Руководство по построению основных образовательных программ в контекстно- компетентностном формате.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В КОНТЕКСТНО- КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ФОРМАТЕ. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ Опыт.
Advertisements

Руководство по разработке УМК образовательного модуля.
К ОНТЕКСТНО - КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Нечаев В.Д. Выступление на конференции «Технологии.
РУКОВОДСТВО ПО ПОСТРОЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ДЛЯ РАБОЧИХ ГРУПП МГГУ им. М.А. Шолохова.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Руководство по разработке средств оценки уровня формирования компетенции.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
ГОУ ВПО Кузбасская государственная педагогическая академия Разработка учебного плана на компетентностной основе _________________________________________.
Компетентностно- ориентированная рабочая программа учебной дисциплины.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Предложения по внедрению в технических вузах.
Методические рекомендации попроектированию ООП в соответствии сфедеральными государственнымиобразовательными стандартамивысшего профессиональногообразования.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Транксрипт:

Руководство по построению основных образовательных программ в контекстно- компетентностном формате

Основные понятия и определения Зачетная единица (кредит) – мера трудоемкости образовательной программы; условная единица измерения учебной нагрузки студента, мера трудоемкости освоения им учебного материала. Кредитная система означает, что работа студента в течение учебного года – посещение лекций, семинаров, лабораторных работ, выполнение курсовых работ, практика, самостоятельная работа – рассчитывается в кредитных единицах. Одна единица соответствует 36 часам работы. Трудоемкость каждого университетского курса тоже оценивается в кредитных единицах. Например, высшая математика должна быть изучена первокурсником в объеме 300 часов. Это значит, что, изучив этот предмет и сдав экзамен на положительную оценку, студент получает 12 кредитных единиц. Согласно требованиям Болонского процесса, за один учебный год студент должен накопить 1500 часов, или 60 кредитных единиц. Диплом бакалавра он может получить при условии наличия 240 кредитных единиц, диплом магистра – 120.

Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для решения задач профессиональной деятельности, социального участия и достижения личного успеха. Компетентностная модель выпускника (КМB) – упорядоченная по группам и кластерам система 1) компетенций, 2) требований к уровню их формирования и 3) средств оценки уровня формирования компетенций. Компентностный подход – подход к построению образовательной системы, характеризующийся 1) отражением ожидаемых результатов образования через КМВ; 2) построением ООП на основе и в соответствии с КМВ по данному направлению и уровню подготовки. Компетентностный профиль – это совокупность измеренных или требуемых значений по всем компетенциям, входящим в КМВ. Совокупность минимальных требований к уровню формирования компетенций выпускника в рамках определенной КМВ определяется как нормативный компетентностный профиль (НКП).

Контекстный подход – подход к построению и организации образовательной системы, основанный на интеграции в ООП 1) социального и предметного содержания (контекста) профессиональной деятельности; 2) предметного и методологического контекста наук и искусств, образующих фундаментальную основу данного вида профессиональной деятельности. При построении ООП контекстный подход реализуется во включении в образовательный процесс квазипрофессиональных и профессиональных видов деятельности. При построении КМВ контекстный подход реализуется через выявление взаимосвязи между 1) компетенциями и 2) профессиональными задачами, которые предстоит решать выпускнику по данному направлению и уровню подготовки. Модуль – часть образовательной программы или учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания. Целью любого модуля в рамках КСГО является формирование одной или нескольких компетенций выпускника.

Основные методологические подходы к разработке ООП ООП ФГОС ПООП КСГО

Структура ООП ООП Общие положения КМВ БКУЗ Учебный план, график учебного процесса УМК

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Социальная роль (миссия), цели и задачи ООП Сроки освоения ООП по данному направлению Требования к абитуриенту Область профессиональной деятельности выпускника Виды профессиональной деятельности выпускника Характеристика профессиональной деятельности выпускника Трудоемкость ООП Задачи профессиональной деятельности выпускника Объекты профессиональной деятельности выпускника

Структура КМВ КМВ по любой ООП включает в себя две основных части: Универсальную. Специальную. Универсальная часть является общей для всех КМВ и разрабатывается общеуниверситетской рабочей группой. В состав документов данной части входят: Паспорт универсальной части КМВ. Банк заданий, структурированный по компетенциям. Специальная часть КМВ создается рабочей группой по направлению подготовки. В состав документов специальной части КМВ входят: Паспорт специальной части КМВ. Матрица согласования компетенций и задач профессиональной деятельности. Банк заданий, структурированный по компетенциям и задачам профессиональной деятельности.

Общая схема разработки ООП ФГОС КМВ Матрица согласования Перечень модулей из ФГОС Универсальная часть Объем общей нагрузки по видам подготовки (в кредитах) Перечень компетенций по группам и кластерам НКП Перечень профессиональн ых задач Объем нагрузки универсальной части Перечень модулей универсальной части Итоговый перечень модулей профессиональной части 1. Определение бюджета времени профессиональной части программы 2. Оценка «веса» компетенции Распределение бюджета времени по компетенциям и комплексным задачам 3. Разработка частных программ формирования компетенций Перечень потенциальных модулей профессиональной части 4. Оптимизация перечня модулей 5. Интеграция универсальной части 6. Создание первичного учебного плана 7. Анализ внешних ограничений Учебный план 8. Формулировка ТЗ к модулям ТЗ к модуля м Разработка модулей

Алгоритм вычисления веса компетенций профессионального блока Разделить все ЗЕ на профессиональную и универсальную часть; Осуществить ранжирование всех профессиональных задач, присвоив каждой из задач относительный индекс сложности от 1 до 3 в зависимости от объема, комплексности, сложности решения задачи; Сложить все относительные индексы сложности; Разделить все ЗЕ профессиональной части на сумму индексов; Рассчитать «вес» каждой задачи в зависимости от индекса; Рассчитать «вес» каждой компетенции как сумму «весов» соответствующих ей задач; если задача относится к нескольким компетенциям, то ее ЗЕ делятся между данными компетенциями.

Формирование «мировоззренческих» модулей Компетенции мировоззренческого кластера Задача 1Задача 2 … Область научного знания 1 Область научного знания 2 Область научного знания 3 ОМ 1ОМ 2ОМ 3

Формирование «инструментальных» модулей Компетенции инструментального кластера Задача 1Задача 2Задача 3 Функция 1 Функция 2 ОМ 1 ОМ 2

Формирование «нормативных» модулей Компетенции нормативного кластера Задача 1Задача 2Задача 3 Профессиональная этика ОМ 2ОМ 3 Специфическая профессиональная область права ОМ 1

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Виды работ: разработка содержания, контрольных и учебных заданий, УМК ОМ. Входные данные: Название ОМ: ________________________________________ Объем в ЗЕ: ________________________________________ Время изучения: курс____________семестр_________________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: _______________________________________ Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:__ Групповая принадлежность ОМ: общекультурный/профессиональный ОМ (нужное подчеркнуть) Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий/нормативный/инструментальный ОМ (нужное подчеркнуть) Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): (использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения) Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Процентное соотношение академических и практико- ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер 50/50 % - нормативный кластер 30/70 % - инструментальный кластер Результат выполнения работ: УМК ОМ (см. руководство по разработке УМК) перечень заданий с решениями для включения в БКУЗ (см. руководство по формированию БКУЗ) 2 рецензии на ОМ (внешняя и внутренняя)