«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» (русская народная пословица) Автор проекта : Долбилова Елизавета Демьяновна воспитатель ГБОУ д / с 820 компенсирующего типа г. Москва, 2012 год ПРОЕКТ «Наши народные тряпичные куклы» ПРОЕКТ «Наши народные тряпичные куклы»
Проект по доминирующему методу : творческий Проект по доминирующей деятельности : исследовательско - творческий
Вопросы учебной темы ( проблемные ): Что такое – народная кукла ? Как таких кукол сделать самому ? Какие материалы нужны, чтобы сделать куколок ? Почему люди делают кукол из тряпочек ? Почему народные куклы все разные ? Зачем такие куклы нужны ? Как в них играть ? О чём может рассказать народная кукла ? Кто такие « кукольники »? А сейчас делают народные куклы ?
Проект « Наши народные тряпичные куклы » разработан для детей старшего дошкольного возраста в детских садах Проект может быть использован при изучении следующих тем : « Семья » « Традиции, обряды » « Народные праздники » « Труд людей » « Игрушки » « Времена года » « Одежда » « Птицы » Основополагающим в данном проекте является формирование у детей представлений о народной тряпичной игрушке – истории её появления, традициях изготовления и использовании в настоящее время
Проект формирует следующие компетентности : в сфере самостоятельной деятельности в сфере социально - трудовой деятельности в бытовой сфере в сфере культурно - досуговой деятельности Проект по характеру содержания включает : ребёнка и его семью ребёнка и рукотворный мир ребенка и природу
Дать понятия детям о различных видах русской народной тряпичной куклы, истории их возникновения, традициях создания и применения, о месте в современном мире Показать сходство и различия тряпичных кукол разных народов Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о составе семьи, семейных ценностях ; традициях, быте, творчестве и речи народа Расширить и совершенствовать творческие способности детей, их внимание, память, речь, мышление Развить мелкую моторику ребёнка, обогатить тактильную и сенсорную сферы его деятельности Совершенствовать навыки самостоятельной работы и коллективного творчества
Научить детей старшего дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством педагога и самостоятельно на занятиях по художественному труду Развить творческие способности ребёнка в театрализованной деятельности при постановке русских народных сказок и мини - сценок с помощью изготовленных персонажей – тряпичных кукол Обогатить связную и контекстную речь детей, расширить словарь, углубить знания детей по лексическим темам, обобщающим понятиям, изучаемым по программе в детском саду Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой
Создание « кукольного » уголка в группе ( выставка изготовленных работ, различных сюжетных композиций ) Проведение в детском саду фотовыставки из истории русских народных тряпичных кукол Составление из фотографий детских работ буклета с названием « Наш кукольный сундучок » ( выставочный экземпляр ) Организация презентации сделанных кукол перед родителями ( с народной музыкой и традиционным чаепитием ) Вручение родителям и бабушкам кукол собственноручного изготовления Награждение памятными призами всех участников проекта Изготовление альбома « Наши куклы » с информационными материалами и фотографиями проектной деятельности Создание видеопрезентации « Наши народные тряпичные куклы »
Деятельность детей оценивается по их личному « кукольному сундучку », в котором собраны все изготовленные ребёнком тряпичные куклы ; его творческому участию в театрализованных играх с этими персонажами Учитывается аккуратность исполнения, количество сделанных игрушек, активность ребенка в течение работы над проектом Экспертами являются сами дети и их родители, поэтому оценка всегда положительная и побуждающая ребёнка к дальнейшему самостоятельному творчеству Педагогом оценивается активность семьи ребенка в целом : степень заинтересованности родителей, результативность в поиске необходимой информации и в сотрудничестве со своим ребенком и руководителем проекта
По количеству участников : групповой Время работы над проектом : долгосрочный ( в течение учебного года ) Возраст детей, участвовавших в проектной деятельности : 6 – 7 лет ( старшая и подготовительная группы ) детского сада По характеру участия ребенка в проекте : эксперт исполнитель участник от зарождения идеи до получения результата По характеру контактов : осуществляется внутри одной возрастной группы в контакте с семьей осуществляется внутри ДОУ может осуществляться в контакте с другими возрастными группами
В. Презентация проекта Б. Практическая часть проекта А. Исследовательская часть проекта
Начали с изучения различных видов тканей Посетили мини - музей народного быта
Узнали и увидели, что такое хлопок, откуда берётся шерсть и как делают ткани на ткацких станках
Приобрели деревянные модели предметов народного обихода, которые затем использовали в проектной деятельности Изучили различные виды плетения из бересты и лыка
Ознакомились с различными книгами и альбомами по истории русской тряпичной куклы, народному костюму, фольклору Посетили с родителями выставки, музеи и вернисажи народного творчества
Просмотрели авторские курсы на DVD- дисках по изготовлению различных видов тряпичных кукол
Увидели тряпичные куклы других народов … и решили делать своих ! Перчаточный театр тряпичных кукол по сказке « Репка » ( совместная работа детей и педагога )
Работа по подгруппам Научились простейшим приемам изготовления бесшитьевых кукол ( индивидуальное обучение )
А теперь учимся делать кукол самостоятельно Мальчики не отстают от девочек
Над кроваткой ребёнка постарше вешали кукол -« куваток » Самая первая игрушка младенца – колыбельная подвеска
Сюжет с « пеленашками » Кукла – « пеленашка » в колыбели
Обыгрываем мини - сценку с изготовленными куклами Делаем « малышей - голышей »
Обыгрывание сюжета Узелковые куклы « зайчик - на - пальчик » - «… трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал …»
Ангелы на Рождественской ёлочке
« Летите, голуби, летите !» Весной прилетают скворцы – мы поселили их в скворечник
Выпустим их в небо ! Пусть полетают … Наши птицы
Хоровод « столбушек » Кукла – « столбушка »
« Я люблю свою лошадку !» « Колыбельная песня »
На кухне за приготовлением обеда Куклы – семейная парочка
Игры в детской Большая стирка
« Погреемся у печки зимним вечерком » В детской комнате ( куклы - нянюшки )
Созрел на грядках урожай … « В полном разгаре страда деревенская ….»
В « ночном » Куклы – мужички с лошадьми
И зимой куклам дома не сиделось … Масленичное катание на лошади по настоящему снегу
Кукла – « Пасха » Катание с гор на масленицу в санях
Удачная ловля – попалась золотая рыбка Рыбаки на баркасе в « открытом море » ( обыгрывание сюжета )
Крестьяне на покосе « Малиновый звон на заре …»
Куклы - бабы на скотном дворе Купание малышей - голышей
Деревенские новости Вечерние посиделки
Театрализованная деятельность с использованием шитьевых и бесшитьевых кукол Даже в свободное от занятий время дети сами с удовольствием занимались изготовлением матерчатых игрушек, придумывали и разыгрывали сказки и мини - сценки
Мастер - класс педагога для детей и родителей в этнографической деревне « Бибирево » Консультация для родителей в группе
Дети – настоящие мастера - кукольники « Сколько кукол мы изготовили »!
Общий любимец группы – народная игрушка – Петрушка ( работа педагога ) Презентация проекта перед родителями
Интерьер русской избы с куклами в народных костюмах ( совместная работа педагога и детей ) – шитьевые куклы
… и наш кукольный уголок постоянно пополняется куклами, изготовленными в подарки на радость всем … Проектная работа окончена, но интерес не утрачен …