Проект постижения темы «Правописание приставок, не изменяемых и изменяемых на письме». При изучении наук примеры полезнее правил Исаак Ньютон.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приставки делятся на 3 группы Чтобы правильно написать приставку, определяем, к какой группе она относится В- (во-) (Взо) Вы- До- За- Изо- Над- Надо-
Advertisements

Приставки-труженицыПриставки-труженицы. Много ли на свете приставок? Вспомни и запиши их Проверь себя.
Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
Неизменяемые приставки: До-, пере-, в-, на-, о, от-, по-, у-, под-, вы-, за- Приставки на -З, -С: Раз - рас, Из – ис, Воз- вос, Низ – нис, Через - черес,
Приставка - часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.
Пришла весна, её дыханье Над снежным пронеслось ковром. А. Фет Автор: Ивченко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Веселовская СОШ»
«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок.
Приставки изменяемые и неизменяемого написания. Неизменяемые приставки Русские приставки: без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-,
Правописание приставок на -з и -с. Итак: Приставки без-, воз-, из-, низ-, раз-, чрез-(через-) пишутся перед гласными и звонкими согласными. Приставки.
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ( А 14) 1. Неизменяемые приставки 2. Приставки на.. з и.. с 3. Приставки пре -, при - 4. Гласные И, Ы после приставок 5. Правописание.
Русский язык. Тема урока: Правописание приставок. Обобщение.
Cлайды к уроку русского языка по теме «Сложные случаи орфографии» (11 класс)
Приставки на –з (-с). В приставках Без-(Бес-) Воз-(Вос-) Вз-(Вс-) Из-(Ис-) Низ-(Нис-) Раз-(Рас-) Роз-(Рос-) Через-(Черес-) Чрез-(Чрес-)
Подготовка к ГИА ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ЗАДАНИЕ А6.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Использование опорных схем на уроках русского языка- один из способов формирования информационных и коммуникативных компетентностей Учитель русского языка.
Низ - Раз - Без - Чрез - Воз - Из - Давным-давно в одном сказочном королевстве жила–была королева З. И были у неё прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ,
Правописание приставок Неизменяемые (традиционные) Изменяемые Приставки при- пре- Пишутся всегда одинаково о-, до-, на-, над-, про-, пред-, с-, со-, за-,
Тема: Правописание безударных гласных в приставках 1. Прочитай слово. Поставь ударение. 2. Определи, в какой части слова находится безударная гласная.
Ровесник чувство яствасверстник инцидентучаствовать компрометироватьшествовать констатироватьпрецедент.
Транксрипт:

Проект постижения темы «Правописание приставок, не изменяемых и изменяемых на письме». При изучении наук примеры полезнее правил Исаак Ньютон

Основная цель проекта – определение методических подходов преподавания русского языка на концентрической основе (на основе самостоятельной деятельности обучающихся). Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи: осветить систему русского языка, выявить его особенности; определить корпус основных правил, сконцентрировать орфограммы на данное правило в модули, то есть постоянно действующие блоки, выводящие ученика на результат; найти тексты, на основе которых будут выстраиваться уроки русского языка.

Научная новизна проекта и его практическая значимость впервые в методике преподавания русского языка мы разработали свой подход в усвоении орфограмм на основе словарей и справочников, текстов и на основе системной самостоятельной деятельности обучающихся; нами выявлены закономерности усвоения русского языка: сначала пример, потом правило, поэтому в проекте будут представлены коды запоминания правил; нами доказано и на практике проверено, что системное усвоение русского языка даёт положительные результаты; данная работа может быть использована учителями-филологами в построении уроков по орфографии для повышения орфографической зоркости через осознанное восприятие материала.

Теоретическая значимость. Она заключается в том, что нами впервые в методике преподавания русского языка обозначены технологические шаги, выводящие ученика на результативность. Научно-практическое значение проекта заключается в том, что его результативность позволяет 1) обогатить курс методики преподавания русского новыми методическими положениями и выводами; 2) разработать методические рекомендации по изучению русского языка на концентрической основе;

Апробация результатов проекта Основные положения проекта отражены нами в планах уроков на данную тему в 5, 6, 8,, 10, классах. С основными положениями проекта автор выступал на заседании школьного методобъединения учителей-филологов и пришёл к таким результатам: 1) в 5 классе на контрольном диктанте допустили ошибку только в слове «расстояние» 2 человека; 2) в 6 классе 1 человек допустил ошибку в словах «бесстрастный», «подтрунить»; 3) в 8 классе не было ни одной ошибки; 4) эта методика интересна и полезна одарённым детям и помогает при подготовке к олимпиадам, развивает умение самостоятельно добывать знания, что необходимо также при подготовке к экзаменам

Шаги деятельности ученика Наблюдение-созерцание Анализ явлений языка Образование представлений о наблюдаемом Сопоставление наблюдений, образование понятий на основе деятельностного подхода

Система усвоения данной орфограммы «Правописание гласных и согласных в приставках, не изменяющихся и изменяющихся на письме» в 5 классе. Необходимое на уроках – это толковые или орфографические словари, справочники Розенталя, учебники. Перед детьми ставится проблема обнаружения правил на названную тему. Учитель добивается называния всех приставок. Все ниже названные шаги проделывают сами ученики. 1. Поиск в словарях и называние приставок. Запись. 2. Поиск приставок без-, бес-. Записываются в столбики. 3. Ищут приставки на с-. 4. Ищут слова на з-. (здравый, здоровый, здоровье, здесь) 5. Поиск слов с двойной согласной на стыке корня и приставки. Параллельно с этой исследовательской работой в рабочих тетрадях оформляются схемы основных правил, где указываются слова-коды. Параллельно с этой исследовательской работой в рабочих тетрадях оформляются схемы основных правил, где указываются слова-коды.

Правописание приставок, не изменяемых и изменяемых на письме 1 правило. Запомни не изменяющиеся на письме приставки пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, об-, под-, с-, от-, во-, обо-, подо, надо-, со-, ото-, о-, до-, по-, про-. Пишется на конце приставки зПишется на конце приставки с 2 правило. Безделье, разговор, низвергать. Безаварийный, безоблачный, изуродовать, возобновить. (Пишется перед звонкими соглас- ными и гласными) Расходиться, восход, распевать, исходить. (Пишется перед глухими согласными)

4 правило. Надо запомнить написание слов, где согласный з стоит в начале слова: здравствуй, здесь, здание, здоровье. К этим правилам-кодам ученики сами должны прийти – вот в чём ценность уроков, где реализуется самостоятельная деятельность обучающихся.

Системное погружение в суть данной орфограммы в 6 классе. 1 шаг. Учитель даёт направление: «В русском языке существует очень много приставок. Попробуйте их вспомнить и записать, никуда не заглядывая. Заодно проверите свою память. Если вам в голову придёт больше сорока приставок, можете считать, что у вас превосходная память. Если приставок тридцать - тоже не плохо, ну а если меньше – не огорчайтесь». 2 шаг. Работы анализируются. Делается запись в тетрадях. «Вот они, красавицы: без- (бес), вз- (взо-, вс-), воз- (вос-), вы-, до-, за, из- (изо-, ис-), на-, над- (надо-), не-, недо-, низ- (нис- ), о-, об- (обо-), от- (ото-), пере-, по-, под- (подо-), пра-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (разо-), рас-, роз- (рос-), с- (со-), су-, суб-, у-, через- (чрез-, черес-). 3 шаг. Ищем в словарях слова с незнакомыми приставками. Ребята находят слова супесок, супесь, суглинок, сукровица (существительные), суягная, супоросая (прилагательные).

4 шаг. Вычленение из перечня приставок тех, что изменяются на письме, и запись.Раз- (рас-), без- (бес-), из- (ис-), вз- (вс-), воз- (вос-), низ- (нис-), через- (черес-). 5 шаг. Вспоминаем самые основные правила на основе распределительного диктанта. 1.Учитель читает слова, а дети распределяют их в 2 столбика: 1) корень начинается с глухого согласного; 2) корень начинается со звонкого согласного. Слова читаются парами. Безводный – беспечный, возбуждение – воспитание, взлететь – вспоминать, изранить – испугать, низложить – нисходить, разделаться – расходиться, чрезвычайный – чересчур. После вывода выписываются пары приставок.

2. Проделывается та же работа. Слова для работы: беззаветный – бессовестный, воззвание, восстание, иззябнуть – иссохнуть, раззадорить – рассердить. Сформулируем вывод о написании удвоенных согласных з и с на стыке приставки и корня. При проведении этой работы внимательные ученики называют также слова разевать, разинуть, разор, разорение, разорить. Их нужно запомнить. 3. Для повторения 3 основного правила учителем читаются слова спилить – сбить, скрестить – сгрести, стесать – сделать, сшить – сжить. Учащиеся формулируют вывод: приставка с неизменяемая.

6 шаг. Он составляет основную часть урока. Это знакомство с исключениями. 1.При повторении исключений нужно дать ученикам наводящее задание: ищите в словаре в разделе «Р», написание которых вам покажутся отступлением от основных правил. Ребята должны назвать слова расчёт, расчесть – рассчитать, рассчитывать. Для вывода опять нужна подсказка: перед каким корнем пишется с, перед каким – сс? Теперь обращаемся к словарным статьям на букву «З» и ищем слова на з, написание которых нужно запомнить. Ученики должны назвать слова здание, здесь, здоровье, ни зги.

Схематически в рабочих тетрадях всё это будет отображаться таким образом. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме 1правило – запомнить пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, об-, под-, с-, от-, во-, обо-, подо, надо-, со-, ото-, о-, до-, по-, про-. 2 правило – слова-коды: безводный – беспечный, возбуждение – воспитание, взлететь, вспоминать, изранить – испугать, низложить – нисходить, разделаться – расходиться, чрезвычайный – чересчур. 3 правило – слова-коды: беззаветный – бессовестный, воззвание, восстание, иззябнуть – иссохнуть, раззадорить – рассердить. 4 правило - слова-коды: скрестить – сгрести, стесать – сделать, сшить – сжить. Исключения. Слова-коды: расчёт, расчесть – рассчитать, рассчитывать. Слова-коды: здание, здесь, здоровье, ни зги. Слова-коды: разевать, разинуть, разор, разорение, разорить.

Повторение и закрепление в 7 классе. В 7 классе отдельный урок по данной теме не выделяем, а проводим повторение и закрепление совместно с изучением причастий и деепричастий. Можно учащихся ознакомить с такой малоизвестной приставкой, как па-. Для этого проделываются такие шаги: 1шаг. По словарям ученикам нужно найти в разделе П слова с приставкой па-. Паклен, пагрудь (существительные со значением сходства), пасынок, патрубок, паголенки (со значением неполноты или приближения к чему-нибудь). 2шаг. Работа над толкованием каждого слова.

Изучение приставок раз-(рас-) – роз- (рос-) в 8 классе В 8 классе уже необходимо давать правописание приставок раз- (рас-) – роз-(рос-). Ученики за один шаг должны выйти на результат. 1 шаг. Учитель говорит: «Дети, я сейчас назову вам слова первого столбика, а вы должны в словарях найти похожие слова второго столбика.» Развалить - … Разлив - … Расписание - … Рассыпать - … Разыскать - … Ученики должны назвать слова-коды: розвальни, розлив, роспись, розыск ( розыскной – от розыск). Делается соответствующая запись в тетрадях.

Неизменяемые приставкиИзменяемые приставки Приставки на -з и -с Пишутся одинаково независимо от произношения: с(о)-, под(о)- над(о)-, от(о)-, перед(о)-, в(о)-, вы-, пере, у-, про-, по-, до-, о-, об(о)-, на-, пред(о)-. Перед звонким согласным корня: раз-, вз-, из-, без-, воз-, низ-, через-. Перед глухим согласным корня: рас-, вс-, ис-, бес-, вос-, нис-, черес-. Запомните слова, в которых нет приставок: Здание Здесь Здоровье Здравствуйте Ни зги Пре- = очень (наречие) пере- (приставка) Прекрасный цветок (очень красивый). Прервать нить (перервать При-значение присоединения (пришить) значение приближения (приблизиться)значен ие близости (пришкольный)Значен ие неполного действия (привстать) Запомните слова с приставками па- : паклен, пагрудь, пасынок, паголенки су- : супесок, супесь, суглинок, сукровица (сущ.), суягная, супоросая (прил.)

Выводы В процессе обучения и при сдаче экзаменов огромное значение имеет, во-первых, знание и понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение этого делать. При проведении уроков в такой форме в классе создаётся рабочая атмосфера, где все обучающиеся находятся в активном поиске. Через наблюдение, анализ языковых явлений, обращение к необходимым источникам происходит синтез – формулировка логики правила. Из собственных наблюдений выводят необходимые им правила. При этом важна не «гладкость» урока, когда ученики безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения и смущения. При таком подходе знания органически входят в сознание ученика и прочно закрепляются. Эта технология помогает выработке устойчивых орфографических навыков. Запечатление в сознании происходит не без усилий ученика. Современный урок требует того, чтобы 80% на уроке работали, добывали знания, догадывались, ошибались, но приходили к открытию знаний сами дети, конечно же, под непосредственным руководством учителя. И именно технология погружения в орфограммы позволяет это.

« …Отвращение к учительству. Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться». Это высказывание Михаила Пришвина, на мой взгляд, должно стать девизом современной школы.