Управление знаниями В.З. Ямпольский Научный руководитель института Кибернетический центр, профессор ТПУ, г.Томск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системы управления знаниями В.З. Ямпольский Институт кибернетики ТПУ.
Advertisements

Комплекс знаний в организации 1. Что такое знания 2. Индивидуальные и групповые знания 3. Содержание менеджмента знаний 4. Практика управления знаниями.
Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
Лекция 3 Архитектура информационных систем. Вопросы лекции 1. Архитектура информационной системы 2. Архитектурный подход к реализации информационных систем.
Методы и инструменты системы управления знаниями Романенко Евгений ГУ-ВШЭ.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Информационные технологии, используемые в управлении знаниями.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
© мим линк, 2010 Международная научно-практическая конференция «Роль бизнес-образования в системе управления знаниями» Москва апреля 2010 г. Управление.
Этап (годы) Концепция использования информации Вид ИС Цель использования Бумажный поток расчетных документов ИС обработки расчетных документов.
Положение об отделе В.Андреев, Д.Сатин. Штат отдела начальник отдела; бизнес-аналитик; проектировщик пользовательских интерфейсов; специалист по анализу.
Управление знаниями в компании: осмысление и подготовка Тихомирова Елена.
ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
Свойства знаний Знания представляют особый вид интеллектуальных ресурсов, обладающий рядом специфических свойств. Знания долговечны, ибо они нематериальны.
Учебный курс Разработка ИТ-стратегии Лекция 2 доктор технических наук, профессор Васильев Роман Борисович.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ ТЕМА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Подготовил Иванов А.Н.
1 Problems and ways of becoming of the innovational environment of technical university Проблемы и путиПроблемы и пути становления инновационной среды.
Колмыкова Оксана Владимировна Кафедра ИСПИ Ауд
Транксрипт:

Управление знаниями В.З. Ямпольский Научный руководитель института Кибернетический центр, профессор ТПУ, г.Томск

Вместо введения Создание, накопление и распространение знаний от поколения к поколению определяет темпы развития человеческой цивилизации. Создание, накопление и распространение знаний от поколения к поколению определяет темпы развития человеческой цивилизации. НТП и прогрессу вообще свойственен сегодня: НТП и прогрессу вообще свойственен сегодня: - лавинообразный рост объемов и источников - лавинообразный рост объемов и источников информации; информации; - лавинообразный рост производителей и - лавинообразный рост производителей и потребителей знаний; потребителей знаний; - глобализация различных сфер человеческой - глобализация различных сфер человеческой деятельности деятельности - слабая структуризация информации и знаний. - слабая структуризация информации и знаний. Управление знаниями (КМ) – многообещающее направление в разрешении такого рода проблем. Управление знаниями (КМ) – многообещающее направление в разрешении такого рода проблем.

Диаграмма НТП человечества

Управление знаниями (КМ) Направление КМ начало активно разрабатываться с середины 90-х годов. Создаются НИИ, специальные подразделения Компаний во главе с CKO – Chief of Knowledge Office. КМ- крупная подпрограмма IST-6 и ICT-7 в EU. Знания рассматриваются как основной источник конкурентных преимуществ Компании.

Future and Emerging Technologies (FET) 2. Cognitive systems, interaction, robotics 1. Network and service infrastructures 3. Components, systems, engineering 4. Digital libraries and content 5. ICT for health 6. ICT for mobility & sustainable growth 7. ICT for independent living and inclusion Socio-economic goals Industry/Tech needs Work Programme 2007 Challenges Draft

Количество KM статей в ABI Inform database Год публикации Рост числа публикаций по управлению знаниями Source: Gordon & Grant

БД рефератов научных статей по генетике, молекулярной биологии и биомедицины Pubmed содержит около 15 миллионов публикаций (2006 год).БД рефератов научных статей по генетике, молекулярной биологии и биомедицины Pubmed содержит около 15 миллионов публикаций (2006 год). БД NCBI Gene о биологических объектах и их взаимодействиях на уровне геномов, клеток и организмов содержит записей (2006 год).БД NCBI Gene о биологических объектах и их взаимодействиях на уровне геномов, клеток и организмов содержит записей (2006 год). В БД Gene Ontology биологических процессов и молекулярных функций для клеточных компонент.В БД Gene Ontology биологических процессов и молекулярных функций для клеточных компонент. Примеры

Основной стимул управления знаниями Организация, которая быстрее других находит новые знания, организует их усвоение сотрудниками, внедряет в практическую деятельность, получает конкурентное преимущество. Организация, которая быстрее других находит новые знания, организует их усвоение сотрудниками, внедряет в практическую деятельность, получает конкурентное преимущество. Университет* - интеллектуально- ориентированная культура, приобретающая, создающая, накапливающая и распространяющая знания. * с точки зрения знаниевого подхода * с точки зрения знаниевого подхода

Интеллектуальный капитал – новый источник богатства К 0 Интеллектуальный капитал (нематериальные активы) человеческие активы – знания, опыт, мастерство, творчество 1 интеллектуальные активы – информация, стратегии, программы, публикации 2 интеллектуальная собственность – патенты, секреты, торговые марки, издательские права и т.п. 34 Структурные активы – К 0 культура, орг. модели., процессы и процедуры производства и маркетинга Бренд – активы – известность, репутация, гудвил К 0 5

10 И С Объекты патентного права Объекты авторского права Иные объекты гражданских прав Изобретение Полезные модели Промышленные образцы Товарные знаки Геологические карты, схемы Программы для ЭВМ Базы данных Другие объекты Ноу-хау Техническая документация Результаты НИОКР Структура интеллектуальной собственности (ИС)

Microsoft: 99% инвестирует в нематериальные активы. IBM: лишь 77% Интеллектуальные К 0 освобождаются от основных фондов Интеллектуальные К 0 движутся налегке Билл Гейтс Самуэль Пальмисано Нематериальные активыМатериальные активы $70,7 млрд $16,6 млрд $85 млрд $0,9 млрд Microsoft IBM

Корпоративная культура (CorporateCulture) Организация управления (Organizational behaviour) Управление персоналом (Human resource management) Профессиональное обучение и повышение квалификации ) (Professional training and developement) Информационные технологии (Information Technologies) Дисциплины, участвующие в управлении знаниями

Слагаемые КМ OB KM HR IT

Рынок знаний В любой организации осуществляется процесс движения знаний, использующихся с той или иной степенью продуктивности. Многие инициативы по управлению знаниями заканчиваются безуспешно, ибо основываются на утопических представлениях, что знания перемещаются без трения и мотивов, что специалисты будут делиться ими, не заботясь о том, что они получат или потеряют при этом. Подобно рынку товаров и услуг имеет место и рынок знаний, на котором совершаются знаниевые транзакции (сделки).

Люди ищут знания, так как ожидают, что они помогут преуспеть в работе. Знания являются действенным средством для снятия неопределенности, без чего невозможно принятие обоснованных решений. Когда сотрудник или подразделение передают свои знания, то ожидают получить определенную выгоду. В пределах одной организации денежная форма оплаты обычно не используется при знаниевых транзакциях. Рынок знаний, подобно любому другому рынку, является системой, в которой участники обмениваются дефицитными ресурсами за настоящую или условную стоимость. Рынок знаний

Корпоративный рынок знаний (КРЗ) Основные участники: Основные участники: Покупатели (искатели) знаний – это специалисты или организации, которые пытаются решить проблемы, сложность и неопределенность которых выше их априорных знаний. Покупатели (искатели) знаний – это специалисты или организации, которые пытаются решить проблемы, сложность и неопределенность которых выше их априорных знаний. Продавцы знаний – это, как правило, специалисты (эксперты) с высокой репутацией на внутреннем рынке компании, обладающие значительными ресурсами знаний по определенным проблемам и темам. Продавцы знаний – это, как правило, специалисты (эксперты) с высокой репутацией на внутреннем рынке компании, обладающие значительными ресурсами знаний по определенным проблемам и темам. Брокеры знаний - выполняют роль связующего звена между теми, кто нуждается в знаниях и теми, кто их имеет, то есть между покупателями и продавцами. Брокеры знаний - выполняют роль связующего звена между теми, кто нуждается в знаниях и теми, кто их имеет, то есть между покупателями и продавцами.

Какой валютой обмениваются участники КРЗ? Взаимность. Взаимный обмен зиждется на том, что продавец будет тратить время и усилия для обмена знаниями, если он ожидает, что покупатель будет столь же старательным продавцом, когда он обратится к нему за его знаниями. Взаимность. Взаимный обмен зиждется на том, что продавец будет тратить время и усилия для обмена знаниями, если он ожидает, что покупатель будет столь же старательным продавцом, когда он обратится к нему за его знаниями. Репутация знающего человека, готового делиться знаниями, создает такие преимущества, как надежность рабочего места, ускоренное продвижение по службе, более частые поощрения, приобретение неформального статуса гуру в компании. Репутация знающего человека, готового делиться знаниями, создает такие преимущества, как надежность рабочего места, ускоренное продвижение по службе, более частые поощрения, приобретение неформального статуса гуру в компании. Альтруизм: Альтруизм: o содействие «процветанию фирмы», o желанием помочь ближнему, o наставничество o наставничество.

Доверие: Доверие должно быть видимым. Не достаточно декларации о важности доверия в миссии компании. Должны быть прямые и очевидные признаки доверия, что продавцы знаний имеют высокую репутацию, что сотрудники и подразделения им отвечают взаимностью. Доверие должно быть повсеместным. Если часть внутреннего рынка знаний компании не заслуживает доверия, то рынок сжимается, становится асимметричным и, следовательно, менее эффективным. Доверие должно начинаться с верхов. Образцы поведения руководства верхнего уровня часто определяют нормы и ценности компании. Если топ менеджеры компании заслуживают доверия, то доверие будет просачиваться и олицетворять компанию в целом. Если же они цинично будут эксплуатировать знания других в личных целях, то недоверие будет распространяться по всей организации. Даже сделки, оформленные письменными контрактами, требуют определенной степени доверия. Внутренний рынок знаний компании, без письменных контрактов и возможности судебных исков, по сути, базируется на доверии. Если его нет, то не может быть и рынка знаний.

Корпоративная культура включает: Историю, традиции, ритуалы, правила. Историю, традиции, ритуалы, правила. Способ распределения и осуществления власти. Способ распределения и осуществления власти. Степень формализации и стандартизации управления процессами. Степень формализации и стандартизации управления процессами. Язык профессионального общения. Язык профессионального общения. Возможности для творческого самовыражения индивидуумов и групп. Возможности для творческого самовыражения индивидуумов и групп. Систему учета мнений персонала. Систему учета мнений персонала.

Пять решающих факторов для достижения успеха в управлении знаниями.

Знание как понятие В.З. Ямпольский Институт Кибернетический центр ТПУ, г.Томск

Данные, информация, знания ЗнанияИнформацияДанные Данные это все, что регистрируется, описывается и воспринимается человеком. Информация – данные в определенном контексте. Информация = Данные + МетаДанные Знания – информация, полезная для решения задачи. Знания = Информация + МетаИнформация

Что такое знания? « Знания - это проверенные практикой результаты познания действительности и верное их отражение в мышлении человека» (БСЭ). « Знания - это умение сотрудников K 0 решать стоящие перед ними проблемы и задачи ». Знание – это осведомленность, компетентность или понимание, достигнутое в результате опыта или обучения. Знание – это сумма и набор того, что воспринято, обнаружено или выучено. « Знание– это сложная сеть понятий и многообразных отношений между ними, которая сознательно (логически) или бессознательно используется нейронной сетью головного мозга при необходимости выработки новых суждений или принятия разнообразных решений»(В.Ф. Турчин). « Знание – это сложная сеть понятий и многообразных отношений между ними, которая сознательно (логически) или бессознательно используется нейронной сетью головного мозга при необходимости выработки новых суждений или принятия разнообразных решений»(В.Ф. Турчин).

Классификация знаний эмпирические знания; эмпирические знания; теоретические знания; теоретические знания; личностные знания; личностные знания; организационные знания; организационные знания; неявные знания; неявные знания; явные знания. явные знания.

Классификация знаний Эмпирические знания – наблюдения, наблюдаемые явления. Эмпирические знания – наблюдения, наблюдаемые явления. Теоретические знания – законы, теории, обобщения. Теоретические знания – законы, теории, обобщения. Гносеологическая цепочка теории познания: Гносеологическая цепочка теории познания:

Классификация знаний Личностные профессиональные знания: Личностные профессиональные знания: знания познавательного плана («знаю, что»); знания познавательного плана («знаю, что»); прикладное мастерство («знаю, как»); прикладное мастерство («знаю, как»); системное представление («знаю, почему»); системное представление («знаю, почему»); личностная мотивация («хочу знать, почему»). личностная мотивация («хочу знать, почему»). Организационные знания: стратегические доктрины, программы, стандарты, правила, инструкции, коммерческие знания.

Знания специалиста как модель черного ящика Априорные знания Информация Общение Решения Научный и практический опыт Новые знания

Классификация знаний Явные знания – описания теорий, методов, алгоритмов, методик, технологий, машин и систем. Для информационных систем это: данные, базы данных, инструкции; данные, базы данных, инструкции; программы расчетные, аналитические, графические; программы расчетные, аналитические, графические; адреса ресурсов и ссылки в фондах и Интернете. адреса ресурсов и ссылки в фондах и Интернете. Неявные знания – культура мышления, опыт, мастерство, навыки, интуиция специалистов, хранящихся в нейронных структурах головного мозга. Неявные знания существуют в умах специалистов, развиваясь во времени через опыт, профессиональную деятельность, обучение. Отчасти они передаются и по наследству.

Носители знаний в компаниях USA (результаты исследования Delphi Group,)

Свойства знаний: Знания долговечны ибо они нематериальны. Геометрическая модель пирамиды нетленна. Египетские пирамиды подвержены эрозии. Знания долговечны ибо они нематериальны. Геометрическая модель пирамиды нетленна. Египетские пирамиды подвержены эрозии. Знания инвариантны к пространству. Знания инвариантны к пространству. Знания легко распространяются по телекоммуникационным сетям. А затраты на распространение материальных ресурсов (нефть, уголь, руда)? Знания можно продавать многократно, ибо они не отчуждаемы. У того кто продает, остается не меньше. В коммерциализации знаний имеет место специфическая проблема: их не покупают пока не поймут в чем их суть, а познав – теряют желание покупать. Знания можно продавать многократно, ибо они не отчуждаемы. У того кто продает, остается не меньше. В коммерциализации знаний имеет место специфическая проблема: их не покупают пока не поймут в чем их суть, а познав – теряют желание покупать.

Знания постоянно увеличивающийся ресурс. Их расширенное воспроизводство обеспечивает наука, технический прогресс, образование. Знания социальны. Они являются и общественным и частным благом. Общественное благо- культура, образование, фундаментальная наука. Знания превращаются в частное благо, когда они востребованы рынком. Знания чувствительны к фактору времени. Они нужны к моменту принятия решений. Они могут устаревать. Период полураспада знаний – потеря половины первоначальной компетентности. Фундаментальные знания имеют длительный период полураспада. Свойства знаний:

Знания орудие конкуренции - движущая сила экономики. В основе любого бизнеса лежит особое профессиональное знание. В основе любого бизнеса лежит особое профессиональное знание. С помощью знания модернизируется существующие и создаются новые продукты, услуги. С помощью знания модернизируется существующие и создаются новые продукты, услуги. Новое знание повышает эффективность производства и управления. Новое знание повышает эффективность производства и управления. Новые знания обеспечивают рост компетентности персонала. Новые знания обеспечивают рост компетентности персонала.

Связь между процессами работы со знаниями и бизнес процессами. Управление знаниями Обработка знаний Результат обработки знаний Управление бизнес-процессами Бизнес процессы Результат бизнес процессов Среда обработки знаний Среда бизнес- процессов Стратегии Модели Процессы Операции Процедуры Навыки

Бизнес процессы и процессы работы со знанием.

Таксономия понятия «Управление знаниями» и используемых теорий, методов, процессов

Жизненный цикл знаний В.З. Ямпольский Институт Кибернетический центр ТПУ, г.Томск

Жизненный цикл знаний Любая организация зарождается на определенном уровне знаний своих сотрудников, функционирует, используя и пополняя корпоративные знания (о продукте, о технологиях, о потребителях и рынке), являясь одновременно и получателем, и источником такого рода знаний. В организации и вне ее происходит непрерывный процесс движения информации и знаний. Знания поступают в организацию в разнообразных формах (набор персонала, повышение квалификации, изучение специальной литературы, приобретение лицензий), формируются и развиваются в процессе проектной, инженерно-технической, производственной и маркетинговой деятельности, передаются вместе с товарами и услугами.

Знания специалиста как модель черного ящика Априорные знания Информация Общение Решения Научный и практический опыт Новые знания

В соответствии с методологией системного анализа, в жизненном цикле знаний (ЖЦЗ), как и в жизненном цикле любой сферы деятельности, можно выделить три основных процесса (этапа): выявление потребности в знаниях; производство (создание) знаний; потребление (утилизация) знаний. Жизненный цикл знаний ij

Европейское представление жизненного цикла знаний (ЖЦЗ) Европейское представление жизненного цикла знаний (ЖЦЗ) хранение знаний создание знаний использовани е знаний распространен ие знаний клиенты Бизнес Процесс потребители клиенты выявление знаний партнеры

Состав основных этапов жизненного цикла знаний Выявление и идентификация знаний. Стимулирование процессов создания нового знания. Совершенствование корпоративной системы хранения и извлечения знаний. Распространение и обмен знаниями. Повышение эффективности использования Повышение эффективности использования знаний и интеллектуальной собственности. знаний и интеллектуальной собственности.

Выявление и идентификация знаний Анализ патентов и изобретений (Patent Evaluation). Анализ результатов НИОКР (Research & Development). Разведка (поиск) технологий (Technology Scouts). Формирование библиотеки ноу-хау (Know-How). Обращение к брокерам знаний (Knowledge broker) внутри и вне компании. Постпроектный анализ (Postproject analysis). Разбор полетов (Debriefing).

Стимулирование процессов создания нового знания Пополнение электронных и книжных фондов библиотеки (Library). Пополнение электронных и книжных фондов библиотеки (Library). Проведение тематических семинаров (Workshops). Проведение тематических семинаров (Workshops). Организация работы кружков по разделам знаний (Knowledge circles). Организация работы кружков по разделам знаний (Knowledge circles). Стимулирование рационализаторского движения (Suggestion Scheme). Стимулирование рационализаторского движения (Suggestion Scheme). Оформление лучших практических решений (Best Practices). Оформление лучших практических решений (Best Practices). Построение карт знаний (Knowledge maps). Построение карт знаний (Knowledge maps). Описание успешных историй (Success Stories). Описание успешных историй (Success Stories). Мозговой штурм (Brainstorming) – SWOT - analys. Мозговой штурм (Brainstorming) – SWOT - analys.

Приобретение знаний на внешнем рынке (External Knowledge Market) Приобретение знаний на внешнем рынке (External Knowledge Market) Использование знаний партнеров (External Partners) Использование знаний партнеров (External Partners) Выявление дефицита в знаниях с помощью внешнего (External) и внутреннего (External) сравнительного анализов (Benchmarking). Выявление дефицита в знаниях с помощью внешнего (External) и внутреннего (External) сравнительного анализов (Benchmarking). Научные исследования и разработки (Research & Development) Научные исследования и разработки (Research & Development) Развитие доступа к Интернет ресурсам с помощью поисковых Интернет систем (Access Open Space). Развитие доступа к Интернет ресурсам с помощью поисковых Интернет систем (Access Open Space). Развитие доступа к проблемно–ориентированным порталам (Access Open Space). Развитие доступа к проблемно–ориентированным порталам (Access Open Space). Развитие инструментов и технологий семантического поиска (Web- semantic). Развитие инструментов и технологий семантического поиска (Web- semantic). Построение онтологии предметной области компании для семантического доступа к Open Space. Построение онтологии предметной области компании для семантического доступа к Open Space. Формирование проблемных групп и команд (Virtual Teams). Формирование проблемных групп и команд (Virtual Teams). Стимулирование процессов создания нового знания*

Совершенствование корпоративной системы хранения и извлечения знаний Реинжиниринг корпоративного хранилища данных (Data Warehouse). Реинжиниринг корпоративного хранилища данных (Data Warehouse). Построение БД метаописаний по документальным архивам. Построение БД метаописаний по документальным архивам. Построение БД метаописаний по электронному архиву и библиотеке. Построение БД метаописаний по электронному архиву и библиотеке. Построение БД метаописаний по базам данных компании. Построение БД метаописаний по базам данных компании. Совершенствование системы управления документами (Document Management System). Совершенствование системы управления документами (Document Management System). Актуализация и сопровождение БД «Кто есть кто» в компании (Who`s Who DB). Актуализация и сопровождение БД «Кто есть кто» в компании (Who`s Who DB).

Формирование и сопровождение БД по опыту (Experience DB). Формирование и сопровождение БД по опыту (Experience DB). Создание БД протоколы совещаний, решения (Minutes DB). Создание БД протоколы совещаний, решения (Minutes DB). Развитие БД заказчики, партнеры, потребители (Yellow Pages) Развитие БД заказчики, партнеры, потребители (Yellow Pages) Пополнение и совершенствование доступа к электронным фондам специальной литературы (Specialist Literature). Пополнение и совершенствование доступа к электронным фондам специальной литературы (Specialist Literature). Пополнение и совершенствование доступа к электронным руководствам, справочникам. Пополнение и совершенствование доступа к электронным руководствам, справочникам. Расширение функциональности и пополнение инструментальных средств компьютерного проектирования, разработки, конструирования производства и тестирования устройств, комплексов и систем (Applied Co. Tools). Расширение функциональности и пополнение инструментальных средств компьютерного проектирования, разработки, конструирования производства и тестирования устройств, комплексов и систем (Applied Co. Tools). Совершенствование корпоративной системы хранения и извлечения знаний*

Повышение эффективности использования знаний и интеллектуальной собственности n Коммерциализация патентов, изобретений, разработок компании. n Коммерциализация бренда. n Обеспечение эффективности доступа к знаниям в DOKB (Distributed Organizational Knowledge Base) с рабочих мест основных бизнес-процессов. n Использование метаописаний и онтологии для семантического поиска знаний. n Расширение функциональности и сферы применения универсальных и специализированных инструментальных систем проектирования, разработки, конструирования производства и тестирования (Applied Co. Tools). n Создание в интранет и использование проектных зон для реализации комплексных проектов виртуальными командами (Virtual Teams).

n Использование БД «Профили компетентности специалистов и экспертов» для обмена знаниями. n Выделение экспертов из числа наиболее квалифицированных сотрудников компании определение их статуса и стимулов. n Ротация носителей знаний между подразделениями компании. n Стимулирование генерации и внедрения рационализаторских предложений. n Выделение брокеров (антрепренеров) знаний в компании. Повышение эффективности использования знаний и интеллектуальной собственности*

Команды, создающие знания Команды включают [И. Нонака, Х. Такеучи ]: Практиков – операторов и специалистов, Организаторов - менеджеры средних звеньев Идеологов - высшее руководство. Операторы - собирают, комбинируют и генерируют неявное знание о навыках, опыте. Специалисты - накапливают, систематизируют, обновляют. Организаторы – перебрасывают мост между тем «что есть» и тем, что «должно быть». Идеологи – формируют базисные концепции, видение, декларируют политику компании. Практики – знают «что есть», идеологи «что должно быть».

Профессиональные сообщества Существуют: Сообщества по интересам, (по темам). Сообщества по практической деятельности (по сфере деятельности). Сообщество по целям (до момента их достижения). В больших и малых организациях существуют: формальные группы: функциональные и целевые, проектные команды. неформальные группы: курильщиков кофе-брейков охотников и рыболовов и т.п.

Содействие сообществам со стороны компании: Содействие со стороны организации в становлении и функционировании конкретного сообщества может выражаться: в выявлении или выборе координатора, в создании инфраструктуры сообщества (например, информационной среды взаимодействия: Е-mail, интранет, проектная зона), в привлечении новых членов путем распространения информации об интересах, приоритетах и намечающихся действиях, в согласовании усилий актива, координатора и спонсора сообщества и их взаимодействия с его членами, в оценке и признании результатов, праздновании и оповещении об успехах как внутри, так и вне общества и т.п.

Методы используемые сообществами: Мозговой штурм (Brainstorming) Постпроектный анализ (Post-Project Reviews) Непосредственное общение (Face-to-Face Interaction)

Корпоративные системы обучения персонала Априорная система обучения это училища, колледжи, институты, университеты. Корпоративная система обучения обеспечивает быструю адаптацию знаний (фундаментальных и прикладных) к профилю и предмету деятельности предприятия, к требованиям рабочих мест, новых технологий, продуктов и услуг. Формы обучения персонала: Групповое обучение (преподаватель группа), Индивидуальное обучение (наставник – ученик), Сетевая система обучения (индивидуальная, групповая).

Структурная схема ССО компании.

Эксперты компании Эксперт – это квалифицированный специалист, выработавший в процессе научного и/или практического опыта определенные знания и суждения об оцениваемых объектах (явлениях, процессах) и руководствующийся ими в практической деятельности. Эксперты могут включаться в состав команд, создающих знания, участвовать в мозговых штурмах, дискуссиях (очных, виртуальных) в постпроектных анализах. Их предназначение – оценка идей, стратегий, альтернатив. Особый вид деятельности экспертов – консультирование. Проблемы: подбор, условия работы, стимулирование.

Приборы и средства автоматизации Знания по измерительным преобразователям Знания по модулям ввода/вывода Знания по коммуникационному оборудованию Знания по программируемым логическим контролерам Знания по управляемым электроприводам Знания по преобразователям энергии и системам электропитания Знания по промышленным компьютерам и серверам Знания по конструктивам для средств автоматизации Основные области знаний К о «ЭлеСи»

Системы и комплексы АСУ ТП Знания по системам автоматического регулирования Знания по автоматизации добычи нефти Знания по автоматизации резервуарных парков Знания по автоматике нефтеперекачивающих станций Знания по комплексам телемеханики магистральных трубопроводов Знания по автоматизации узлов учёта нефти и газа Знания по автоматизации переработки нефти Знания по системам автоматического пожаротушения Основные области знаний К о «ЭлеСи»

Теория, методы и программное обеспечение для создания средств и систем автоматизации Теория, методы и ПО для проведения научных исследований по проблемам автоматизации Теория, методы и ПО для проектирования приборов и средств автоматизации Теория, методы и ПО для разработки приборов и средств автоматизации Теория, методы и ПО для конструирования приборов и средств автоматизации Теория, методы и ПО для производства приборов и средств автоматизации Теория, методы и ПО для тестирования приборов и средств автоматизации Теория, методы и ПО для моделирования и управления технологическими процессами Теория, методы и ПО для моделирования и управления производственными процессами Основные области знаний К о «ЭлеСи»

Для сведения оценок уровня знания, сделанных самим опрашиваемым, и ссылок на него, сделанных его коллегами, было предложено использовать следующий метод расчета комплексной оценки K ij : где, n – число областей знаний,; m j – число претендентов на звание эксперта в j области знаний, ; l ij - число претендентов высказавшихся за i-го претендента в j -ой области знаний; E j – максимальное число претендентов, высказавшихся за какого- либо претендента в j-ой области знаний; R S – интервал шкалы самооценки (для нашего случая равен 3); S ij – значение самооценки i-го специалиста в j-ой области знаний. Метод расчета коэффициента квалификации сотрудника.

Гистограмма распределения сотрудников

Системы управления знаниями В.З. Ямпольский Институт Кибернетический центр ТПУ, г.Томск

Модели представления знаний Сети фреймов Продукционные системы Нейронные сети Семантические сети Онтологии

Онтология – формализованное описание предметной области Онтология = ( классификаторы, тезаурусы, карты знаний,энциклопедии ) : Онтология = ( классификаторы, тезаурусы, карты знаний,энциклопедии ) : Описание множества терминов, понятий и связей между ними; Описание множества терминов, понятий и связей между ними; Мета описания, связывающие информационные ресурсы с понятиями онтологии; Мета описания, связывающие информационные ресурсы с понятиями онтологии; Структуры хранения и процедуры извлечения описаний ресурсов и данных; Структуры хранения и процедуры извлечения описаний ресурсов и данных; Интеллектуальный интерфейс пользователя; Интеллектуальный интерфейс пользователя; Технология работы с базой знаний для решения задачи. Технология работы с базой знаний для решения задачи.

Под онтологией понимается знаковая система где C, T, P, F, L, А, C, T, P, F, L, А, n С – множество элементов, которые называются понятиями; n T – частичный порядок на множестве С, задающий отношения «подкласс» и «суперкласс»; n P – множество элементов, которые называются свойствами (двуместными предикатами); n F – функция, которая назначает каждому элементу множества P множество элементов из множества С; n L = {L C, L P, C, P } – множество текстовых меток, которые определяют профессиональные термины организации и их соответствие, соответствие C – элементам множества С, P – элементам множества P; n А – набор аксиом онтологии – утверждения о элементах предметной области, которые считаются верными, выраженных с использованием соответствующего логического языка. Формальное определение онтологии

Модель семантического описания ресурсов знаний Мз i = {M ki ( ), M ci ( )}, где M ki ( ) – контекстные метаданные объекта знаний, описывающие взаимосвязи объекта с другими объектами организации или литералами, M ki ( ) – контекстные метаданные объекта знаний, описывающие взаимосвязи объекта с другими объектами организации или литералами, M ki ( ) = (r 1 (O зi, v 1 ) r 2 (O зi, v 2 ) … r r (O зi, v r )), M ci ( ) – контентные метаданные объекта знаний, описывающие знания, которые содержатся в объекте. M ci ( ) – контентные метаданные объекта знаний, описывающие знания, которые содержатся в объекте. M si ( ) = ({r 1 (s 1, v 1 ), k 1 } {r 2 (s 2, v 2 ), k 2 } … {p k (s k, v k ), k k }), где - r i - предикат (отношения) из онтологии ; - s i – экземпляр или понятие онтологии ; - v i - экземпляр или литерал; - k i - важность данного утверждения для объекта i.

Взаимосвязь между онтологиями онтологической системы

Структура онтологической модели знаний организации Object

Пример онтологии задачи

Knowledge Space

Дескриптивные логики Семейство логических формализмов для представления и рассуждения (логического вывода) о концептуальных знаниях Это разрешимое подмножество логики предикатов первого порядка Основным видом логического вывода в ДЛ является установление родовидовых отношений (subsumption), обычно записываемых как C D (т.е., понятие С является подвидом понятия D).

Конструкторы классов DAML+OIL Конструкция Синтаксис в ДЛ Пример intersectionOf unionOf complementOf oneOf toClass hasClass hasValue minCardinalityQ maxCardinalityQ cardinalityQ C1... Cn ¬С {x 1... X n } P.C P.{x} nP.C =nP.C человек мужчина доктор адвокат ¬мужской {Иван, Маша} имеет ребенка.доктор имеет ребенка.адвокат гражданин.{US} 2 ребенка.адвокат 1ребенок.мужского пола =1 родитель.женского пола

Временная диаграмма развития данных Данные более важны, чем приложения Эпоха программ Эпоха закрытых данных Эпоха открытых данных (HTML) Эпоха открытых метаданных (XML) Эпоха семанти- ческих моделей (OWL) «Данные менее важны,чем код» «Данные также важны, как код» «Данные более важны, чем код» … Временная диаграмма развития данных

IT, используемые в управлении знаниями IT, используемые в управлении знаниями Управление документами Управление знаниями Structured Document Repositories File Management System Full Text Retrieval Real Time Messaging Push Technology Shared Files Knowledge Maps Semantic Analysis Intranet Discussion Groups Net Conferencing Automatic Profiling Управление сотрудничеством White Boarding

Программные системы для КМ n AskMe Enterprise (AskMe Co.) n Hyperwave eKnowledge Portal (HyperWave Ltd.) n Knowledge Discovery System (IBM,Lotus) n Deskartes Universal Knowledge (Knowledge Management Software Co.) n Know-Net (European Consortium) n myLivelink KM Portal (Open Text Corp.) n Exsys CORVID (expert shell software) n SharePoint Portal Server 2003 (Microsoft)

Иерархия языков описания онтологий XML (eXtended Markup Language) RDF/RDFS (Resource Description Framework) OWL (Ontology Web Language)

Семантические Метаданные (RDF)...

Корпоративная Система Управления Знаниями (СУЗ) Включает методологию и программное обеспечение для работы с явными и скрытыми знаниями организации. n Набор методик построения онтологии.построения онтологии. проведения аудита знаний.проведения аудита знаний. выбор поддерживаемых бизнес-процессоввыбор поддерживаемых бизнес-процессов n База знаний организации Онтологии (язык OWL).Онтологии (язык OWL). Семантические мета-описания (язык RDF).Семантические мета-описания (язык RDF). n Семантический портал для работы со знаниями: Профили экспертов.Профили экспертов. Инструменты для работы с базой знаний.Инструменты для работы с базой знаний. Поддержка выполнения бизнес процессовПоддержка выполнения бизнес процессов

Структура системы управления знаниями организации Уровень работы с информацией и данными Реляционная СУБД со схемой базы знаний Уровень работы со знаниями База знаний организации Уровень поддержки бизнес-процессов по работе со знаниями (уровень бизнес-логики) Уровень поддержки интерфейсов пользователей Web-портал (интерфейс доступа пользователей к всему множеству знаний и сервисов) Бизнес-процессы Хранилище документов Бизнес-процессы Хранилище документов... Среда деятельности организации Базы данных Поддержка бизнес-процессов процессов работы со знаниями

Подсистемы управления знаниями Система Управления Знаниями Репозитарий знаний (корпоративное хранилище) WEB- Семантик Группы обсуждений (Communities of Practice) Проектные группы (Virtual Teams) Сеть экспертов (Expert Net) Управление интеллектуаль- ной собственностью Среда для работы с неявными знаниями Подсистемы для работы с явными знаниями Онтологии (классификаторы, термины, понятия)

Структура и состав корпоративного хранилища

Классификация Web порталов на основе используемых технологий

Семантический web-портал Уровень интерфейса Редактор онтологий Уровень бизнес- логики Уровень данных Семантическ ая подсистема Сервер онтологий Сервер семантических метаданных Модуль логического вывода Онтология Семантические метаданных Специальные приложения Функциональные подсистемы портала Категоризация объектов знаний Семантический поиск знаний База знаний профилей специалистов Поддержка работы экспертов Навигация по объектам знаний Автоматическое построение метаданных Подписка на новости Авторизация пользователей Интернет-обозреватель HTML-страница База данных LDAP- каталог Внешние источник и данных OLEDB, ODBC, JDBC DCOM, CORBA Unified Content API LDAP Портал SMTP, RSS HTTP(S) ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ База знаний

Использование онтологии и семантических метаданных в порталах

Вычисление семантической близости метаданных

Созданные в ИКЦ программные системы n Система управления результатами научно технической деятельности ЮКОС ЭП гг. (внедрена в 3 объединениях). n Petroleum Engineers Virtual Network ЦППС НД (внедрена в ТПУ – HWU центре) 2003 г. n Грант по программе «Интеграция». Подготовка монографии «Системы управления знаниями» 2004 г. n Разработка проекта и базовых элементов системы управления знаниями компании «ЭлеСи» 2005 г.

Функции системы управления результатами НТД Поиск информации по проблемным ситуациям Доступ к описаниям, документам Консультация у эксперта Общение с коллегами Специалисты компании и дочерних обществ Дискуссии по проблемам НТД Запросы на получение прав по использованию РНТД Занесение комментарий об использовании Подписка на новости системы

КМS Schlumberger

Приложения СУЗ

Знание это сила! Френсис Бэкон (1597)

Спасибо за внимание!