МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Выполнение развернутого морфемного анализа на экзамене не требуется, однако содержание отдельных заданий предполагает, что учащиеся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Advertisements

Состав слова. План морфемного разбора
ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПАМЯТКИ-ИНСТРУКЦИИ : 1. Как отличить формы одного и того же слова от однокоренных слов. 2. Как выделить основу слова.
Тема занятия 15: «Основа. Окончание». Цель занятия: Углубить знания об основе слова и окончании.
Задание В 1 Чтобы правильно определить производящее слово, нужно найти самое близкое однокоренное слово к данному слову, имеющее близкий состав. При этом.
Типичные ошибки учащихся на ЕГЭ по русскому языку Чернышов Николай Иванович учитель русского языка и литературы МОУ «Ленская СОШ» 2011 год.
Морфемный и словообразовательный разбор слова. ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Выполнила : студентка 2 курса группы С
Состав слова и словообразование. Памятка по составу слова При разборе слова по составу следует определить часть речи, к которой относится слово Нужно.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
1 Морфемный и словообразовательный разбор слова. Мурзина Галина Викторовна, учительница русского языка и литературы МОУ «Балдаевская СОШ» Ядринского р-на.
Морфемика 5 класс. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор. В морфемике изучаются наименьшие значимые части.
Табунникова Е.Е.. Что такое словообразовательная модель? Словообразовательная модель – это схематически выраженный образец построения слов, имеющих сходство.
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
В1. Определение способа словообразования При выполнении данного задания вам необходимо указать способ образования слова или из указанного предложения выписать.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Методика преподавания словообразования. ПЛАН: 1. Значение, место, содержание, принципы обучения морфологии на уроках русского языка. 2. Методика изучения.
Виды разбора 5 класс Образец. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР. Требования к уровню подготовки в V классе. Учащийся должен знать, что такое фонетическая транскрипция.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Классификация морфем русского языка Преподаватель – к.ф.н., доцент Крапотина Т.Г.
Мастер-класс «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1.
Транксрипт:

МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Выполнение развернутого морфемного анализа на экзамене не требуется, однако содержание отдельных заданий предполагает, что учащиеся должны уметь установить состав слова.

Порядок морфемного разбора 1. Определите часть речи. 2. У изменяемого слова найдите окончание, формообразующий суффикс (если они есть) и определите их значение. 3. Укажите основу слова – часть слова без окончания и формообразующих суффиксов. 4. Выделите приставки (если они есть), подберите слова с другим корнем, но с этими же приставками. 5. Выделите словообразовательные суффиксы (если они есть), подберите другие слова с теми же суффиксами. 6. Выделите корень. 7. Запишите графическую схему слова.

Особое внимание следует обратить на звук -j-, который может быть скрыт в орфографической записи. Например, в слове вязание выделяется суффикс -ниj-, а в слове братья – словоизменительный суффикс -j-, образующий форму множественного числа

Пример рассуждения в процессе морфемного анализа. Слово освобождение образовано от глагола освободить, что позволяет выделить суффикс отглагольного существительного -ениj- (отмечаем также историческое чередование в корне д – жд). Правильность выделения суффикса можно подтвердить аналогичными словообразовательными парами (судить – суждение, терпеть – терпение и т.п.). Глагол освободить «сделать свободным» образован от существительного свобода – следовательно, в нем выделяются приставка о- и суффикс и- (долг – о-долж-и-ть, звук – о-звуч-и-ть). Слово свобода непроизводное, в нем выделяется корень свобод- и окончание -а. Итак, словообразовательная цепочка освобожд[-ениj-э] о-свобод- и-ть свобода позволяет выделить в составе основы приставку, корень и суффикс: о-свобожд-ениj-е.

Типичные трудности морфемного анализа

Различение нулевого окончания и отсутствия окончания Для наглядности можно указать группы неизменяемых слов (т.е. таких, у которых нет окончания): несклоняемые имена существительные: метро, шимпанзе, салями; простая сравнительная степень имен прилагательных: светлее, сильнее и т.д., междометия: ого, ах.

Разграничение омонимичных морфем Причиной ошибки при выделении флексии может стать омонимия морфем: по нов-ому мосту (окончание прилагательного) – сделать по-нов-ому (суффикс наречия); Небо светл-о и прекрасно (окончание краткого прилагательного) – Здесь светл-о (суффикс слова состояния); заниматься бег-ом (окончание существительного) – мчаться бег-ом (суффикс наречия). Разграничение морфем опирается на различение слов различных частей речи.

Словоформы, оканчивающиеся на -ей, -ий Может вызывать затруднение выделение основы слов, оканчивающихся на -ей, -ий (друзей, волчий, прохожий). Следует просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется ли звук [j] в других словоформах. Если [j] не сохраняется, он входит в окончание: прохожий – прохож-его – прохож-ему (основа прохож-ий). Если [j] сохраняется, он входит в основу: друзей – друзьjя – друзьjям (основа друзей); волчий – волчьjего – волчьjему (основа волчий).

Связанные корни Некоторые корни не употребляются без словообразовательных аффиксов. Так, сопоставление слов ул-иц-а, про-ул-ок, ул-очк-а позволяет выделить корень -ул-. В словах на-де-ть, наде-ва-ть, раз-де-ть выделяется корень -де-. Близкородственные слова – это слова семантически близкие, поэтому отсутствие смысловой близости не позволяет признать однокоренными слова питать и воспитание, похищать и восхищение, торговать и восторг, победить и беда, хотя этимологический анализ показывает их историческое родство.

Исторические чередования Выделение корня могут затруднять исторические чередования, важнейшие из которых должны быть известны (например: друг, дружить, друзья; уберу, убирать, уборка).

Определение семантики приставок и суффиксов Значение словообразовательных аффиксов выявляется при сопоставлении ряда слов, образующих определенную словообразовательную модель. Так, сравнение словообразовательных пар виновник – виновн-иц-а, мастер – мастер-иц-а, царь – цар-иц-а позволяет выделить суффикс -иц- со значением лица женского пола, а в парах лужа – луж-иц-а, книга – книж-иц-а выделяется суффикс -иц- с уменьшительно-ласкательным значением.

Суффикс -ий- (-j-) Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагательных -ий- (-j-): лисий, волчий, заячий, помещичий, казачий, который часто путают с омонимичными окончаниями: синий, сельский. В формах мужского рода выделяются суффикс -ий- и нулевое окончание, а в формах женского, среднего рода и множественного числа – суффикс -j- и окончание: заяч-ий, заяч-j-я, заяч-j-е, заяч-j-и.

Суффикс -j- сложно увидеть уже потому, что выделяется он только с учетом фонетического состава слова. Эта морфема практически не знакома школьникам, поэтому целесообразно включить соответствующие примеры в материал для повторения: 1) ворон – вороньё [-j-о] – суффикс со значением собирательности; 2) плясун – плясунья [-j-а] – суффикс со значением лица женского пола; 3) зимовать – зимовье [-j-э] – суффикс со значением места действия; 4) стул – стулья [-j-а] – формообразующий суффикс со значением множественного числа.

Чередование к // оч – одно из самых частотных в русском языке – наблюдается не только в корне, но и в суффиксе. Показать различие в морфемном строении слов, включающих элемент очк или очн, можно с помощью словообразовательных цепочек, например: кочк(а) – нечленимая основа; кадк(а) кадоч-к(а); кость( ) кост-очк(а); тетрадь( ) тетрад-к(а) тетрад-оч-к(а); желудок желудоч-н(ый); карт(а) карт-очн(ый); ель ел-к(а) ел-оч-н(ый).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА 1. Объясните: почему морфемный анализ начинается с определения части речи слова? 2. Приведите примеры слов с прерывистыми основами. 3. В чем особенность выделения основы в словах, оканчивающихся на -ей, -ий? 4. Почему при выделении корня и суффиксов следует учитывать исторические чередования? 5. Приведите примеры слов с нулевыми формообразующими и словообразовательными суффиксами. 6. Почему в некоторых случаях при морфемном разборе приходится использовать элементы фонетической транскрипции? Какую морфему (морфемы) невозможно выделить в орфографической записи слова? Приведите примеры слов с суффиксом -j-.

1. С помощью словообразовательных цепочек покажите различия в морфемном составе слов: 1) законность, готовность; 2) центральный, вязальный; 3) столярничать, сотрудничать. Ответ: 1) закон закон-н-ый закон-н-ость; готов- ый готов-ность; 2) центр центр-альн-ый; вяз-а-ть (ср. вяж-у) вяз-а-льн-ый; 3) столяр столяр-нича-ть; труд со- трудник со-труд-нич-а-ть.

2. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объясните ответ 1) Воротник, задачник, ночник. 2) Разодеть, разомкнуть, разобрать. 3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать. 4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать. Ответ: 1. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночь ноч-н-ой ноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-. 2. В глаголе разодеть две приставки: раз- и о- (ср. на-деть, раз-деть). В остальных словах – одна производная приставка разо-. 3. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честь чест-вова- ть). В других словах – суффикс -ствова-. В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-. Например: лентяй лентяй- нича-ть.