Григорий Андрущак, Тимур Натхов Институт институциональных исследований ( ИНИИ ) НИУ Высшая школа экономики Введение ЕГЭ, стратегии абитуриентов и доступность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза И.А. Прахов, М.М. Юдкевич Лаборатория институционального анализа экономических реформ ИНИИ НИУ.
Advertisements

Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Институциональные изменения на рынке высшего образования и образовательные стратегии абитуриентов Мария Юдкевич Высшая школа экономики Екатеринбург, 22.
Выбор вуза или homo studentus как гедонист-оптимизатор Лаборатория институционального анализа Григорий Андрущак
Образование в г. Москве Высшая школа экономики В презентации использованы данные Росстата, результаты Мониторинга экономики образования (ВШЭ), обследования.
Самарский государственный университет ОЦЕНКА УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Шабунин Д.М. Тольятти, 2009.
Социальная модернизация МОСКВА, 2011 год Абрамов Константин Валерьевич Первый заместитель генерального директора ВЦИОМ, кандидат психологических наук.
Кому в России доступно высшее образование? Рощина Я.
КУРСОВАЯ РАБОТА ИВЧЕНКО Л. А. НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Д.П.Н., АКАДЕМИК РАО ЛЕБЕДЕВ О.Е. Стратегии вуза по формированию наборов студентов.
Родительское собрание старшей школы Единый государственный экзамен – независимая экспертиза качества образования.
Чьи дети учатся в российских элитных вузах? Рощина Я.
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛИВЕРСТОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА.
Реализация и последствия новой системы оплаты труда учителей в зависимости от характеристик школ (на примере Новгородской области) Я. Козьмина Е. Сивак.
Коммерческие и бюджетные места в вузах: барьеры на вход Даянова Элина.
Мнения россиян о жилой недвижимости в условиях финансового кризиса По результатам репрезентативных опросов общественного мнения населения.
Шамардина Любовь МНУЛ ИАЭР. Постановка проблемы Аспекты процесса поиска информации Для кого важна стадия информационного поиска? Гипотезы исследования.
Кто читает банковские договоры: взгляд со стороны клиента Ольга Кузина НИУ ВШЭ Высшая школа экономики, Москва,
КСИ Проблема: «Водобоязнь у детей на этапе начальной подготовки» Выполнил: Студент 4 курса Группы 402 Спец. Плавание Злобина Наталья Малаховка 2008.
каждую неделю около слушателей включаются на частоту 100,5 FM каждый день Радио BEST FM слушают около человек каждые 15 минут на волну.
Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? (на примере международного исследования PISA)
Транксрипт:

Григорий Андрущак, Тимур Натхов Институт институциональных исследований ( ИНИИ ) НИУ Высшая школа экономики Введение ЕГЭ, стратегии абитуриентов и доступность высшего образования

Мотивация Введение ЕГЭ в 2009 году – важнейшее институциональное изменение на российском рынке образования в последние годы Большинство эмпирических исследований посвящены изучению вопроса связи результатов ЕГЭ и успеваемости студентов в вузах : Канторович, Македонский, Замков (2011) Польдин (2011) Гордеева и др. (2011) Пересецкий, Давтян (2012) Общий вывод : результаты ЕГЭ хорошо предсказывают успеваемость студентов в вузах студенты с более высокими баллами ЕГЭ, как правило, лучше учатся в вузах

Мотивация Вопросы, которые пока не получили должного внимания в эмпирической литературе : o Как изменились предпочтения в выборе вуза и способах подготовки к поступлению ? o Можно ли сказать, что реформа повысила доступность высшего образования ? o Какие группы населения выиграли от введения ЕГЭ в большей степени ?

Информационная база исследования Социологический опрос учеников 11 классов и их родителей o 16 крупнейших городов России ( население 800 тыс. чел.) o 100 семей в каждом городе o Две волны опроса : весна 2008 и весна 2010

Задачи исследования Сравнить практики выбора вузов абитуриентами и подготовки к поступлению в них : o Оценить количественные различия в ответах до и после реформы o Оценить количественные различия в ответах различных доходных групп

Определенность с выбором вуза за 3 месяца до поступления ( семьи с доходами ниже медианного уровня )

Выбор вуза и программы обучения : second best ( семьи с доходами ниже медианного уровня )

Стратегии подготовки к вузу : подготовка к ЕГЭ

Стратегии поступления в вуз : участие в олимпиадах

Достаточность школьных знаний для поступления в вуз

Формы подготовки к поступлению в вуз

Самостоятельная подготовка школьников в семьях с разными доходами

Посещение дополнительных занятий школьниками из семей с разными доходами

Причины посещения дополнительных занятий в школе

Причины посещения дополнительных занятий в школе ( семьи с разными доходами )

Содержание подготовительных занятий

Самооценка знаний на подготовительных курсах

Факторы изменений в ответах Различия в ответах респондентов в 2008 и 2010 могут варьироваться в зависимости от социально - демографических характеристик семьи и региона проживания Для подтверждения устойчивости результатов мы оцениваем параметры регрессионного уравнения :

Выбрали один вуз Выбрали несколько вузов Поступать на бюджетное место в первую очередь Если не поступит, то на бюджетное в другой вуз После введения ЕГЭ **0.0481*0.0837***0.0551* Высокие доходы семьи 0.254***-0.206***-0.157**-0.211*** Высшее образование родителей *0.118** Возраст родителей, лет Размер семьи, чел Полная семья = ** Пол школьника ( мальчики =1) * * N

Школьных знаний достаточно для поступлени я в вуз Готовлюсь к поступлению самостоятел ьно Посещаю дополнитель ные занятия в школе Посещаю курсы при вузе Занятия уравнивают шансы на поступление Мои знания выше среднего на курсах После введения ЕГЭ ***0.101***0.179***-0.065***0.0759***0.0925** Высокие доходы семьи *** *** Высшее образование родителей *** *** Возраст родителей, лет ** *** ** Размер семьи, чел Полная семья = ** e Пол школьника ( мальчики =1) *** N

Выбрали один вуз Выбрали нескольк о вузов Поступать на бюджетное место в первую очередь Если не поступит, то на бюджетно е в другой вуз Экономик а, менеджм ент Инженер ные науки Семьи с низкими доходами после введения ЕГЭ *0.0746**0.0967***-0.108*** *** Семьи с высокими доходами после введения ЕГЭ *0.132***0.0898** Семьи с высокими доходами до введения ЕГЭ *0.0784* Контроли : образование, демография, регион N

Школьных знаний достаточно для поступлени я в вуз Готовлюсь к поступлению самостоятел ьно Посещаю дополнитель ные занятия в школе Посещаю курсы при вузе Занятия уравнивают шансы на поступление Мои знания выше среднего на курсах Семьи с низкими доходами после введения ЕГЭ 0.129*** *** **0.107**0.178*** Семьи с высокими доходами после введения ЕГЭ * *** ** *** Семьи с высокими доходами до введения ЕГЭ ***-0.123*** ** Контроли : образование родителей, демография, регион N

Выводы После введения обязательного ЕГЭ произошли значительные изменения в предпочтениях и стратегиях подготовки к поступлению в вуз : семьи чаще выбирают для поступления несколько вузов реже ориентируются на один вуз предпочитают для поступления бюджетные места как первый и второй наилучший вариант с большей вероятностью занимаются на подготовительных курсах в школе и самостоятельно с меньшей вероятностью занимаются на курсах при вузе

Выводы Эффект реформы неоднороден. Наибольшие изменения в предпочтениях и стратегиях подготовки произошли в семьях с низким уровнем доходов, которые : чаще готовятся к ЕГЭ на подготовительных курсах выбирают несколько вузов для поступления планируют подавать документы на бюджетное отделение вуза считают, что дополнительные занятия в школе позволяют уравнять шансы на поступление и не отстать от других школьников. повысили самооценку своих знаний, как по результатам школьного обучения, так и в сравнении с другими учащимися на курсах подготовки к ЕГЭ

Самооценка уровня доходов в 2008 и 2010 « Оцените, пожалуйста, материальное положение вашей семьи » Едва сводим концы с концами, часто не хватает денег на необходимые продукты питания 52.5%53.9% На еду денег хватает, но во всем остальном приходится себя ограничивать На ежедневные расходы хватает, но покупка одежды уже представляет трудности На еду и одежду хватает, но при покупке телевизора, холодильника и т. п. пришлось бы занимать деньги / обращаться за кредитом Хватает и на еду, и на одежду, и на бытовую технику, но покупка автомобиля и дорогостоящий отпуск нам не по карману 47.5%46.1% Можем позволить приобрести все, что захотим

Выбор вуза

Выбор отделения : бюджетное или коммерческое

Выбор отделения : second best

Причины посещения дополнительных занятий в школе