Лекция 4 ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Доц.Квеско Р.Б. 06.12.20131.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 3 ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Доц.Квеско Р.Б
Advertisements

Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Презентация по статье Розова М.А. ФИЛОСОФИЯ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА Автор: Тропин Никита, гр
Инновационный менеджмент Лектор – Квеско Раиса Брониславовна, доцент кафедры философии, д.фс.н. Тел.:
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Структура научных революций (теория Т.Куна) Выполнила: студентка 6 курса Жукова Е.А.
Структура научных революций (теория Т.Куна). «Структура научных революций» Допарадигмальный период Парадигма Нормальная наука Аномалии и научная революция.
Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
Введение в предмет. Понятие информации. Одним из первых обобщенных понятий науки стало понятие « вещество ». В разнообразии материальных объектов ученые.
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Василий Васильевич Давыдов родился 31 августа 1930 года. В 1948 году он окончил школу рабочей молодежи и поступил в Московский государственный университет.
Обучение практического психолога: посредничество или фасилитаторство?
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
Транксрипт:

Лекция 4 ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Доц.Квеско Р.Б

ТЕХНОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО В новоевропейской культуре категория научности обретает символический смысл

Тема НАУКА КАК ТРАДИЦИЯ

Нормальная наука Т.Куна Томас Сэмюэл Кун Thomas Samuel Kuhn 1922 – 1996 Американский историк и философ науки

Томас Сэмюэл Кун был дважды женат. Первый раз на Катерине Мус, с которой у него было трое детей, а затем на Джиэн Бартон

Томас Сэмюэл Кун научное знание развивается скачкообразно, Посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений

Томас Сэмюэл Кун Научная революция это смена научным сообществом психологических парадигм

Томас Сэмюэл Кун Наиболее известная работа «Структура научных революций» («The Structure of Scientific Revolutions»),

Томас Сэмюэл Кун Вначале работа «Структура научных революций» была опубликована в виде статьи для «Международной энциклопедии унифицированной науки» («International Encyclopedia for Unifed Science»), издаваемой Венским кружком логических позитивистов, или неопозитивистов

Томас Сэмюэл Кун Огромное влияние, которое оказало исследование Куна, можно оценить по той революции, которую она спровоцировала даже в тезаурусе истории науки: помимо концепции «смены парадигмтезаурусе

Томас Сэмюэл Кун Кун придал более широкое значение слову «парадигма», использовавшемуся в лингвистике,парадигмалингвистике

Томас Сэмюэл Кун ввёл термин «нормальная наука» для определения рутинной ежедневной работы учёных, повлиял на использование термина «научные революции» как периодических событий в науке

Томас Сэмюэл Кун Во Франции концепция Куна стала соотноситься с теориями Мишеля Фуко («парадигма» у Куна и «эпистема» у Фуко) и Луи Альтюссера

Томас Сэмюэл Кун Мишель Фуко и Луи Альтюссер занимались историческими «условиями возможного» научного дискурса. По концепции Альтюссера, наука имеет кумулятивную природу, хоть данная кумулятивность дискретна

Томас Сэмюэл Кун ДИСКУРС (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор) – речь, процесс языковой деятельности; способ говорения

Томас Сэмюэл Кун ДИСКУРС - многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии

Томас Сэмюэл Кун Дискурс-анализ изучение языка, используемого членами некоторого языкового сообщества. В ходе такого анализа рассматривается как форма языка, так и его функция

Томас Сэмюэл Кун Работа Куна широко используется в социальных науках например, в Позитивистской и постпозитивистской дискуссии в рамках теории международных отношений

Томас Сэмюэл Кун В статье «Смена парадигм» представлен ход научной революции по Куну

Томас Сэмюэл Кун Нормальная наука – каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории

Томас Сэмюэл Кун Экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ

Томас Сэмюэл Кун Нормальная наука – формирование новой парадигмы

Концепция неявного знания Майкла ПОЛАНИ Майкл ПОЛАНИ Michael POLANYI (1891–1976) Английский философ и ученый, один из основателей постпозитивизма

Майкл ПОЛАНИ - выходец из Венгрии, сотрудник (с 1923) Института физической химии (Берлин), в эмиграции с 1933, профессор физической химии (затем – социальных наук) Манчестерского университета (с 1933)

Майкл ПОЛАНИ - Его сочинения по философии и социологии науки: «Личностное знание. На пути к посткритической философии» (1958), «Неуважение свободы» (1940), «Основания академической свободы» ( 1947), «Логика свободы» (1951), «Неявное знание» (1962), «Знание и бытие, эссе» (1969) и др

Майкл Полани является автором концепции «личностного (или неявного) знания». Его нельзя выразить в явной форме (например, в виде текстов и диаграмм), оно является сущностной составляющей деятельности ученого

Майкл Полани Личностное или неявное знание формируется посредством личных контактов, оказывает непосредственное влияние на теоретические и практические навыки ученых, их способность к воображению и творчеству

Майкл Полани ввел в научный оборот понятие «научное сообщество»

Концепция М.Полани утверждает неизбежность включения субъективного фактора в познавательный процесс, невозможность отделения науки от окружающего ее культурно- исторического и социального контекста

Концепция М.Полани Субъект личностно причастен тому процессу познания, которому он вверяет себя и который он осуществляет в порыве страсти

Концепция М.Полани Мы осознаем интеллектуальную красоту как ориентир для открытий и как признак истинности. Любовь к истине действует на всех уровнях развития мышления

Концепция М.Полани Эти эмоции выражают веру: мучиться проблемой - значит верить, что она имеет решение, а радоваться открытию - значит принимать его как истину

Майкл Полани стремился конструктивно преодолеть идею о возможности деперсонифицированного представления научного знания, неправомерно приравниваемого к объективности последнего

Майкл Полани выделил явные и неявные компоненты в структуре ориентировочной и познавательной активности – в сенсомоторных навыках, восприятии, использовании языка, методах диагностики и экспериментирования, актах научного творчества и т.д

Майкл Полани Неявные компоненты осваиваются человеком в практических действиях, в совместной научной работе и служат основанием его целенаправленной активности

Майкл Полани В науке явное знание - интерперсональное знание (в понятиях и теориях),

Майкл Полани неявное – личностное знание, вплетенное в искусство экспериментирования и теоретические навыки ученых, в их пристрастия и убеждения

Майкл Полани Существуют два типа знания, которые всегда совместно входят в процесс познания всеобъемлющей целостности

Майкл Полани Познание объекта происходит 1) путем концентрации внимания на нем как целостности, 2) исходя из представлений о том, какой цели он служит в составе той целостности, частью которой он является

Майкл Полани Знание, полученное исходя из представлений о том, какой цели он, может быть названо неявным

Майкл Полани Явное и неявное знание взаимоисключают друг друга. Взаимоисключающий характер этих двух типов познания может быть выражен в терминах логической дизъюнкции

Майкл Полани Неявное знание не допускает полной экспликации и транслируется через непосредственное («из рук в руки») обучение мастерству научного поиска и личные контакты ученых

Майкл Полани Научный опыт – внутренне переживаем, обусловлен страстным желанием исследователя достичь подлинно научной истины, личностно окрашен

Майкл Полани ввел в научный оборот понятие «научное сообщество», подчеркивал необходимость определенных социокультурных условий для поддержания свободной научной коммуникации и сохранения научных традиций

Тема 2 Философские вопросы естественных, гуманитарных и технических наук

КУМАТОИДЫ (от греческого kuma – волна) Специфическая особенность куматоидов – их относительное безразличие к материалу, их способность как бы «плыть» или «скользить» по материалу подобно волне

КУМАТОИДЫ - огромное количество разнородных явлений: от волн на воде до живых организмов

КУМАТОИДЫ - Явления социальные проявляют явные признаки куматоидов

КУМАТОИДЫ - Явления социальные проявляют явные признаки куматоидов, так как нет фиксированного материала, фиксированных явлений

КУМАТОИДЫ - В нашей социальной жизни мы буквально окружены куматоидами, мы представляем собой тот материал, на котором они живут, они выступают от нашего имени, они делают нас людьми

КУМАТОИДЫ - Перейдём к такому явлению, как знание, без которого невозможно понять науку

КУМАТОИДЫ - Когда речь заходит об анализе знания, о выявлении его строения, то бросается в глаза некоторая неопределённость в самой постановке задачи

КУМАТОИДЫ - Бросается в глаза неопределённая пространственно-временная локализованность знания

КУМАТОИДЫ - Повторяя одну и ту же фразу или размножая рукопись большим тиражом, мы тем самым увеличиваем количество знания

КУМАТОИДЫ - Размножая научную книгу или статью, мы в каждой из них получаем одно и то же знание, целиком, а не по частям. Знание в этом плане напоминает сказочный неразменный рубль

КУМАТОИДЫ - Но трудности преодолимы, если рассматривать знание как куматоид

КУМАТОИДЫ - Знание подобно волне, которая все время представлена в новом материале. Экземпляры одной и той же книги, тексты, написанные или произнесённые вслух, - все это одно и то же знание, одна и та же «волна»

КУМАТОИДЫ - Материал меняется, но «волна» одна и та же. Одну и ту же мысль можно выразить различным образом, можно повторить несколько раз, можно записать на бумаге или на магнитофонной ленте

КУМАТОИД - это не просто поток материала. В этом потоке что-то остаётся неизменным, В этом потоке - наличие некоторых инвариантов

КУМАТОИДЫ Университет меняет своих студентов и преподавателей, может переехать в новое помещение, но он остаётся университетом, пока сохраняются его функции, пока и студенты, и преподаватели, и обслуживающий персонал выполняют предписанные им обязанности, пока живут традиции университета

КУМАТОИДЫ Университет – это не здания и не люди, а множество программ, в рамках которых все это функционирует

КУМАТОИД можно рассматривать как некоторое устройство памяти, в которой зафиксированы инварианты

Социальные куматоиды и социальные эстафеты Мир куматоидов достаточно разнообразен и включает в себя явления, которые иногда в других отношениях очень не похожи друг на друга

Социальные куматоиды и социальные эстафеты Куматоиды – это неявное знание, т.е. традиции, социальные эстафеты, социальная память социокод

Социальные куматоиды и социальные эстафеты Это неявное знание передаётся от человека к человеку или от поколения к поколению на уровне воспроизведения непосредственных образцов

Социальные куматоиды и социальные эстафеты Язык, на базе которого строятся более развитые формы передачи опыта, передаётся и воспроизводится на уровне непосредственных образцов речевой деятельности

Социальные куматоиды и социальные эстафеты Ребенок осваивает язык в языковой среде, не зная грамматики. И у нас освоение языка легче идет в языковой среде

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭСТАФЕТЫ - передача опыта от человека к человеку, от поколения к поколению путём воспроизведения непосредственных образцов поведения или деятельности

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭСТАФЕТЫ Пропп Владимир Яковлевич ( ) русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭСТАФЕТЫ - В 1928 году В. Я. Пропп в работе «Морфология сказки» показал, что все волшебные сказки, несмотря на их видимое разнообразие, имеют одну и ту же скрытую структуру

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭСТАФЕТЫ - Как бы ни менялся характер действующих лиц, их функции остаются в основном постоянными

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭСТАФЕТЫ - 1)Царь посылает Ивана за царевной, и Иван отправляется. 2)Сестра посылает брата за лекарством, и брат отправляется. 3)Кузнец посылает батрака за коровой, и батрак отправляется

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭСТАФЕТЫ - Здесь в качестве инвариантов выступают две функции: отсылка и выход в поиск. Что же касается персонажей, мотивировки отсылки и прочее, то это «величины» переменные

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭСТАФЕТЫ - Оказалось, что число функций ограничено (31 функция), а последовательность их всегда одинакова

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭСТАФЕТЫ - Совершался первобытный обряд. Сопровождался он рассказом, раскрывающим содержание обряда. Рассказ передается от человека к человеку, от поколения к поколению

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭСТАФЕТЫ - Обряд умер, а рассказ продолжает жить до сих пор и передаётся от поколения к поколению

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭСТАФЕТЫ - Волшебная сказка, которую мы слушаем в детстве и которую сами рассказываем или читаем своим детям, – это подобие волны, докатившейся до нас от древних времён

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭСТАФЕТЫ Это передача – социальная эстафета

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭСТАФЕТЫ не строились в соответствии с каким-либо вербально сформулированным алгоритмом. Такой алгоритм впервые сформулировал В. Я. Пропп, дав точное описание морфологии сказки

СОЦИАЛЬНЫЕ КУМАТОИДЫ Используя этот алгоритм, можно в изобилии создавать новые сказки. В этом случае мы говорим о СОЦИАЛЬНЫХ КУМАТОИДАХ

СОЦИАЛЬНЫЕ КУМАТОИДЫ Другой пример социального куматоида – это образ жизни, понятие о котором прочно вошло в социальные, экономические, политические, гуманитарные науки

СОЦИАЛЬНЫЕ КУМАТОИДЫ Это традиции и обычаи, усвоенные с молоком матери и определяющие в рамках того или иного сообщества основные и постоянно повторяющиеся траектории поведения и деятельности людей

СОЦИАЛЬНЫЕ КУМАТОИДЫ Люди рождаются и умирают, сменяются поколения, а образ жизни может оставаться одним и тем же или меняться, но сохраняя основное содержание неизменным, устойчивым

СОЦИАЛЬНЫЕ КУМАТОИДЫ В основе этой устойчивости и повторяемости лежат не словесные инструкции, а механизмы более фундаментальные – социальные эстафеты

СОЦИАЛЬНЫЕ КУМАТОИДЫ Социальные эстафеты - воспроизведение форм поведения и деятельности по непосредственным образцам

СОЦИАЛЬНЫЕ КУМАТОИДЫ Социальные эстафеты обеспечивают не только стационарность, но и адаптацию к новым условиям жизни

Маргарет МИД Margaret MEAD, американский антрополог Доктор антропологии Экспедиции на острова Самоа, Адмиралтейства, в Новую Гвинею, Бали, изучая подростковое и сексуальное поведение

СОЦИАЛЬНЫЕ КУМАТОИДЫ Маргарет Мид выделяет три типа культур в зависимости от того, кто у кого учится, чьи именно образцы доминируют

Маргарет МИД Типы культур 1.Постфигуративная 2.Кофигуративная 3.Префигуративная

Постфигуративная культура – это культура, где дети учатся прежде всего у своих предшественников, и прошлое взрослых оказывается будущим для каждого нового поколения. Это возможно в тех условиях, когда изменения происходят крайне медленно

Кофигуративная культура – дети и взрослые учатся не только у старшего поколения, но и у своих сверстников. Кофигурация начинается там, где нужно ассимилировать новый, только ещё формирующийся опыт, например, новые виды техники и т. д

Префигуративная культура – это культура ещё более интенсивных преобразований, когда родителям приходится учиться у своих детей. Следует подчеркнуть при этом, что речь идёт не о механизмах новаций, а только о способах ассимиляции нового, о том, как эти новации распространяются

ЭСТАФЕТНАЯ МОДЕЛЬ очень удобна для обсуждения разных подходов к описанию социальных феноменов и науки. Любую эстафету можно и нужно описать с двух сторон: 1)в плане указания тех образцов, которые она реализует; 2)с точки зрения её содержания, с точки зрения того, что именно она транслирует

ЭСТАФЕТНАЯ МОДЕЛЬ 1.Можно описать, что делает человек, не указывая, в какой традиции он работает. 2.Можно поступить и противоположным образом, т. е. зафиксировать традицию, не раскрыв её содержания

ЭСТАФЕТНАЯ МОДЕЛЬ Это элементарная модель для иллюстрации соотношения понимания и объяснения при анализе социальных явлений

НАУКА - это социальный куматоид