Исследование Волкова Л.А.- доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А В ? Наблюдение Описание - Опыт -. 5.Экспертиза 6. Индукция -. 7.Аналогия -
Advertisements

Волкова Любовь Альбертовна-доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО.
Способы работы старшеклассников с источниками информации (анализ, аргументация обобщение) Волкова Любовь Альбертовна-к.п.н., доцент кафедры педагогических.
Методы познания химии Метод (от греческого слова «методос» путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического.
Начинающий педагог исследователь Волкова Любовь Альбертовна- доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО.
« КОГДА ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ УЗНАТЬ - ОН ИССЛЕДУЕТ, КОГДА ОН ХОЧЕТ СПРЯТАТЬСЯ ОТ ТРЕВОГ ЖИЗНИ - ОН ВЫДУМЫВАЕТ » (МАКСИМ ГОРЬКИЙ, СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ) Методы научного.
Метод способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. От его выбора зависти всё исследование,
МАТРИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (Из таксономии учебных целей БЛУМА)
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Метод способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. От его выбора зависти всё исследование,
Методы, применяемые в естествознании
1. Сущность и алгоритм работы с терминами и понятиями. 2. Сущность и алгоритм работы с понятиями «теория», «закономерность», «закон». 3. Сущность понятий.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Методология научного исследования. Сущность научного познания Научное познание представляет собой научное исследование, имеющее определенную природу,
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Виды и методы познания. Обыденно- практическое Религиозное МифологическоеХудожественное Научное Научное познание - высший вид познавательной деятельности.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Транксрипт:

Исследование Волкова Л.А.- доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО

Исследование- это характерный для науки, как специализированной формы познавательной деятельности, способ производства нового знания « Умственная деятельность везде является той же самой, на переднем ли фронте науки или в третьем классе школы. Различие здесь в степени, а не в роде. Школьник изучающий физику, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя наподобие учёному – физику, чем делать, что- то ещё». Дж. Брунер в кн. Кларина М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ «Эксперимент», 1998, 180 стр.в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта)

Вопросы исследователю Какова цель моего «следования», на какой вопрос я хочу получить ответ в конечной точке пути? (цель) Так ли это значимо и важно? Если «да», то чем я могу это аргументировать? (актуальность) Какой путь (трассу, маршрут) приведёт меня к цели? (задачи) Какой способ передвижения мне стоит выбрать, чтобы путь был по силам и вёл к цели? (методы) В какой портфель, я буду складывать свои находки? (формы фиксации результатов).

Учебное исследование Типовой алгоритм исследовательской деятельности Формулирование проблемы Постановка целей и задач Выделение объекта и предмета исследования. Предварительный анализ имеющейся информации, условий и способов решения задач данного класса. Формулирование гипотез. Планирование и организация эксперимента. Анализ и обобщение данных исследования Обобщение полученных данных, выводы Научные прогнозы. ________________________________________

Алгоритм исследования для начальной школы Рассказ учителя о трудности, которую без исследования не разрешить. Объяснение детям задач исследования. Беседа о том, что мы знаем об исследуемом предмете и чего не знаем. Высказывание детьми предположений о том, что не известно, но что можно узнать. Составление вместе с детьми плана исследования или объяснение учителем действий детей по плану. Обобщение полученных данных исследования, выводы. Беседа о том, как и где новые знания могут пригодиться.

Эмпирическое исследование: Исследовательские методы: Наблюдение Описание Опыт Эксперимент Экспертиза Индукция

Методы эмпирического исследования: 1.Наблюдение - целенаправленное восприятие объектов в результате, которого наблюдатель получает знание о характеристиках и свойствах объекта. Исследователи различают «включённое» и «не включённое» наблюдение. 2.Описание - закрепление и передача результатов наблюдений устным или письменным способом. Различают описание, статичных и подвижных объектов. 3.Опыт ( эксперимент)- практическая проба, практический способ ответа на вопрос исследования, конкретное действие с целью получения заданного результата. 4.Экспертиза - (франц. expertise - от лат. expertus - опытный), оценка объекта компетентным специалистом (экспертом), в педагогике понимается, как совокупность способов получения информации об объекте. 5. Индукция - (от лат. inductio - наведение), метод исследования, на котором общий вывод строится на основе частных посылок. Рассуждение и обобщение строится от единичного достоверного к общему вероятностному. 6.Аналогия - (от греч. analogia - соответствие), вид умозаключения; сопоставление объекта исследования с другим объектом имеющим те же характеристики.

Наблюдение- целенаправленное восприятие объектов в результате которого наблюдатель получает знание о характеристиках и свойствах объекта

Модель исследования на основе наблюдения за объектом. Сформулировать цель и задачи наблюдения. Определить объект (объекты) наблюдения; Определение периода и периодичности наблюдения; Определение условий и способов наблюдения (включённое или не включённое наблюдение); Выбор способов фиксации характеристик наблюдаемого объекта; Анализ материалов; Обобщение;

Исследование феномена 1. Перед нами, что- то не совсем понятное. Спросите у детей, что бы это могло быть? 2. Спросите их, что они чувствуют, глядя, думая об «этом»? 3. Спросите чем это отличается от много другого, от других похожих явлений. ( можно сравнивать с чем- то конкретным) 4. Спросите у детей, какие вопросы можно задать феномену, чтобы узнать его лучше. 5. Составьте вместе с детьми план своего дальнейшего исследования феномена. 6. Предложите детям версию, гипотезу, объясняющую феномен. 7. Помогите детям сделать вывод из 8. Проведите рефлексию совместной деятельности и потренируйте детей на самооценку в этой деятельности. Тема для исследования феномена: «Это не жираф, ни крокодил, а что- то другое»

Описание Описание - закрепление и передача результатов наблюдений устным или письменным способом. Различают описание, статичных и подвижных объектов.

Модель исследования объекта на основе его описания. Выбрать объект для описания. Определить статичный или подвижный объект будет подвергнут описанию. Определить цель описания объекта Составить план описания. Составить словарь используемых терминов. Выбрать стиль описания. Определить приблизительный объём описания (если необходимо) Описать объект. Сделать выводы (произвести обобщения) Уточнить детали описания объекта, добавить комментарии и ссылки, если необходимо.

Модель исследования объекта на основе его описания. Выбрать объект для описания. Определить статичный или подвижный объект будет подвергнут описанию. Определить цель описания.Объяснить детям для чего нужно описывать объект. Сообщить детям по пунктам план описания. Объяснить неизвестные слова. Привести пример описания. Описать объект. Сделать выводы (произвести обобщения) Уточнить детали описания объекта, добавить комментарии, внести поправки, если необходимо.

Опыт (эксперимент) Опыт- практическая проба, практический способ ответа на вопрос, действие с целью получения заданного результата. Эксперимент- это один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и направляемых условиях исследуются явления действительности. (Педагогическая энциклопедия)

Опыт (эксперимент) Практическая проба, практический способ ответа на вопрос, действие с целью получения заданного результата

Модель исследования объекта на основе опытнической деятельности. Сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования. Проработать процедуры опыта. Определить условия, в которых будет производиться опыт. Определить количество и периодичность и продолжительности опытнических процедур; Выбрать способы и форму фиксации информационных данных, полученных в результате опыта; Произвести анализ и обобщение результатов. Обобщить данные. Соотнести с гипотезой.

Модель исследования объекта на основе экспериментирования. Изучить теоретические основы, которые являются основанием для проведения эксперимента. Определить актуальность эксперимента для данного учебного заведения, населённого пункта, конкретных детей и т.д. Определить цель, задачи, гипотезу эксперимента. Определить условия, в которых будет проходить эксперимент (лабораторные, естественные), дополнительные характеристики. Составить план (указывает на временные рамки и последовательность действий) и программу (указывает на приоритетные задачи суть того, что должно быть исполнено) эксперимента. Разработать процедуры эксперимента. Разработать или подобрать формы фиксации результатов. Осуществить эксперимент Произвести обобщения.

Аналогия от греч. analogia - соответствие, вид умозаключения; сопоставление объекта исследования с другим объектом имеющим те же характеристики.

Аналогия

Модель исследования объекта на основе аналогии. Сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования. Выбрать объект исследования. Сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования. Описать его существенные характеристики, особенности, основные функции (назначение). Выявить подобные объекты и сопоставить с исследуемым объектом. Найти аналогичное и разное (условия, ситуация). Простроить модель предполагаемых изменений объекта с учётом информации об аналогичном объекте.

Идентификация –совпадение по всем признакам

Индукция Метод исследования, на котором общий вывод строится на основе частных посылок ?

Модель исследования на основе индуктивного метода. Выделить объект для исследования. Сформулировать цель исследования. Получить данные об объекте посредством наблюдения и (или) экспериментирования, опыта. Обобщить имеющуюся и полученную в результате исследования информацию об объекте. Соотнести (классифицировать) исследованный объект с категорией других объектов данного типа. выделить существенные признаки исследованного вами объекта и других объектов данной категории; выделить общие существенные признаки объектов; сформулировать обобщение на уровне понятий (суть) Сформулировать общее умозаключение.

Экспертиза (Оценка) Совокупность способов получения информации об объекте. Обобщение существенной информации.

Модель исследования объекта на основе экспертизы. Сформулировать цель экспертизы. Описать (найти) эталонные (идеальные, допустимые) характеристики аналогичного объекта. Собрать общие сведения об объекте. Составить программу поэтапной экспертной деятельности. Установить регламент экспертных процедур (время, периодичность, условия) Выбрать и обосновать процедуры (способы) исследования. Выделить вопросы, требующие более детального изучения и консультаций со специалистами. Произвести экспертизу. Обобщить данные. Сопоставить с эталоном. Выявить отклонения. Сделать выводы, составить экспертное заключение

Теоретическое исследование: Исследовательские методы: Анализ Синтез Формализация Аксиоматика Дедукция Абстрагирование

Анализ Разделение с целью понимания ? ? ? ?

Типовая модель исследования на основе анализа Сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования. Разделить объект на структурные элементы (смысловые части). Выделить элементы для исследования (сравнения, дополнительного изучения и т.д.) Составить план, (программу) исследования элементов объекта. Выделить в элементах объекта существенные характеристики. Охарактеризовать каждый из выбранных элементов по этим признакам. Найти общие, отличительные характеристики, особенные характеристики в элементах объекта. Определить, какие элементы должны быть подвержены изменению. Составить программу изменений. Произвести обобщение.

Сравнительный анализ Ознакомьтесь с информацией (текстом, таблицами, наглядностью и т. д.) Выделите элементы для сравнения Определите критерии (признаки) для сравнения, выделите в них существенное. Охарактеризуйте каждый из выбранных элементов по этим признакам. Найдите общие и отличительные характеристики. Обобщите выводы.

Динамический анализ Определите объекты, которые будите отслеживать в динамике (развитие, изменение во времени). Определите задачу слежения. Определите временной интервал слежения. Выберите способ фиксации результатов. Определите разницу с первоначальным состоянием, сделайте вывод об изменениях объекта.

Проблемный анализ Ознакомиться с информацией. Разделить содержание на группы по критериям. Занести информацию в формулу: С одной стороны…, с другой стороны… Рассмотрение вариантов решения выявленного противоречия. Выбор варианта решения. Выявление, при каких условиях проблема разрешима. Составление алгоритма действий.

Анализ эффективности (выражается в %) Конечный результат сравнивается с целью (задачей) деятельности, возможно с эталоном. Производятся математические процедуры по вычислению процента. По полученному результату делается вывод: является ли результат 100% или его эффективность значительно ниже.

Системный анализ Ознакомьтесь с информацией, Найдите идею, смысл, основную цель и т.д. Разделите информацию на части. Текст на смысловые части, озаглавьте их (назовите)- признаки системы. Есть ли отсутствующие элементы? Какие? Можно ли их восстановить? Определите, есть ли лишние элементы? Какие? Есть ли дублирующие элементы? Можно ли их объединить? Взаимосвязаны ли элементы? В чём заключается данная взаимосвязь? Создайте аналогичную систему.

Поэлементный анализ Выделите один из элементов системы. Опишите его вцелом. Найдите существенные признаки и функции элемента. Предположите, что будет с системой, если этот элемент изъять? Предположите, какова роль и место элемента в системе? В какой системе, по вашему, встречается также данный элемент?

Синтез Соединение из частей целого ? ? ? ?

Формализация Построение абстрактных моделей, предъявление информации в виде знаков и формул. A+B=C

Дедукция Доказательство от «общего» к «частному» ? !

Аксиоматика Исходные положения не требующие доказательств, на основе которых строится (выводится) новое знание. Истинность аксиом переносится на выводимые из них следствия.

Абстрагирование Отвлечение от ряда свойств и отношений с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений

Типы учебного исследования Теоретический тип (в основе исследования- умозаключения) 1Самостоятельное (групповое) выстраивание версий (гипотез) 2.Самостоятельное составление учащимися алгоритма деятельности. 3.Выращивание, логическое достраивание информации, идеи. 4.Анализ, синтез, аналогия, абстрагирование ит.д. 5.Проектирование, коррекция проекта и деятельности. Моделирование, конструирование 6.Теоретическое обобщение: Самостоятельное формулирование закона, закономерности, правила. Эмпирический тип ( В основе исследования опора на опыт и наглядную информацию) 1.Рассмотрение, предложенных учителем версий, гипотез. 2.Использование предоставленного учителем алгоритма для деятельности 3.Собирание (накопление) информации. 4.Наблюдение, сравнение, классификация, систематизация. 5.Использование типовых схем, диаграмм, графиков, иллюстраций, ит.д. 6. Эмпирическое обобщение полученной информации.