11 ШАГОВ от актера к критику ИЛИ КАК ПРИМЕНЯТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ТЕАТРАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Методические рекомендации Дорофеевой О.К. (учителя русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТ « ТЕРЕМОК » МУЗЫКАЛЬНО - ТЕАТРАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ « ФИЛИППОК » Автор : Шатохина Р. В.
Advertisements

Значение театрально- игровой деятельности в развитии речи детей Учитель-логопед Лоскутникова Т.М.
Учитель русского языка и литературы Бурчук Любовь Николаевна Санкт-Петербург ГБОУ СОШ 184.
Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.
Реализация творческого проекта Внеурочный курс три уровня обучения по 17 часов.
Игра-драматизация на уроках литературного чтения в 3 классе Учитель: Казаковцева Татьяна Ивановна.
Методический центр «УСПЕХ» Екатеринбург этап: Мотивация детей на новое поэтического произведение. -«Давайте порадуем родителей новой инсценировкой!»
Развитие творчества детей через театрализованные игры.
Рок-опера «Чайка по имени Джонатан Ливингстон или И ваша жизнь может измениться тоже» ( по мотивам произведения Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон»
Учебный проект по литературе. 1. Образовательные: - дать представление о жизненном и творческом пути И.А.Бродского, ввести учеников в эмоционально сложную.
Шишкина М.В. Музыкальный руководитель ГОУ Вадский детский дом Шишкина М.В. Музыкальный руководитель ГОУ Вадский детский дом Трудные дети: воспитание творчеством.
Организация театрализованной деятельности с детьми младшего школьного возраста 900igr.net.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. На первом месте стоит личность, его интересы, а предметы – на втором.
Что такое рецензии и каковы правила их составления ?
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Программа по развитию творческих способностей детей пятых классов. «Весь мир во мне». Модуль: «Живая сказка».
Воспитание и образование: Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание. век XVIIIи век XXI К. Прутков.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДИЯ ЮНОГО АКТЕРА Театральная деятельность способна помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием.
Мюзикл «МУХА- ЦОКОТУХА». Рабочая группа проекта Музыкальный руководитель Заместитель заведующего по ВМР Воспитатель подготовительной группы.
Транксрипт:

11 ШАГОВ от актера к критику ИЛИ КАК ПРИМЕНЯТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ТЕАТРАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Методические рекомендации Дорофеевой О.К. (учителя русского языка и литературы высшей категории МОУ гимназии 28 города Костромы)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСЦЕНИРОВАНИЯ на уроках литературы: «ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» Активизация интереса Развитие творческих способностей детей Это способ глубокого погружения в мир художественного произведения Расширение читательского кругозора Воспитание эстетически развитого зрителя и др. Большой объем подготовительной работы

И ВСЁ-ТАКИ ЭТО ВОЗМОЖНО! Цель работы: представить экономичную и эффективную систему использования театральных методов обучения на уроках литературы в среднем звене.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ? ШАГ класс - формирование умения создавать сценарий на основе прозаического текста. ШАГИ 2-3 – 5 класс - подготовка и осуществление детьми самостоятельной театральной постановки. ШАГИ 4-9 – закрепление сформированных в 6-8 классах умений на более сложном уровне. ШАГ 10 – 9 класс - использование театральных методов обучения для создания на уроке проблемной ситуации с целью более глубокого постижения смысла художественного произведения. ШАГ 11 – 9 класс -формирование умения создавать рецензию на театральную постановку.

5 класс ШАГИ 1-3 Содержание уроков МАСТЕР – КЛАСС (1 час) - учимся составлять сценарий, осваиваем работу режиссера РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ (1 час) - самостоятельная работа в группах (мы – сценаристы, режиссеры, костюмеры и декораторы) МОМЕНТ ИСТИНЫ (1 час) - представление группового проекта и обсуждение результатов работы Ведущая деятельность на уроке в процентах учителя / ученика 50% / 50% 25% / 75%

Примерные вопросы для оценивания выступления группы Чья актерская работа вам особенно понравилась и чем? Как вели себя актеры в то время, когда им не надо было произносить реплики: просто ждали своей реплики или продолжали играть, находиться в образе? Удачно ли продуманы расстановка и передвижения актеров по сцене? Кто придумал костюмы? Кто работал над декорациями? Что можно улучшить?

И еще несколько таких моментов… (Шаги 4 – 7) В 6 и 7 классах также необходимо ввести по 2 урока для закрепления полученных умений, связанных с созданием группового проекта

Шаги 8-9, ИЛИ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ КОМЕДИИ В 8 классе на финальном этапе изучения комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» также предлагаем ученикам постановку понравившегося фрагмента. Новым станет задание создать комический эффект. Дети не сразу поймут, как это серьезно.

ОТ АКТЕРА К КРИТИКУ… (Шаги 10 – 11) В 9 классе: -Театральная постановка используется как фрагмент урока и средство создания проблемной ситуации. -Учимся создавать рецензию на театральную постановку.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РЕЦЕНЗИИ НА ТЕАТРАЛЬНУЮ ПОСТАНОВКУ 1.Какие чувства вызвал спектакль? 2.Какой была атмосфера в зрительном зале? 3.Сопоставьте впечатления при самостоятельном чтении текста и при просмотре постановки. 4.Проследите за особенностями режиссерского прочтения текста и способами его выражения. Как помогли раскрыть суть характеров и взаимоотношений персонажей составляющие спектакля: интонации актеров, их жесты, мимика, пластика – особенно в тех местах, где возможно неоднозначное прочтение текста; цветовая гамма костюмов и "говорящие детали"; декорации; музыкальное и звуковое оформление спектакля; особенности начала и финала представления. 5. В чем, по вашему мнению, своеобразие этой постановки? Что показалось необычным, ярким, новым, запоминающимся? 6. Что в спектакле недостаточно убедительно, спорно? Почему? 7. Возможно сопоставление увиденного с другими постановками этой пьесы. 8. Заключение: стоит ли спектакль внимания зрителей? Почему?

Достигаем многого, следуя принципам…

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ Создание ситуации успеха и использование приема сотворчества как средства установления доверительной атмосферы на уроках Создание условий для раскрытия способностей одаренных детей Постепенное усложнение материала для инсценирования Подготовка перехода от групповой (5-8 классы) к индивидуальной (10-11 классы) проектной работе Пропедевтическая подготовка к рецензированию (9 класс) в процессе оценивания ответов в 5-8 классах Обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников

Исследователькая работа Анастасии Кудровой о постановке театра им. А.Н Островского была включена в программу городского Дня науки в 2010 году и конкурса «Шаг в будущее» в 2011 году. ГАМЛЕТ В XXI ВЕКЕ (Особенности трактовки образа Гамлета в пьесе Шекспира «Гамлет, принц Датский» в постановке Костромского государственного драматического театра имени А.Н. Островского)

Работу прочли и в театре…