Тема урока Композиционное построение лингвистической сказки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок- обобщение изученного по теме «Морфологические признаки причастия». Творческая мастерская по созданию лингвистической сказки «Биография Причастия».
Advertisements

Бражникова Татьяна Степановна учитель русского языка и литературы МОУ гимназии 89.
Выполнила: ученица 2 «Б» класса МБОУ СОШ 155 г.о.Самара Гарипова Элина Научный руководитель: Хоружева И.А.
Презентация книги Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков"
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
«Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» (Л.Н. Толстой) Тема: «Создание.
Презентация к уроку развития речи по теме «Лингвистическая сказка» Автор: учитель русского языка и литературы Оберная Наталья Станиславовна 2008.
Сказка – рассказ, который повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны фантастичны, Учат добру. сказка имеет мораль.
Классов Усвоение грамматических норм русского языка через развитие творческого потенциала у учащихся.
Неопределённые местоимения. Указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество предметов.
Особенности лингвистической сказки Лингвистическая сказка объясняет законы языка. Например, орфографические правила. В лингвистической сказке звуки, буквы,
Мастер-класс на тему: «Лингвистическая сказка как способ развития творческих способностей учащихся»
В далекой дивной стране, где обитали только одни слова, жили-были сестрицы-частицы..
1 раунд темавопросы 1. Чей это портрет? Успеваемость Вити Перестукина Кто из героев сочинил эти стихи? Животные.
Отрицательные местоимения 6 класс Учитель: Корниенко Е.Ю. МБОУ «Усть-Калманская СОШ» kornienko
Необычное растение ( (виды предложений по цели высказывания). Учитель начальных классов Сидоренко Т.М.
ЛЕКСИКА ФОНЕТИКА МОРФОЛОГИЯ СИНТАКСИС СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Команда «Юные языковеды». Знаки всюду помогают: Интонацию меняют, Помогают нам понять то, О чем хотим узнать, То, о чем хотим спросить, Чтобы больше не.
Транксрипт:

Тема урока Композиционное построение лингвистической сказки

Цели урока: 1. Познакомить ребят с основными композиционными особенностями ЛС. 2. Подготовить учащихся к созданию новых сказок на основе характерных особенностей того или иного сюжета ЛС. 3. Формировать умение выбирать композицию ЛС в зависимости от ее сюжета.

Тип урока:

План урока

Методы и формы работы Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично поисковый. Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, игра. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, ответы на вопросы.

БУДЕТ СКАЗКА ЗАНИМАТЕЛЬНА, СЛУШАЙТЕ ЕЁ ВНИМАТЕЛЬНО, УШИ РАСКРЫВАЙТЕ, А КТО УСНЁТ, ТОТ НИ С ЧЕМ И УЙДЁТ. СКАЗКА БУДЕТ УВЛЕКАТЕЛЬНА, СЛУШАЙТЕ ЕЁ ВНИМАТЕЛЬНО, ВСЁ ПРИМЕЧАЙТЕ, НЕ ЗЕВАЙТЕ Сказка вся, более врать нельзя. Вам - сказку, А мне - бубликов связку. И попробуйте прожить хоть без одного правила русского языка! Не проживёте, не сможете!

Заклинание Мы идем, а клубок катится. Остановится он у ворот, где лингвистическая сказка живет.

Композиция ЛС Зачин Завязка Кульминация Развязка Концовка

Таблица сюжетов и мотивов лингвистической сказки. Название сюжетовМотивы Сказка - спорЖитие - бытие героев - зарождение спора, выяснение отношений "кто же главнее" - мотив вмешательства в спор старшего – мотив разрешения спора Сказки - проделкиМотив сговора - мотив вредительства, переманивания - мотив вмешательства старшего с целью пресечь безобразия (лингвистическое правило) – мотив покаяния, признание своей вины. Сказки о добрых помощникахОшибки в работах учеников - появление доброго помощника - исправление ошибок Сказка - чудесное знакомствоМотив встречи - путешествие - жалоба на свою судьбу - нахождение родителей или друга (чудесное знакомство) - мотив удачно сложившейся судьбы Сказка о рождении и взрослении ее героя Мотив рождения - получения подарков (каких - то качеств, признаков) взросление - герой набирается житейской мудрости - мотив самостоятельной жизни Сказки - неожиданные событияЖитие - бытие героев (описание города, его жителей) - мотив ссоры (разделение героев на "положительных" и "отрицательных") - неожиданное (неприятное) происшествие - мотив победы над противником – примирение Сказка -ссораЖитие героев - мотив дружбы - совместная деятельность (игра) - мотив обмана - ссора - не примирение Сказка -жалобаЖитие - бытие героев - мотив обиды - мотив жалобы Сказка-путешествие (сон)Рассказчик во сне попадает в неведомую страну - мотив знакомства - путешествия - мотив прощания - возвращение в реальный мир Сказки- заданияЗнакомство читателей с жителями той или иной страны - мотив путешествия героев либо заблудились, либо забыли о своих обязанностях - мотив задания Сказка - чудесное превращениеХарактеристика героя - превращения - значение героя.

Сварливые принцессы. У королевы Приставки родились дочки-двойняшки. Одну звали Пре-, а другую При-. И такие они сварливые и заносчивые, что каждый день между ними спор идет, которая из них важнее. –Я,- кричит Пре-, потому что обозначаю превосходную степень. –А я имею значение приближения и присоединения,- гордо отвечает При-. –Но я вполне заменяю многоуважаемую приставку Пере-, - самодовольно усмехнулась Пре-. –Зато без меня не обходится значение неполноты действия, - в тон ей заявляет При-. Пока они спорили между собой, рекой лились красные чернила в ученических тетрадях. Надоело это королеве-матери, и сказала она, что если дочки не перестанут спорить и перепутывать, то придется их выселить из страны Грамматики в словари. Но принцессы не хотели ничего слышать, и спор между ними продолжается до сих пор.

Сказка про –КОС- и –КАС-. Я расскажу вам сказку про –КОС- и –КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся. Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается очень просто. У корня –КАС- есть друг суффикс А, а у –КОС- нет такого друга. И поэтому корню –КОС- очень обидно. Но что поделаешь? Например, слова кАсАется, кАсАние пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг – суффикс А. А вот в словах кОснулся, соприкОснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне –КОС- мы пишем гласную О.

Город Глаголов. В тридевятом царстве, в невиданном государстве находится царство Русского Языка. Проберемся мысленно туда. На троне сидит Глагол в Повелительном наклонении, вокруг него стоят слуги короля – лентяи Глаголы в Условном наклонении. Король приказывает: "Принесите мне мою мантию!" А слуги отвечают: "Принесли бы, да не выспались." Так и течет время в этом городе.

Сказка о Знаках препинания. Точка сказала: С тех пор знаки препинания зажили дружно. Жили-были в области Пунктуации Знаки препинания. Заспорили они как-то раз, кто важнее. - Нет, я самый главный,- громко заявил Вопросительный знак.- Если я буду стоять в конце предложения, то оно будет вопросительным, а люди без вопросов не могут разговаривать друг с другом. Ведь каждый вопрос порождает ответ, а значит и новые мысли. –Это не вы, а я самый главный и важный,- воскликнул Восклицательный знак.- Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться. - Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации. Тут в спор вмешался дядюшка Синтаксис: –Все вы важны. Каждый из вас сообщает определенную информацию в определенной последовательности, которая очень важна каждому человеку.

Сказка о Знаках препинания. Жили-были в области Пунктуации Знаки препинания. Заспорили они как-то раз, кто важнее. Точка сказала: - Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации. - Нет, я самый главный,- громко заявил Вопросительный знак.- Если я буду стоять в конце предложения, то оно будет вопросительным, а люди без вопросов не могут разговаривать друг с другом. Ведь каждый вопрос порождает ответ, а значит и новые мысли. –Это не вы, а я самый главный и важный,- воскликнул Восклицательный знак.- Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться. Тут в спор вмешался дядюшка Синтаксис: –Все вы важны. Каждый из вас сообщает определенную информацию в определенной последовательности, которая очень важна каждому человеку. С тех пор знаки препинания зажили дружно.