Формирование лексического строя речи у обучающихся в начальных классах школы VIII вида ГКОУ РО Таганрогская коррекционная школа 19 Учитель начальных классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста учитель-логопед Левдина Елена Евгеньевна.
Advertisements

Логопедическая служба в школе-интернате 52 Обухова Ю.А. Учитель-логопед.
Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи Обследование лексики.
Воспитатель : Данилова А.Г. 2013г. Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее.
Развитие словарного запаса Развитие словарного запаса Лексический уровень.
« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ : «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Подготовила и провела.
Подготовила и провела: воспитатель I категории Васильева Ольга Викторовна КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С.
Эффективные методы и приемы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: - он начинает сравнивать одни предметы с другими; На третьем году жизни у малыша интенсивно.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кто как голос подает?» Выполнила Пахомова Татьяна Геннадьевна ГБОУ Детский сад 1903.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Подготовила учитель – логопед ГБДОУ113 Милейшева Надежда Геннадьевна.
Формирование навыка правильного употребления предлогов у дошкольников Подготовила учитель – логопед Сятчихина М.Г. г. Пермь 2015.
Бреус Елена Петровна Учитель-логопед МБДОУ Покажи где птицы, дикие животные, одежда, транспорт. ( обобщающие слова).
Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста.
Психолого-логопедическое обследование. Исследование зрительного восприятия.
Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи школьников с интеллектуальным недоразвитием учитель-логопед ГБОУ АО «НСКОШИ» Кучерявченко.
Развитие речи детей 5 года жизни. На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять.
Развитие речи ребенка третьего года жизни Иванова Л. А., учитель-дефектолог МОУ «РПМПК»
Транксрипт:

Формирование лексического строя речи у обучающихся в начальных классах школы VIII вида ГКОУ РО Таганрогская коррекционная школа 19 Учитель начальных классов Беляева Ирина Петровна 2012 год

Особенности усвоения словарного запаса при нормальном ходе речевого развития К школьному возрасту словарный запас ребенка достигает слов. Словарный запас взрослого человека обычно составляет не менее 5000 слов.

Очень активно словарный запас детей обогащается в школьном возрасте. Это объясняется необходимостью усвоения множества специальных терминов при изучении различных школьных предметов, а также сознательным овладением законами словообразования. Помимо количественного роста словарь ребенка постоянно обогащается и в качественном отношении. Это происходит прежде всего за счет усвоения ребенком все новых и новых значений уже известных ему слов.

Отклонения в развитии словарного запаса Более поздние сроки появления слов в речи ребенка Малое количество слов Трудности в усвоении значений слов Необычные искажения звуко-слоговой структуры слова

Основные недостатки лексической стороны речи обучающихся коррекционной школы VIII вида 1. Ограниченность, бедность словарного запаса. 2. Неправильное понимание слов и неточное их использование. 3. Патологическое различие между пассивным и активным словарем.

Соотношение между активным и пассивным словарём

Особенности развития речи умственно отсталых детей Часто умственно-отсталые дети надолго «застревают» на уровне звукоподражания Словарь обогащается крайне медленно Слова носят «лепетный» характер и непонятный для окружающих Характерно грубое искажение звуко-слоговой структуры слов Могут наблюдаться перестановки слогов в словах Типично грамматически неправильное оформление слов Отсутствие в речи ребенка глаголов Употребление существительных только в именительном падеже Однотипность имен прилагательных Полное отсутствие или недостаточное количество в речи обобщающих слов Недоступно использование различных способов обогащения словарного запаса (подбор синонимов, антонимов)

Задачи работы над словом 1. Обогащение словаря. 2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно. 3. Активизация словаря.

Основные направления формирования лексического строя речи 1. Уточнение и понимание смысла известных слов («Что ты видишь? Кого ты видишь?»). 2. Работа по усвоению тематическая групп слов (названия овощей, фруктов и пр.). 3. Подбор действий (лопата - копают, лейка – поливают). 4. Подбор признаков. 5. Подбор наречий (идти – медленно, быстро; холодно – тепло; грустно – весело). 6. Работа над синонимами. 7. Работа над антонимами (одежда – сухая, мокрая) 8. Отработка многозначности слов (ручка, ножка, спинка; золотой).

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись не изолированно, а одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи необходимо обогатить речь детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, углубить и уточнить понимание значений уже имеющихся у них слов, а также привить детям простейшие навыки образования новых слов

Обогащение словаря именами существительными (названиями предметов)

Серия заданий 1 Узнавание и правильное называние предметов Обобщение Задание Назвать изображенные предметы. Найти для них обобщающее слово. Домашние животные корова лошадь коза овца осёл кролик кошка собака

Овощикартофель капуста помидор огурец редиска свёкла морковь Фруктыяблоко груша виноград лимон апельсин мандарин

Обогащение словаря именами существительными проводится по следующим лексическим темам: Домашние животные Дикие животные Домашние птицы Дикие птицы Овощи Фрукты Ягоды Деревья Мебель Посуда Одежда Обувь Игрушки Инструменты Транспорт

Серия заданий 2 (Словообразование) Животные, птицы и их детеныши Сложность образования новых слов нарастает постепенно Чередование согласных в корне слов У медведя – медвежонок У белки - бельчонок Основа сохраняется в неизменном виде У лисы – лисёнок У утки - утёнок В названиях детёнышей совершенно другая основа, которая не повторяет первоначального слова У собаки – щенок У овцы - ягнёнок

Серия заданий 3 (образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов) Большие и маленькие предметы Шкаф - шкафчик Круг - кружок Стол - столик Гриб - грибок

Книжка - книжечка Тетрадь - тетрадочка Голова - головка Платье - платьице

Обогащение словаря глаголами (названиями действий)

Серия заданий 1 Способы передвижения различных животных Птицы, бабочки, мухи, жуки, комары, стрекозы летают Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки плавают Змеи, гусеницы, черви, ящерицы ползают Кузнечики, лягушки, зайцы прыгают

Серия заданий 2 Различные действия одного и того же животного Собака стоит, сидит, лежит, спит, бежит, лает, ест, играет.

Серия заданий 3 Названия действий животных Голоса животных, птиц, насекомых КОРОВА МЫЧИТ ЛОШАДЬ РЖЁТ КОЗА БЛЕЕТ СВИНЬЯ ХРЮКАЕТ СОБАКА ЛАЕТ КОШКА МЯУКАЕТ ТИГР РЫЧИТ ВОЛК ВОЕТ МЕДВЕДЬ РЕВЁТ ЗМЕЯ ШИПИТ ЛЯГУШКА КВАКАЕТ УТКА КРЯКАЕТ ЖУК ЖУЖЖИТ КОМАР ПИЩИТ ВОРОНА КАРКАЕТ КУКУШКА КУКУЕТ ГОЛУБЬ ВОРКУЕТ СОЛОВЕЙ ПОЁТ

Серия заданий 4 (Образование приставочных глаголов) Различные действия мальчика Мальчикв дом... (входит); из дома... (выходит); к дому... (подходит); от дома... (отходит); вокруг дома... (обходит); через дорогу... (переходит). - Мальчик дорогу переходит, а заяц? (перебегает) - А птица? (перелетает) - А змея? (переползает)

Обогащение словаря именами прилагательными (признаками предметов)

Какая по вкусу соль? конфета и т.п. Ответы: Соль солёная конфеты сладкие лимон кислый лук горький Серия заданий 1 Различение по вкусу - А что еще бывает кислое? Горькое? Сладкое? Соленое? - Какая по вкусу брусника? Земляника? А какой торт, горчица?

БЕЛАЯ БЕРЁЗА КРАСНАЯ КЛЮКВА ВИШНЁВАЯ ВИШНЯ МАЛИНОВАЯ МАЛИНА РОЗОВАЯ РОЗА Серия заданий 2 Название основных и промежуточных цветов - Какого цвета небо? Солнце? Трава? Листья на деревьях? - А какого цвета твое платье, шарфик? - А какого цвета бывают гвоздики, розы? «Обратные» вопросы: - Что бывает синего цвета? А зеленого, красного, желтого?

«Дерево высокое, а кустик... (низкий)». И наоборот: «Кустик низкий, а дерево…(высокое)». Серия заданий 3 Названия противоположных признаков предметов (слов-антонимов) Медведь большой, а медвежонок маленький. Верёвка толстая, а нитка тонкая. У коровы хвост длинный, а у козы короткий. Старик старый, а юноша молодой.

Примерные вопросы к картинкам: Какой лимон по вкусу? А по цвету? По форме? По величине? Серия заданий 4 Характеристика предметов по возможно большему числу признаков (по вкусу, по цвету, по форме, по величине и т.п.) В заключение детям предлагается самостоятельно назвать все качества лимона.

Рукавички из кожи кожаные Рукавички из шерсти шерстяные Рукавички из меха меховые Серия заданий 5 Образование имен прилагательных от имен существительных (Относительные прилагательные)

-Посмотрите, у коровы голова коровья, а чья голова у вороны? У вороны голова воронья У оленя оленья У лисы лисья У рыбы рыбья Серия заданий 6 Образование имен прилагательных от имен существительных (Притяжательные прилагательные)

Обогащение словаря наречиями Детям объясняются понятия: далеко - близко высоко - низко быстро - медленно тихо (шёпотом) - громко хорошо - плохо тепло –холодно – жарко - прохладно ветрено, дождливо, пасмурно мокро (сыро) - сухо светло – темно - сумрачно

Литература 1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. Для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, – 320с. – (Коррекционная педагогика). 2.Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. – СПб.: Дельта, – 208 с., ил. 3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1-4 классы. Под редакцией В. В. Воронковой. – Москва «Просвещение» 2001г

Презентацию подготовила учитель начальных классов ГКОУ РО Таганрогской коррекционной школы 19 Беляева Ирина Петровна