Программа дополнительного образования «Лабораторный практикум по химии для 5-7класса» Выполнена: Борисовой С.А. учителем химии МОУ СОШ 29 города Костромы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Л АБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ ДЛЯ 5-7 Х КЛАССА » ЦЕЛЬ КУРСА : Развитие интереса к предмету химия, обеспечение основы знаний по предмету химия для последующего.
Advertisements

Простейшие операции с веществом (химический практикум) МБОУ Балтасинская гимназия Составила Учитель химии I кв. категории Хафизова Э.М.
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Послание Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию Российской Федерации 5 ноября 2008г.
Организация свободной работы младших школьников в условиях реализации технологии саморазвития Марии Монтессори Смирнова Анна Юрьевна руководитель методического.
Пуртова Г. А. Лабораторный практикум по биологии 5 класс.
ЛИЧНОСТНО- КОММУНИКАТИВНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
МОУ Сосновская СОШ 1 Учитель биологии Кинзбурская Татьяна Васильевна.
Презентация кабинета химии и биологии МОУ СОШ Солидарность учителя Зуевой Л.А.
Здоровьеориентированное содержание школьной программы по физике – как одно из направлений здоровьесберегающих и развивающих технологий предпрофильного.
Подготовили учителя ВСШ 4 Н.В. Баженова О.В. Казакова Е.В. Краснова.
Практическая работа 1 Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.
Педагогический совет Рабочая программа – эффективный инструмент педагога в реализации современного качества образования 29 августа 2011 года.
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Методические рекомендации по проведению лабораторно – практических работ.
Педсовет: Проект перспективного развития МОУ Гимназии 1 на основе инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»
МОУ «Гимназия» г.Сертолово. Программа перспективного развития МОУ «Гимназия» г.Сертолово гг(проект)
Выступление на ММО учителей биологии и и химии Подготовила : Полякова Е. В. учитель биологии и химии МОУ « Графовская СОШ »
Педсовет на тему: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке, как одно из направлений личностно – ориентированной педагогики»
Учитель химии I кв. кат. Зарипова А.А.. Для пропедевтического курса химии (7 класс) в настоящее время есть три учебника: 1.О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов.
Транксрипт:

Программа дополнительного образования «Лабораторный практикум по химии для 5-7класса» Выполнена: Борисовой С.А. учителем химии МОУ СОШ 29 города Костромы

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.» Д.А. Медведев, Президент РФ (Послание Федеральному Собранию Российской Федерации; Москва, Кремль, 12 ноября 2009 года )

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Школа будущего Основные направления развития общего образования 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ

Особенность обучения детей по системе Марии Монтессори Назначение образовательного процесса- создание оптимальных психолого-педагогических условий для свободного проявления детьми своих природных, сущностных сил в ходе освоения окружающего мира и развития тем самым собственного «Я» Форма обучения – специально подготовленная среда, в которой осуществляется «свободная работа» с соответствующим дидактическим материалом. Среда создает оптимальные условия для проявления ребенком спонтанной познавательной активности. Подготовленной среде присуща функция стимулирования процесса саморазвития школьника. Свободно действуя в подготовленной среде дети открывают для себя процесс учения. Требования к педагогической организации свободной работы: Свобода выбора материала Свобода продолжительности работы с тем или иным материалом Свобода в передвижении в пространстве подготовленной среды Свобода коммуникации Свободная работа в подготовленной среде способствует формированию у детей определенных видов компетентностей: интеллектуальной, технической, социальной. Свободная работа является здоровьесберегающей технологией, улучшает психическое состояние ребенка и показатели его работоспособности Таким образом Монтессори-педагогика отвечает современным требованиям, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», а также новым Федеральным образовательным стандартам общего образования.

Требования к дидактическим материалам Должен побудить ребенка начать работу и не прерывать свои действия до ее завершения, а затем повторить работу снова; Акцентировать внимание детей на конкретной учебной задаче; Соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей; Должен быть эстетичным и притягательным; Количественное ограничение материала, чтобы не допустить хаотичности в сознании детей; Конструкция материала должна обеспечить школьнику возможность самостоятельного контроля за ошибками, проверку правильности своих действий и полученных результатов; Дидактический материал учит ребенка учится, подвигает ее к самовоспитанию.

«Лабораторный практикум по химии для 5-7 классов». Выполнена: Борисовой С.А. учителем химии МОУ СОШ 29 города Костромы

«Лабораторный практикум по химии для 5-7х класса» ЦЕЛЬ КУРСА: Развитие интереса к предмету химия, обеспечение основы знаний по предмету химия для последующего обучения в старших классах. ЗАДАЧИ КУРСА: Сформировать первоначальные знания о предмете химия. Сформировать практические умения для выполнения лабораторных работ. Познакомить учащихся 5-7х классов с « химическим языком». Воспитать у учащихся умение самостоятельно организовывать работу.

Учебно-тематический план курса 6 класс. Химия+ география, Химия + биология. ТемаКоличество часов Вид занятий 1.Правила техники безопасности2часа Практическая работа 2. Химия+Физика. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. Диффузия сахара в воде. 1час Практическая работа 3. Изучение скорости диффузии аэрозолей2 часа Практическая работа 4. Диффузия ионов перманганата калия в воде2 часа Практическая работа 5. Химия + география. Минералы и горные породы.2 часа Практическая работа 6.Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.1 час Практическая работа 7. Химия + биология. Обнаружение крахмала в пшеничной муке 1 час Практическая работа 8.Обнаружение масла в семенах подсолнечника и ядре грецкого ореха 1 час Практическая работа 9. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке1 час Практическая работа 10. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом.1 час Практическая работа 11. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой 1 час Практическая работа 12. Приготовление известковой воды и опыты с ней2 часа Практическая работа 13. Предъявление опыта. Презентации1 час

Организация занятий Форма занятий: практическая работа, лабораторная работа. Способы контроля: промежуточный контроль осуществляется путем проверки учителем протокола исследования, который учащиеся заполняют в ходе занятия, итоговый контроль осуществляется путем проверки папки с протоколами исследования по всему курсу. Сроки реализации: программа кружка рассчитана на 20 занятий, продолжительность занятия – 1 академический час.

Чему должны научиться дети? Учащиеся должны знать: Правила техники безопасности. Устройство лабораторного штатива и спиртовки. Название и назначение химической посуды. Вещество. Свойства веществ на примере сахара, поваренной соли, уксусной кислоты, алюминия. Состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Как химики учились понимать друг друга. Знаки химических элементов. Физические и химические явления. Учащиеся должны уметь: Соблюдать технику безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Работать с лабораторным оборудованием. Определять физические свойства предлагаемых веществ. Изготавливать модели молекул веществ из пластилина. Измерять объёмы жидкости с помощью мерной посуды. Изготавливать фильтр из фильтровальной бумаги. Выявлять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений.

Учебно-тематический план курса ТемаКоличество часов Вид занятия 1. Правила техники безопасности.2Практическая работа. 2. Знакомство с лабораторным оборудованием: лабораторный штатив.1Лабораторная работа. 3.Знакомство с лабораторной посудой.1Лабораторная работа. 4. Спиртовка и приемы обращения с ней.1Лабораторная работа. 5. Измерение объёма жидкости с помощью мерной посуды.1Лабораторная работа. 6. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или из бумажной салфетки. 1Лабораторная работа. 7. Вещество. Физические свойства сахара и поваренной соли.1Лабораторная работа. 8. Вещество. Физические свойства уксусной кислоты и алюминия.1Лабораторная работа. 9. Состав вещества. Строение вещества.2Лабораторная работа. 10. Изготовление моделей молекул различных веществ из пластилина.1Лабораторная работа. 11. Знаки химических элементов.2Лабораторная работа. 12. Явления, происходящие с веществами.1Лабораторная работа 13. Занимательные опыты2Лабораторная работа. 14. Рассказы об элементах и веществах2Презентации, сообщения.

Алгоритм проведения занятия Начало работы Каждому учащемуся выдается маршрутный лист, по которому он продвигается в силу своих индивидуальных особенностей. Таким образом, школьник проводит свои опыты не хаотично, а в строгой последовательности. Он не может взять материал, до которого он ещё не дошел по своему маршруту и не проработал те эксперименты, которые должен провести первоначально.

Маршрутный лист ученика ТемаСрок выпол нения Методы и техника работыОтчетность по выпол нению Согла сование 1. Правила техники безопасности2 ч.Практическая работа 2. Знакомство с лабораторным оборудованием: лабораторный штатив.1 ч.Практическая работа 3. Знакомство с лабораторной посудой1 ч.Практическая работа 4.Спиртовка и приёмы работы с ней2 ч.Практическая работа 5.Измерение объёма жидкости с помощью мерной посуды.1 ч.Практическая работа 6. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или салфетки1 ч.Лабораторная работа 7. Вещество. Физические свойства сахара и поваренной соли.1 ч.Практическая работа 8. Вещество. Физические свойства уксусной кислоты и алюминия.1 ч.Практическая работа 9. Состав вещества. Строение вещества.1 чПрактическая работа. 10. Изготовление моделей молекул различных веществ из пластилина.1 ч.Лабораторная работа 11. Знаки химических элементов2 ч. 12. Явления, происходящие с веществами.1 ч.Практическая работа 13. Рассказы об элементах и веществах2 ч.Презентации, сообщения 14. Занимательные опыты2 ч.Практическая работа

Свободная практическая работа Учащийся самостоятельно выполняет химические опыты, производит необходимые простейшие измерения, делает выводы и выражает их в словесной форме; чувствует себя исследователем, первооткрывателем, привыкает работать вдумчиво, внимательно, четко. С помощью пошаговых указаний в карточке-инструкции школьник фиксирует ход и результат своих учебных действий.

Завершение работы В результате проведенных экспериментов, наработанный материал учащегося превращается в большой исследовательский проект, так как после каждого проведенного опыта ученик должен найти научное обоснование исследованному явлению в информационных источниках. Каждый эксперимент заканчивается выводом и составлением протокола исследования. В итоге, когда весь маршрут пройден, ученик систематизирует наработанный материал и защищает свой проект. После защиты учащийся получает звание, связанное с изученной сферой: «Юный химик», «Юный исследователь».

Спасибо за внимание!

Практическая работа 4 тема: Спиртовка и приемы обращения с ней. Нагревание веществ. Строение пламени. Цель: изучение устройства спиртовки и приёмы обращения с ней, проведение нагревания веществ с помощью спиртовки, изучение строения пламени. Оборудование и реактивы: спиртовка со спиртом, спички, лучинка, пробирка, держатель для пробирок; вода. Задание: изучить строение спиртовки с помощью предложенного объекта и рисунка; выяснить приёмы обращения со спиртовкой, провести нагревание жидкости в пробирке; изучить строение пламени спиртовки.

Инструкция к практической работе 1. Рассмотрите спиртовку, изучите её составные части. Спиртовка состоит из резервуара, в который налит спирт, фитиля, укреплённого в металлической трубке с диском, и колпачка. 2. Повторите правила работы со спиртовкой 3. Зажгите спиртовку спичкой или горящей лучинкой. Строение спиртовки Строение пламени Внешняя часть пламени (наиболее горячая) Средняя часть пламени (яркая) Внутренняя часть пламени (тёмная)

Инструкция( продолжение) 4. Рассмотрите пламя спиртовки. Сколько частей пламени можно заметить? 5. Поместите лучинку (спичку) в пламя спиртовки так, чтобы она проходила через внутреннюю часть пла­мени. Повторите то же для внешней и средней частей. В какой части пламени наиболее высокая температура? Где быстрее загорается лучинка? 6. Отметьте в таблице цвет и характеристику частей пламени по температуре (самая горячая, менее горячая, негорячая). В какую часть пламени необходимо помещать нагреваемый предмет? Почему? 7. Повторите правила работы со спиртовкой и правила нагревания Части пламениЦвет пламениХарактеристика частей пламени

Инструкция (завершение) 8.Налейте в пробирку воду на одну треть ее объема. Поместите пробирку в пробиркодержатель и внесите ее в самую горячую часть пламени. 9. Сделайте рисунок спиртовки в протоколе и подпишите ее составные части. 10. Выпишите правила обращения со спиртовкой и запомните их. Дополнительные задания 1. Зажгли две лучинки. Одну из них повернули горящим концом вниз, а другую держали горящим концом вверх. Какая лучинка сгорит быстрее и почему? 2. Объясните, почему пламя свечи становится почти бесцветным, когда в него вдувают струю свежего воздуха.

Протокол исследования 4 Ф.И.________________________________________________дата__________ Тема:_____________________________________________________________ _________________________________________________________________ Оборудование: _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ____________________________________ Рисунок спиртовки. Подпишите её составные части. Рисунок строения пламени. Подпишите части пламени.

Протокол исследования 4 (продолжение) Охарактеризуйте части пламени: Части пламениЦвет пламениХарактеристика частей пламени Правила обращения со спиртовкой_____________________________ __________________________________________________________ Вывод по практической работе:________________________________ ___________________________________________________________

Список используемой литературы Литература для учителя: 1. Габриэлян О. С., Остроумов И. Г, Ахлебинин А. К. Химия. Вводный курс. 7 класс.-М. : Дрофа, Чернобельская Г. М. Введение в химию. Мир глазами химика. – М. : Владос, Габриэлян О. С. Химия. 7 класс. Практикум к учебному пособию «Химия. Вводный курс. 7 класс» - М. : Дрофа, Тарасенко Н. Г. Реализация идеи М. Монтессори о «космическом воспитании» в процессе обучения младших школьников.- Центр педагогики М. Монтессори БелГУ, 2005г. Литература для ученика: 1. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. – М. : Дрофа, Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис – М. : РЭТ, Юный химик, или Занимательные опыты с веществами вокруг нас. / авт.-сост. Н. В. Груздева, В. Н. Лаврова. – СПб.: Крисмас+, 2006

Критерии успешности учащихся по данному курсу Когнитивный (познавательный) критерий: отражает успешность освоения учащимися знаний по курсу. Критерий отслеживается по результатам выполнения учащимися тестовых работ. Поведенческий критерий: отражает грамотность поведения учащихся на занятии, следование правилам техники безопасности при выполнении лабораторных работ, дисциплина на занятии. Мотивационный критерий: отражает личную заинтересованность учащихся в усвоении материала и приобретении новых знаний. Личностные достижения ребёнка.

Содержание курса. Правила техники безопасности (2ч.) Как грамотно и безопасно провести лабораторную работу. Знакомство с лабораторным оборудованием: лабораторный штатив (1ч.) Знакомство с устройством лабораторного штатива. Знакомство с лабораторной посудой. (1ч.) Какая химическая посуда используется при проведении лабораторных работ. Спиртовка и приёмы обращения с ней. (2ч) Правила работы со спиртовкой и правила нагревания. Измерение объёма жидкости с помощью мерной посуды (1ч.) Цена деления. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки (1ч.) Изготовление фильтра для проведения фильтрования. Вещество. Физические свойства сахара и поваренной соли (2ч.) Исследование некоторых физических свойств сахара и поваренной соли. Вещество. Физические свойства уксусной кислоты и алюминия. (2ч.) Исследование некоторых физических свойств уксусной кислоты и алюминия. Состав вещества. Строение вещества.(2ч.) Атом. Молекула. Простые и сложные вещества. Изготовление моделей молекул различных веществ из пластилина. (1ч.) Изготовление шаростержневых моделей молекул простых и сложных веществ. Знаки химических элементов. (2ч) Что такое химический элемент и как химики учились понимать друг друга. Рассказы об элементах и веществах. (2ч) Рассказы по химии об элементах и веществах по собственному выбору. Явления, происходящие с веществами (1ч.) Физические и химические явления. Признаки химических явлений. Занимательные опыты.