Как учителю подготовить и провести эксперимент Технология разработки программы, подготовки, проведения и оценки эксперимента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура программы экспериментально- исследовательской деятельности К семинару руководителей муниципальных методических служб.
Advertisements

«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НАУЧНОЙ ГИПОТЕЗЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) ИЛИ ИСКУССТВЕННО.
Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный.
Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
Понятие «педагогический эксперимент» Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных.
Технология разработки программы самообразования Г. А. Феофилова, учитель химии МОУ СОШ 48 г. Копейск 2009.
Исследовательская работа учителя. использование высоких технологий и творческого потенциала человека Труд становится более емким интеллектуально.
Экспериментальная работа в школе Теоретические аспекты.
РЕКОМЕНДАЦИИ к разработке индивидуальной программы ОЭР педагогом - экспериментатором на гг.
МБОУ «Еланская средняя общеобразовательная школа».
Экспертиза - совокупность действий, представляющих оценку содержания и качества какого-либо объекта.
Структура программы эксперимента ПУНКТ программыСОДЕРЖАНИЕВОПРОС для ответа 1. Тема эксперимента.Название экспериментаКак называется эксперимент? 2. Исполнитель.
Реализация стадии моделирования в ходе реализации фазы проектирования научного исследования: Общая характеристика стадий моделирования в фазу проектирования.
Определите уровень своего профессионального роста (И.Щербо) Нулевой уровень – слабая методическая подготовка. 1-й уровень - стабильные результаты при использовании.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА Подготовила преподаватель Кузьмина В.В.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
Анализ инновационной деятельности педагога Рекомендации по оцениванию педагогических проектов.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Транксрипт:

Как учителю подготовить и провести эксперимент Технология разработки программы, подготовки, проведения и оценки эксперимента

«Без стремления к научной работе учитель… попадает во власть трех демонов: механистичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается» А. Дистервег Эксперимент – (от лат. experimentum – проба, опыт) – научно обоснованный опыт. Эксперимент – проверка гипотезы. Эксперимент – воспроизведение кем-то разработанной методики (технологии, системы мер и т.п.) в новых условиях другим педагогом, управленцем. Эксперимент – исследовательская работа в школе по той или иной проблеме. Эксперимент – направленная и контролируемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий обучения, воспитания, развития детей, управления школой.

Обоснование темы Актуальна ли идея? Стоит ли тратить силы? Нет ли уже готового ответа на мучающие потенциального исследователя вопросы в литературе? Какие затруднения, противоречия в практике обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути (программы, методики, технологии и т.п.) и начать поиск нового или из каких потребностей вытекает необходимость именно данной опытно-экспериментальной работы?

Формулирование темы Напишите несколько вариантов формулировок и выберите ту, которая точнее всего отражает предмет будущего экспериментального исследования. В чем суть эксперимента, который проводит школа? Что конкретно я исследую, что хочу разработать, какой новый прогрессивный опыт хочу создать? А есть ли у меня необходимые возможности для разработки этой темы (интеллектуальные, материально-технические, финансовые и др.)?

Объект исследования – Это педагогическое пространство, область, в рамках которой и находится то, что будет изучаться. Чаще всего – это определенный процесс (обучения, воспитания, социализации, становления личности, управления).

Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, своего рода «угол зрения, который, собственно, и исследуется. Предмет в большей степени совпадает с темой эксперимента, однако должен ее не повторять, а раскрывать, конкретизировать тему.

Формулирование цели эксперимента Ожидаемый результат деятельности экспериментатора, выраженный в получении нового знания о педагогической действительности и оформленный в виде экспериментальных материалов. Что хотите разработать и апробировать? Что (какие экспериментальные разработки) будете внедрять в учебный процесс и проверять? Что будет апробироваться: программа, учебный план, концепция, методика и пр. ?

Определение задач эксперимента Задачи – это конкретизированные или более частные цели. Цель развертывается в комплексе взаимосвязанных задач. В задачах раскрывается, по существу, веер проблем, которые необходимо решать в ходе эксперимента.

Гипотеза эксперимента – это развернутое неочевидное предположение, где максимально подробно изложены модель, будущая методика, система мер, технология, механизм того нововведения, благодаря которому ожидается получить высокую результативность (или новые результаты, которых не было прежде) учебно-воспитательного процесса. Что предполагаете? В чем состоит совокупность педагогических действий, направленных на достижение цели? Что будете проверять?

Диагностический инструментарий Средства оценивания результатов эксперимента: контрольные работы, анкеты, тесты, стенограммы уроков. С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами? С помощью какого типа задач или задания для учащихся будет проверяться результативность эксперимента?

Критерии оценки ожидаемых результатов Признаки, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки. С помощью каких признаков в изменении состояния учащихся будет оцениваться результативность экспериментальных материалов? Как Вы предполагаете фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в учащихся?

Формы представления результатов эксперимента Диагностический материал Справка о ходе эксперимента Методические разработки занятий Выступления на семинарах по теме эксперимента Экспертное заключение по результатам эксперимента

Сроки и этапы эксперимента В программе указываются время начала эксперимента и предполагаемого завершения, то есть - сроки эксперимента. Этапы эксперимента определяют некоторые части, промежуточные результаты и последовательность их достижения. Части позволяют в определенные временные интервалы преемственно реализовать систему мер, заложенную в гипотезе. Этапы служат для фиксации промежуточных результатов, их оценивания и корректировки. При выделении этапов эксперимента учитель отвечает на вопрос: Какие промежуточные результаты и в какой последовательности предполагаются им для достижения цели?

Этапы эксперимента I. Диагностический II. Прогностический III. Практический IV. Обобщающий V. Внедренческий

Учебно-методическое обеспечение программы Программы Учебно-методические комплекты Научно-методическая литература Комплекты методических материалов

Для успешного проведения педагогического эксперимента учителю-экспериментатору важно: Выработать в себе внутреннюю установку на постепенное освоение ступенек профессионального мастерства педагога- экспериментатора, на "своеобразный рост" в области эксперимента ("сегодня я могу одно, завтра буду осваивать и делать в области эксперимента другое..."); Стремиться к осознанности (рефлексии) собственных действий, (отвечая на вопросы типа: "что я делаю как экспериментатор, как я это осуществляю, для чего и какой результат получаю?..."); Последовательно осваивать методологию эксперимента, читая и обсуждая теоретические положения, на которых строится педагогический эксперимент; Делать попытки ежедневного фрагментарного описания результатов эксперимента в рабочий дневник экспериментатора (что-то удивило сегодня на уроке, что-то обрадовало, появилась какая-то неожиданная проблема, вопрос, появилось сомнение в...)