Логистика Информационные технологии в логистике
Вопросы 1.Информационные системы 2. Электронная передача данных 3.Автоматизированная идентификация штрихкодирования товаров.
Виды и принципы построения современных информационных систем Логистические информационные системы подразделяются на три группы: плановые; диспозитивные (или диспетчерские); исполнительные (или оперативные). Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы различаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут состоять из разных элементов, т. е. отличаться друг от друга техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.
Плановые информационные системы. Создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; управление условно-постоянными, т. е. малоизменяющимися данными; планирование производства; общее управление запасами управление резервами и другие задачи.
Диспозитивные информационные системы. Создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи: детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.
В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уж затем внутри своей структуры. Этот принцип последовательного продвижения по этапам создания системы должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.
С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня: Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передвигается, разгружается, упаковывается и т. п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока. Второй уровень участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.
Третий уровень система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление. В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт производство снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия.
Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток. Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах. В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков. Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.
В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем: возрастает скорость обмена информацией; уменьшается количество ошибок в учете; уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы; совмещаются разрозненные информационные блоки.
При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы: Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении.
Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит: обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления; повысить эффективность функционирования логистических информационных систем; снизить их стоимость; ускорить их построение.
Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе современных электронных систем, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развивающимися системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, т. е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.
Принцип четкого установления мест стыка. В местах стыка материальный и информационный потоки переходят через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек машина».
Вопрос 3 Для того, чтобы эффективно управлять материальными потоками в логистических системах, необходимо в любой момент иметь информацию о грузах. Революционным решением данной проблемы в логистике стало применение технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов (бар-кодов) с применением компьютеров и сканирующего оборудования.
Штриховое кодирование Совокупность средств и методов автоматизированного учета движения товаров и финансовых потоков, хранения, обработки, передачи и использования информации, закодированной с помощью штрихкодов. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос различной ширины.
Штриховой код наносится на готовое изделие производителем. Способы нанесения –офсетная –точечно-матричная печать – литография –фотопленочные шаблоны
Компьютерная база данных формируется на предприятии изготовителе одновременно с присвоением кода. При движении товаров информация о товаре передается по сети или на дискете.
На складе получателя во время приемки товаров производится сканирование штрихового кода с помощью стационарного сканирующего устройства, сканера- карандаша или портативного лазерного сканера. Информация перегружается в ЭВМ и сверяется с данными о партии по поступившим документам по сети ли на диске.
При продаже товаров в розничной торговле, кассир считывает штрих-код с выбранного покупателем товара, кассовый компьютер, отыскав в памяти необходимые данные, печатает чек и одновременно принимает в свою память, что товар продан.
EAN/UCC EAN/UCC – это глобальная международная система товарных номеров, образованная более 20 лет назад на основе Европейской (European Article Numbering Association - EAN International) и Северо-Американской (Uniform Code Council - UCC) ассоциаций товарной нумерации. В настоящее время система EAN/UCC объединяет 92 национальные организации в 94 странах мира.
Регистрационный номер предприятия отображается на упаковке продукции в виде первых цифр штрихового кода EAN (например, ). Первые цифры кода EAN называются префиксом национальной организации. Их присваивает EAN International (460 – ЮНИСКАН/ EAN РОССИЯ). Штриховой код не может служить свидетельством страны происхождения товара. По префиксу можно определить только в какой национальной организации зарегистрировано то или иное предприятие.
Система EAN/UCC по своему статусу является необязательной и добровольной. Нигде в мире не существует нормативных актов, обязывающих то или иное предприятие (компанию) вступать в EAN и наносить на упаковку штриховые коды (исключение составляют Украина, Татарстан и Москва).
Принтеры Принтеры штрихкода помогают: снабдить штрих-кодовыми этикетками товары печатать этикетки в любом алфавите штрих-кода возможно подключение штрихкодовых принтеров к электронным весам - тогда печатаемый код будет содержать и внутренний код и вес товара.
Лазерные сканеры Лазерные сканеры используются для считывания информации со штрих кода В контактных CCD сканерах рабочий элемент - линейка светодиодов излучателей- приемщиков - передвигается непосредственно над поверхностью штрихового кода. Это - дешевый способ сканирования. В лазерных многоплоскостных дистанционных (бесконтактных) моделях сканеров используется лазерный или другой оптический луч, и код считывается со значительного расстояния.
Терминалы сбора данныХ Снабженные сканером штрихового кода, мобильные терминалы сбора данных. Он может облегчить и ускорить работу официанта в ресторане (прием заказов), продавца в зале торговли по образцам при оформлении покупки, кладовщика в процессе отпуска или приходования товаров.
Считывание Штриховой код считывается лазерным лучом сканера. При этом для успешного считывания кода EAN/UPC необходимо добиться того, чтобы лазерный луч пересек в поперечном направлении ВСЕ штрихи символа. На основании считанной информации встроенная программа восстанавливает все цифры номера EAN-13 и по первым 12-ти разрядам вычисляет 13-й контрольный разряд. Если значение вычисленного контрольного разряда совпадает со значением 13-го разряда сканируемого кода, сканер выдает звуковой сигнал об успешном считывании.
ШТРИХОВОЙ КОД НА ТРАНСПОРТНОЙ УПАКОВКЕ На транспортную упаковку в виде штрихового кода наносится 14-разрядный номер EAN-14. При этом используется графическая символика "2 из 5 чередующийся" (англ. Interleaved Two of Five – ITF). Поэтому и штриховой код сокращенно называют ITF-14
Преимущества технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов: создание единой системы учета и контроля движения товаров сокращение численности персонала и отчетной документации сокращение времени на логистические операции сокращение времени обслуживания покупателей на 30% ускорение прохождения информационных потоков.
Однако для применения в России эта технология имеет следующие недостатки: Относительная дороговизна оборудования невозможность работы в отсутствие электроэнергии.