Организация и управления наукой и инновациями Объекты : наука и инновации (разные но связанные) Предметы: организация и управления (устройство системы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Advertisements

Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
XI ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРУМ Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич октябрь 2008 года, Томск Значение образования.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Тема 15.Страны с переходной экономикой в мировом хозяйстве.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Об инновационной стратегии РАН д.э.н. В.В. Иванов.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Вузовская наука: мифы и проблемы Круглый стол «Вузовский сектор науки: положение на сегодняшний день и пути дальнейшего развития» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Чекмарев Василий Владимирович, проректор по научной работе Костромского государственного.
-Магнитогорск – 2013г.-. ФЦП развития образования на гг. (разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования.
Семинар-конференция «Государственная политика в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» 24 сентября 2012, РАНХ и ГС, Москва.
Самара, 17 ноября 2011 г. О развитии территориальных кластеров Директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития.
Роль государства в экономике на этапе модернизации Е.Г. Ясин 2006 г.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Транксрипт:

Организация и управления наукой и инновациями Объекты : наука и инновации (разные но связанные) Предметы: организация и управления (устройство системы и важная функция

Наука – три значения Наука как отрасль народного хозяйства Науковедение ( Science about science) Экономика науки Ресурсы ( обычные и «особые») науки Результат ( «особый») – новое знание (интеллектуальный продукт) Свойства знания Ценность (цена) знания (история П. Капицы) 2

Производственная функция науки 3

4 Линейная модель инновационной деятельности

Государство в экономике присутствует всегда. Существуют крайние точки зрения. Разница между либеральной и государственнической (дирижистской) концепциями в наборе функций, которые берёт на себя государство. 5

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ОБЩЕСТВЕ Функции государства 1.Обеспечение законодательства. Законность и правопорядок. 2.Оборона и безопасность. 3. Макроэкономическая политика Расшифровка Установление и исполнение законов, обеспечение правопорядка. МВД, судебная система. Защита от внешних угроз. Армия. Стабильность национальной валюты, борьба с инфляцией, финансовая стабилизация. 6

продолжение слайда 2 Основные функции государства в обществе 4.Институциональные реформы. 5.Публичные услуги и социальные трансферты. 6.Содействие развитию экономики. Реформы начала 90-х. Назревшие реформы сегодня (пенсионная, ЖКХ, реформа госсектора науки). Здравоохранение, образование, пенсионная система, экология. Фундаментальная наука. Институты развития (ВЭБ, РВК, инвестиционные фонды, инфраструктурные проекты) Прикладная наука. Меры по поддержке инновации. Государственно-частное партнерства. Особые зоны 7

продолжение слайда 2 Основные функции государства в обществе 7.Госрегулирование (провалы рынка). 8.Государственное предпринимательство. Квоты, таможенные пошлины и барьеры, запреты Государственные коммерческие предприятия и госкорпорации. 8

Основные роли государства в экономике Государство регулятор «владелец» инвестор 9

Определение НИС Совокупность экономических субъектов, объединенных на основе действующих в обществе институтов в систему по «производству» инноваций Институты – правила игры и санкции Два типа НИС Административно-командная (АКС) Либерально-рыночная ( ЛР) 10

Пирамида институциональной системы Формальные правила Неформальные правила Культурные традиции и ценности 11

продолжение слайда 5 Формальные правила фиксируются в правовых актах Неформальные правила представлены социальными нормами Культурные традиции связаны с воспроизведением устойчивых практик поведения Ценности, или высшие стандарты поведения, регулирующие широкие области поведения данного сообщества 12

1313 Структура управления инновационной сферой в СССР ( союзный уровень)

1414 Характеристика научного комплекса в административно- командной НИС 1. Схема управления и механизмы доступа к ресурсам: – жесткие ведомственные иерархии, слабо взаимодействующие друг с другом; – наличие барьеров между наукой и образованием; между наукой и промышленностью; – «одноканальные» (ведомственные) механизмы финансирования; – централизованное плановое распределение ресурсов в натуральной форме. 2. Организационная структура акторов НИС: – крупные и сверхкрупные организации; – отсутствие малых мобильных и адаптивных организаций. 3. Ресурсы: – трудоизбыточность (дешевый труд); – низкая капиталоемкость, малое разнообразие; – сильная концентрация потенциала в центре; – низкая мобильность трудовых резервов; – информация: дефицит, трудности получения и обмена; излишняя секретность. 4. Независимая экспертиза проектов и результатов (peer review): – почти не развита; заменена «экспертизой начальников». 5. Интеллектуальная собственность: – вся принадлежит государству. 6. Стимулу и мотивации инновационной деятельности (ИД): – чрезвычайно слабы. 7. Инфраструктура ИД: – слабо развита или отсутствует.

Модель АКС в науке Позитивные качества Возможность концентрации огромных интеллектуальных и материальные ресурсов для решения крупномасштабных задач Благоприятные условия с точки зрения научного сообщества и социальные условия для развития фундаментальных поисковых исследований Возможность решать сложные задачи с небольшими средствами за счет дешевизны интеллектуального труда Негативные качества Сверх централизация управления, отсутствие мобильности и гибкости системы, низкая эффективность использования ресурсов Отсутствие реальной связи между общественными потребностями и приоритетами научной и инновационной политики Отсутствие элементов НИС, связанных с возможностями коммерциализации 1515

Этапы развития советской НИС зарождение советской научно-образовательной системы (20-е г.г.); индустриализация страны (30-е годы); отечественная война – сдвиг на восток ( г.г.); атомный проект ( г.г.); «Золотой век» (60-е годы), в т.ч. проект «Космос» (57-69г.г.); создание СО РАН (1957г.); 1616

(продолжение) полноценный высокотехнологичный милитаризованный потенциал (1970 – 1988 г.г.); стагнация и крушение советской НИС (1985 – 1991 г.г.). 1717

Становление российской НИС (Три этапа) активное начало – г.г.; «вялый этап» – г.г.; активные попытки системной реформы НИС – г.г. 1818

ЧАСТЬ 2 19

Попытки реформирования науки в СССР (конец 80-х г.г. – «романтический период») отмена партийного влияния (идеологии); открытие страны, отъезды ученых; демократизация, выборы, союзы ученых; центры НТТМ, научно-технические кооперативы, проблемы ИС; платное образование, новый закон; создание РАН; распад СССР. 20

Первый этап реформы НИС (1992 – 1996г.г.) Базовые принципы реформы социально-экономическая ситуация г.г. деидеологизация децентрализация демонополизация открытость науки свобода научного творчества конкурсность доступа к ресурсам 21

Отдельные темы реформы новая законодательная база; право собственности на результат ИД; отказ от «сплошного фронта»; сокращение численности в 2-3 раза; создание независимой экспертизы. 22

«Сохранить продуктивное ядро научного потенциала страны» (Суперцель реформы 1992 – 1996г.г.) Отсюда стратегия: «поддерживать только сильных»; перейти к «политике приоритетов»; не препятствовать свободному выбору страны проживания; привлекать в страну зарубежные источники финансирования. 23

Научный фонд – новый институт новая идеология – свобода доступа к бюджету; новая технология – конкурсный отбор (peer review); новый механизм финансирования – грант; новая форма отчёта – статья. 24

Новая Законодательная база Патентный закон 1992г.; Указ (май 1992г.) – созданы РФФИ и РФТР; Указы ( ) – созданы Фонд содействия, РГНФ; Указ (1995) – принята Доктрина развития науки; Закон «О науке и государственной научной политике» (1996); Закон о приватизации гос. предприятий (1993г.) (отраслевая гражданская наука). Запрет приватизации науки ОПК и РАН. 25

О программе реформирования науки (1992); О создании ГНЦ (1994); Программы поддержки уникальных экспериментальных установок; Создание сети телекоммуникаций для науки и образования. «Ведущие научныве школы»; «Интеграция науки и образования» (НОЦ). 26 (продолжение) Постановления Правительства РФ

ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ сращивание позиций исполнительной и законодательной властей системный подход: одновременная реформа науки, образования, инфраструктуры усиление роли государства и госбюджета укрупнение и консолидация активов создание госкорпораций более свободное распоряжение бюджетными деньгами 27

Методы государственного воздействия на инновационные процессы прямыекосвенные бюджет институты развития правила игрыинфраструктура 28

ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ 1. Государственный бюджет (через 1.1. «Базовое» финансирование объектов (НИИ, ВУЗы) Конкурсное финансирование научных и инновационных программ. ПРОБЛЕМЫ министерства, госакадемии). Закрытость процедур; отсутствие ясных критериев. Конфликт интересов. Низкая эффективность использования ресурсов. «Зависимая» экспертиза; искаженность критериев оценки (ФЗ 94); вмешательство чиновников; слабая связь с реальным спросом. 29

Продолжение слайда 29 ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.3. Финансирование отдельных научных проектов через государственные фонды (РФФИ, РГНФ) Государственно-частное партнерство («мегапроекты»). 2. Финансирование проектов через форме (квазибюджет) или через компаний и фондов ВЭБ, инвестфонд, РИФИКТ Инновационные фонды (фонд содействия, РФТР, венчурные фонды). Несовершенство экспертной системы. Малый размер грантов. Вмешательство чиновников. Несовершенство законодательства. институты развития в прямой участие в активах инновационных «Зависимая» экспертиза, закрытость процедур. Неудовлетворительное законодательство; малый масштаб грантов. 29а

Продолжение слайда 29 ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.3. Российская венчурная компания (РВК) Госкорпорация «Российские технологии» 2.5. Госкорпорация «РОСНАНО» Неудовлетворительное законодательство. Неоправданное замещение частных денег государственными. Непрозрачность; «бюрократическая квазиприватизация», плохая управляемость. Монополизация. Узость выбранного приоритетного направления. Необходимость расширить поле до инновационной деятельности вообще. 29б

Продолжение слайда 29 ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.3. Российская венчурная компания (РВК) Госкорпорация «Российские технологии» 2.5. Госкорпорация «РОСНАНО» Неудовлетворительное законодательство. Неоправданное замещение частных денег государственными. Непрозрачность; «бюрократическая квазиприватизация», плохая управляемость. Монополизация. Узость выбранного приоритетного направления. Необходимость расширить поле до инновационной деятельности вообще. 29в

КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВОМИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3. Создание инновационной инфраструктуры Производственная (технопарки, ИТЦ, особые зоны) Финансовая (фонды разного типа) Информационная Кадровая 3.5. Организационно-консалтинговая Слабость законодательной базы. Фрагментарность сети. Формальный подход (в штуках). Разрывы в цепи поддержки инноваций, недостаток числа и размера фондов. Выставки, ярмарки, специальные базы данных; специализированные конкурсы. Фрагментарность и слабость системы подготовки квалифицированных кадров. Фрагментарность сети, слабость ряда участников. 30

ДЕГРАДАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ 1.Количественный размер потенциала - уменьшение размера на 50% - утечка умов 2.«Экономическое» качество научного потенциала - старение кадров, уход старых лидеров - снижение продуктивности - «атомизация» научного сообщества - отсутствие общественных организаций в науке 31

Продолжение слайда 31 Деградация потенциала фундаментальной науки 3. «Социально-культурное» качество потенциала - утрата старых целей, задач и ценностей - изменение мотивации учёных, эрозия норм и требований к научной работе - появление новых ценностей и норм поведения - снижение требований к научным работам, девальвация степеней. 4. Отношение общества к науке - неконкурентные рабочие места, «вялость» пропаганды - потеря престижа профессии учёного - привычка жить без успехов отечественной науки 5. Угроза будущему научного потенциала - изменение системы ценностей молодежи - «утечка» лучших преподавателей и студентов за рубеж - снижение уровня образования молодёжи - деградация ряда ВУЗов 31а

НОЖНИЦЫ БОЛЬШОГО БЮДЖЕТА Затраты в %Доля российских статей Затраты на науку выросли с 1,9 до 5,6 млрд. (в ценах 1991г.) Доля российских статей в Scopus упала с 2,6% до 1, 67%. Россия переместилась с 7-го на 11 место.

Что делать с фундаментальной наукой в России Сценарии 1.«Инерционный сценарий» (всё оставить как есть). 2.«Экстенсивный» схема организации и управления старая. Заметное увеличение объёма ресурсов (в РАН). 3.«Альтернативный» создание нового (альтернативного) сектора ФН по традиционной административной схеме управления (Курчатовский НИЦ). Результаты и Риски Быстрая потеря критической массы потенциала, окончательная деградация ФН. Сохранение в отдельных НИИ очагов «хорошей» ФН. Уменьшение эффективности, общее отставание и угасание. Постепенная деградация старой части ФН (т.е. РАН и ВУЗов). Развитие узкого спектра новых направлений (физика?) за счёт новых ресурсов. 33

Продолжение слайда 33 Что делать с фундаментальной наукой в России 4.«Университетский» развитие сети исследовательских университетов с современной материально-технической базой ФН. РАН – в обычном режиме 5.«Смешанный» развитие исследовательских университетов. Одновременный рост «нового» госсектора ФН. Жесткая реструктуризация сети институтов РАН, возможная интеграция с сильными ВУЗами. Постепенный рост и развитие университетской модели ФН, заметное повышение роли университетов в развитии ФН. Продолжающаяся деградация науки в РАН. Развитие «двух головой» модели ФН (РАН и ВУЗов). (Германия?). Рост научного потенциала ВУЗов. Поиск системы управления для нового «смешанного» госсектора ФН (РАН, ВУЗы, ННЦ). 33а

ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 1.Осуществляется дирижистский (государственнический) тип инновационной политики. 2.Государство (бюрократия) контролирует все процессы инновационной деятельности, в том числе выбор приоритетов. 3.Недоверие частному бизнесу, создание госструктур там, где должен работать бизнес. 4.Заинтересованность бюрократии в сохранении высокой доли госсектора. 5.Сильнейшее влияние углеводородного лобби и устаревших производственных и организационных структур. 34

Продолжение слайда 34 ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 6. Доминирование крупного бизнеса – в него вовлечено государство (бюрократия). 7.Однотипный подход к большому и к «малому- среднему» бизнесу. 8.Власть провозгласила переход к новой структуре экономики, а на деле – многие меры направлены на сохранение старых структур. 9.Экономика слишком монополизирована. 10.Недостаточная координация структур, управляющих инновационными процессами. 34а