по предпрофильной подготовки обучающихся

10 Анкета «Курсы по выбору» (предметные) Фамилия, имя __________________________________________________________ Класс __________________ Выбери четыре наиболее нужных тебе курса из предлагаемых ниже (каждый курс рассчитан на одну четверть ): Название курса Математика Литература Ин. язык (какой) История Физика Химия Черчение Обществознание Технология Дата заполнения «_____»________________2007 г. Подпись учащегося _________________ С выбором моего сына (дочери) согласен (согласна) ________________( ______________) (фамилия родителя)

11 Анкета «Курсы по выбору» (ориентационные) Фамилия, имя ____________________________________________________________ Класс _____________ Выбери четыре наиболее нужных тебе курса из предлагаемых ниже (каждый курс рассчитан на одну четверть): Название курса Практическая социология Работа с различными источниками информации Эксперимент в естественных науках Современные проблемы медицины Направления развития сельского хозяйства Права человека Дата заполнения «_____»________________2002 г. Подпись учащегося _________________ С выбором моего ребенка согласен (согласна) ________________( ______________) (фамилия родителя)

12 п / п Наименование курса по выбору в соответств ии с учебным планом Анализ педагогического потенциала школы – её кадровых, методических и материально – технических ресурсов ФИО.Образование, специальнос ть Квалификацион ная категория Стаж пед. работы 1История языка и история литературы Нуждина В.В. Высшее, учитель русского языка и литературы первая24 г. 2Окружающая среда и здоровье человека Мухина Т.З., учитель биологи и ГГУ им. Н.И.Лобачевс кого биолог, преп. биологии и химии Высшая категория Заслуженный учитель России 24 г. 3Функция: сложно, просто, интересно Мустафина А.Б. Башкирский ГПИ, учитель математики высшая34 л.

13 п / п Наименование курса по выбору Автор, название, место издания, издательство, год издания, вид и характеристика иных информационных ресурсов 1Экскурсовод? Гид – переводчик? Это легко. Аркин В.Д. Английский язык для студентов 3 – го курса языковых ВУЗов. – Москва, 1999 Томакин Д. Американизмы: реалии сегодня. – Москва Формановская Н.И., Швецова С.В. Речевой этикет: русско – английские соответствия. – Москва: «Высшая школа», Окружающая среда и здоровье человека Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие. – М, 1992г. Введение в экологию человека, - Н.Новгород, 1994 г. Педагогика. – М, 2005г. 2. Школьные технологии. – 2004г., 1,5. – М. 3Функция: сложно, просто, интересно Козина М.Е. Математика. Сборник элективных курсов. - Волгоград. Издательство «Учитель», 2006 г. Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре для 8 – 9 классов. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углублённом изучением курса математики. - М.: Просвещение г.

14 п / п Наименование курса по выбору в соответствии с учебным планом Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования 1.Окружающая среда и здоровье человека, Учебный кабинет – 1 оснащен: - Микроскопы – 15 шт. - Коллекции (домашние растения, гербарии, насекомые, семена и т.д.) – 27 шт. - Влажные препараты – 10 шт. - Микропрепараты – 7 комплектов - Аквариум (действующий) – 2 шт. - Наглядные пособия (скелет человека, торс человека и т.д.) - Таблицы – 5 комплектов - Рельефные таблицы – 10 шт. - Раздаточный материал, динамические пособия - Карточки задания по биологии и экологии - Тесты по биологии и экологии – 15 комплектов 2.Функция: сложно, просто, интересно Учебный кабинет - 1 оснащён: - Раздаточный материал - Карточки – задания - ПК – 1 шт. - Мультимидийная программа -2 шт.

15 Условия необходимые для осуществления предпрофильной подготовки Организационные Информационные Кадровые Мотивационные Научно – методические Нормативно – правовые Материально - технические

16 Влияние на выбор дальнейшего обучения

17 Предпрофильная подготовка Курсы по выбору Информационная работа Профильная ориентация

18 Структура учебного плана предпрофильной подготовки обучающихся ~ 102 часа Курсы по выборуКурсы по выбору 2 часа в неделю продолжительностью 1 четверть (8 – 10 часов) – 68 часов Информационная работаИнформационная работа знакомство с учреждениями в которых можно получить образование после 9 класса – 17 часов Профориентационная работаПрофориентационная работа психолого – педагогическая диагностика, консультирование – 17 часов

19 Распределение нагрузки Учебная неделя: 1.Курсы по выбору - 2 часа 2. Информационная работа – 1 час, через неделю 3. Консультирование – 1 час, через неделю

20 Из учебного плана 9 А 9Б Курсы по выбору предпрофильно й подготовки Экскурсовод? Гид – переводчик? Это легко. 0,25 История языка и история литературы 0,25 Заповедники России.0,25 Окружающая среда и здоровье человека. 0,25 Функция: просто, сложно, интересно 0,25 Физика и здоровье0,25 Творческие задачи по черчению.0,25 Конструирование и техническое моделирование. 0,25

21 Содержание курсов по выбору Информация расширяющая сведения по предмету Оригинальный материал выходящий за рамки программы Знакомство со способами учебной деятельности для усвоения программы профиля

22 Требования к курсам по выбору Избыточное количество Вариативный характер Краткосрочность Оригинальное содержание Деятельностный подход

23 Программа курса по выбору «Конструирование и техническое моделирование» Составила Пронозина Н.И., учитель технологии 1 квалификационной категории, МОУ СОШ 1. «Согласовано» «Рассмотрено» Председатель ШМС Председатель ШМО Костыгина Н.Ю Васильева Н.Р. Программа курса по выбору «Потребительское право» Составила Костыгина Н.Ю., учитель истории и обществознания МОУ СОШ 1 «Согласовано» «Рассмотрено» Председатель ШМС Председатель ШМО Костыгина Н.Ю Старикова М.Ю.

24 План профориентационной работы п/пСодержаниеСроки 1 Диагностика интересов, склонностей, способностей учащихся. Методики: КОТ (способности, интеллект), тест на готовность к самоопределению, анкета. Сентябрь 2007г. 2 Беседа на тему: «Склонности, интересы, задатки, способности». Игры «Как поживаешь?», «Или-или». Октябрь 2007г. 3 Беседа на тему: «Многообразие мира профессий. Проблема выбора профессии. Секреты выбора профессии («могу», «хочу», «надо»)». Игра «Угадай профессию». Ноябрь 2007г.

25 Система профконсультаций и диагностики Листы наблюдений Анкеты Консультация родителей Соцопросы Компьютерные тесты Проблемные вопросы Сотрудничество с центром занятости

26 Методики, используемые для психолого – педагогической поддержки предпрофильной подготовки обучающихся Тест «Готовы ли к выбору профессии?» Тест «Карта интересов». Опросник профессиональной готовности. Ориентировочная анкета Басса. Матрица выбора профессии. Опросник Дж. Холланда. «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова. Тест на самоопределение. Критериально – ориентировочный тест (интеллект и способности). Опросник типа мышления. Методики, изучающие темперамент, характер, особенности памяти, внимания. Упражнение «Пять шагов». Профориентационная игра «Угадай профессию» Активизирующий Опросник «За и против» Н.С. Пряжникова. Профориентационная игра «Или - или». Методика «Перекрёсток» Н.С.Пряжникова. Упражнение «А вот и я» (подготовка к собеседованию).

27 Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки Информационная работа как «работа по образовательной карте территории» Разработка информационной «образовательной карты» города Определение мероприятий по организации информирования родителей и учащихся о возможностях образовательной сети

28 План информационной работы МероприятиеСроки проведен ия 1.Посещение центра занятости, ярмарки профессий.сентябрь 2.Занятия с представителями Института Экономического развития. октябрь 3.Знакомство с профессией «Инженер - технолог», встреча с представителями профессии. (Осьминина О.А.) ноябрь 5.Знакомство с профессией «Воспитатель детского сада», встреча с представителями профессии.(Мизинова Т.Н., Негрицкая А.Л.) декабрь 6.Знакомство с профессией «Медицинская сестра», встреча с представителями профессии (Родькина Е.В., Бугрова О.Ю.) декабрь

29 МОУ СОШ 1 Дзержинский политехнический техникум пр. Чкалова, дом 19 тел. 22 – 18 – 58, Дзержинский индустриально- комерческий техникум ул. Студенческая, дом 32-а тел. 21 – 43 – 00, ПТУ 44 пр. Дзержинского, дом 34 тел. 22 – 15 – 85, ДХТ им. Красной Армии пр. Ленина, дом 79 тел , Дзержинский технический колледж пр. Ленина, дом 53 тел Дзержинский педагогический колледж ул. Грибоедова, дом 10 тел. 26 – 03 – 56, ПТУ 14 ул. Свердлова, дом 8 тел ПТУ 49 ул. Петрищева, дом 8 тел. 29 – Общие рекомендации поступающим. Прежде, чем определиться с выбором дальнейшего обучения, собери всю информацию об образовательных учреждениях города. Во всех образовательных учреждениях создана приёмная комиссия, где можно получить всю необходимую информацию об условиях приёма и специальностях, которым обучает данное образовательное учреждение. Не спеши, всё взвесь и прими правильное решение. Удачи! Дзержинский музыкальный колледж б/р. Мира, дом 2 тел , Вечернее отделение Нижегородского медицинского базового колледжа ул. Маяковского, дом 5 тел Образовательная карта г. Дзержинск

30 Портфолио «Портфель достижений обучающихся» - совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений, система накопительной оценки выпускника основной школы. Цель: выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы

31 Философия учебного портфолио предполагает: Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету Интеграцию количественной и качественной оценок Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку Основной смысл портфолио – Основной смысл портфолио – «показать всё,на что ты способен» «показать всё,на что ты способен»

32 Функции портфолио Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый промежуток времени Целеполагания – поддерживает учебные цели Мотивационная – поощряет результаты обучающихся, преподавателей и родителей Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений

33 Процедура самооценки Разработка учителем чётких эталонов оценивания и ознакомление с ними обучающихся; Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; Обеспечение ситуации когда эталоны оценивания учащимся известны и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты.

34 Разделы портфолио «Портфолио документов» «Портфолио работ» «Портфолио отзывов»

35 «Портфолио документов» представляет собой сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровнях конкурсов, соревнований, олимпиад, проектов и т.п., документы об участии в грандах, об окончании музыкальных и художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования.

36 «Портфолио отзывов» представляет собой отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, участие в конференциях и в самых разных сферах приложения сил учащегося. Составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия собственной деятельности.

37 «Портфолио работ» включает в себя «ведомость» или «зачётную книжку» о прохождении кусов по выбору в рамках предпрофильной подготовки, работы, проекты, исследования выполненные в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреждениях дополнительного образования, или выполненных самостоятельно, но не получивших за это подтверждающего документа, сертификаты обучения, конкурсов, соревнований и т.п., не имеющих «официального признания» на уровне федерации, региона, муниципалитета. Могут быть представлены собственные изделия, например модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т. п.

38 Механизм комплектования профильных классов с помощью государственной (итоговой) аттестации и «портфолио» Выпускники 9-х классов Результаты государственной (итоговой) аттестации + «портфолио» Построение образовательного рейтинга каждого ученика Зачисление в профильные классы

39 Зачётный документ обучающихся проходящих предпрофильную подготовку Свидетельство об изучении курса по выбору Зачётная книжка обучающегося

40 Совершенствование методической компетентности преподавателей Вынесение вопросов по разнообразию форм организации деятельности обучающихся в системе ПП на заседания МС и МО Проведение организационно – деятельностных и имитационных игр, по технологии «Портфолио» Проведение педагогических советов по данной теме Повышение компьютерной компетенции

41 Из плана работы школы на 2006 – 2007 уч. год Заседание, на котором обсуждался вопрос о предпрофильном обучении Обсуждаемые вопросы ПедсоветыОб осуществлении предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов. Эффективность предпрофильной подготовки в 9-х классах Совещания при директореОбмен опытом в проведении предпрофильной подготовки в 9-х классах (круглый стол). МСОбсуждение программ и календарно – тематического планирования курсов по выбору. Подготовка и проведение круглого стола по обмену опытом в осуществлении предпрофильной подготовки среди учащихся 9 – х классов. Создание проблемной группы с целью разработки Положения о модели «Портфолио» и критериев образовательного рейтинга выпускника основной школы. Подготовка и проведение педсовета «Эффективность предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов». Разработка системы показателей для оценки труда учителей школы, занятых в системе предпрофильного обучения. Организация предпрофильной подготовки в 2006 – 2007 уч. году Интеллектуальное развитие и способности учащихся 9, 11 классов.

42 Из плана работы школы на 2007 – 2008 уч. год Заседание, на котором обсуждался вопрос о предпрофильном обучении Обсуждаемые вопросы ПедсоветыОб осуществлении предпрофильной подготовки для обучающихся 9-х классов Совещания при директореРезультативность предпрофильной подготовки на ступени основного общего образования Организация предпрофильной подготовки для обучающихся 9-х классов 2007 – 2008 уч. году МониторингПрофориентация учащихся. МСОбсуждение программ и календарно – тематического планирования курсов по выбору. Организация предпрофильной подготовки в 2008 – 2009 уч. году Интеллектуальное развитие и способности учащихся 9, 11 классов.

43 Система работы с педагогическими кадрами Утверждение тарификации кадров в системе предпрофильного обучения Разработка системы показателей для оценки труда учителей школы, занятых в системе предпрофильного обучения Разработка системы вознаграждения учителей занятых в системе предпрофильной подготовки обучающихся

44 Система показателей для оценки труда учителей школы, занятых в системе предпрофильного обучения Деятельностный подход Практическая направленность Учёт психических особенностей подросткового возраста Формирование учебно – практической самостоятельности

45 Сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся, осуществляемых школой Контроль за посещаемостью курсов по выбору Контроль школьной документации по предпрофильной подготовке Мониторинг посещаемости курсов по выбору Мониторинг эффективности предпрофильной подготовки

46

47 Эффективность предпрофильной подготовки обучающихся по итогам 2006 – 2007 уч. года

48 Качество и результативность 5 – 11 классах по итогам 2006 – 2007 уч. года

49 Результаты государственной (итоговой) аттестации

50 Результаты государственной (итоговой) аттестации по профильным предметам

51 Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого – педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования

52 Профильная ориентация Помощь в принятии школьником решения о выборе направления и месте дальнейшего обучения Работа по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению

53 Благодарю за внимание