Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Федорова Светлана Тимофеевна, Антошкина Вера Михайловна МКДОУ детский сад 495
Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, -это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга» П.Ф.Каптерев
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
становится задачей самого ребенка пробуждает желание и потребность решить её. игровую задачу определяет игровые действия Дидактическая игра осуществляется
Взаимосвязь образовательных областей через систему развивающих речевых игр коммуникация познание Художественно- эстетическое развитие социализация Физическая культура Художественна я литература
коммуникация познаниечтение художественной литературы «Писатель»(тема:Посуда) «Если бы…..» «Объясни Буратино» «От каждого по словечку» «Цепочка слов» «Снежный ком» «Какой звук потерялся?» «Измени слово» «Телеграф» «Из чего сделана посуда?» «Кто знает, пусть дальше считает» «Собираем урожай» «Вершки-корешки» «Что где растет?» «Разложи по полочкам» «Какая профессия самая главная?» «Кого я видел в зоопарке?» «Кто подберет больше слов к цифре 2, 3, 4, 5 «Что убежало от Федоры?»(«Федорино горе») «Загадка» «Играем со сказкой» «Нарисуй картину словами» «Придумай сказку» «Узнай героя?» «Что делали пчелы?» (по сказке «Вини-Пух и все- все-все».) Интеграция речевых игр в разных образовательных областях
Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: « Что растёт в саду, лесу, огороде?»,«Что сначала, что потом?»,«Что кому нужно?», «Лото».«Логический поезд», «Где это я видел?» и др. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?»,«Найди и назови», «Магазин»,«Чьи это детки»,«Кто скорее соберет?» и др. Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож», »Кто больше заметит небылиц». А что потом?», «Так бывает или нет?» и др. Виды дидактических игр
Для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира – зрительный, что ещё раз подчёркивает необходимость включения в систему работы приёмов и методов активизации зрительного анализатора. Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у детей положительной мотивации к развитию речи – важному условию реализации любой деятельности. Игровые приёмы с обычными игрушками может использовать в своей работе как логопед, так и воспитатель во время обучения элементарным математическим представлениям, ознакомлению с окружающим, развитию речи и в других режимных моментах.
Игры Падежное управление «Живое – неживое», «Кто как голос подаёт», «Один –много» «Кого не стало?», «Один – много» «Кто к кому в гости пришел?», «Угощение» «Кого я люблю?», «Кого любит мама?» «Кто кем любуется?», «Кто чем работает?» «Кто о ком заботится», «Кто о чём мечтает?» Предлоги«Спрячь игрушку», «Кто где стоит?», «Что изменилось?» Словообразование«»Скажи ласково», «Какие глаза», «Какой предмет?», »Построй по росту», «Раздели на команды» Родовые понятия«Мальчики и девочки», «Кто что делает», «Узнай по описанию», «Чья игрушка», «Мой, моя, моё» (соревнование) Лексика«Классификация», «Четвёртый лишний» Связная речь«Чудесный мешочек», «Магазин», «Что игрушка расскажет о себе» Использование игрушек в работе по развитию речи
Игры «Кто где стоит?», «Что изменилось?», «Сосчитай по порядку»,»Назови ласково».
Игры «Чудесный мешочек», «Чудесный сундучок»
В обогащении речи ребенка, в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей. Игры с мячом универсальны и разнообразны. «Мяч бросай и животных называй», «Мяч бросай, четко фрукты называй», «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Что происходит в природе?», «Составь предложение», «Подскажи словечко», «Четвёртый лишний», «Веселый счет» и т.д. Игры с мячом
Игры «Назови ласково», «Мяч бросай, животных называй»
Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» То, что было, то что будет, Каждый помнит не забудет.
Недостаточное развитие фонематического восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу слов, что впоследствии не позволит им успешно овладеть грамотой в школе. Дидактическая игра «Собери цветок»
Дидактическая игра «Два домика»
Игры « Волшебные кубики», «Чудо –дерево»
Игра «Весёлый поезд»
Дидактическая игра «Собери бусы»
Дидактическая игра «Рыбалка»
Дидактическое пособие «Цветик-семицветик» игры «Какой предмет?» «Приготовим сок?»
дидактическое пособие «Волшебная полянка»
Дидактическая игра «Волшебные лучики»
повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки; обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала; активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление) Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:
«Вместе весело играть. Коррекционно – развивающие игры»; «Волшебный цветок»; «Скоро в школу». ЦЕЛЬ : создание эффективных условий для коррекции речевых недостатков и общего развития речи. Участники: дети, воспитатели, логопеды, родители. Результат: использование развивающих речевых игр позволило повысить эмоциональную заинтересованность каждого ребёнка в процессе обучения и воспитания. Проекты по дидактическим играм:
Проект детско – родительский «Волшебный цветок»
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно. Спасибо за внимание!