XIV Всероссийская тьюторская конференция «Тьюторство и образовательный стандарт» XIV Всероссийская тьюторская конференция «Тьюторство и образовательный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИОП Что это? О чем это?. Три периода в становлении юношеского возраста Первый период связан с постановкой жизненных целей, Второй – с определением условий.
Advertisements

Тьютор в образовательном процессе: основные задачи и функции Ястребова Г.А., канд. пед. наук, профессор
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
ФГОС среднего (полного) общего образования: нормативные основы Беляева Любовь Леонидовна, доцент кафедры теории и методики обучения ХК ИРО.
МОДЕЛЬ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (второй «подход к снаряду») МОДЕЛЬ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (второй «подход к снаряду») М.П.Черемных,
Парамонова Анна Алексеевна, методист Центра. Межрегиональная тьюторская ассоциация.
Нормативные документы. Утвержден Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации 1897 от «17» декабря 2010 г. Включает требования: К структуре.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Основные понятия используемые в настоящем Федеральном законе Статья 2. Полномочия органов.
Тьюторское сопровождение одарённых учащихся в учреждениях общего среднего образования Заведующий кафедрой педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия.
Профильное обучение в современной школе: инновационные практики О.Б. Даутова, д.п.н., доцент 6 ноября 2015 г
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Обновление системы дошкольного образования. Задача: воспитание «нового человека», конкурентоспособной личности. Черты конкурентоспособной личности: Исследователи.
Повышение качества общего образования через индивидуализацию образования посредством реализации тьюторских практик.
ФГОС: что нового? ФГОС: что нового? ФГОС ориентирован на ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВО ОБЩЕСТВО.
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
Организационные формы и образовательные эффекты тьюторского сопровождения в системе образования Архангельск Т.М.Ковалева.
Мероприятия по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) Институциональный уровень.
Основные параметры внедрения ФГОС В презентации использованы материалы выступлений, статьи и презентации Всероссийских конференций разных лет ректора МГППУ.
Организация работы с кадрами в МБДОУ 25 «Мишутка» в период введения Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной.
Транксрипт:

XIV Всероссийская тьюторская конференция «Тьюторство и образовательный стандарт» XIV Всероссийская тьюторская конференция «Тьюторство и образовательный стандарт» Тьюторская позиция в проектах образовательных стандартов нового поколения Черемных М.П., директор Гуманитарного лицея г. Ижевска, ст. науч. сотр. Института развития образования УдГУ, вице-президент Межрегиональной тьюторской ассоциации г. Томск 8-10 октября 2009 г.

ЭПИГРАФЫ 1. «Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов». (Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке) 2. «Старшая школа – не окончание общего, а старт другого, нешкольного типа образования» (И.И. Калина)

ДВА ПОДХОДА К СТАНДАРТАМ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, с. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (макет) / Под ред. А.И.Адамсккого. – М.: Эврика, – 48 с.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ… Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года 216н и 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г и соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ… Приказом Минздравсоцразвития РФ от от 14 августа 2009 г. N 593 утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», в том числе, по должности тьютор (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования).

Тьюторская модель образования старшеклассников: принципиальные подходы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СТАРШЕКЛАССНИКА У – учитель Т – тьютор СП – социальный продюсер

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Параметры сравнения «Старый институт»«Новый институт» Базовая институциональная форма ШколаИндивидуальная образовательная программа Ролевая матрица (институция) Учитель - ученикУчтитель / тьютор / социальный продюсер – учащийся (с ИОП) Базовый процессУчениеОбразовательная рефлексия Основной предмет концептуализации Программа обучения Программа образования

КОНЦЕПЦИЯ РАО Принцип открытости: соблюдение баланса интересов всех субъектов образовательной деятельности в процессе разработки стандарта. Стандарт как общественный договор. Базовый подход к содержанию: деятельностная (в отличие от «знаниевой») парадигма образования.

КОНЦЕПЦИЯ РАО Индивидуальные образовательные программы: -изучение отдельных предметов (образовательных модулей) в других учебных заведениях, -самостоятельное изучение учащимися интересующих их предметов (при консультативной поддержке учителей), -участие учащихся в различных видах социально-творческой деятельности и в дополнительном образовании.

МАКЕТ «ЭВРИКИ» Из глоссария: Тьютор - педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий

МАКЕТ «ЭВРИКИ» Принципиальные требования к организационно- педагогическим условиям образования старшеклассников: 1. Индивидуализация образовательного процесса; 2. Расширение пространства социальной реализации учащихся; 3. Организация пространства рефлексии и мыследеятельности; 4. Переход от «знаниевого» к «способному» содержанию образования.

МАКЕТ «ЭВРИКИ» Индивидуальная образовательная программа – основная ОП старшей школы. ИОП старшеклассника должна: -продолжить формирование и развитие общекультурной компетентности; -сформировать предпрофессиональную и методологическую компетентности – теоретическое и практическое освоение ключевых сфер деятельности современного человека -Обеспечить выбор и применение способа освоения ключевых сфер деятельности.

Набор образовательных областей, соответствующих ключевым сферам деятельности современного человека (инвариантная часть Базового образовательного плана): политика и управление; экономика и предпринимательство; социальные коммуникации; знаниевые и знаковые системы (в том числе и наука, и языки); искусство и дизайн; техники и технологии; здоровье и безопасность. МАКЕТ «ЭВРИКИ»

Требования к содержательному наполнению образовательной области: а) теоретический материал[1] - представление ведущих идей и понятий, описывающих данную человеческую практику, историческое развитие основных предметно-деятельностных линий в этой сфере, способы и формы осуществления данной практики в современном мире, прогноз перспектив развития данной практики человеческой деятельности;[1] б) практическая работа (проба) учащегося в данной сфере – реализация творческого замысла, проведение исследования, разработка и реализация проекта, работа с моделями, демонстрирующими отдельные элементы или сферу в целом; в) рефлексивно-аналитическая работа учащегося (самостоятельно, или с тьютором, или с научным консультантом) – формирование целостного видения предмета, системной организации предмета, понятийных взаимосвязей и тематических обусловленностей, иерархии знаний и т.д.). [1][1] Может быть представлен как в форме лекций и семинаров, так и в формах различных текстов (учебных пособий, дайджестов, Интернет-ссылок и т.д.) МАКЕТ «ЭВРИКИ»

Общая схема образовательной области Базового образовательного плана старшей школы: Образовательная область Базовые компоненты Теоретический материал Практические пробы Рефлексивно- аналитическая работа Лекции, семинары, тренинги Индиви- дуальная учебная деятель- ность Стажер - ские (полевые) практики Социаль - но- культур-ные проекты Рефлек- сивные сессии Тьютор - ские консуль- тации Выбор способа деятельности, изучения, освоения МАКЕТ «ЭВРИКИ»

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ… Из проекта РАО Приказа Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009 год): «Для развития потенциала одаренных и талантливых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения» (стр. 24).

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ… Из проекта ИПОП «Эврика» (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (проект)/ Под ред.. А.И. Адамского, А.Б. Воронцова. – М.:ОИРО, 2009): «При формировании ООП НОО образовательное учреждение… обязано обеспечить обучающимся и их родителям возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы…» (стр. 37). «Для реализации ООП начального образования в ОУ необходимо обеспечить наличие и деятельность набора специалистов, включающего: …- тьютора, осуществляющего индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса…» (стр. 40).

1.Обе версии стандартов нового поколения - и проект РАО, и проект ИПОП «Эврика» - позволяют реализовать тьюторские модели. 2.По Концепции РАО: в рамках существующего института общеобразовательной школы, но, преимущественно, во внеучебной (дополнительной образовательной) деятельности и для талантливых детей или детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.По версии «Эврики»: как в рамках существующего института школы, так и при сетевом взаимодействии школы с другими ресурсными центрами образования - другими школами, вузами, музеями, кадровыми агентствами, бизнес-структурами и т.д. - не только во внеучебной (дополнительной образовательной) деятельности, но и, в большей мере, при освоении базовых образовательных областей всеми детьми. ВЫВОДЫ

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!