Госзаказ-2011 основные новации в законодательстве.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Advertisements

«Анализ типовых нарушений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» Семинар-совещание
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
ст КОАП НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. Минимальный штраф –
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
3-й Форум юристов стран СНГ Правовые рамки проведения государственных закупок в России : Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ с изм. от
Г. Нижний Ломов 2014 г. Планирование закупок и проведение экспертизы в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в.
22 проверки, из которых 20 – плановых и 2 – внеплановые; проверено 1673 процедуры размещения заказов; выявлено 671 процедура, которая проведена с нарушением.
Последовательность проверки Протоколов и Извещений. 1. Форма проведения на соответствие ПП Предмет ТРУ. На соотв ч.2 ГК РФ 3. Наличие сведений в.
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
СПК ПС ОМС 1 Порядок проведения аукциона в электронной форме Тема 3.5.
Антимонопольные требования. Практика применения. начальник отдела контроля за размещением заказов Е.В. Быкова Свердловское Управление Федеральной антимонопольной.
Законодательство, регламентирующее осуществление контроля и меры ответственности в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Свердловской.
Северо-Западное управление Ростехнадзора Отдел по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения Главный государственный инспектор Литвин Михаил.
Документы регулирующие размещение заказов у субъектов малого предпринимательства: 1. Федеральный закон от г. 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Северо-Западное управление Ростехнадзора Отдел по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения Начальник отдела Чмуль Валерий Николаевич Официальный.
Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках.
Транксрипт:

Госзаказ-2011 основные новации в законодательстве

1. Обзор последних изменений в законодательстве о размещении государственного (муниципального) заказа в 2011 году. Порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта. 2. Типичные ошибки и нарушения, допускаемые заказчиками при размещении государственного (муниципального) заказа. 3. Административная и арбитражная практика по вопросу размещения заказа путем проведения открытых аукционов в электронной форме 4. Ответственность участника в случаях отказа заключить контракт. Порядок занесения в РНП. 5. Порядок подачи жалобы на действия Заказчика, Уполномоченного органа, оператора.

СТАРАЯ РЕДАКЦИЯНОВАЯ РЕДАКЦИЯ Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. (ст.120 ГК РФ) частноеГосударственное или муниципальное автономное бюджетное Казенное

автономноебюджетноеказенное некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы Ст.2 Федерального закона об автономных учреждениях ст.9.2. Федерального закона «О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» Ст.6 Бюджетного кодекса

автономноебюджетноеказенное Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества

автономноебюджетноеказенное Доходы и приобретенное за счет данных доходов поступает в самостоятельное распоряжение Доходы поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ Не вправе распоряжаться недвижимым и иным особо ценным движимым имуществом без согласия собственника Не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом без согласия собственника Не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника

Органы власти, казенные учреждения Бюджетные учреждения контрактыГражданско-правовые договоры

Автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств и не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и не подпадают под действие Закона.

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты)

С года «Единый реестр контрактов и договоров для заказчиков всех уровней бюджетной системы РФ» zakupki.gov.ru

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N /5491 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО N / ПИСЬМО от 31 декабря 2010 года Бюджетные учреждения с 1 января 2011 года при осуществлении закупок товаров, работ, услуг заключают гражданско-правовые договоры от имени учреждения, а не государственные или муниципальные контракты от имени соответствующего публичного правового образования. Указанные положения распространяются и на бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о предоставлении бюджетному учреждению субсидии из бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ 79-ФЗ от (опубликован ; вступил в силу

Ч.1 СТ.8 ЗАКОНА О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ Меняется понятие «участник размещения заказа». Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение контракта - исключается из понятия! Остается: участником размещения заказов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель

Ст. 9 Закона о размещении заказов дополнена частью 6.7 следующего содержания: При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в контракте. В этом случае в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, вносятся сведения, предусмотренные пунктом 8 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (сведения об изменениях контракта с указанием измененных условий контракта)

Статью 11 дополнить частью 2.2 следующего содержания: Правительство Российской Федерации вправе установить единые дополнительные требования, в том числе квалификационные требования, к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки, выполнение, оказание соответственно отдельных товаров, работ, услуг для федеральных нужд, а также нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд в целях исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, источником финансового обеспечения которых частично или полностью являются целевые межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации, принимаемые в соответствии с настоящей частью, рассматриваются на заседании Правительства Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если требования будут установлены копии соответствующих документов будут представляться участниками размещения заказа в составе заявки в обязательном порядке (как в конкурсе, так и в открытом аукционе в электронной форме!!!)

В реестр контрактов не вносятся сведения о фамилии, имени, отчестве, месте жительства, ИНН физического лица - поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов

Главу 1 дополнить статьей 19.1 следующего содержания: Статья Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) 1. Для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть - данные государственной статистической отчетности, - официальный сайт, - реестр контрактов, - информация о ценах производителей, - общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско- правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Данные государственной статистической отчетности ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Официальный сайт

Общедоступные результаты изучения рынка: В области фармации и лекарственных средств: В области компьтерной и оргтехники:

Главу 1 дополнить статьей 19.1 следующего содержания: Статья Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) 2. В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания. Комментарий. Извещение на официальном сайте формируется посредством заполнения предусмотренных ­ программным обеспечением официального сайта полей в соответствии с требованиями закона – Из Письма МЭР от 20 июля 2010 г. N Д

Главу 1 дополнить статьей 19.1 следующего содержания: Статья Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) 3. Размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.

Главу 1 дополнить статьей 19.1 следующего содержания: Статья Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) 4. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.

Стратегии обоснования НМЦК Документация должна содержатьИсточники информации Варианты Информацию++ Приемлемый +- Неприемлемый -- Расчеты++ Приемлемый +- Неприемлемый -+ --

Неприемлемые варианты обоснования НМЦК 1.1. Наличие общих фраз об обосновании цены контракта Начальная максимальная цена контракта получена исходя из проведенного мониторинга цен и определенного на оказание данных услуг финансирования Начальная максимальная цена контракта получена исходя из размещенных ранее заказов на аналогичный предмет Начальная (максимальная) цена сформирована на основании рыночной цены услуг, сложившейся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных услуг в сопоставимых экономических условиях путем самостоятельно проведенного заказчиком мониторинга цен Начальная (максимальная) цена контракта определена заказчиком согласно расчетов Начальная (максимальная) цена контракта сформирована на основании маркетинговых исследований рынка Начальная (максимальная) цена установлена в соответствии с данными из реестра контрактов 2010 года Цена сформирована на основании анализа средних цен на данный вид услуг по городу Дубне Начальная (максимальная) цена контракта сформирована Заказчиком на основании информации, предоставленной Поставщиками о ценах на поставку товара, являющегося предметом торгов Начальная (максимальная) цена контракта рассчитана государственным заказчиком на основании ранее заключенных государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров В соответствии с требованиями статьи 19.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд » (в редакции Федерального законно от 21 апреля 2011 г. N 79-ФЗ) Заказчик сообщает, что источниками информации для определения начальной (максимальной) цены контракта послужили цены на товары, являющиеся предметом настоящего запроса котировок, указанные на сайтах стоматологических расходных материалов в сети « Интернет » Цена договора определена по результатам исследования рынка, проведенного по инициативе заказчика Для определения начальной (максимальной) цены контракта были использованы действующие нормативные документы регионального центра по ценообразованию в строительстве Для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источником информации о ценах товара являющихся предметом заказа, являются общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика Начальная (максимальная) цена контракта установлена в соответствии с объемом средств, представленным заказчиком.

Неприемлемые варианты обоснования НМЦК 1.2. Только ссылка на источники Начальная (максимальная) цена контракта сформирована Заказчиком с учетом информационно-справочной программы « Фармкомандир » Начальная (максимальная) цена контракта установлена Государственным заказчиком на основании реестра контрактов, размещенного на сайте Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота): лимиты бюджетных обязательств, изучение рынка необходимых товаров, работ, услуг, сайт в сети « Интернет »

Приемлемые варианты обоснования НМЦК Ссылка на нормативные акты, регулирующие единичные расценки закупаемых товаров, работ, услуг ОАЭФ по приобретению путевок. Начальная, максимальная цена единицы услуги (путевки) формируется из стоимости путевки, возмещаемой за счет средств бюджета Свердловской области. Для лотов 1,2,3 начальная максимальная цена путевки формируется из средств бюджета Свердловской области. Начальная максимальная цена путевки рублей, что составляет 100% полной стоимости путевки, возмещаемой за счет средств бюджета Свердловской области. Средняя стоимость путевок установлена Постановлением Правительства Свердловской области Российской Федерации 188-ПП от г. «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2011 году» ОАЭФ по приобретению жилого помещения В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области от 28 сентября 2010 года 275-пп «Об утверждении адресной программы Архангельской области «Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» на 2010 год» стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения составляет руб. Общая площадь приобретаемого жилого помещения – 50 кв.м Начальная (максимальная) цена контракта рассчитана исходя из стоимости 1м2 общей площади жилого помещения, утвержденной Постановлением Администрации города Норильска «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилых помещений, приобретаемых в собственность муниципального образования город Норильск для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда» от (в ред. постановления от ) Расчет произведен по нижней границе площади, обозначенной в документации об аукционе ОАЭФ на проведение капитального ремонта. Сметная стоимость определяется на основании следующих нормативных актов: 1. Письмо главгосэкспертизы России от г. 10-2/ Постановление губернатора ЯНАО от г МДС прил.8 п ГСН п. 4,1,3 5. МДС с приложениями ОАЭФ на услуги по технической инвентаризации. Обоснованием начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) является иной источник информации: Приказ Госстроя РФ от «Об утверждении норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности», Приказ Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» 50п/п от «Об утверждении стоимости человека- час» Конкурс по ОСАГО. Цена муниципального контракта рассчитана в соответствии со «Страховыми тарифами по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структурой и порядком применения страховщиками при определении страховой премии», утвержденными Постановлением Правительства РФ от

Приемлемые варианты обоснования НМЦК Запрос котировок на поставку кондитерских изделий Максимальная цена договора ,00 (Четыреста двадцать тысяч) рублей. Обоснование максимальной цены договора: Наименование поставщика ООО «Шоколадный департамент»Прайс- лист ,00 ООО «Продальянс» Прайс-лист ,00 ООО «Лаком» Прайс-лист ,00 Запрос котировок на поставку расходного материала (одноразовые турбины для спирометра). Максимальная цена контракта 80 тыс. руб. В соответствии с требованиями статьи 19.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в редакции Федерального законно от 21 апреля 2011 г. N 79-ФЗ) Заказчик сообщает, что источниками информации для определения начальной (максимальной) цены контракта послужили цены на товары, являющиеся предметом настоящего запроса котировок, указанные на сайтах стоматологических расходных материалов в сети «Интернет»: - (Компания Формед); - (Компания Ист-Медикал); - (Компания Санте-технолоджис) Запрос котировок на поставку ПО. Максимальная цена – руб. Обоснование начальной (максимальной) цены Начальная (максимальная) цена = Cost * Count * $ * K1 * K2 Где: Cost – цена производителя указанная на официальном сайте: Count- Количество закупаемого товара; $ - Курс доллара по ЦБ РФ; K1 – Коэффициент налога на добавленную стоимость (1,18); K2 – Коэффициент услуг комиссионера (1,11).

КОАП в ред. ФЗ 83 от Номер и название статьи Суть редакцииКто нарушает Мера ответственности Ст « Нарушение порядка размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков » Ч.1.4. Опубликование в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте информации с нарушением требования законодательства; Должностное лицо заказчика, уполном. органа, специализиров анная организация Адм. штраф на должностных лиц в размере 15 тыс. руб.; на юридических лиц в размере 50 тыс. руб. Ч.4.2. Утверждение документации о торгах, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Должностное лицо Адм. штраф в размере 3 тыс. руб.

КОАП в ред. ФЗ 83 от Номер и название статьи Суть редакцииКто нарушаетМера ответственности Ст « Нарушение порядка размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков » Ч. 3. Неопубликование или неразмещение информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии законодательством о размещении заказов Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, органа, уполномоченного на ведение оф. сайта, специализированная организация, редакция оф. печат. издания, организация, оказывающая услуги по обслуживанию и обеспечению функционирования оф. сайта Административный штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.; на юридических лиц в размере 500 тыс. руб.

Ч.2 ст.34 Закона о размещении заказов Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика… При этом в случае, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром. Р.S. товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств

Ч.3 ст.34 Закона о размещении заказов …При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Ч.6 ст Закона о размещении заказов Документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом при необходимости, за исключением случаев размещения заказов на поставки машин и оборудования. В случае размещения заказов на поставки машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают в документации об открытом аукционе в электронной форме требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в гарантийный срок, а также к осуществлению монтажа и наладки товара в случае, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают в документации об открытом аукционе в электронной форме требования о предоставлении гарантии производителя данного товара и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром. Дополнительно в случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают в документации об открытом аукционе в электронной форме требования о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром и срок действия такой гарантии должен быть не менее чем срок действия гарантии производителя данного товара;

Пример Требования заказчика – 24 мес. Гарантия производителя, поставщика < 24 мес. – невозможно; Гарантия производителя – 36 мес.; гарантия поставщика 36 мес. – возможно; Гарантия производителя – 36 мес.; гарантия поставщика < 36 мес. - невозможно;

п.9 ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей и более, поставок медицинского оборудования обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от двух до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота);

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИКАЗ от 14 ноября 2007 г. N 379 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА, УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОНКУРСНОЙ, АУКЦИОННОЙ ИЛИ КОТИРОВОЧНОЙ КОМИССИИ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗА НА ПОСТАВКУ ТОВАРА, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД П Комиссия при рассмотрении жалобы осуществляет в соответствии с Частью 5 статьи 17 закона о размещении заказов и настоящим регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы. Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы. При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) Заказчика, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства о размещении заказов.

По субъектам: Ст. 13 Для российского и белорусского товара Ст. 14 Для инвалидов и УИН Ст. 15 Для СМП Ст Для бюджетных учреждений

Приказ Минэкономразвития РФ от N 427 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд» продукция сельского хозяйства; продукция охотничьего промысла; услуги в сельском хозяйстве и охоте ( ), пищевые продукты и напитки ( ), текстильные изделия ( ), одежда, мех и изделия из меха ( ), кожа и изделия из кожи, шорно-седельные изделия, обувь ( ), продукция органического и неорганического синтеза ( ), резиновые и пластмассовые изделия ( ), неметаллические минеральные продукты прочие ( ), продукция металлургической промышленности ( ), продукция металлообработки, кроме машин и оборудования ( ), машины и оборудование, не включенные в другие группировки ( ), электродвигатели и аппаратура электротехническая, не включенные в другие группы ( ), оборудование и аппаратура для радио, телевидения и связи ( ), аппаратура медицинская; средства измерений; фото- и киноаппаратура; часы ( ), автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова для автомобилей, детали и принадлежности к автомобилям, гаражное оборудование ( ), транспортные средства прочие, кроме автомобилей ( ).

Преференции УРЗ предоставляются при одновременном соблюдении следующих условий: 1. Конкурс или аукцион; 2. Предметом контракта является поставка товара, указанный в приказе; 3. В документации установлен приоритет товарам российского/белорусского происхождения; 4. К участию допущен более 1 УРЗ или участвовал в аукционе более 1 УА. При этом не менее, чем 1 допущенная заявка содержит предложение с иностранным товаром и не менее чем 1 допущенная заявка содержит предложение с отечественным товаром.

Порядок расчета Нмцк = рублей Победитель (иностран. товар)= Вц=Н-Нмакс*0, *0,15= – цена по которой будет заключен контракт с победителем

Постановление Правительства РФ от N 175 "О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: 1) Перечень товаров (работ, услуг), при размещении заказов на которые могут предоставляться преимущества; 2) В документации должно быть предусмотрено преимущество 3) Инвалиды/УИН являются победителями 4) Аукцион должен быть состоявшимся

Порядок расчета Нмцк = рублей Победитель (инвалид/УИН)= *0,15= – цена по которой будет заключен контракт с победителем

Заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20 % общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за искл. ГУП и МУП), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, МО, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства не превышает 25% 2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не более 100 человек включительно 3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) не предшествующий год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для субъектов малого предпринимательства

Письмо ФАС России от АЦ/37480 о разъяснении Федерального закона от ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов) в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, а также в части включения в документацию о торгах, извещение о запросе котировок указания на товарные знаки, знаки обслуживания. 1. Объем товаров (работ, услуг), размещение на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) не учитывается в общем годовом объеме, исходя из которого определяется объем товаров (работ, услуг), подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства. 2. Согласно статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в связи с чем заказчики при определении общей суммы начальных (максимальных) цен размещаемых заказов, подлежащих у субъектов малого предпринимательства, обязаны включать в указанную сумму начальные (максимальные) цены заказов, размещаемых в период с 1 января по 31 декабря текущего года. Кроме того, при определении объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства, заказчик рассчитывает из объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства, исходя из общей суммы средств, первоначально выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в Перечень, без учета экономии бюджетных средств, полученной после проведения торгов 3. Размещение заказчиком государственных (муниципальных) заказов, начальная (максимальная) цена которых превышает 15 миллионов рублей, если при этом у субъектов малого предпринимательства таким заказчиком размещается менее 1 % годового объема товаров, работ, услуг, входящих в Перечень, является нарушением положения статьи 15 Закона о размещении заказов, в связи с чем заказчик подлежит административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

ФАС РОССИИ от 05 августа 2010 года Декларирование участником размещения заказа соответствие требованиям Закона о размещении заказа при проведении открытого аукциона в электронной форме Документация об электронном аукционе не должна содержать указание о необходимости декларирования участниками размещения заказа или подтверждения иным способом в составе заявки своего соответствия требованиям пунктов 2-4 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, а также подтверждения об отнесении участника размещения заказа к субъектам малого предпринимательства. Установления в документации об электронном аукционе требования о необходимости декларации участниками размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе своего соответствия указанным выше требованиям является нарушением части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности. Вместе с тем ФАС России считает, что в случае, если при проведении электронного аукциона заказчиком, уполномоченным органом, аукционной комиссией будет установлен факт несоответствия участника требованиям, установленным пунктами 2-4 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, данный участник размещения заказа в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о размещении заказов должен быть отстранен от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения. Также, в случае, если при проведении электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства будет установлено, что участник размещения заказа, подавший заявку, не является субъектом малого предпринимательства, заявка данного участника размещения заказа подлежит отклонению на основании части 4 статьи 15 Закона о размещении заказов.

Совместное письмо Федеральной антимонопольной службы от N АЦ/27510 и Министерства экономического развития Российской Федерации от N АП/Д05 Общая сумма заказа на 2010 год = 100 млн. руб. По перечню для СМП = 20 млн. рублей min объем средств - 10% = 2 млн. рублей у СМП max объем средств – 20% = 4 млн. рублей у СМП Заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у СМП. Заказчик самостоятельно выбирает способ размещения заказа при этом устанавливает начальные (максимальные) цены контрактов (цены лотов), которые не должны превышать значений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации 237 (15 млн. рублей).

Ст Заключение контракта Если участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется

Ст. 13 Российский /белорусский товар Ст. 14 Инвалиды/УИН Ст. 15 СМП Ст Бюджетные учреждения Обязан/вправеВправеОбязаны Допускаются все заявки. Уменьшается цена с иностранным товаром Допускаются все. Цена увеличивается у инвалидов/УИН Допускаются только СМП. Цена не изменяется Допускаются все. Освобождаются от обеспечения исполнения контракта

Постановлением Правительства Российской Федерации от утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи Заказчик вправе осуществлять размещение заказа на оказание услуг местной и междугородной связи у единственного поставщика в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов. Вместе с тем, услуги сотовой и международной связи не относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, данное обстоятельство обязывает заказчика размещать заказы на данные виды услуг в соответствии с положениями Закона о размещении заказов, в частности, государственный или муниципальный заказ на оказание услуг, стоимость которых по каждому виду не превышает установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, заказчик вправе разместить у единственного поставщика в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказа. Заказчик вправе на основании пункта 1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов заключить контракт без проведения торгов на услуги местной и междугородной связи, а также вправе заключить контракт на услуги сотовой связи согласно пункту 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.

Федеральным законом от ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (далее – Закон об ОМС), вступившим в законную силу с года, предусмотрены право застрахованного лица на выбор страховой медицинской организации, а также порядок выбора и замены страховой медицинской организации. Также Закон об ОМС определяет, что застрахованное лицо – физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование, соответственно, все граждане Российской Федерации получают возможность самостоятельного выбора страховой организации для оказания им услуг по обязательному медицинскому страхованию. Таким образом, с необходимость в заключении органами власти и работодателями договоров на оказание услуг обязательного медицинского страхования работающему или неработающему населению отсутствует, равно как и необходимость проведения отбора финансовых организаций. В соответствии с частью 4.1 статьи 38 Закона о размещении заказов в случае, если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, поручителем выступает юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации и которое соответствует определенным требованиям. В случае представления победителя торгов договора поручительства, в качестве обеспечения исполнения контракта, в котором указана сумма капиталов и резервов отличная от суммы капиталов и резервов, указанных в балансе поручителя, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, заказчик вправе запросить у соответствующего органа сведения о сумме капиталов и резервов баланса поручителя. Таким образом, в случае подтверждения соответствующим уполномоченным органом власти недостоверности сведений, указанных в договоре поручительства, представляемом победителем торгов, такой участник размещения заказа признается уклонившимся от заключения контракта на основании части 1 статьи 38 Закона о размещении заказов.

Согласно пункту 26 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа на оказание услуг по проезду к месту служебной командировки и обратно, найму жилого помещения, транспортному обслуживанию и обеспечению питания при направлении работника в служебную командировку, осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Следовательно, Заказчик вправе заключить контракт на оказание услуг по транспортному обслуживанию и обеспечению питания при направлении работника в служебную командировку только с организациями, которые непосредственно представляют данные услуги. Дополнительно ФАС России сообщает, что услуги по бронированию и доставке авиа- и железнодорожных билетов, бронированию гостиниц не подпадают под действие пункта 26 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в связи с чем размещение заказов на оказание данных услуг должно осуществляться с применением процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов.

Согласно п. 1, 2 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиками, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Письмо ФАС России от АЦ/37480 о разъяснении Федерального закона от ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов) в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, а также в части включения в документацию о торгах, извещение о запросе котировок указания на товарные знаки, знаки обслуживания Согласно части 4.1 статьи КоАП санкция за включение должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом уполномоченного органа в конкурсную документацию, документацию об аукционе или извещение о проведении запроса котировок указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа- влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей. При указании в документации о торгах на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Административная практика: Решение Управления УФАС по Пермскому краю по жалобе ООО «Росмаш» от 21 марта 2011 года «… В разделе IV «Техническое задание» по некоторым видам работ указана неполная информация относительно показателей, связанных с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика. В частности: -п.10.- третья шпатлевка при высококачественной окраске по штукатурке и сборным конструкциям, подготовленным под окраску (отсутствуют характеристики шпатлевки) - п.28.- заделка отверстий, гнезд и борозд в стенах и перегородках бетонных площадью до 0,2 кв.м. (отсутствует указание на материал, который должен быть использован при выполнении этих работ, и его характеристики) - Из изложенного следует, что Заказчик в извещении о проведении открытого аукциона в документации об открытом аукционе в электронной форме по указанным видам работ не установил все необходимые показатели для определения соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика»

Запрещено включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (ч. 2.1, 3.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ), в частности: - к его квалификации, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы; - к его деловой репутации; - о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта

Федеральная антимонопольная служба России от 03 февраля 2011 г. Установление требования о подтверждении соответствия участников размещения заказа требованиям законодательства РФ при участии в торгах на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений Письмом МЧС России от сообщается, что в соответствии с положениями Федерального закона от ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановления Правительства Российской Федерации от «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» МЧС России осуществляет лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений. В свою очередь, письмом Минэкономразвития России от АП/Д05 сообщается, что депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности» (далее – проект закона). Проектом закона предлагается лицензирование деятельности в сфере обеспечения пожарной безопасности заменить институтом саморегулирования. В связи с этим, лицензирование рассматриваемого вида деятельности будет прекращено с момента вступления в силу данного закона. Учитывая изложенное, в настоящее время деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений должна осуществляться на основании лицензии. Таким образом, при рассмотрении вопроса о лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, необходимо руководствоваться позицией по данному вопросу лицензирующего органа – МЧС России.

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 февраля 2010 г. по делу N А / Работы по разработке и установке сигнализации не могут быть охарактеризованы, как непосредственно связанные с защитой государственной тайны, в связи с чем требование к участнику размещения заказа о наличии у него лицензии на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны не является необходимым для производства указанных работ

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 мая 2010 г. по делу N А /2009 Судебный акт апелляционного суда отменен, в силе оставлено решение суда первой инстанции, поскольку, установив запрет на право привлечения участниками размещения заказа субподрядчиков при исполнении муниципального контракта, заявитель сузил круг лиц, которые могут принять участие в аукционе, что могло привести к ограничению числа участников размещения заказа, что, в свою очередь, могло привести к ограничению конкуренции (соперничеству, состязательности) при проведении аукциона. Следовательно, заявителем были нарушены требования антимонопольного законодательства (извлечение). Постановление Президиума ВАС РФ от N 11017/10 По делу N А /2009 "Требование государственного (муниципального) заказчика, запрещающее привлечение подрядчиком субподрядчиков при исполнении соответствующего муниципального контракта правомерно, если не будет доказано, что это условие включено специально для того, чтобы обеспечить победу на торгах конкретному хозяйствующему субъекту»

Письмо ФАС России от 23 июля 2010 г. N ИА/23610 «О разъяснении законодательства» В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Согласно части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. в целях надлежащего соблюдения части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, проектно-сметная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте в полном объеме. Не размещение проектно-сметной документации на официальном сайте в полном объеме является основанием для обязательной выдачи ФАС России и ее территориальными органами предписания о внесении изменений в соответствующую документацию о торгах.

Аукционная документация заказчика содержала фактически два блока, разнящихся по сроку и объему оказания услуг. В одном разделе аукционной документации срок начала оказания комплекса услуг был определен так: "Со дня заключения настоящего контракта до 31 декабря 2009 года". Тут же определялся и объем услуг. Однако следующий подпункт указывал, что срок оказания услуги составляет не более пяти дней с момента получения письменной заявки заказчика (т.е. объем услуг не был определен, поскольку заявки от заказчика могут и не поступить). Нормы п. 1.1 ст. 38 Закона устанавливают: государственный контракт может заключаться не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона. Согласно ч. 5 ст. 448 ГК РФ договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней после завершения торгов и оформления протокола. В рассматриваемом случае в информационной карте аукциона содержалось положение о подписании победителем аукциона государственного контракта в срок не позднее 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона. Московское УФАС России посчитало, что такое положение аукционной документации некорректно.

Решение ФАС России от 09 марта 2011 года по делу П-106/11 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Коммерческая фирма «Красные Ткачи» «… В соответствии с извещением о проведении аукциона, размещенным Заказчиком, наименование аукциона является «открытый аукцион в электронной форме для государственных нужд» Согласно техническому заданию документации об аукционе предметом аукциона является поставка белья термостойкого в ассортименте (летнее, зимнее). Таким образом, наименование аукциона сформулировано Заказчиком некорректно, оно не отражает предмет аукциона- поставка белья термостойкого в ассортименте. Указанные действия Заказчика приводят к ограничению открытого доступа необходимой информации о размещаемом заказе для формирования участниками размещения заказа предложений в соответствии с потребностями Заказчика, что нарушает ч.1 ст.1, ч.1 ст.41.6, ч.6 ст.34 Закона о размещении заказов»

В соответствии с ч. 4 ст.10 Закона о размещении заказов, « Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи. В случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения открытого аукциона в иных случаях (в том числе в случае невключения этих товаров, работ, услуг в указанные перечни) такое размещение заказов осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи». «Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона», утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р.

Например, Федеральной службой по оборонному заказу при проведении проверки в рамках рассмотрения жалобы ИП Колесникова В.В. на действия заказчика в решении 1293-рж от 18 января 2011 года было установлено следующее. В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме от 21 декабря 2010 г. ТАТ , размещенном на сайте оператора электронной торговой площадки, указано, что номенклатурой размещаемого заказа является «продукция сельского хозяйства, продукция охотничьего промысла, услуги в сельском хозяйстве и охоте» (код по ОКВЭД ), при этом в графе открытый аукцион в электронной форме для государственных нужд». Вместе с тем, согласно разделу V «Техническая часть» документации об открытом аукционе в электронной форме к поставке требовались: «простыни хлопчато-бумажные, подушки ватные, одеяла ведомственные арт. 2871, полотенца махровые 50х110 см», которые в соответствии с ОКВЭД относятся к коду «Текстильные изделия» Рособоронзаказ пришел к выводу, что сведения, содержащиеся в документации об аукционе в электронной форме, не соответствует извещению о проведении открытого аукциона, что является нарушением положений ч.1 ст.41.6 и ч.6 ст.34 Закона о размещении заказа. Кроме того, противоречит ч.1 ст.1 Закона о размещении заказов, так как не обеспечивает гласности и прозрачности размещения заказа, следовательно, является условием для необоснованного ограничения количества участников размещения заказа. В действиях заказчика выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.

Решение и предписание ФАС России от 24 февраля 2011 года по делу, возбужденному по жалобе ООО «ЮГ-СТРОЙ» ( К– 365/11) В соответствии с техническим заданием Конкурсной документации работы, входящие в предмет Конкурса, относятся к разделу «Разборка и снос зданий, расчистка строительных участков» код «Услуги строительные и объекты строительства» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК , в том числе разборка остатков железобетонных фундаментов, разравнивание грунта бульдозером. В соответствии с частью 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения открытого аукциона в электронной форме, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается и осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от р «Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона». Код «Услуги строительные и объекты строительства» включен в указанный перечень.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых является предметом торгов. В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Федерального закона от N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно письму Минэкономразвития России от N Д заказчик вправе выделять в отдельные лоты заказ на различные группы товаров (работ, услуг) вне зависимости от того, включены они в одну группу товаров (работ, услуг) номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд или нет.

Письмо ФАС РФ от N АЦ/4619 "О разъяснении Федерального закона от N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в части соблюдения законодательства о размещении заказов Российской Федерации при проведении закупок на оказание услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения". По мнению ФАС РФ, при размещении государственных и муниципальных заказов не следует объединять в один лот услуги по поставке, хранению и отпуску лекарственных средств и изделий медицинского назначения отдельным категориям граждан, в целях недопущения ограничения количества участников торгов Кроме того, ФАС РФ отмечает, что при размещении заказов в рамках обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения заказчикам целесообразно осуществлять размещение заказа на поставку таких товаров после того, как размещен заказ на оказание услуг по их хранению и определен победитель.

Письмо ФАС РФ от 31 июля 2009 г. N АЦ/25415 О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ ОТ N В целях недопущения ограничения количества участников размещения заказов не следует объединять концентраты для гемодиализа (кроме концентратов в картриджах) в один лот с диализаторами, магистралями и другим гемодиализным оборудованием. Постановлением ФАС ЗСО от N Ф04-136/2007(157-А45-6) не следует объединять в один лот товары, свободно обращающиеся на рынке, с товарами, для реализации которых необходима лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, так как это может привести к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие, к нарушению норм Федерального закона N 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции»

Письмо Минэкономразвития N АП/Д04, Минздравсоцразвития N 8035-ВС, ФАС России N ИА/20555 от 31 октября 2007 года « О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 года 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения При формировании лотов на поставку лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения в 2008 году следует исходить из следующего: - заказчику следует избегать укрупнения лотов в связи с тем, что любое объединение различных лекарственных средств в один лот потенциально ведет к снижению количества участников торгов; - не следует объединять в один лот лекарственные средства, входящие в различные группы в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 г. N 665 (далее - Перечень); - не следует объединять лекарственное средство в один лот с другим лекарственным средством, в случае если по его международному непатентованному наименованию зарегистрировано только одно торговое наименование; - не следует объединять в один лот наркотические или психотропные средства с иным лекарственным средством. Наркотические или психотропные средства допускается объединять в один лот соответственно с наркотическими и/или психотропными средствами, относящимися к одной группе согласно вышеупомянутому Перечню; - в случае размещения заказа на поставку лекарственного средства, которое согласно Перечню относится к группе XXX "Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения" либо к группам "Прочие...", по каждому МНН формируется отдельный лот; - в случае размещения заказа по торговому наименованию (допускается для инсулинов и циклоспоринов) по каждому торговому наименованию следует формировать отдельный лот.

Решение ФАС России от 24 февраля 2011 г. по делу, возбужденному по жалобе ООО «Подольская строительная компания» ( К–361/11) Согласно пункту Приложения 1 Заказчиком установлены требования к объему выполняемых работ, а именно создание проектной документации на замену лифтового оборудования. В опубликованных Заказчиком разъяснениях установлено, что требования по проведению проектных работ на поставку и монтаж лифтового оборудования установлены в связи с тем, что данные работы не проводились по условиям Государственного контракта 41-РА от «Документация на капитальный ремонт помещений Арбитражного суда Московской области», а указанные обязательства возлагаются на исполнителя работ. Вместе с тем, работы по строительству осуществляются организациями, обладающими свидетельствами саморегулируемых организаций на проведение строительных работ, а работы по проектированию осуществляются организациями, обладающими свидетельствами саморегулируемых организаций на проведение работ по проектированию. Данные виды работ относятся к различным товарным рынкам. В соответствии частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями , статьи 34 Закона о размещении заказов. На основании части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Таким образом, объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам работ влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушением требований части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

В соответствии с ч.10, 12 ст. 9 Закона о размещении заказов в контракт включается обязательные условия: - об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом - о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. В силу ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Например, существенными условиями договора страхования (ст. 942 ГК РФ) являются: 1) об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования; 2) о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая); 3) о размере страховой суммы; 4) о сроке действия договора.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ Существенные условия Государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (ч.1 ст. 766 ГК РФ) 1) об объеме подлежащей выполнению работы 2) о стоимости подлежащей выполнению работы 3) о сроках ее начала и окончания работ 4) размере и порядке финансирования и оплаты работ 5) способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА ч.8 ст Контракт считается заключенным с момента направления оператором электронной площадки участнику открытого аукциона в электронной форме контракта в соответствии с ч.7 ст Закона о размещении заказов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА Контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных в соответствии с ч.9 ст.17 Закона о размещении заказов предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

Разъяснения законодательства по вопросу возможности изменения срока выполнения работ в ходе исполнения муниципального контракта муниципальным заказчиком по согласованию с исполнителем 19 марта 2009 АЦ/34487 Частью 5 статьи 9 Федерального закона от ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) установлено четкое требование, что при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта по соглашению сторон или в одностороннем порядке не допускается. Кроме того, частями и 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов установлен закрытый перечень случаев, когда возможно изменить условия контракта по соглашению сторон или в одностороннем порядке. Изменение срока выполнения работ в ходе исполнения муниципального контракта муниципальным заказчиком по согласованию с исполнителем в вышеуказанные перечень случаев не входит.

Решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А /2008 Изменение сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по муниципальному контракту, заключенному по результатам торгов, недопустимо Согласно муниципальному контракту Ответчик в качестве поставщика принял на себя обязательство по поставке автобусов для нужд городского округа в срок до 30 сентября 2007 г. Дополнительным соглашением от 28 сентября 2007 г. к муниципальному контракту срок поставки автобусов сторонами был продлен до 14 ноября 2007 г., а дополнительным соглашением от 13 ноября 2007 г. - до 1 декабря 2007 г. По условиям оспариваемых дополнительных соглашений срок поставки был изменен в связи с письмом Федеральной таможенной службы РФ от 16 августа 2007 г. N 06-73/30947 "О соблюдении ограничений при ввозе транспортных средств", согласно которому к поставщикам импортных автомобилей предъявлялись дополнительные требования по обязательной сертификации этих товаров. К моменту рассмотрения спора муниципальный контракт был Ответчиком исполнен. Постановление ФАС Поволжского округа от по делу N А /2010 При заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, прямо перечисленных в ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Федеральный закон от N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) был принят и вступил в силу Федеральный закон от N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был дополнен новой гл. 7.1 "Размещение заказов на энергосервис для государственных или муниципальных нужд

Под энергосбережением в соответствии с уже действующим законодательством понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Под энергетической эффективностью понимаются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Вводится понятие коэффициента энергоэффективности технологических процессов, устройств, помещений, определение фактического значения которого и соотнесение его с нормативным уровнем является обязательным для установленных в законопроекте случаев. При превышении фактического значения над нормативным значением коэффициента энергоэффективности предусматривается взимание платы.

Под энергетическим обследованием в соответствии с новым законом понимается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, показателях энергетической эффективности, выявление возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. Энергетическое обследование может проводиться в отношении: - продукции; - технологического процесса; - юридического лица; - индивидуального предпринимателя. Результатом энергетического обследования является отчет, содержащий перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, то есть для конкретного объекта обследования.

Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц: - органов государственной власти, местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц; - организаций с участием государства или муниципального образования; - организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; Примечание. Регулируемые виды деятельности - виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ производится регулирование цен (тарифов). - организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов; - организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. руб. за календарный год; - организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Указанные лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

Энергосервисным договором (контрактом) признается договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Предметом договора является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Обязательством исполнителя по контракту на энергосервис является обеспечение предусмотренной контрактом экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов в натуральном выражении без учета экономии в стоимостном выражении.

В ст. 19 Федерального закона от N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодатель определил существенные условия энергосервисного договора (контракта), который должен содержать: - условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта); - условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее, чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов; - иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством РФ.

Ст.57 Закона о размещении заказов Любой участник размещения заказа вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, спец. Организации, оператора, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии А) нарушает права и законные интересы УРЗ Б) являются незаконными

ОБЖАЛОВАНИЕ В ФАС (РОСОБОРОНЗАКАЗ) И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ Жалоба на содержание извещения, аукционной документации- любое лицо- до окончания срока подачи заявок Обжалуемые действия совершены после начала рассмотрения заявок- только лицо,подавшее заявку Обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей или при заключении контракта- до заключения контракта ПО ИСТЕЧЕНИЮ УКАЗАННЫХ СРОКОВ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» Телефон для справок: (843) Электронная почта: