Художественное своеобразие лирического очерка А. М. Гирявенко «Родники моей любви» Ким Алевтина, МАОУ «Лицей 38» г. Белгорода, 9 класс Научный руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект «Живи, родник, живи». лассный руководитель Кравченко Ирина Артемьевна Авторами проекта является группа учащихся 5 «А»класса и классный руководитель.
Advertisements

Подготовил ученик 11 А класса Тарасов Алексей Родина в лирике С.Есенина.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Родина и родная природа в русской поэзии и прозе..
Образ реки в лирике Степана Широбокова в лирике Степана Широбокова Участник Руководитель Романова Анастасия Назырова Леонидовна Елена Анатольевна Увинский.
Тема родины в русской поэзии Автор - Ушакова О.А..
Наш земляк – поэт Сергей Данилович Овсянников. Автор: Чаговец Анастасия Сергеевна, 11-А класс Руководитель: Цуканова Л.А., учитель литературы «СОШ 16»
Мы живая частичка природы. Нам природу беречь и любить, В благодатные дни и в невзгоды У природы учиться жить. А. Шапошников Шапошникова Лидия Александровна,
Просторы Родины. Пространство слова в стихотворении И.А.Бунина «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…» Язык есть исповедь народа, Язык есть исповедь.
Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно. А. Приставкин
Классный час «Будь природе другом» Выполнила: Брюханова Н.Ю. Учитель : МКОУ «СОШ 12» с.Шаманка.
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века Сакун Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы специальной (коррекционной) школы (VII вида)
Выполнила: ученица 8 класса Ляпина Ирина. Учитель: Савельева О. А. Выполнила: ученица 8 класса Ляпина Ирина. Учитель: Савельева О. А год.
ЦЕЛИ: - изучить жанровые признаки хокку; - познакомиться с творчеством японских поэтов М.Басё, К.Исса; - развивать эстетический вкус; - воспитывать любовь.
МОУ «Синеутёсовская СОШ» Томского района Выполнил: Золотарёва Ольга Сергеевна учитель информатики.
Глубина поэтического мира Есенина
Анализ поэтического текста (на примере стихотворений Сергея Есенина о Родине)
Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом». Тема урока: Автор : Тарасова С. С., учитель русского языка и литературы. Дзержинск,
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: - умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать.
Шишкин – виртуоз рисунка Автор Батырова Алия Алмазовна ученица 10 А класса МБОУ «Лицей 14» г. Нижнекамска Республики Татарстан Руководитель Рыжкова Ольга.
Транксрипт:

Художественное своеобразие лирического очерка А. М. Гирявенко «Родники моей любви» Ким Алевтина, МАОУ «Лицей 38» г. Белгорода, 9 класс Научный руководитель: Калмыкова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей 38» г. Белгорода Белгород 2013 г.

Биография А. М. Гирявенко. Александр Митрофанович Гирявенко родился в 1952 году в селе Ближнее Чесночное Алексеевского района Белгородской области. После окончания Мухо-Удеревской школы имени Н. В. Станкевича работал на заводе, служил в армии, затем поступил в Воронежский государственный университет на филологический факультет. Закончив его в 1978 году, работал в газетах Воронежской и Белгородской областей. Писать стихи он начал с двенадцати лет, а публиковаться в печати – с шестнадцати. В 1983 году принят в Союз журналистов СССР. А в 2000 году принят в Союз писателей России. На данный момент Александр Митрофанович живет и работает в Белгороде. Он – научный сотрудник Белгородского литературного музея.

Система образов. Образы родной природы в лирическом очерке А. М. Гирявенко «Родники моей любви» Явления природы (зори и закаты, снег и дождь) Мир животных (рыжая леса, ястреб одинокий) Мир растений (березы, сосны, цветы) Образы лесов, лугов, оврагов, рек, родников

Средства выразительности в стихах А. М. Гирявенко Эпитеты (густой туман, неровный шум, прозрачный родник, светлые воды) Олицетворения (ветров вершинных дуновенье, запылала трава, зажглись верхушки леса) Сравнения (как рыжая лиса трава; Взблескивая волнами в тумане сна, Словно рыбьей серебристой чешуею) Метафоры (стихотворение «Колодец», огнем горят деревьев терема) Слова – образы (река, родник, лес)

«Пространство слова» в лирике А. М. Гирявенко Большую часть пейзажной лирики А. М. Гирявенко составляют стихи, посвященные водным пространствам, источникам. В его поэзии часто встречаются слова «река», «ручей», «родник». Ключевыми словами, выражающими концептуальный смысл стихотворений, является существительные «река», «родник». Они занимают сильные позиции лирического сборника «У Тихой Сосны».

Для автора родниковые места – самые достопримечательные уголки родного края, а клады чистой воды – самое большое богатство народа. Слова-образы «река», «родник» приобретают у автора основные значения и соотносятся с другими значимыми понятиями – родной край, Родина, корни родства. Эти слова звучат постоянно, представленные целой тематической группой: «ручей», «вода», «ключ», «вечное движенье глубинных вод», «глубинной тяжести движенье».

Смыслы слова родник в виде «родникового» узора. Родник Искренность Скрытая сила Простота Любовь Вера Источник Вдохновение Творчество Тайна Ручей Свежесть Энергия Движение вперед Ключ Исток Начало Путь Жизнь Красота Здоровье Молодость Родина Русь Род Родня Родители Родное Дом Свет Чистота Клад

И летом я пью эту воду, Что в зиму сестра набрала: Святая, считают в народе, В Крещенье такая вода... Чуть ниже, у ручья на дне оврага, Торит улитка путь неспешный свой; Там след копытца: ключевую брагу Пьёт по утрам лесное божество.

«Родина начинается с освоения наследства наших предков, дедов и отцов…»

. Буду жив я и здоров, пока Меня любит матушка-река, Пока батюшка родимый – лес Не поведал всех своих чудес…

Особенности стиля и авторская манера изложения в лирическом очерке. Для автора главное - заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль. Но ещё ему важно личное постижение мира и отношение к нему. В этом и проявляется смысл названия очерка "Родники моей любви". Личные впечатления, воспоминания о чудных мгновениях детства, о современном мире делают мысли автора ёмкими, интересными и живыми: «Пил я студеную живую воду из лесного колодца на кордоне Крепацком, из родников и криниц среди безымянных для нас, бывших ребят, чащоб, куда забредали ватагой в поисках грибов и ягод».

Заключение. В результате проделанной работы мы выявили: 1) особенности жанра и стиля лирического очерка А. М. Гирявенко. Это заключается в совмещении двух стилей речи: публицистического и художественного. 2) авторскую манеру изложения материала (преобладание разговорной интонации, диалог с читателем, призывность). 3) особое значение слова «родник». Концепт «родник» у Гирявенко – это начало рода, родной край, истоки памяти, Родина. 4) лексические особенности. Автор использует общеупотребительную лексику, диалектные, просторечные и устаревшие слова, языковые средства художественной выразительности для создания образной системы очерка. Лирический очерк актуален тем, что отражает стремление человека глубже познать природу и следовать её мудрым законам. Он заставляет нас активно думать, что человек на этой земле не покоритель, а думающий участник вечного круговращения жизни. А. М. Гирявенко любит природу и призывает читателей, своих земляков учиться у природы добру, ведь только в общении с ней мы становимся чище.

Благодарю за внимание! за внимание!