МАДОУ «Д ЕТСКИЙ САД 135» Г.П ЕРМИ О РГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « И ГРАЕМ ! М ЫСЛИМ ! Т ВОРИМ !» Тимошок Алла Васильевна педагог-психолог Чалова Елена Дмитриевна педагог по изобразительной деятельности
Девиз программы: « Играем! Мыслим! Творим! » Главная идея: интеграция разных видов детской деятельности
Ряд преимуществ интегрированной деятельности: o ввиду своей нестандартности способствует формированию познавательного интереса детей, тем самым повышая мотивацию o интегрированная совместная деятельность способствуют целостности усвоения материала, формирует умения сравнивать, обобщать, делать выводы o за счет смены видов деятельности, интегрированная совместная деятельность предотвращает интенсификацию образовательного процесса, препятствуют перенапряжению, перегрузке детей
3 блока программы: o игровой (разнообразные игры, направленные на формирование коммуникативных качеств); o развивающий (развитие психических познавательных процессов и речи); o творческий (развитие у детей художественного восприятия окружающего мира, мелкой моторики, воображения)
Цель программы: успешная социально-психологическая адаптация ребенка к условиям детского сада, установление позитивных взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми в разных видах детской деятельности. Задачи: o Создание положительного эмоционального настроя в группе. o Формирование чувства принадлежности к группе. o Формирование позитивного отношения к своему я и к сверстникам. o Развитие творческих способностей и воображения. o Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования. o Развитие психических функций: восприятие, память, внимание, мелкой моторики.
Содержание разделов программы. Система работы по социализации детей раннего возраста включает в себя четыре раздела. Работа по этим разделам затрагивает основные сферы социального общения ребенка: общение с самим собой, общение со сверстниками и общение с окружающими их взрослыми.
Первый раздел – изучение ребенком своего «Я», своего маленького мира. Собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности. В него входят следующие темы: o «Мое имя» o «Какой Я» o «Мои умные помощники»
Второй раздел – направлен на развитие умений воспринимать сверстников. Собраны игры и упражнения на развитие способности понимать индивидуальность других детей, на развитие чувства симпатии по отношению к сверстнику, на развитие желания общаться. В него входят следующие темы: o «Мы разные» o «Девочки и мальчики»
Третий раздел – направлен на развитие эмоциональной сферы Собраны игры и упражнения направленные на формирование у детей умения понимать эмоциональное состояние и изображать базовые эмоции. В него вошли следующие темы: o «Мои эмоции» o «Эмоции и настроение»
Четвертый раздел - направлен на развитие способности к совместным действиям и умения общаться. Собраны игры направленные на умение взаимодействовать друг с другом на основе доброты, сочувствия, на развитие способности принимать самого себя и сверстника, на развитие эмпатии детей, расширение поведенческого репертуара и словарного запаса. В него вошли следующие темы: o «Мы веселимся, смеемся, играем» o «Секрет волшебных слов» o «В гостях у сказки» o «Урок общения»
Форма организации: совместная интегративная детская деятельность
Методы и приемы: Наглядные методы: показ, имитация, рассматривание (игрушек, картин, иллюстраций), наблюдение Словесные методы: вопросы, указания, образные сюжетные рассказы, беседы, чтение) Практические методы: упражнения, игры, инсценировки, этюды. o Словесные игры o Подвижные игры o Пальчиковые игры o Игры на развитие психических познавательных процессов (память, внимание мышление, восприятие) o Сенсомоторные игры o Игры-приветствия o Хороводные игры, игры-потешки o Игры-сказки o Игры на развитие координации движений o Релаксационные упражнения
Средства: o Общение взрослых и детей o Художественная литература o Изобразительное искусство o Музыка
Р ЕЗУЛЬТАТЫ : Знаниями и умениями: знают имена детей и используют их в общении; знают названия некоторых базовых эмоций; знают названия основных цветов и форм; могут назвать признаки отличия мальчика от девочки; для чего в процессе общения и познания окружающего мира нужны глаза, уши, нос; умеют называть свои отличительные особенности; - употреблять в речи вежливые слова; Во взаимодействии с другими детьми: Могут играть и другими детьми или сидеть рядом; Могут в паре с другим ребенком выполнять задание; Делится игрушками, другими предметами в игре; Проявляют активность.
М ОНИТОРИНГ М ЕТОД : НАБЛЮДЕНИЕ Н АБЛЮДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
Определение степени адаптации детей к детскому саду Год уровень Легкая степень34%37%53% Средняя степень50%49%39% Тяжелая степень16%14%8%
МОНИТОРИНГ Метод: наблюдение Наблюдение психоэмоционального состояния детей по поведению: o жизнерадостность o энергичность движений o отсутствие напряжения o открыт для контакта o любознателен, активен o выразительная мимика Критерии: наличие или отсутствие качества, устойчивость проявления качества
П СИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА Ф ИКСАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ NФамилия Имя Поведение Жизнера- достность Энергич- ность движений Отсутствие напряжения Открыт для контакта Любознате лен, активен Вырази- тельная мимика 1Нечаева Анна Ведерников Максим Стеценко Максим Кепкало Никита Бочаров Рома Теплов Валера Башмакова Анна Мельник Таня Карташов Риф Бунеева Лера++++++
Мониторинг Методы: тесты o Р.Тэнмл, М.Дорки «Выбери нужное лицо», методика диагностики тревожности (модификация) o «Цветные кубики» - оценка восприятия цвета o «Коробка форм» - оценка восприятия формы и пространственных отношений.
Определение степени ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА Год уровень Высокий80%76%88% Средний20%24%22% Низкий0%
Определение степени ТРЕВОЖНОСТИ Год уровень Высокий22%20%22% Средний42%40%48% Низкий36%40%30%
Год уровень Высокий76%74%79% Средний24%26%21% Низкий0% Определение степени ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
М ОНИТОРИНГ М ЕТОД : АНАЛИЗ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Р АБОТЫ ДЕТЕЙ
«В АТНЫЕ ПАЛОЧКИ »
«З АПОЛНЕНИЕ ФОРМ ВАТОЙ »
«З АПОЛНЕНИЕ ФОРМОЙ САЛФЕТКОЙ »
«Л АДОШКИ И ПАЛЬЧИКИ »
«Ш ТАМПЫ »
«М ЯТАЯ БУМАГА »
«М АКАРОНЫ »
«Т ЕСТО »
«Р ВАНАЯ БУМАГА »
«М ЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ »
1. И НТЕГРИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОСОБСТВУЮТ ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, ТАК КАК ПРЕДМЕТ ИЛИ ЯВЛЕНИЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ С НЕСКОЛЬКИХ СТОРОН : ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ПРАКТИЧЕСКОЙ, ПРИКЛАДНОЙ. 2. У ДЕТЕЙ ФОРМИРУЕТСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, ПОВЫШАЕТСЯ МОТИВАЦИЯ И РАБОТА ДАЁТ ВЫСОКУЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. 3. П ЕРЕХОД ОТ ОДНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДРУГОЙ ПОЗВОЛЯЕТ ВОВЛЕЧЬ КАЖДОГО РЕБЁНКА В АКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС. 4. С ОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕДИНЯЮТ ДЕТЕЙ ОБЩИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, ПЕРЕЖИВАНИЯМИ, СПОСОБСТВУЮТ ФОРМИРОВАНИЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. 5. Д АННАЯ СИСТЕМА РАБОТА СПОСОБСТВУЮТ БОЛЕЕ ТЕСНОМУ КОНТАКТУ ВСЕХ ПЕДАГОГОВ - СПЕЦИАЛИСТОВ И СОТРУДНИЧЕСТВУ С РОДИТЕЛЯМИ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБРАЗУЕТСЯ ДЕТСКО - ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО. 6. Д АННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАПРАВЛЕНА НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПО 4 ЛИНИЯМ ; ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЕДИНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ, ОБУЧАЮЩИХ, РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ ; СТРОИТСЯ НА АДЕКВАТНЫХ ВОЗРАСТУ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ; В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТЕЙ ; ОСНОВЫВАЕТСЯ НА КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОМ ПРИНЦИПЕ ; ОБЕСПЕЧИВАЕТ ИНТЕГРАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ – ЧТО ОТРАЖАЕТ ФГТ
Хочется видеть каждого ребенка, идущего в наш детский сад, счастливым, а не обремененным непосильными для его возраста заботами!!!