П РИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Автор: Волков Даниил ОГБОУ СПО «Галичский индустриальный колледж Костромской области» Руководитель: Осокина Ольга Павловна, преподаватель общеобразовательных дисциплин
Г ИПОТЕЗА основная причина возникновения конфликтов среди старшеклассников заключается в ущемлении их интересов, когда страдает самооценка, возникает угроза безопасности
Ц ЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Изучить основные причины конфликтов в среде старшеклассников.
З АДАЧИ Подобрать инструментарий исследования. Собрать фактический материал по данному вопросу. Обобщить полученные результаты и сделать выводы. Наметить пути психологической помощи при разрешении конфликтов. Проанализировать степень эффективности психологической помощи.
Б АЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ГОУ СПО «Галичский индустриальный колледж» Исследуемая группа : 12 человек: 5 юношей и 7 девушек 2 курса данного колледжа.
М ЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Визуальное наблюдение за старшеклассниками; Тестирование: А) Тест «Каков я есть на самом деле? (Автор В.В. Бойко) Б) Тест «Оценка реагирования в конфликте» (Автор К. Томас)
П ЛАН НАБЛЮДЕНИЯ Кто учиться в коллективе? Какие виды конфликтов возникают? Между кем чаще всего возникают конфликты? Какой тип поведения в конфликте выбирают юноши? Какой тип поведения выбирают девушки?
Р ЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ Конфликты в данной группе отличаются следующими особенностями: Внезапность возникновения конфликтов; Скоротечностью протекания конфликтов; Конфликты затрагивают только лидерские интересы; Незнанием ребят путей разрешения конфликтов.
Р ЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ Юноши и исследуемая 11 используют стиль поведения в конфликте – конкуренции, авторитарности. Девушки – стиль приспособления. Специфика конфликтов связана с тем, что коллектив смешанный. В конфликты вступают чаще девушки, так как более эмоционально реагируют на вызов с другой стороны.
Т ЕСТ "К АКОВ Я НА САМОМ ДЕЛЕ ?" Инструкция: Данный тест поможет вам разобраться в том, какие вы на самом деле. Отвечать на вопросы нужно "ДА и "НЕТ". Не стоит долго раздумывать над ответами. Отвечайте первое, что пришло в голову.
В ОПРОСЫ ТЕСТА А1. Есть ли у тебя чувство юмора? А2. Доверчив и откровенен ли ты с друзьями? А3. Легко ли тебе просидеть больше часа не разговаривая? А4. Охотно ли ты одалживаешь свои вещи? А5. много ли у тебя друзей?
В ОПРОСЫ ТЕСТА Б1. Умеешь ли ты занять гостей? Б2. Точность, пунктуальность тебе свойственны? Б3. Делаешь ли ты денежные сбережения? Б4 Любишь ли ты строгий стиль в одежде? Б5. Считаешь ли ты, что правила внутреннего распорядка необходимы?
В ОПРОСЫ ТЕСТА В1. Проявляешь ли ты публично свою антипатию к кому-то либо? В2. Заносчив ли ты? Б3. Силен ли в тебе дух противоречия? В4. Стараешься ли ты стать центром внимания в компании? В5. Подражают ли тебе?
Р ЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕСТУ «К АКОВ Я ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ ?» Не все старшеклассники бывают такими, как их видят остальные окружающие; Одна из причин конфликтов среди старшеклассников – это завышенные требования к себе и окружающим; Часть испытуемых девушек, которые кажутся другим таким же, как они есть на самом деле; Молодые люди скрытны, и стремятся спрятать свои истинные мотивы поведения и разрешения конфликта; Отдельную группу составили испытуемые 10, 11 и 12. Они в основном общаются между собой. В конфликтные отношения с другими испытуемыми не вступают.
СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ (К. Т ОМАС ) Соревнование Приспособление Компромисс Избегание Сотрудничество
ТЕСТ «О ЦЕНКА РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ » В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Номера суждений, имеющих отношение к исследуемому человеку, обводятся в опросном листе, причем опрашиваемого предупреждают, что обводить суждения можно лишь в том случае, если это суждение действительно существует в его характере.
Номер обследуе мого ПолСоперниче ство в баллах Избегани е в баллах Приспособлени е в баллах Сотруднич ество в баллах Компром исс в баллах 1муж муж муж муж муж жен жен жен жен жен жен жен Таблица результатов эксперимента по методике Томаса
Р АСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МЕТОДИКЕ «О ЦЕНКА РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ »
Р ЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕСТУ «О ЦЕНКА РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ » Нередко противоречия приводят к конфликтам. Умение действовать в конфликтной ситуации, способствовать её разрешению – является хорошим показателем успешности и сплоченности коллектива. Данный тест позволяет проследить выбор стиля поведения в конфликтной ситуации. Оказалось стиль поведения, в конфликтной ситуации – приспособление предпочли испытуемые в количестве 39%. Этот стиль поведения наиболее прост. Люди, выбирающие такой стиль, приспосабливаются к мнению другого, не отстаивают вою точку зрения. Еще 22% человек склонны не вступать в конфликтные ситуации. Они понимают, что если не смогут добиться удовлетворения своих интересов. Поэтому они выбирают стиль избегания конфликтов. Оказалось, что юноши в количестве 39% выбирают такой стиль как соперничество. Они не смотрят на чувства и желания других сотрудников.
При обработке данного теста выделилось три группы реагирования в конфликте: Деструктивный тип всецело поглощен своими интересами и с целью их реализации идет на постоянное усугубление конфликта. Данный тип поведения в конфликте проявили испытуемые мальчики 1, 2. Конформный тип склонен к безоговорочным уступкам, побуждая другую сторону к наращиванию агрессивного поведения (Данный тип выявлен только испытуемой 12). Конструктивный тип стремится к снятию конфликта путем нахождения взаимоприемлемых решений (Проявили большинство испытуемых). Р ЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕСТУ «О ЦЕНКА РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ »
Проведенное наблюдение и анкетирование доказывает выдвинутую ранее гипотезу о том, что конфликты в старшеклассников отличаются следующими особенностями: Внезапность возникновения конфликтов; Скоротечностью конфликтов; Конфликты затрагивают личностные интересы студентов, поиск себя; Незнанием студентов путей разрешения конфликтов.
П РИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ Ущемлении интересов старшеклассников Заниженная самооценка Возникновение угрозы безопасности
О БЩИЙ ВЫВОД В ходе исследования были выявлены три человека, для которых была необходима психологическая помощь. Для двух испытуемых были разработаны правила поведения в конфликте, которых они должны были придерживаться в дальнейшем. С испытуемой проводились беседы для повышения ее самооценки. В результате оба юноши стали контролировать свои эмоции в конфликтных ситуациях. Испытуемая 12 стала заметно увереннее чувствовать себя в конфликтных ситуациях.
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !