Тема 9. Издержки входа, стратегическое поведение и структура рынка Цель – объяснить структуру рынка ( количество продавцов ) и факторы, воздействующие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛЕКЦИЯ 9. ИЗДЕРЖКИ ВХОДА, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СТРУКТУРА РЫНКА Цель – объяснить структуру рынка (количество продавцов) и факторы, воздействующие.
Advertisements

ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ: ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРОДАВЦОВ 1.Парадокс Бертрана 2.Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
Тема 3. Стратегическое взаимодействие на рынке олигополии: объяснение прибыли продавцов 1. Парадокс Бертрана 2. Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
«М ОДЕЛЬ Б ЕРТРАНА » Выполнила Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета, группы э 122 б.
ТЕМА 5. РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА И РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Ранняя IO (Гарвардская школа): эмпирические исследования и.
1 Тема 3. Олигополистические рынки: характеристика, виды, равновесие и стратегии конкуренции.
Олигополия и олигопольное поведение 12 лекция. Вопросы: 1.Характеристика олигополии 2.Виды поведения олигополии 3.Модели олигополии 4.Выбор стратегии.
Внимание ! Дополнительная лекция по курсу пройдет 18 ноября 2011 в в аудитории Г 510 Объявление.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Тема 5. Рыночная структура и рыночная власть: методы и результаты эмпирических исследований 1. Ранняя IO (Гарвардская школа): эмпирические исследования.
Олигополия - 1 Модель Курно: классическая формулировка: сравнение с монополизированной и конкурентной отраслью модель Курно с большим числом фирм Модель.
Совершенная конкуренция Условия совершенной конкуренции Производимые товары примерно одинаковы.
М ОДЕЛЬ Э ДЖУОРТА Редок Полина, студентка 1 курса, группы э 122 б.
Факультет менеджмента 2006/2007 учебный год Лекция 2. Стратегическое взаимодействие в IO 1. «Цена или количество»? Бертран встречает Курно Парадокс.
Олигополия - 2 Модель ценового лидерства: Предпосылки, идея и графическая иллюстрация равновесия Аналитический пример Модель Штакельберга: Предпосылки,
ТЕМА 4. СГОВОР: ЯВНЫЙ И МОЛЧАЛИВЫЙ 1.Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2.Сговор и ценовые войны 3.Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
Тема 4. Сговор: явный и молчаливый 1. Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2. Сговор и ценовые войны 3. Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
1 Тема 3. Вопрос 5. Ценовая конкуренция на олигополистических рынках.
Транксрипт:

Тема 9. Издержки входа, стратегическое поведение и структура рынка Цель – объяснить структуру рынка ( количество продавцов ) и факторы, воздействующие на неё 1. Факторы формирования структуры рынка в отраслях с экзогенными и эндогенными издержками входа. Теория структуры рынка Саттона. 2. Стратегическое ограничение входа : развитие теории « Традиционные » представления об ограничения входа. Постулат Сайлоса - Лабини 2.2. Мощности как инструмент ограничения входа. Модель Спенса - Диксита - Штакельберга. Парадокс входа и « сети супермаркетов » Может ли цена быть инструментом ограничения входа ? Модель Милгрома - Робертса (*** При наличии времени )

Формирование структуры рынка ( равновесное число продавцов ) Вспомним тему « Границы фирмы », технологический подход MES можно трактовать и как свойство технологии, и как характеристику величины издержек входа [ ведь если мы рассмотрим средние издержки, то MES тем выше, чем выше постоянные затраты ] Проблема определения издержек входа в современной теории : Необратимые затраты – те, которые не могут быть [ соотношение с постоянными ?] Два понимания издержек входа Все затраты, необходимые для входа на рынок Затраты, необходимые для того, чтобы новичок смог достичь той же конкурентоспособности, что и укоренившийся продавец

1. Формирование структуры рынка : роль издержек входа и стратегического взаимодействия Пусть издержки входа нового продавца F i >0 Равновесное количество [ идентичных ] продавцов (SPNE) определяется условием i (n, S) = F, Где n – число [ идентичных ] продавцов i / n 0 От чего же зависит N*? - от издержек входа от модели стратегического взаимодействия Связь между моделью стратегического взаимодействия и числом продавцов может выглядеть нетривиальной

Sutton J. Sunk cost and market structure (1991). Концентрация зависит от Величины издержек входа (*) (*) с учетом того, являются ли издержки входа экзогенными или эндогенными ; Ёмкости рынка Интенсивности конкуренции после входа Чем выше ёмкость рынка ( или ниже экзогенные издержки входа ), тем выше количество продавцов на рынке Чем выше конкуренция, тем меньше компаний примет решение о входе ( при конкуренции по Бертрану - только одна компания ). Зависимость концентрации от этих факторов различна для рынков с экзогенными и эндогенными необратимыми издержками.

Воздействие конкуренции на равновесный уровень концентрации

Экзогенные и эндогенные издержки входа : влияние на эволюцию рыночной структуры Есть ограниченный ресурс, необходимый для производства ( напр.: патент, полоса радиочастотного спектра, в переносном смысле – лояльность покупателей …). Сравним структуру рынка при двух вариантах размещения ресурса : Поровну между участниками рынка, готовыми за него заплатить фиксированную сумму ( эквивалент экзогенных издержек входа ) На основе аукциона английского типа ( открытый аукцион с повышающимися предложениями В первом случае количество продавцов определяется условием i (n, S) = F, где F фиксировано Во втором случае - i (n, S) = F, где F – самая высокая заявка покупателя ресурса Если после входа ожидается конкуренция по Курно, для P = 1 – Q, MC=0 равновесие по Нэшу при выборе F = 1/4. Ресурс приобретается только одним покупателем. Поэтому на рынке с эндогенными издержками входа : Концентрация продавцов выше Концентрация продавцов менее чувствительна к изменению рыночного спроса

Стратегическое ограничение входа Bain (1956). Классификация рынков по высоте барьеров входа : рынки со свободным входом (* издержки входа так низки, что укоренившиеся продавцы не могут ограничить вход новых участников ) ; рынки с неэффективными барьерами входа (* достаточно высоки, чтобы укоренившийся продавец мог ограничить вход, но недостаточно высоки, чтобы он этого захотел ); рынки с эффективными барьерами входа (* достаточно высоки, так что хотят и могут ); рынки с блокированным входом (* так высоки, что независимо от действий укоренившегося продавца, новые участники не войдут ). Обратим внимание на взаимосвязь эндогенных и экзогенных издержек входа. Однако все модели ограничения входа основаны на предположении ( постулат Сайлоса - Лабини ), что выбор выпуска или цены – достоверное обещание ( новичок верит, что укоренившаяся компания не изменит выпуск / цену после его входа ) Проблема credible commitment ( см. A.Dixit)

Издержки входа и возможности стратегического ограничения входа Количество Цена, издержки Цена, ограничивающая вход P L Издержки новичка С E Прибыль, которую получает новичок, должна не достигать его издержек входа F: -Чем выше его издержки входа, тем меньше нужно понижать цену P L,по сравнению с желаемой для укоренившегося продавца -- Тем меньше потери прибыли укоренившегося продавца от стратегического ограничения входа в данный момент -- Тем выше стимулы ограничивать вход Остаточный спрос Продажи новичка q E

Spence-Dixit-Stackelberg-1 Предпосылки : 2 компании, incumbent, entrant MCi=MCe=0 F – [ экзогенные ] издержки входа ( только для новичка ) Рыночный спрос : P = 1 - Q Модель взаимодействия : Стакельберговское лидерство. e = (1 –(q i +q e ))q e q* e = (1 – q i )/2 P = (1 – q i )/2 e (q* e ) = 0.25(1 – q i ) 2 – F Найдем выпуск укоренившейся компании, при котором прибыль новичка неположительна : q i (1 - 2F); q i L = 1 - 2F

Spence-Dixit-Stackelberg-2

Spence-Dixit-Stackelberg-3 Предотвращение входа не всегда выгодно, а только если i (q i L ) Иначе говоря, предотвращение входа выгодно только при достаточно высоких издержках входа потенциального конкурента Однако если учесть временную последовательность принятия решений ( укоренившийся продавец пересматривает цену, наблюдая за тем, войдет или не войдёт продавец на рынок ), количество q i L не будет служить равновесием по Нэшу ( выгодно изменить количество на 0.5)

Цена как инструмент ограничения входа Традиционные представления : низкая цена может быть инструментом ограничения входа Критика : Равновесие по Нэшу ? Убеждения ? Почему потенциальный конкурент должен думать, что после его входа на рынок цена останется прежней ? Milgrom & Roberts Цена может быть сигналом низких издержек в условиях асимметрии информации Тем самым разрешается проблема « достоверной угрозы » Предпосылки модели : Укоренившийся (I) и потенциальный новичок (E) Укоренившийся может иметь высокие или низкие издержки После входа несовершенная конкуренция ( дуополия ) В случае высоких издержек укоренившегося новичок после входа получает положительную прибыль, а в случае низких издержек – отрицательную.

Milgrom, Roberts: При каких условиях цена может служить для ограничения входа ? Природа H Назначать ограничивающую вход цену PL Входить Не входить Назначать цену, максимизирующую прибыль Входить Не входить L Назначать ограничивающую вход цену PL Входить Не входить Назначать цену, максимизинрующую прибыль Входить Не входить 1- ρ ρ (…; Пе >0) (…; 0) (… ; Пе >0) (…; 0) (…; Пе < 0) (…; 0) (…; Пе < 0) (… ; 0)

Milgrom-Roberts: условия разделяющего равновесия P L – цена, ограничивающая вход (* если есть ) π m I – прибыль укоренившегося как монополиста (* при назначении цены, максимизирующей прибыль ) π d I – прибыль укоренившегося как дуополиста IH – укоренившийся с высокими издержками IL – укоренившийся с низкими издержками Ограничение совместимости стимулов π IH (P L ) + δ π m IH π m IH + δ π d IH Ограничение участия π IL (P L ) + δ π m IL π m IL + δ π d IL Однако обратим внимание : в том случае, когда цена применяется в качестве инструмента ограничения входа, равновесная структура рынка – та же, что при полной информации

Выводы Модели входа (SPNE) дают нетривиальные (c точки зрения традиционной микроэкономики ) предсказания о связи между конкуренцией и концентрацией На закономерности формирования структуры рынка ключевое влияние оказывает характер издержек входа ( экзогенные vs. эндогенные ) « Невозможность » рационального ограничения входа представляет еще один парадокс Чикагской школы ( который, очевидно, имеет объяснения ***) Асимметрия информации создаёт возможность создания репутации « низкозатратного » продавца ( и таким образом можно объяснить ограничение входа с помощью цены ).