Лексические новации в современном молодежном языке Проблемно-реферативная работа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Авторы: Панфёрова Светлана, Ситникова Елена. изучить особенности разговорного языка, которым пользуются школьники определить способы образования лексических.
Advertisements

Жаргон в устной речи современных школьников Работу выполнили : Румак Алена и Бородина Анастасия. Ученицы 6 « Г » класса Школы 25 г. Перми. Руководитель.
Сленг Компьютерный сленг Работу выполнила: Пандикиди Софья Димитриевна Учащаяся 8-Б класса Старокрымского УВК 1 Научный руководитель: Кальченко Оксана.
Молодёжный сленг и культура речи Молодёжный сленг и культура речи Автор: Попов Сергей, учащийся 8б класса МКОУ Мокроусовская СОШ 1 Руководитель: Погадаева.
АВТОР:Головко Т.К.,учитель русского языка и литературы.
МЕЖДОМЕТИЕ – НАШ ДРУГ ИЛИ ВРАГ? Автор проекта Анненкова Анна, ученица 6 «А» класса МОУ СОШ 20 Старый Оскол
«Молодёжный сленг как пласт речи учащихся МОУ «Большегривская СОШ»
Слова – «паразиты» в речи учащихся 5 класса МОУ Харатская СОШ Выполнил ученик 5 класса МОУ Харатская СОШ Стерехов Михаил Руководитель: Соколова Н.Ю., учитель.
Роль ненормативной лексики в речи школьников Реферат по русскому языку Выполнили учащиеся YIII класса МКОУ «Крутчанская ООШ» Липина Анастасия, Червона.
Слова-паразиты в речи современных подростков Исследовательская работа Выполнила Чернова Екатерина ученица 9 класса Лебяженской СОШ. Лебяженской СОШ. Руководитель.
Творческое название проекта:« Классные словечки» Тема учебного проекта: Молодежный жаргон:формирование и функционирование Автор:Моисеенко Е.А. Шипкова.
Исследовательская работа обучающейся 7 класса МКОУ- СОШ Средняя Муя Бутаковой Даши Руководитель: учитель русского языка ЧОП Т.П.
МОУ « СОШ 2 р.п. Дергачи» Тема: «Энглизированность молодежного сленга и СМИ в современном русском языке на основе молодёжного журнала «Попурри». Выполнила:
Дружба в старших классах Мини исследование Автор: Шакаева Седа 11 гум. Руководитель: Улунян Е.Е.
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Тема проекта. Культура речи на современном этапе развития общества Выполнили Выполнили Ищанова Алина, Ищанова Алина, Омельченко Надежда Омельченко Надежда.
Мы в теме Задачи работы: - показать примеры различных форм молодёжного сленга; - проанализировать отношение молодёжи к различным пластам этого жаргона.
Прозвища как особый вид антропонимической лексики и их функционирование в школьной среде Автор работы: Ворошилов Семён, учащийся 8 класса МОУ Комсомольской.
Выполнила. Дорошкевич Е.П, уч-ца 10 кл,МБОУ СОШ с.Соколовка. ШНО «Новый век»
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Транксрипт:

Лексические новации в современном молодежном языке Проблемно-реферативная работа

Задачи: - изучить характерные особенности разговорного языка, которым пользуются старшие школьники; - определить способы образования лексических новинок. Цель данной научной работы -исследование возникновения и употребления лексических инноваций в языке молодежи; определение степени их влияния на русский язык, а также их судьба в нормативном языке.

Объектом изучения являются различного рода инновации (новообразования, семантические модификации, вхождения) в разговорном языке молодежи. Проблемы, волнующие современную молодежь, находят отражение и в языке, причем не в устоявшемся литературном, а динамично изменяющемся разговорном языке молодежи. Я собрала вместе свои мысли, подкрепленные теорией и тщательным изучением молодежного сленга в публикациях и непосредственно в живой речи, и, как результат, появилась эта работа.

Формы разговорного, т.е. нелитературного языка, представлены языками разных социальных групп. На мой взгляд, самые оригинальные отношения с языком складываются именно у молодежи, а поскольку я отношусь к этой группе, то для исследования я взяла современный язык молодежи, который близок мне и которым я пользуюсь сама.

1.Характерные особенности языка молодежи На протяжении нескольких десятилетий не ослабевает интерес к разговорному языку молодежи и его отражении в средствах массовой информации. Судя по публикациям в газетах и журналах и по личным наблюдениям, отношение к современному языку молодежи варьируется от полного неприятия этого явления, как фактора, угрожающего чистоте языка, до восхищения способностями молодых людей, инновации которых в некоторой мере обогащают русский язык. Молодежь и раньше стремилась создать собственный специфический стиль общения, отличавшийся от принятого среди старшего поколения.

Характерной чертой разговорного языка современной молодежи является его подвижность, относительно быстрая сменяемость актуальных вариантов, исчезновение тех или иных лексических единиц. Наряду со сменой языковой «моды», причиной таких явлений следует считать социальные процессы в самом обществе. Говоря об особенностях языка молодежи, нужно учитывать и то, что эта социальная группа стремится успеть как можно больше и, как следствие, ей хочется сэкономить время. Именно поэтому для молодежной речи характерна экономия языка, в ней существует множество слов, являющихся эквивалентом громоздких терминов, например: деньги – бабло.

Словообразовательные неологизмы: композиты (молчел – молодой человек). - фразеологизмы (по барабану – безразлично). - игра слов (МТС (мобильные ТелеСистемы) – Местами Тебя Слышно) - формулы приветствия (приветули, поки) - реплики со словами, выражающими досаду или, наоборот, восхищение (полный отстой – досада)

2. Характеристика лексических новаций 2.1 Способы образования новых слов 2.2. Типы новообразований и их характеристика 2.3. Как лексические новации приживаются в русском языке

3. Анализ языка современной молодежи 3.1. Язык публикаций в молодежных журналах Для анализа мною был выбран молодежный журнал «Молоток», весьма популярный среди старших школьников. Я просмотрела подшивки за 2007 год и пришла к выводу, что многие из употребляемых в «Молотке» разговорных слов фактически не используются или используются крайне редко.

К их числу относятся слова: перец – «молодой человек» (65 употреблений в публикациях 2007 года); черепа – «родители» (36 употреблений); фигово – «плохо» (25 употреблений); родаки – «родители» (46 употреблений); депра – «депрессия» - (37 употреблений); жетскач – «грубо» - (28 употреблений); выхи – «выходные» (35 употреблений). В живой речи редко встречаются слова, образованные путем сокращения типа био (биография), дэ рэ (день рождения), инфа (информация). Последние слово журнал «Молоток» употребил 71 раз.

По моим наблюдениям, такая «густота» использования сленга в реальной речи не встречается, если, конечно, говорящий сознательно не стремится к утрированию своей речи или постоянно не читает журналы типа «Молоток». Следовательно, употребляя молодежную разговорную речь в письменной речи, следует быть чрезвычайно аккуратным, т.к. комический эффект может возникнуть не только там, где он ожидаем, но и там, где автор не стремится к такому эффекту. Гораздо привлекательнее выглядят те издания, журналисты которых, пользуясь преимущественно литературным языком, правильным и грамотным, умеют к месту и дозировано употреблять молодежный сленг

3.2. Разговорный язык школьников Чтобы выяснить, какой процент в речи школьников составляют лексические новации, какие новые слова они используют и одинаково ли понимают их значение, я провела анкетирование одноклассников. В 1-й части анкеты им предлагалось выбрать из 2-х синонимов (литературного и сленгового), тот, который они используют чаще; во 2-ой части – привести употребляемые ими синонимы к литературным словам. Возраст анкетируемых: лет. Количество опрошенных: 22 человека. Анализ анкет подтвердил предположение о том, что в общении школьников сленг преобладает над литературной речью, причем как у юношей (63% сленговых слов, 37% литературных слов), так и у девушек ( 52% и 48% соответственно)

ЩенокМладший по возрасту ЛамерНеопытный человек БубенНедалекий человек МажорЗавсегдатай клубов ДогнатьПонять ЗатуситьПогулять БахнутьсяСойти с ума КораШутка БотаникОтличник Анкета 1) Выберите из двух предложенных синонимов тот, который вы употребляете чаще

2) Замените литературные слова синонимичными им разговорными: Хороший – Плохо – Глупец – Веселиться/ шутить- Друзья/компания –

Анализ результатов 2-й части анкеты показал: школьники используют огромное количество разнообразнейших сленговых слов вместо их литературных синонимов. Причем у школьников одного коллектива (класса) синонимы совпадали очень редко, хотя, конечно, были и широко употребляемые слова. Я специально предложила заменять синонимами простейшие понятия, такие как плохо/хорошо, друзья и т.д., чтобы выявить синонимы к ключевым понятиям. И вот что получилось: самым популярными синонимами к слову «хороший» стали «классный» (12 упоминаний), «офигенный» (7), «прикольный» (3).

Назывались также такие слова как «крутой», «отпадный», «реальный», «отрывной». Причем, если «классный», «офигенный» и «прикольный» - это не новые, прижившиеся слова, то остальные, менее употребимые появились совсем недавно. Самым частым синонимом к к наречию «плохо» стали «отстой» (названо 7 раз), «фигово» (6), «лажа» (4).

Мои одноклассники приводили также наречия «шизово» и «тупо». Существительное «глупец» наиболее часто заменяли на тупой (12 раз) ( в том числе тупак – 2, тупица – 4), лох (8), олень (5). Также упоминали слова «отстойник», «чукча», «дятел», «бубен», «овца», «тормоз». Хочется заметить, что на слово «глупец» опрошенные привели больше всего синонимов, что объясняется тем, что глупый, недалекий человек всегда вызывает внутренний протест и негативное отношение у человека, который каждый выражает по-своему.

Слова «друзья/компания» заменяли чаще всего синонимами «туса» (8 раз), «чувачки» (5), «тусовка» (5), «братва» (4). Встречались также слова «пацаны», «компашка», «бригада», «народ». Самыми частыми синонимами к словам «веселиться/шутить» стали «отрываться» (встречалось 9 раз), «отжигать» (5). Приводились также синонимы «прикалываться», «тусить», «ржать», «колбаситься». Таким образом, в молодежном языке литературному слову соответствуют несколько сленговых синонимов (причем, чем чаще употребляется слово или чем более сильные эмоции оно вызывает, тем больше к нему существует синонимов).

Таким образом, анкетирование подтвердило мое предположение в том, что в речи школьников преобладают сленговые слова. Молодые люди, которые используют сленг, понимают значение употребляемых слов, т.е. сленговые слова отражают в полной мере их мысли, это осознанное употребление, а не слепое повторение, потому что все так говорят и это модно»

Заключение Проанализировав язык публикаций в молодежных журналах и непосредственно живую речь школьников, я смогла выделить принципы, заложенные в обновлении лексики и в появлении лексических новаций в речи молодежи. Эти принципы следующие: 1. Каждое новое явление получает свое название, т.е. появляются номинации слов, не существующих ранее.

2. Знакомым и известным явлениям даются новые номинации, т.е. происходит переименование. Этот принцип играет огромную роль в пополнении лексики, ведь для молодежи часто характерно неприятие ценностей, мыслей и даже слов прошлых поколений.

3. Для молодежи характерным является стремление к более простому строю. Самый яркий пример аналитического языка – английский. Там существуют модальные глаголы, т.е. один и тот же глагол с разными предлогами принимает абсолютно разные значения. У нас таких глаголов нет, молодежь сокращает написания разных слов, усекает окончания, например, «здря» и «прив», вместо «здравствуй» и «привет», «депра» - депрессия, «выхи» - выходные, «домашка» - домашнее задание.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что лексические новации постоянно находятся в поле зрения ученых – лингвистов, которые пытаются изучить их. Я принадлежу к социальной группе молодежи, поэтому я и взялась за исследование этого пласта новой лексики, потому что, на мой взгляд, особенно важным является не теоретическое обоснование (хотя и оно, несомненно, играет не последнюю роль), а взгляд «изнутри» человека, который слышит новые слова постоянно и сам употребляет их.

Используемая литература: 1.М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская «Русский язык» Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2006 год. 2.Н. П. Борисенко «Печальный знак времени, или что такое сквернословие» (Газета «Русский язык» 4, 2000г.) 3.Е. Г. Борисова О некоторых особенностях современного жаргона молодежи// Журнал «Русский язык в школе». – М.: – С. 26 – А. А. Брагина Неологизмы в русском языке. – М.: Просвещение, – 222 с. 5.М. А. Денисова «Литературная норма и практика разговорной речи» (РЯШ 1, 1996г.) 6.О. П. Ермакова «Источники пополнения жаргона» («Русский язык» 40, 1999год) 7.Молодежный журнал «Молоток», 2007г.

Автор: учащаяся 8 класса Безрукова Юлия Сергеевна Научный руководитель: учитель русского языка и литературы II квалификационной категории Цеттерман Людмила Викторовна с. Петропавловка 1-я Венгеровского района Новосибирской области 2008