Общепедагогические технологии Юдин В.В. д.пед.н., доцент кафедры ПТх. Ярославский государственный педагогический университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные концепции современного образования Понимание человека Закономерности. Целостность образовательного процесса Деятельностный подход Теория учебной.
Advertisements

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Шаболина С.В., директор МОУ, гимназии 29 г.Томска.
Курс «Организация профессиональной деятельности» Трудоёмкость - 3 кредита (108 час) Лекции – 16 час Семинары – 20 час СРС – 72 час ауд 101 ИПП Группы:
Проектирование ПП (занятие, предмет, организация процесса)
Схема трансформации социального заказа к образованию в компетенции выпускника Общественные отношения Персонал Базовые процессы Выпускники Тип педагогического.
Подготовили учителя ВСШ 4 Н.В. Баженова О.В. Казакова Е.В. Краснова.
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Проблемы. Социальный заказ. Модернизация Юдин В.В. д.пед.н., кафедра ПТх ЯГПУ им. К.Д.Ушинского.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
МОУ «Гимназия» г.Сертолово. Программа перспективного развития МОУ «Гимназия» г.Сертолово гг(проект)
Инновационная модель универсального многопрофильного образования как среда формирования мотивационной сферы учения школьника - субъекта собственного образования.
Качество образования как стратегическая цель инновационных изменений в условиях реализации компетентностного подхода в образовании.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Николаева.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Подготовила студентка 4 курса гр.ПДДО-41 Зинурова Резеда.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Транксрипт:

Общепедагогические технологии Юдин В.В. д.пед.н., доцент кафедры ПТх. Ярославский государственный педагогический университет

опыт Создание нового Выпускник ВШ не просто обладает суммой знаний по дисциплинам стандарта ВПО, а профессионал, способный развивать свою отрасль. Глубокая общепрофессиональная подготовка. Творческое мышление и личностные качества профессионала Способность самообразовываться (самостоятельно переквалифицироваться) Самодостаточная личность (субъект), мотивационная готовность решать проблемы отрасли Высшее образование

Программа курса (Дидактика ВШ) Введение (система занятий, организация СРС, отчетные материалы) 1.Профессиональная педагогика (ВПО) 2.Дидактика (Типы ПП, Открытое образование) 3.Программы модернизации системы ВО (Стандарты II и III поколений) 4.Проектирование ПП. Заключение ( социальная значимость ВО )

БРС Вид работыБаллыКол-во Формулировка вопроса52 Ответ на семинаре: устный / письменный 15 / 252 / 3 Реферат / с РРР40 / 501 ПРОЕКТ заявка / защита20 / 601 План-конспект занятия251 Фрагмент занятия501 Анализ фрагмент занятия202 Ответ на вопрос зачета202 Спецзадание30* Бонус5* В с е г о: Мин. количество баллов для зачета – 145 (при макс. возм - 350)

Темы рефератов Критерии ВО Педагогические средства обеспечения ВО Социальная значимость ВО Становление профессионала Особенности Ст II поколения ОО (нормативные требования / ) Особенности Ст II поколения ВПО (нормативные требования) Особенности Ст III поколения ВПО (нормативные требования) Отличия Бакалавра и Магистра: в уровне образования, подготовке, функционале. Компетентностная характеристика Бакалавра по направлению «Педагогическое образование» Потребность производства в бакалаврах и магистрах Требования к педагогам, накладываемые новыми образовательными стандартами Тип ПП, востребуемый новыми образовательными стандартами Соотношение понятий «ЛОО», «Открытое образование», «СО тип ПП» Характеристика субъектно-ориентированного типа ПП Компетентностный подход к пониманию образовательного результата Компетентностный подход в реализации образовательного процесса Сравнительная характеристика проектов и инициатив модернизации образования Требования к СОШ по реализации направлений инициативы ННШ Социальные ориентиры развития общества в современной России Функциональное назначение структур системы образования Модернизация различных типов учебных заведений в свете модернизации образования страны Современные требования к педагогу школы Современные требования к педагогу высшей педагогической школы

Педагогический процесс единство компонентов процесса и результата Обучение - ЗУН Воспитание – Мировоззрение, идеалы, ценности, Нормы и Привычки поведения, Личность Развитие – Мышление, чувства, способности Образованность = обученность+воспитанность +развитость

Р – образовательный результат ЗУН О П Ы Т Компетенции Деятельность

Де Р Образовательный результат Образовательный процесс (Учение) ПП (Обучение) Метамодель педагогического процесса

Р = освоенные способы Деятельности = ОПЫТ = Компетенции, как оспособленность 1.Знания о мире и способах деятельност и Способ деятельности4.Отношения к миру, способу деятельности, себе (Мт) 2.Опыт материализов анной деятельности (умения) 3.Интеллек- туальный элемент опыта (мышление) Опыт отличается уровнем освоенной деятельности

Примеры компетенций Уровень компетенцийПример Знаниевая (формальная репродукция) Готовность выполнить образец Технологическая (сущностная репродукция) Умения решать задачу Умение изготовить Творческая (продуктивный тип ПП) Опыт разработки собственной программы для решения нестандартной ситуации Личностная (Субьектно- ориентированный тип ПП) Постижение личностного смысла данной деятельности

Уровни образовательного результата Уровень освоения содержания образования Знания о мире, способах деятельности Опыт деятельности (материализо ванной) Опыт деятельност и (интеллекту альной) Опыт отношения к действитель- ности (мотивы) I. Ознакоми- тельный Знания-знакомстваНесформированна я деятельность, неуверенные действия Ассоциации(ассо циативное мышление) Бытовые потребности II. Формальный Знания- копии Действия по образцу Формальное мышление Получение одобрения, послушность III. Сущностный Сущностные знания (знания - умения) Умения Самостоя- тельное мышление Личная убеждённость в целесообразности деятельности IV. Творческий Знания - транс- формации (творческие) Деятельность по собственной программе Творческое мышление Возможность саморазвития V. Субъектный Личностные смыслы содержания Деятельность по собственной программе с авторским почерком Рефлексия Нацеленност ь на само- реализацию

Мотивация Целеполагание Цикл познавательной деятельности человека Информация Обдумывание Планирование Реализация Контроль Оценивание Коррекция

Узловые стороны ПП Результат (ключевой элемент СО) АПДе ученика Напряженность / отношение Стимулирую щие воздействия Знания Приказ Умения Задача Тв. Мышление Творческая задача Субъектность Жизненная задача Память / послушное Обдумывание / интерес С-ст поиск/познавательная потребность самоДе / жизнь

Образовательный результат - опыт (компетентность) учащегося, различающийся по уровням Им соответствует определённый уровень активности познавательной деятельности ученика и уровень педагогической поддержки (методы обучения, различающиеся по степени самостоятельности ученика) РЕЗУЛЬТАТДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ученикапедагога Метамодель педагогического процесса (главные его составляющие)

Технология – последовательность этапов деятельности, гарантирующая результат Тх основаны на закономерностях (законах) педагогики

Педагогическая технология - последовательность шагов субъектов педагогического процесса, выполнение которых гарантированно формирует планируемый образовательный результат благодаря следующим её особенностям: чёткость и определённость в фиксации образовательного результата, под которым понимается целостный опыт; пошаговая структура, построенная на шагах познавательной деятельности учащегося и поддерживающих её соответствующих действиях педагога; указания на условия реализуемости (требования к исходному состоянию ученика и масштабу технологии).

Уровни образовательного результата (опыта) Деятельность (мотив Де) Ключевой элемент опыта ЛичностьОПТх (тип ПП) Репродуктивная (выполнение поручения) ЗнФормальный исполнитель ФР Обдуманная (достижение результата) УмГрамотный исполнитель СР Творческая (саморазвитие) Мышление (творческое) Творец Продуктивная Полноценная Де (самореализация) Отношение (к Де) СубъектС-О

Типы педагогических процессов ВыпускникТип ПП (ОПТх) Пед.средства Владеющий методиками специалист Репродуктивный Лекционно- семинарская система Готовый к исследованию профессионал Продуктивный Проблемное обучение, НИРС Личность, принимающая решение Субъектно- ориентированны й Реализация собственных проектов

Общепедагогические технологии описывают ПП различных типов, имеют уровневый характер, но единую структуру, включающую следующие элементы: результат образования (осваиваемый опыт); деятельность ученика, представленная этапами его деятельности или сторонами активности (напряжённость интеллектуальных сил, отношение к процессу); деятельность педагога, выраженная в соответствующих данному типу методах обучения; способы интерпретации содержания учебного материала; контролирующие процедуры, отслеживающие выполнение учащимися ключевых для данного типа ПП этапов познавательной деятельности и контролирующие достигнутые образовательные результаты; условия применимости общепедагогической технологии (требования к базовому опыту обучающихся и минимальному циклу ПП, в котором реализуется данная технология). ОПТх может фиксироваться 6-ю элементами (Экспресс-анализ), 16-ю элементами (Рабочий вариант), 22-ю элементами (Лабораторный вариант)

Литература Юдин, В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса : монография. – М. : Университетская книга, – 302 с.

Программы модернизации образования в стране Приоритетный проект «Образование» «ННШ» Стандарты II поколения ООШ Стандарты III поколения ВПО СОТх Электронное обучение (Е-learning) ЛОО Традиционное обучение

Социальные требования к образованию Качественное образование – соответствующее запросам заказчиков. Цель – не столько ЗУН, сколько успешность в жизни Образование в течение всей жизни. Готовность к самообразованию, информационная компетентность ученика Удаленный доступ к образовательным услугам, развитие информационной базы обучения. Востребованность информационных технологий

Результаты тестирования школьников по математике и естественным наукам в некоторых странах с переходной и развитой экономикой Средний уровень Использованы оценки учеников в возрасте 9 и 13 лет, полученные в рамках Второго международного анализа прогресса в обучении, проведенного в 1991 году. «0» означает среднюю оценку для выборки из 19 стран. Приведены страны, показатели которых оказались выше среднего уровня.

Приоритетный проект «Образование» 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса" Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Направления: Поддержка лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программылучших учителейшкол, внедряющих инновационные программы Поощрение талантливых молодых людей Развитие подушевого финансирования в образовании. Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетовинновационных программ вузов учреждений начального и среднего профессионального образованиясоздание новых федеральных университетов Интернетизация российского образования Учебное и учебно-наглядное оборудование,Учебное и учебно-наглядное оборудование Автобусы для сельской местности Модернизацией региональных систем образования

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. «Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.» Утверждено: Пр-271. от 04 февраля 2010 г. Президент Российской Федерации Д.Медведев

«ННШ» Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке? Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом Новая школа - это современная инфраструктура Ребята - выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни. В школе - столовая с вкусной и здоровой едой, условиями для занятий спортом и творчеством, медиатека и библиотека с широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, высокотехнологичное учебное оборудование. Новая школа - это современная система оценки качества образования отдельных образовательных учреждений, и системы образования в целом Новая школа - это школа для всех - успешная социализация детей

Особенности стандартов ВПО Поколения стандарта III III (дополнительно к Ст II) Учебное содержание ЗУНКомпетенции, Ежегодное обновление ООП **. Общепрофессиональные компетенции. Контент, информационные образовательные базы (ЭБС)**** Методики Традиц ионные БРСБакалавриат – продуктивный тип ПП. Магистратура – субъектно- ориентированный тип ПП. Е-сопровождение: сетевой УМК***** Организация обучения Лекцио нно- семина рская Уровни ВО: Бакалавриат, Магистратура, Специалитет. КМС: модульный УП, подсчет трудоемкости в кредитах. Курсы по выбору.*** Индивидуальные образовательные программы*** ОУ Комплексная информацион ная система СМК с внешней оценкой (работодатель, обучающийся)* АИБС, Поисковые системы. Выпускник Специа лист Бакалавр, Магистр Бакалавр и Магистр с профильной подготовкой

Образ новой школы открытое образование; нацеленность на формирование дееспособной, ответственной за себя личности; реализация индивидуальных образовательных траекторий; управление, ориентированное на показатели качества образования, в частности, на удовлетворение запросов потребителей услуг; привлечение к управлению общественных сил, ростом влияния школы, в частности с помощью средств интернет, на социальные процессы микрорайона; соответствие материальной базы ОУ современным требованиям.

Основные черты нового образования ЛОО – личностно-ориентированное образование (общепринятый термин в педагогике) СОПП – субъектно-ориентированный тип педагогического процесса (термин педагогической технологии) Открытое образование (философский термин, отражающий социальные аспекты современного образования) Выпускник –самоорганизованная личность, субъект собственной деятельности

Новые педагогические подходы - ЛОО Предоставление обучающимся возможности ВЫБОРА (содержания, методов, темпов) Реализация СУБЪЕКТНОЙ позиции ученика в обучении (собственные проекты, личностно- ориентированные задания, составление портфолио) Деятельность педагога – выращивание личности!, культивирование индивидуальных образовательных потребностей, целей и способности достигать её. Тьюторская функция преподавателя

Открытое образование Обучающийся - субъект в ситуации вариативных образовательных возможностей, в которых он должен сделать ответственный выбор. Разнообразие средств постижения жизни, обеспечивающая целостность и многогранность опыта человека. Не ограниченно временными и пространственными рамками. Цель - развитие субъектности и индивидуальности человека, при активной его самореализации. Открытое образование реализуется через СОПП – субъектно-ориентированный тип педагогического процесса

Открытое образование Цель - развитие субъектности и индивидуальности человека, при активной его самореализации. Обучающийся - субъект в ситуации вариативных образовательных возможностей, в которых он должен сделать ответственный выбор. Разнообразие средств постижения жизни, обеспечивающая целостность и многогранность опыта человека. Не ограниченно временными и пространственными рамками. Основные педагогические методы – проект и портфолио

Краеугольные камни SC (устойчивого сообщества)

Идеал современного общества – субъектно- ориентированное образование Только С-О тип ПП формирует Выпускника как самоорганизованную личность, субъекта собственной деятельности С-О тип ПП не требует теоретического мышления от ребёнка, но здравого смысла, ответственности, опыта принятия решений «Надо приучать ребенка писать только о том, что он хорошо знает, о чем он много и глубоко думал». П.П. Блонский НО, Традиции = сущностно-репродуктивному обучению Ребёнок не может перепрыгнуть через ступеньку определённого типа ПП

Общепедагогическая технология РЕЗУЛЬТАТДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ученикапедагога Ключевой элемент содержания образования определенно го уровня Стороны активности ПДе Методы обуч ения Интер- прета ция учебн ого содер жани я Контроль по ключев ому ЭСО Напряжен ность Отношение к учению ОПТх имеет единую для всех типов структуру, но разное наполнение !! ОПТх может фиксироваться 6-ю элементами (Экспресс-анализ), 16-ю элементами (Рабочий вариант), 22-ю элементами (Лабораторный вариант)

Стадии проектирования ПП установочная: выбор базового типа педагогического процесса и соответствующей общепедагогической технологии и определение места проектируемого занятия в системе занятий; стадия проектирования педагогического процесса: разработка конкретной технологии занятия, то есть уточнение под учебный материал и учащихся базовой ОПТх; построение методики проведения занятия, включая мониторинг деятельности ученика и контроль достижения образовательного результата; стадия реализации методики и коррекции проекта педагогического процесса.

4. Конкретизация образовательной цели 12. Реальный учебный процесс 14. Корректировка технологии, плана занятия, программы. 9. Продумывание возможных выборов обучающимися цели, соответствующих технологий и потоков 5. Фиксация технологического каркаса занятия 6. Уточнение необходимой деятельности учащихся 7. Интерпретация содержания учебного материала 8. Выбор методов обучения 2. Анализ учебного материала и определение уровня образовательного результата 1. Квалификация образовательной цели и определение соответствующей общепедагогической технологии Скорректи- рованный проект ПП Коррекция первоначального варианта технологии и плана занятия на основе обратной связи Коррекция плана Занятие (мероприятие) Проведение занятия Реализация методики проведения занятия Сценарий и план-конспект занятия Разработка методики проведения занятия Технологи- ческий каркас занятия. Используемые ОПТх Образова- тельные маршруты Разработка конкретной технологии занятия (технологического каркаса) Проектирование педагогического процесса Система занятий Формирование системы занятий Базовая ОПТх (тип ПП) Выбор базового типа ПП и соответствующей общепедагогической технологии Установочный РезультатПорядок действий. ШагиЗадачаЭтап 3. Определение места учебного мероприятия в системе занятий по теме 10. Планирование мониторинга процесса обучения 11. Разработка дидактического обеспечения 13. Анализ занятия

Ваши вопросы? Юдин Владимир Владимирович Тел

Уровни понимания КО УровеньПоказательКритерии ШкольныйКачественный результат ЗУН, Ср. балл Число медалистов Внешние оценкиЕГЭ % поступления в вуз СоциальныйОбразовательная цель ВРЛ, ГЛ, личность конкурентная От заказчика- плательщика Конкурс Стратегичес- кий Из запросов будущего Новые компетенции Творчество, с/организация УправленческийСаморазвивающаяся организация