Экспертиза образовательных программ и измерение образовательных результатов: опыт НИУ ВШЭ С.Ю.Рощин Рабочая группа АВРЭМ, 19.12.2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аккредитация образовательных программ: возможные подходы С.Ю.Рощин Рабочая группа АВРЭМ,
Advertisements

Модель профессионально- общественной аккредитации образовательных программ С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Наблюдательный совет АВВЭМ,
Результаты обучения в контексте Болонских реформ Сейдахметова Римма Ганиевна Центр Болонского процесса и академической мобильности Министерства образования.
Модель профессионально- общественной аккредитации образовательных программ С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Наблюдательный совет АВВЭМ,
Модернизация региональной системы оценки качества образования в условиях введения нового ФГОС НОО Чистякова В.А., директор ГУ РА «РЦОКО»
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Формирование ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Методические указания (Михайлова Н.С., Муратова Е.А., О.М. Солодовникова.
Оценка образовательных программ Высшее образование Институт экономики, управления и природопользования.
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ И ПРОГРАММАХ А.А. Шехонин, проректор В.А. Тарлыков, профессор Национальный исследовательский.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
Результаты опроса респондентов в рамках проекта «Tuning RUSSIA»
Транксрипт:

Экспертиза образовательных программ и измерение образовательных результатов: опыт НИУ ВШЭ С.Ю.Рощин Рабочая группа АВРЭМ,

Основные принципы оценки образовательных программ (рамка международного опыта) Сочетание самооценки (внутренняя экспертиза) и внешней оценки (экспертиза, аккредитация) Сочетание институциональных целей (развитие вуза) и программных целей (результаты отдельных образовательных программ) Сочетание срезовых измерений результатов обучения студентов с текущим (мониторинговым) оцениванием Привлечение к процедурам оценки, экспертизы всех заинтересованных сторон: преподавателей, администраторов, студентов, работодателей, общественные и профессиональные организации

Проблемы при внешней оценке образовательных программ ( на примере НИУ ВШЭ, по сравнению с ведущими мировыми вузами ) Сосредоточение внимания на качественных исследованиях, направленных на поиск различных заинтересованных сторон, изучение опыта других университетов, содержания учебных программ, преподавания и обучения Внимание к оценке институциональных, организационно- управленческих аспектов и показателей образовательных программ без акцента на результативность, эффективность Слабая степень вовлеченности профессорско- преподавательского состава, студентов в определение целей ООП и оценку ее результатов Трудно измеримые, не всегда конкретно сформулированные результаты образовательных программ Не очевидная внешнему наблюдателю связь учебных планов с целями и задачами образовательных программ

Современные требования к оценке образовательных программ Студентам, общественности, государству, органам аккредитации, попечителям/учредителям должны быть предоставлены доказательства качества образовательных программ Смещение акцента на результативность программы, удовлетворенность студентов и работодателей, и подтверждение того, как студенты отвечают заявленным/запланированным целям и задачам программы Сопоставимость hard (однозначно измеримых, независимых от измеряющего субъекта) и soft (выражающих мнения, суждения, оценку) показателей

Основные цели оценки программ в вузе 1) обеспечить открытость и прозрачность оценки и улучшение университетских программ; 2) продемонстрировать постоянное совершенствование (с учетом развития науки и образовательных инноваций), внедрение новых подходов в учебные программы; 3) содействовать развитию единому пониманию качества ОП путем создания единой стратегии оценки качества образования для разных образовательных программ

Условия для достижения целей Сотрудничество в создании видения, целей, задач и показателей программы; Исследование новых способов понимания успеваемости студентов; Сотрудничество в области способов отчетности об успеваемости студентов; Создание информационной системы продвижения моделей оценки программы

Связь оценки образовательной программы и результатов ее освоения Цели, задачи образовательной программы Заявленные результаты освоения Освоенные студентами результаты Удовлетворенность Соотнесение, соответствие Проблема описания целей и результатов: Внятно. Четко. Измеримо. Проблема измерения результатов: Что? Как? Чем?

Описание образовательных результатов

Описание результатов образования: международный опыт Проект TUNING Проект BEng Европейский опыт; Высшее образование, сопоставимость по уровням и по предметным областям Участие работодателей, преподавателей, студентов Цикличность, регулярность Американский и европейский опыт; Бакалаврский уровень, инженерное образование Участие аккредитационных агентств, опыт по оценке программ

Опыт НИУ ВШЭ Участие в международном проекте TUNING (первая волна) Что дало (результаты) Интегрированная рамка описания образовательного результата в стандартах ВШЭ (ОС НИУ ВШЭ): сочетание общероссийской (ФГОС) и международной (TUNING) Регулярные опросы работодателей относительно востребованности компетенций Регламент и методика разработки ОС НИУ ВШЭ с участием работодателей

Описание образовательных результатов Структурный состав компетенций ФГОС (2 части): общенаучные и профессиональные TUNING (2 части с рубриками): универсальные ( системные, инструментальные, социально-личностные ); профессиональные Компетенции в ОС НИУ ВШЭ: Системные (общие для всех направлений подготовки, по уровням: бакалавр, магистр) Профессиональные (инструментальные, социально-личностные) + содержательное наполнение части компетенций на уровне «знать/демонстрировать понимание, уметь, владеть»

Универсальные компетенции по версии TUNING Рейтинг 1-5 у всех групп респондентов Способность применять знания на практике, Способность определять, формулировать и решать проблемы, Знание и понимание предметной области и профессии, Нацеленность на достижение результата, Способность находить, обрабатывать и анализировать информацию из разных источников,

Универсальные компетенции по версии TUNING Рейтинг по мнению всех респондентов Понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества, Способность общаться на профессиональные темы с неспециалистами в своей области, Преданность идее охраны окружающей среды Ответственное отношение к вопросам безопасности Способность действовать в соответствии с принципами социальной ответственности и гражданского сознания,

Системные компетенции в образовательных стандартах (ОС) НИУ ВШЭ БакалаврМагистр Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры Способен применять профессиональные знания и умения на практике. Способен предлагать концепции*, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности** Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области. Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода) Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно- производственного профиля своей деятельности Способен работать в команде Способен организовать многостороннюю (в том числе межкультурную) коммуникацию и управлять ею Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы* и способы деятельности** Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде Способен вести профессиональную, в том числе научно- исследовательскую деятельность в международной среде

Структура описания состава компетенций МОТИВАЦИОННАЯ И ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНАЯ БАЗА Предметные знания, учебные умения, практические навыки Метапредметные умения, «широкие» навыки, самоорганизация, универсальные инструменты действия Личностные характеристики, ценности, в т.ч. этические нормы в профессии

Что дает преподавателю предложенная структура? Возможность соотнести компетенотсную рамку описания образовательного результата с ЗУН-парадигмой («знания-умения-навыки») Возможность определить уровень формирования компетенции в рамках дисциплины и степень ответственности за формирование конкретной компетенции Возможность по-новому посмотреть на междисциплинарные связи

Форма компететностной карты, включенная в программу учебной дисциплины Компетенц ия Код по ФГО С/ ОС НИУ Уровень формиро вания Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции Формы и методы оценки сформированн ости РБ, СД, МЦ [Глаголы-подсказки, даны по мере повышения уровня освоения: дает определение, воспроизводит, распознает, использует, демонстрирует, владеет, применяет, представляет связи, обосновывает, интерпретирует оценивает]

Изменение внимания к описанию образовательных результатов По окончании изучения курса студент должен: знать основные принципы работы социолога с визуальной информацией разбираться в методах построения фотокомпозиции освоить основные приемы работы с фотокамерой и программой обработки изображения уметь социологически анализировать фотографии Выдержка из программы учебной Дисциплины (весь раздел), 2010 г. Выдержка из программы учебной дисциплины 2012 г. (часть раздела), тот же автор Мнения преподавателей: «Я по-другому взглянула на структуру курса…» «…Я вижу, что я должна проверить, и часто – как я могу это сделать…» «Мне казалось, что задания итогового экзамена проверяют все, что я заложила в курс; оказывается, есть явные тематические перекосы и перекос в сторону проверки только знаний…»

Что дает студенту предложенная структура? Прозрачность в описании запланированных результатов Уточнение ожиданий от освоения конкретной дисциплины Дополнительные критерии для выбора дисциплин-элективов и факультативов Отчасти: дополнительные критерии в оценке личных результатов по итогам освоения дисциплины

Ближайшие планы Доработка паспортов компетенций (возможность увидеть, в каких элементах образовательной программы формируются конкретные составляющие одной компетенции, разные образовательные результаты) Доработка классификатора компетенций (возможность увидеть, в каких разных образовательных программах формируются общие элементы компетенций, сходные образовательные результаты)

Проблемы в описании образовательных результатов Достичь общего желаемого уровня описания образовательных результатов для большинства российских вузов НЕ УДАСТСЯ, пока: Описание компетенций во ФГОС -3 имеет современные недостатки (разноуровневость, несопоставимость, декларативность) Не проработаны общие методические основы компетентностного подхода Не разделены «образовательные цели» и «образовательные результаты»

Оценка образовательных результатов

Оценка результатов образования: международный опыт Проекты TIMSS, PEARLS, PISA Проект AHELO Проект PIAAC Базовые компетенции в общем образовании Образовательные результаты в высшем образовании (особенно экономическом и инженерном ) Базовые компетенции взрослых

Оценка результатов образования: международный опыт Общие черты проектов: Комплексная, междисциплинарная оценка результатов Срезовый характер проверки (определенный уровень образования, поколение) Контекстное описание результатов Межстрановая сопоставимость, инструмент оценки систем образования

Оценка результатов образования: мировой опыт Австралия: проект AAGLO (Assessing and Assuring Graduate Learning Outcomes), оценка результатов высшего образования через достижения в отдельных дисциплинах (Академические стандарты обучения и преподавания): формулировка общих руководящих принципов и стратегических решений, какая оценка нужна для результатов выпускников США: проект GLOSSARI (Georgia Learning Outcomes of Students Studying Abroad Research Initiative ), оценка результатов высшего образования для студентов интернациональных программ (с участием русских студентов в Университете Индианы) США: проект VALUE ( Valid Assessment Learning in Undergraduate Education), 2009 отбор и оценка результатов бакалаврского образования с точки зрения междисциплинарных подходов; определение «метарубрик» для описания общих образовательных результатов в отдельных дисциплинах (Ассоциация Американских Колледжей и Университетов)

Оценка результатов образования: мировой опыт Уроки проектов Два направления проектного воздействия: описание и/или отбор результатов (что оценивать?) разработка подходов и методик (как оценивать?) Необходимость конкретного описания образовательных результатов (learning outcomes) для блоков дисциплин и отдельных дисциплин Разделение образовательных целей программы (компетенции и квалификации будущих профессионалов) и образовательных результатов (компетенции и их составляющие, которые формируются образовательной программой) Междисциплинарные подходы сочетаются с вниманием к конкретным дисциплинам

Опыт НИУ ВШЭ Участие в международном проекте AHELO (координация) Результаты? Сообщество вузов-участников проекта, знакомых с методикой и инструментарием, а также опробовавших технологию тестирования (ЭКСПЕРТЫ) Интернациональный характер результата (конкретных результатов пока нет, только рейтинги студентов по вузам) Пример инструментария, локализованного для стран- участниц, на основании которого можно разрабатывать свои (ядро содержания образования, пока знаниевый уровень)

Опыт НИУ ВШЭ Участие в международном проекте PIAAC (страновой уровень) Что дало (результаты)? инструментарий и методология измерения базовых компетенций Структура базовых компетенций (через аспекты оценки) Пример инструментария, локализованного для стран- участниц, на основании которого можно разрабатывать свой

Связь с описанием образовательных результатов Структура образовательного результата (в рамках компетенции) Мотивационная и ценностная составляющая СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (метапредметные умения, системные навыки, саморганизация) РЕСУРСНАЯ БАЗА (предметные знания, учебные умения, практические навыки) Формируется в рамках дисциплин Формируется всей ООП Формируется всей ООП + средой вуза + личным опытом вне формального образования

Оценка образовательных результатов Что и как оцениваем? Мотивационная и ценностная составляющая СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (метапредметные умения, системные навыки, саморганизация) РЕСУРСНАЯ БАЗА (предметные знания, учебные умения, практические навыки) Контроль в рамках дисциплин, тесты «остаточных знаний» Междисциплинарные экзамены, проекты, курсовые, ИГА, профессиональная сертификация Не подлежит индивидуальной формализованной оценке, срезовая тестовая/мониторинговая оценка

Подходы к способам оценивания образовательных результатов Минимально допустимый уровень освоения ООП? – единый бакалаврский экзамен (определение ядра подготовки, сочетание предметного и междисциплинарного подходов, установление пороговых значений) Компетенции? – адаптивное тестирование, компететностные тесты, деятельностные способы оценки (уровневая оценка, погружение в деятельность или симуляция деятельности) Минусы: «внутри» образования, не отражает побед, не настроен на инновационные программы Минусы: дороговизна, большие выборки национального или международного масштаба

Что сделано в НИУ ВШЭ? (промежуточные итоги) Определение дисциплин «ядра подготовки» Классификатор компетенций (позволяет сопоставлять результаты в разных образовательных программах), положен в основу разработки ОС НИУ ВШЭ Внутриуниверситетская система тестирования: банк тестов и заданий, «привязанных» к заявленным стандартами компетенциям, компететностно-ориентированные задания (КОТЗ) и обучающая форма к ним, методики оценки социально-личностных компетенций и мотивационно-ценностной составляющей компетенций, методики оценки универсальных компетенций в рамках профессиональных дисциплин

От оценки образовательных результатов к оценке программ Необходимо единство в описании «ядерных» образовательных результатов как элемента образовательной программы (общие подходы вузов + внешний взгляд на результат) Необходимы профессионально одобренные измерительные материалы и процедуры для оценки выбранных образовательных результатов (условие: сертификационный центр для самих материалов, для разработчиков материалов – при АВРЭМ)

От оценки образовательных результатов к оценке программ Необходимо сочетание разных типов измерений: срезовые данные по освоению содержания «ядра подготовки» (акцент на общем состоянии подготовки); измерение компетенций выпускника на выходе (акцент на индивидуальных достижениях, на «приращении» компетенций); выяснение мнений выпускников относительно отсроченных результатов (удовлетворенность программой, что дало образование в профессиональном смысле).