Методические рекомендации к исследовательской работе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ОТЕЧЕСТВО»- туристско – краеведческое движение обучающихся РФ. Методы и формы организации работы в дополнительном образовании.
Advertisements

Основные направления Село моё родное Село моё родное Моя родословная Моя родословная Дети и война Этнография Природа родного края Природа родного края.
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОЕКТ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ Практико-ориентированный проект Предназначен для использования в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Учитель физики МОУ Гимназии 11 г. Ельца Липецкой области Австриевских Н.М.
« Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения» П.А. Кропоткин.
ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО ТУРИСТСКО- КРАЕВЕДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ «ОТЕЧЕСТВО»
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
Методика оформления исследовательских работ с учащимися начальных классов. (консультация для педагогов начальных классов) Разработала: Гедгафова Л.М.,
Школьная научно- исследовательская работа и основные требования к ее написанию.
Подробный план создания исследовательской работы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся Памятка исследователя.
Приобщение детей к исследовательской работе по краеведению в школьной библиотеке.
Памяткакраеведу-исследователю. Заповедь 1 При выборе темы и формулировки не увлекайтесь глобализмом. Ваше дело – небольшое самостоятельное исследование.
Заседание школьного научного общества учащихся «Умники и Умницы» Наука изощряет ум; ученье вострит память. Козьма Прутков.
ОСНОВЫ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Новичкова Елена Юрьевна.
Муниципальный этап – 5 декабря 2012 Олимпиада по лесоводству.
Транксрипт:

Методические рекомендации к исследовательской работе

Методика и принципы исследования Изучить склонности ребёнка Попытаться заинтересовать ребёнка в исследовательской деятельности; Постановка проблемы (выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию); Определение объекта и предмета исследования; Наблюдение и изучение фактов явлений; Предварительный анализ имеющейся информации.

Выдвижение и формулировка исходных гипотез; Построение плана исследования; Осуществление плана; Анализ и обобщение полученных результатов; Выяснение связей исследуемого явления или объекта с другими явлениями или объектами.

Проверка исходных гипотез на основе полученных данных; Окончательная формулировка выводов; Практические выводы о возможности и необходимости применения полученных знаний, научные предсказания.

Методы и сследования Методы бывают специальные и комплексные (к специальным относится изучение источников); Типы и виды источников Устные (интервьюирование, опрос старожилов, запись легенд и т.д.); Письменные (Указы, Приказы, источники местных исследований, воспоминания, мемуары, завещания духовные грамоты и др. ); Изобразительное искусство и фотографии, (Данные документы должны быть анатированы)

Вещественные (обязательно с надписью), Технопробные или аудиовизуальные (записывание интервью со старожилами); Методы комплексные Изучение усадьбы; Интернет; Анкетирование (Вопросы должны обеспечить условия для правдивого разговора. Нельзя задавать вопросы с тремя ответами: «да», «нет», «не знаю». Анкетирование должно охватить не менее 100 человек).

Краеведческий поиск не является методом, это форма, объединяющая несколько методов: а)Метод наблюдения, б)специализированные методы – архитектурный анализ церкви, источниковедческий анализ и синтез.

Методика экспедиционной деятельности (Экспедиционная деятельность делится на три части – подготовительный, непосредственное проведение, обработка материала ) I часть I этап Выбор темы; Постановка цели; Задачи; Сверхзадача ( конкретное применение и использование собранного материала); Методы исследования (составление опросного листа, составление карточки исследования, встреча с информаторами, работа с архивными документами и фотографиями).

II этап Подготовка технических и других средств (магнитофон, диктофон, видеокамера, фотоаппарат, ватманская бумага, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, блокноты, ручки, при необходимости – балалайки, гармони). III этап Выбор местности; Составление договоров;

II часть Сбор информации (данный этап также делится на две части). I подчасть (установка контактов); II подчасть (первоначально записать ф.и.о. информатора откуда он переселён, род занятий, сословие); Нельзя демонстрировать свою грамотность и совершенство по касающейся теме; При сборе музыкального материала нельзя показывать своё вокальное мастерство; ( исключение - освоение собираемого материала на балалайке или гармони ).

Не перебивать информатора, не высказывать своего сомнения, своего несогласия; Если информатор, при ответе на ваши вопросы что-то забыл, нужно либо тактично перейти на другую тему, либо попросить его позднее вспомнить и прислать вам; Ни в коем случае нельзя включать диктофон, магнитофон или видеокамеру на «воспроизведение».

Чтобы разговор получился эффективным: Заранее известить о своём визите; Придерживаться поговорки «Будьте как дома но не забывайте, что в гостях»; В гости без гостинцев ходить – правила дурного тона; Нельзя отказываться от застолья; Необходимо записывать даже незначительную мелочь.

Если хозяйка вам показывает уникальные вещи, можно попробовать попросить её продать их; Любой дар хозяйки, даже, казалось бы, незначительный, примите с благодарностью; За хороший приём и хорошее угощение необходимо поблагодарить хозяйку. (здесь уместно проявить свои вокальные данные) Материал нужно собирать не менее у трёх информаторов

III часть Обработка собранного материала Обработка карточек (работа с картотекой, составленной в ходе экспедиции) Работа с научной литературой, первоисточниками и архивными материалами (для подтверждения или опровержения собранного материала) Расшифровка материала Значимость экспедиционного материала

Образец опросного листа Ф.И.О. информатора; Год рождения; Место проживания; Сословие; Род занятий; С какой местности были переселены корни рода информатора; Год и причина переселения; Вопросы по конкретному материалу; Сбор пословиц, поговорок и диалектных слов не может производиться целенаправленно; В любом случае необходимо записывать всё, что говорит информатор и спрашивать, что означает то или другое слово, пословица или поговорка.

Туристско-краеведческое движение «Отечество» Конкурс краеведческих исследовательских работ учащихся «Отечество»

Исследовательские работы должны обязательно носить локальный характер В целях более эффективной работы рекомендуется: - организация походов, путешествий и экспедиций, направленных на реализацию конкретных программ; - создание конкретных баз данных по выбранной теме.

Составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населённых пунктов и отдельных памятниках; Подготовка краеведческих карт, атласов. словарей, путеводителей, энциклопедий, Книг Памяти; Формирование музейных коллекций организация деятельности школьных музеев; Участие в мероприятиях по реставрации, реконструкции и восстановлению природных и исторических памятников.

Выявление останков павших воинов и гражданского населения, розыск их родственников, установление памятных знаков, надгробий, уход за ними; Издание методической и учебной литературы, сборников из опыта работы, публикаций исследований участников программ; Пропаганда краеведческих знаний путём организации выставок, праздников, тематических дней и др.

Подпрограммы туристско - краеведческого движения « Отечество » Родословие – изучение родословных семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода. Летопись родного края – изучение истории и природы родного края. Военная история - Великая Отечественная война; -Дети и война; - Другие военные действия;

Археология – историческое прошлое края по вещественным источникам. Исчезнувшие памятники России – выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках, материальной и духовной культуры. объектах природы. Литературное краеведение – изучение литературного наследия родного края (писатели-земляки, литературные герои, детское литературное творчество).

История образования – изучение истории школы и других образовательных учреждений (учительская династия, отряд учителей за определённый отрезок времени, школьное открытие, фрагмент из школьной жизни и т.д.). История детского движения – изучение, сохранение и популяризация истории детского движения, а также опыта работы детских организаций и объединений страны. Земляки – изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины и не имеет возможности поддерживать с нею непосредственную связь.

Исторический некрополь России – выявление, учёт, описание и охрана исторических некрополей России (братские захоронения, осквернение и уничтожение могил, надгробий, памятников заброшенное кладбище и отдельно взятые могилы (как безнадзорные, так и ухоженные). Школьные музеи – совершенствование деятельности школьных музеев, повышение их роли в образовании и воспитании (можно взять в целях исследования экспозицию,1–2 экспоната, 1-2 дня из жизни школьного музея, значимое мероприятие, проводимое непосредственно в школьном музее ). Семейные музеи – изучение предметов, имеющих историческое значение и хранящихся непосредственно в домашних условиях (письма, иконы, домашняя утварь и т.д.).

Природное наследие – изучение и охрана природного наследия (растительный и животный мир, полезные ископаемые, реки, как сохранившиеся в естественном виде, так и изменившиеся в процессе деятельности человека). Природное наследие может быть связано с этнографией и культурным наследием. Культурное наследие – широкое понятие: литературное, музыкальное, художественное творчество, фольклор, традиции, игры, архитектура, образование и медицина, библиотечное дело и издательство, средства массовой информации, кино, художественная самодеятельность, физкультура и спорт, деятельность общественных и религиозных организаций.

Этнография Материальная культура – жилище со всеми хозяйственными постройками, одежда с комплексом украшений, пища, утварь, орудия труда и средства передвижения. Духовная культура – обычаи, обряды и праздники; религиозные и мифологические представления; поверья и приметы, народный календарь, народная медицина, народная музыка, народная хореография, народные игры. Основным методом этнографического изучения является наблюдение

Старые фотографии рассказали Цель : Приобщение детей к историческим фактам через изучение старых фотоснимков. Задачи : - Развитие внимательного отношения к изучаемому предмету ; - Привитие навыков последовательности изучения объектов. Сверхзадача : - Не придать забвению старые фотографии ;

Начальные принципы в исследовании старых фотографий Способствование проявление интереса со стороны ребёнка к исследованию фотографии ; Вникнуть в смысл названия «Старые фотографии рассказали».

Фотография исследуется в двух плоскостях I Визуальная (то, что вошло в кадр ) а) Мизансцена – расположение людей на фотографии; б) костюм(одежда) – отражает социальное положение, профессию, исторический период, событие; в) фон – показывает пространственную возможность, временный отрезок; г) строение – о прогрессе производства, статусе поселения; II Закадровая –изучение каждой, отдельно взятой детали, что прямо или косвенно относится к фотографии.

Рекомендации по исследованию старых фотоснимков Выбор фотографии – чем старше фотография, тем интереснее исследование. О сроке давности фотография подскажет сама – качество бумаги, фон на котором был произведён снимок, одежда, в которой сфотографированы люди и мн. др. аргументы. Фотография должна быть малоизвестной или совсем неизвестной. Исследование фотографии - двойное исследование.

Исследование фотографии производится в двух частях Первая часть делится на три этапа Первый этап – на столе перед исследователем старый фотоснимок, увеличительное стекло, писчая бумага, ручка. Исследователь даёт предварительное название фотографии. Второй этап – выстраиваются версии: Что бы это могло быть? В какой временной период запечатлено то или иное действо? В какой, предположительно, местности – населённом пункте, районе, регионе, государстве отражён исторический факт?

Выбор цели ; Постановка задач ; Определение конкретного предмета подлежащего исследованию ; Выдвигаются версии и гипотезы ; Установление встречи с очевидцами, событий, запечатлённых на фотографии ; Работа с первоисточниками и научной литературой.

Третий этап – непосредственный поиск респондента, предоставившего фотографию. Вторая часть – непосредственное изучение исследуемого предмета (изучение истории социальных объектов, личность человека, принцип проведения праздника и обряда). В изучение входит : -изучение документов, -опрос очевидцев; -Подбор других фотоснимков, которые вносят дополнительные штрихи к исследуемому предмету. (Каждый снимок описывается отдельно)

Структура составления исследовательской работы

Титульный лист В верхней части (по средине листа) – статус и название конкурса. В средине первой части листа – указывается тема (для конкурса «Старые фотографии рассказали…» тема определяется по первой части исследования). С правой стороны ( при отступлении в два интервала) - указываются полностью Ф.И.О. автора, образовательное учреждение, класс, возраст, домашний адрес с почтовым индексом и данные паспорта. При отступлении в один интервал, на этой же широте указывается Ф.И.О научного руководителя, его профессия, место работы, учёная степень и почетное звание (при наличии). По средине (внизу листа) – указывается муниципальное образование, представившее исследовательскую работу и год написания работы.

Основные принципы написания исследовательской работы Составляется план работы, включающий: «Введение»; «Основная часть», которая должна быть разделена на главы; «Заключение». Введение – актуальность, проблема, объект и предмет исследования, цели задачи, методы исследования, предполагаемый результат, характеристика источников и научной литературы, этапы исследования. Заключение – разрешение целей и задач. Было сделано то-то и то-то, Почему не удалось решить такой-то вопрос. Значимость работы

Основные требования написания исследовательской работы Внимательно ознакомиться с Положением и Условиями проведения конкурса, конференции или олимпиады. Обязательно учитывать, принятые Положением и Условиями критерии оценок работ и выполнить требования конкурса, конференции, олимпиады. Текст работ должен соответствовать требуемому объёму и представлять собой ёмкий результат самостоятельной краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.

Текст должен быть выверен с точки зрения лексической и стилистической грамотности изложения, недопустимы повторы, излишние красивости, ложная торжественность и патетика. Необходима сверка со справочниками и энциклопедиями упомянутых в тексте исторических дат, фактов, фамилий, имён и отчеств, дат жизни отдельных лиц. Правильно употреблять сложные научные термины и выражения и лишь при полном их понимании.

Приложения к работе необходимо анатировать. Подписи необходимо делать с учётом принятых в исторической науке правил описания всех типов источников (письменных, вещественных, устных и комплексных). При цитировании отдельных высказываний, различных точек зрения, воспоминаний и т.д., необходимо правильно и точно оформлять сноски (запись воспоминаний, книгу, статью и т.д.) с указанием страницы издания, при использовании другого источника (видеозапись, письмо, картина и т.д.)нужно указывать где хранится данный первоисточник (музей, личный архив и др.).

Обязательно нужно указывать полный список источников, на основании которой выполнена данная работа. При использовании архивных материалов надо полностью писать название архива, затем указывать фонд, дело, опись и шифр, использованного в работе документа: архивные данные, единица хранения, лист и т.д., Ф.И.О – полностью. К примеру: «Архив Ивановых» - перечисляются документы; Школьный музей – фонд, инвентарные номера. Старые фотографии представляются ксерокопированные или сканированные. Обязательно нужно указывать список краеведческой и научной литературы, используемых в конкурсной работе. Нужно чётко указывать фамилию, имя и отчество полностью, дату жизни (в первый раз).

БИБЛИОГРАФИЯ Список литературы должен оформляться в соответствии с ГОСТом Например: И.И.Иванов, История Отечества (как написано в карточке), с. 153 (у всех произведений должны быть авторы, год издания, все каталожные знаки, размер). Если это газета или журнал, то в списке литературы оформляется следующим образом: автор, название статьи // название газеты или журнала, год издания, номер, страница. Например: И.И.Ливанов «Край родной» статья // газета «Челябинский рабочий» 2009 г., 23 апреля 145, с.3 Библиография должна выполняться строго в алфавитном порядке

Рекомендации по защите исследовательских работ Исследовательская работа прошла первый тур и автор приглашается на второй тур. В целях успешной защиты необходимо учитывать следующие моменты: Подготовить доклад строго на 10 минут, но при этом иметь запасной краткий вариант; Иллюстрированный материал должен быть компактным, лёгким для транспортировки, зрелищным и мобильным; Демонстрация видеоматериала также входит в 10 минут доклада

Не допускается демонстрация подлинников. Докладчик демонстрирует хорошо выполненные фотографии подлинных вещей, экспонатов и деталей ксерокопии документов (сюда же включаются старые фотографии). Доклад в основном не должен повторять текст письменной работы. Докладчик представляет на суд слушателям лишь наиболее значимые интересные аспекты своего поиска или исследования, делая акцент на свой личный вклад в исследуемую проблему.

При устной защите докладчиком чётко обозначается цель и задачи исследования, даётся краткая характеристика источников, определяются методы и методики исследования, выкристаллизовывается проблематика, высказывается гипотеза или возможные версии, докладываются промежуточные и конечные результаты, обозначаются перспективы поиска или исследования. Докладчик должен заранее продумать возможные вопросы, подготовить ответы на них. При ответе на вопросы нужно сконцентрировать все свои знания и суметь показать их, так как никто не знает вашу тему лучше вас самих.

Используемая презентация должна стать иллюстрируемым материалом, а не шпаргалкой по которой из слова в слово подаётся текст. Активно работать на секциях: внимательно слушать доклады и рекомендации руководителей секций, задавать содержательные вопросы участникам. Это позволит лучше сориентироваться, что-то подправить в домашних заготовках и достойно представить своё исследование.

Спасибо за внимание