ТЕПЛОВЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ РАСТВОРЕНИИ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ 13х741 MgOLiKI.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работу выполнила команда «Три-А» МОУ «Печорская средняя общеобразовательная школа 3» Адрес: Псковская обл., г.Печоры, ул.Индустриальная, д.13 Сайт:
Advertisements

Массовая доля вещества в растворе Урок химии 8 класс.
Урок физики в 8 классе Учитель: Бекетова Т.Г.. План урока 1. Повторение домашнего задания. 2. Изучение нового материала. Запись домашнего задания. 4.
Подготовка к ЕГЭ Расчёты по уравнениям реакций, происходящих в растворах.
Курс дистанционного обучения ХИМИЯ Лекция 02 Домашнее задание РАСТВОРЫ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ Е.А. Ананьева, к.х.н., доцент, кафедра «Общая Химия»
Урок решения расчетных и графических задач на явления нагревания, плавления и отвердевания по теме «Агрегатные состояния вещества» в 8 классе Физика –
Исследование пищевых продуктов Исследование пищевых продуктов Исследование качественного и количественного содержания глюкозы и сахарозы в напитках, входящих.
Изучение тепловых процессов при растворении солей Работу выполнила ученица 10 а класса Степанова Мария.
КОМАНДА «3 МОЛЬ» Игровой номер Рабочий план. Целью данной работы является изучение теплового эффекта при растворении веществ различной природы в.
Спецификация КИМов по химии в 2015 году. Нормативные документы 1. Федеральный закон от «Об образовании в РФ» 2. Федеральный компонент государственного.
Азот, аммиак и соли аммония Тесты Презентация Масимовой, МБОУ СОШ школа 70, г. Тольятти.
Задачи на расчет количества теплоты. Условие В алюминиевый калориметр массой 45 г, содержащий 100 г воды при температуре 20°С, поместили чугунную гирю.
Р А С Т В О Р Ы Решение задач. Растворимость вещества способность его растворяться в данном растворителе при определённой температуре. Растворами называют.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ по теме: РАСТВОРЫ, РЕАКЦИИ В РАСТВОРАХ Рассохин Роман Владимирович ГОУ СОШ 882.
Морская вода Минеральная вода «Нарзан» Клеточный сок растворы Дистиллированная вода.
Урок изучения нового материала. Значение растворов Для зарождения жизни (океан) Для поддержания жизни (кровь, др.) Для питания растений и животных Для.
Растворы Химия 10 класс Химия 10 класс И. Жикина.
Обобщающий урок по теме « термодинамика ». Цель урока : повторить основные понятия темы « Термодинамика », продолжить формирование умений описывать термодинамические.
Теории растворов: 1.Физическая теория (В.Оствальд, С.Аррениус, Я.Вант-Гофф)
ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА Физика 8 класс ГОУ СОШ 1114 ЗАО Учитель: Мхитарова Ольга Игоревна Презентация 1.
Транксрипт:

ТЕПЛОВЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ РАСТВОРЕНИИ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ 13х741 MgOLiKI

План работы 1.Изучение теоретического материала о термодинамике процессов растворения веществ в воде. 2. Подготовка материалов и оборудования для эксперимента. 3. Исследование теплового эффекта процессов: а) растворения предложенных веществ в воде, б) смешивания снега с поваренной солью. 4. Конструирование бытовых устройств, работающих с использованием теплового эффекта процесса растворения веществ в воде. 5.Подготовка презентации и тестового задания для учащихся. 6.Знакомство учащихся с результатами исследования, тестирование, проверка и оценка выполнения теста. Методикаэксперимента: a)Взвешивается необходимая масса (отмеряется объем) вещества и воды. b)Измеряется температура воды. c)Вещество растворяется, раствор перемешивается, измеряется его температура (в момент стабилизации).

Оборудование: Стаканы стеклянные на 50 мл – 4 Стаканы из полистирола на 150 мл 3 Стаканчик алюминиевый на мл Стакан стеклянный на 250 мл Весы электронные (точность 0,01 г) Измерительный цилиндр на 25 и 10 мл Шпатели – 2 Стеклянные палочки - 2 Электронный медицинский термометр Цифровой термометр Картонная коробка ~ 15 х 15 х 15 см Фольгированный пенофол Реактивы: Ацетон Сахароза Хлорид натрия Карбонат натрия (безв) Гидрокарбонат натрия Лимонная кислота Глицерин Вода, снег Молоко Нитрат аммония

теплоты, затраченной на разрушение кристаллической решетки (Q реш < 0) теплоты гидратации (Q гидр > 0), выделяющейся при взаимодействии молекул воды с молекулами или ионами растворяемого вещества. Если на разрушение решетки энергии затрачивается меньше, чем выделяется при гидратации, растворение такого вещества будет экзотермическим процессом, идущим с выделением теплоты (и наоборот). Эта энергия передается раствору и вызывает изменение его температуры. Теплота растворения вещества складывается из: В зависимости от соотношения значений Q реш и Q гидр теплота растворения может иметь как положительное, так и отрицательное значение.

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. ТЕПЛОВЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ РАСТВОРЕНИИ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ Первоначально для исследования t° был взят электронный медицинский термометр. Но значения измерений при этом находились в пределах +32 ÷ +42°С. Поэтому растворение всех веществ проводили в предварительно нагретой до °С воде в стеклянных стаканчиках.

Результаты исследования: Такие результаты вряд ли можно считать достоверными, потому что происходит потеря тепла в результате остывания раствора, и это дает значительную погрешность. V (H 2 O) в этом опыте составлял 20 мл, массы растворенных веществ соответственно: раствор 1 –1 г, раствор 2 – 2 г

Для повышения точности эксперимента использовали цифровой термометр (предел измерений 50 ÷ +70°С) при комнатной температуре ~ 20°С. Измерения проводились в стаканах из полистирола, характеризующегося очень малой теплоемкостью, что позволило обойтись без калориметра.

Концентрация подбиралась так, чтобы раствор был близким к насыщенному (табл. 1). Вещество Р-ть, г /100 г Н 2 О Ацетон Сахароза 179 (0°С) Хлорид натрия 35,9 (20°С) Карбонат натрия (безв) 21,8 (20°С) Гидрокарбонат натрия 9,6 (20°С) Лимонная кислота 133 (25°С) Глицерин

Результаты исследования: вещества С3Н6ОС3Н6О С 12 Н 22 О 11 NaCl Na 2 CO 3 NaHCO 3 C 6 H 8 O 7 ·H 2 O C3Н8О3C3Н8О3 ΔtΔt + 1,70,00,0 0,4+ 1,9 1,1 0,9+ 1,2 V(Н 2 О) = 20 мл. m = 2 г

2. ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТ ПРИ СМЕШИВАНИИ СНЕГА С ПОВАРЕННОЙ СОЛЬЮ Результаты: m снега, г5,0 m(NaCl), г1,02,04,06,0 t, °C-0,1-5,1-6,7-7,2

РАСЧЕТЫ: Сравним результаты нашего эксперимента со справочными данными. Энтальпия при образовании водного раствора Nа 2 CO 3 из 1 моль вещества в твердом состоянии и 20 моль воды составляет -33,2 кДж/моль. Это же соотношение дают 5,3 г Nа 2 CO 3 и 18 г воды. При их смешивании температура раствора увеличивается на 3,5 С. Рассчитаем количество теплоты q, выделившейся при растворении: q=cm(t 2 – t 1 ), где с– удельная теплоёмкость раствора, t 1 -начальная температура, t 2 - конечная температура раствора, m – масса раствора При расчете пренебрегали удельной теплоемкостью сосуда, а удельную теплоемкость раствора приняли за удельную теплоемкость воды 4,2 кДж/г·К. q = 4,2·23,3(19,4 – 15,9) = 342,51 кДж Вычислим энтальпию растворения: H=-q·ν. H = -342,51·0,05 = -17,13 кДж/моль Погрешность эксперимента: Абсолютная: -33,2 –(-17,13) = -16,07 кДж/моль Относительная: 16,07 33,2 = 0,484 или 48,4%

Тепловые эффекты при растворении используют на практике для создания портативных охлаждающих / нагревающих систем. Обычно это пакеты из водонепроницаемого и химически стойкого материала с веществом или смесью, с заметным тепловым эффектом растворения. К их содержимому добавляют воду и перемешивают. Такой пакет служит в качестве медицинской грелки или пузыря со льдом при оказании первой медицинской помощи в экстренных условиях. «химический холодильник»: Мы изготовили работающий на этом принципе «химический холодильник»: картонная коробка термоизолируется фольгированным пенофолом, внутрь один в один помещаются стаканы на 250 и 50 мл, в зазор между ними – кристаллический нитрат аммония, в маленький стакан – около 20 мл. молока. в зазор между стаканами добавляется вода, коробка закрывается – холодильник начинает работать. Температура молока опустилась с 16,1 до 4,9 °С и продержалась ниже начальной в течение 3 часов. Подобрать безопасное для пищевых продуктов вещество в качестве эффективной «химической духовки» пока не получилось.

Формулировка задания Балл 1 При растворении твердых веществ в воде энергия: а) всегда выделяется; б) всегда поглощается; в) может поглощаться или выделяться; г) не выделяется и не поглощается. 2 2 Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение: При образовании водного раствора вещества а) может выделяться либо поглощаться теплота; б) всегда образуются водородные связи между молекулами вещества и воды; в) его частицы распределяются среди молекул воды; г) его диссоциация может отсутствовать. 4 3 Положительный тепловой эффект при растворении вещества в воде свидетельствует о: а) его хорошей растворимости; б) ионном характере связей в нем; в) превышении энергии гидратации над энергией связей между его структурными единицами; г) его агрегатном состоянии. 6 4 Энергия, как правило, всегда выделяется при растворении в воде веществ: а) твердых; б) газообразных; в) кристаллогидратов. 8 5 Тепловой эффект растворения нитрата аммония химическим количеством 1 моль в воде равен -26,4 кДж. Укажите количество теплоты (кДж), поглотившееся при растворении в воде данной соли, если при этом образовался раствор, содержащий в сумме 1,505 ·10 23 ионов NH 4+ и NO Тестовые задания Задания составлены на основе материалов ЦТ 2005 – 2006 г (белорусский аналог российского ЕГЭ)

Ответы учащихся Тестирование проводилось на факультативном занятии в 10 «Д» классе, т.к. там по программе изучается этот материал. Однако мы проведем этот тест и в своем классе при повторении. В подготовке к ЦТ он будет очень полезен. Учащимся вопросы понравились, они определили их как средней сложности. Учитель отметил хороший подбор заданий, но счел завышенной цену 4.