Управление человеческими ресурсами Минина Вера Николаевна, д.с.н., профессор, зав. кафедрой организационного поведения и управления персоналом minina@gsom.pu.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анна Шапиро Директор по управлению персоналом ООО «Автомобильная компания Автодруг» «Незаменимых людей нет» HR-практика: аргументы «за» и «против»
Advertisements

Принцип управления персоналом НаучностиФункциональностьАдаптивностьИерархичность ПропорциональностьЭкономичностьКомплексностьЦелеполагание КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.
Построение системы внутрикорпоративного обучения Докладчик: Токарева Галина Анатольевна.
Экономические результаты деятельности HR подразделения Минина Вера Николаевна, проф., зав. кафедрой организационного поведения и управления персоналом.
Управление персоналом как система Тема 2. Основные вопросы 2.1. Основы системного подхода к управлению персоналом Механизм управления персоналом.
ГРУППА КОМПАНИЙ «ТРАЙПЛ» Руслан Тарусин Заместитель генерального директора по управлению персоналом и организационному развитию.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Этический стандарт как элемент кадровой политики компании Яхонтова Елена Сергеевна, д.с.н., профессор, директор центра СПИ ВШМБ АНХ при правительстве РФ.
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ МАОК Преподаватель: Грабовский А.Е.
Дисциплина «Основы управления персоналом» «Принципы формирования системы обучения и развития персонала» Лекция 19.
ФГБОУ СПО « Медицинский колледж» РАМН г. Москва ГБУЗ МО МОНИКИ им М. Ф. Владимирского Некоторые вопросы в подготовке среднего медицинского персонала, в.
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА БИЗНЕС-РЕЗУЛЬТАТ Идеи для настоящего и будущего ЦРП «Бизнес-Инсайт»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ЭКОНОМИКЕ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ Сергей Шувалов Центр исследований и статистики науки, Москва.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Презентация компании Подготовлена старшим партнером Алексеем Ересковским Татьяной Ивановой.
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ («УЧР») Профиль факультета «Менеджмент»
Маркетинг персонала. «Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами.
Транксрипт:

Управление человеческими ресурсами Минина Вера Николаевна, д.с.н., профессор, зав. кафедрой организационного поведения и управления персоналом Профориентационная лекция

Дать представление о системе управления человеческими ресурсами организации Познакомить с основными функциями управления человеческими ресурсами Задачи лекции

Темы для обсуждения – Человек и организация: проблемы взаимодействия Стратегии управления человеческими ресурсами Система управления человеческими ресурсами Функции управления человеческими ресурсами

Человек и организация: проблемы взаимодействия Почему они возникают? Как их решать?

Что ищет человек в организации? Работу Удовлетворение Признание Самоутверждение Возможность самореализации

Взаимные ожидания сотрудника и организации Хорошая оплата Надежное место работы Интересная работа Удобный график работы Возможность чего-то достичь Уважение Реализация способностей Большой отпуск Возможность проявить инициативу Ответственная работа Не слишком напряженная работа World Values Survey. URL: worldvaluessurvey.org Соблюдение дисциплины Высокая производительность труда Высокое качество результатов Инициатива Лояльность Участие в делах компании Высокая трудовая мотивация Способность и готовность к обучению и развитию

Образы сотрудника глазами менеджеров Положительные образыОтрицательные образы Мифы и реальность Работники умеют и готовы хорошо работать Работники ленивы и безынициативны Они ценят справедливое отношение и хороший климат не меньше, чем деньги Их интересует только ЗП и бенефиты Они гордятся качественной работойОни безразличны к качеству своей работы Они инициативны и ответственныНе могут работать без жесткого контроля сверху Уважают и ценят своих руководителейНе любят своих непосредственных руководителей Готовы участвовать в делах компанииНе хотят участвовать в делах компании Поддерживают измененияСопротивляются любым изменениям

Образы организации глазами сотрудников Положительные образыОтрицательные образы Метафоры, характеризующие возможности развития сотрудника в организации Кузница кадровТюрьма народов Карьерная компанияБизнес-концлагерь Лестница в небоПищеварительный тракт Райский уголокСоковыжималка Из коллекции Веричевой Г.Л.

Образы организации глазами сотрудников Положительные образыОтрицательные образы Метафоры организационной культуры и социально-психологического климата Дружная семейкаСемейка Адамс Второй домСерый дом УлейДом престарелых Золотое дноКоролевство кривых зеркал База отдыхаКурилка Вечная фиестаОсиное гнездо Запасной аэродромПауки в банке ЗабугорьеЗоопарк

Проблемы взаимодействия человека и организации Невыполнение обязательств Нелояльность Недоверие Взаимная неудовлетворенность Организация Невыплата ЗП Жесткие Санкции Жесткий контроль Увольнение Работник Прогулы Отлынивание от работы Нежелание вносить вклад в бизнес Увольнение

Выводы Несовпадение ожиданий Проблемы взаимодействия Отношениями в организации надо управлять Трудовым поведением надо управлять Нужна система управления персоналом

Новое поколение работников: вызовы менеджменту организации (1) Поколение У: рожденные в гг.: Они ожидают: организация предоставит возможности для реализации их потенциала Ценят собственный вклад, а не работу по инструкциям и указаниям сверху Рассматривают работу в организации как собственное обучение и развитие Им необходима постоянная обратная связь, т.к. воспринимают мир постоянно изменяющимся, неопределенным

Новое поколение работников: вызовы менеджменту организации (2) С самого начала рассчитывают на высокую ЗП Для них важно обучение, особенно стиль (школьная привычка к тестам) Их подстегивает интерес и новые впечатления, рутина вызывает скуку Интересуются социальными вопросами и не планируют всю жизнь провести в организации

Новое поколение работников: вызовы менеджменту организации (3) Высоко мобильны: перемена места работы для них естественна Деньги для них ценны, т.к. они хотят поддерживать высокий жизненный стандарт Для них важен баланс между работой и личной жизнью

Новое поколение работников: вызовы менеджменту организации (4) Поколение Z: рожденные в период : Они скорее индивидуалисты, нежели коллективисты Скорее хорошие потребители, нежели хорошие производители Межличностным коммуникациям предпочитают виртуальное общение Их мир – интернет сети, виртуальный мир Ориентированы на быстрый результат Воспринимают мир глазами пользователя интернет

Новое поколение работников: вызовы менеджменту организации (5) Молодые профессионалы не привязаны к организации Предпочитают отношения с организацией как бизнес-партнеры, не как работодатель и работник Для них часто профессиональный рост ценнее организационной карьеры Ценят личную свободу, возможность самореализации не в одной сфере

Как справляться с вызовами? Изучать жизненные миры, ценности людей Формировать новые модели взаимодействия организации и сотрудника телеработа, Фриланс Сочетать жизненный стратегии сотрудников с бизнес-стратегией (корпоративной стратегией) организации Развивать soft skills в менеджменте По-новому готовить специалистов в области управления человеческими ресурсами

Система управления человеческими ресурсами Философия организации Менеджмент организации Технологии управления HR стратегия и политика Организационные структуры Цели и задачи УЧР

Стратегии управления человеческими ресурсами Вовлеченность Приверженность Эффективность

Стратегия вовлеченности Цели и задачи управления человеческими ресурсами: формирование партнерских отношений с сотрудниками вовлечение в дела организации закрепление в организации ценных сотрудников

Стратегия вовлеченности Кадровая политика: подбор сотрудников, разделяющих ценности организации диалог между работодателем и работником карьерный рост в организации ценность лояльности оценка вклада в развитие организации

Стратегия вовлеченности Методы работы с персоналом: поддержание высокого уровня трудовой мотивации участие в управлении повышение квалификации развитие карьеры формирование команд оценка удовлетворенности трудом Использование soft технологий

Стратегия приверженности Цели и задачи управления человеческими ресурсами: формирование коллектива единомышленников развитие способностей и талантов сотрудников развитие организации через сотрудников

Стратегия приверженности Кадровая политика: подбор сотрудников, разделяющих ценности организации поддержание высокого уровня трудовой мотивации сотрудничество работодателя и работников (интеграция) карьерный рост в организации ценность приверженности непрерывное обучение и развитие (learning by doing)

Стратегия приверженности Методы работы с персоналом: участие в управлении развитие талантов развитие карьеры формирование команд оценка удовлетворенности трудом формирование профессиональных и интеллектуальный сетей обмен и распространение знаний Использование soft технологий

Стратегия эффективности Цели и задачи управления человеческими ресурсами: достижение высоких экономических и финансовых результатов организации повышения ценности организации для акционеров рост производительности, качества труда оптимизация расходов на персонал

Стратегия эффективности Кадровая политика: оценка вклада в экономические результаты оценка эффективности по целевым показателям организации клиентоориентированность экономия и бережливость привлечение и удержание высокорезультативных сотрудников

Стратегия эффективности Методы работы с персоналом: оценка результативности и эффективности материальное стимулирование тренинги профессиональных навыков оценка удовлетворенности трудом экономическая оценка программ развития персонала

Функции управления человеческими ресурсами Планирование персонала Привлечение и отбор персонала Адаптация персонала Оценка персонала Обучение и развитие персонала Вознаграждение персонала Аутплейсмент (работа с увольняемыми сотрудниками)

Планирование персонала Анализ работы: анализ рабочего места, процесса анализ функций и ролей работника Ответ на вопросы: Зачем существует (создается) данная должность, данное рабочее место? В чем состоит работа? Какими качествами должен обладать работник?

Планирование персонала Планирование численности: определение потребности в персонале анализ рынка труда (спроса и предложения рабочей силы) анализ конкуренции на рынке труда Ответ на вопросы: Как связана бизнес стратегия с кадровой политикой? Какие человеческие ресурсы нужно привлечь для достижения целей организации? Как обеспечить конкурентные преимущества?

Привлечение персонала Привлечение персонала: разработка политики на рынке труда использование технологий поиска персонала формирование позитивного имиджа организации

Привлечение персонала

Привлекает ценных сотрудников: возможность интересной творческой работы достойный уровень заработной платы возможность карьерного и профессионального роста Отталкивает ценных сотрудников: бюрократизм плохой менеджмент низкий уровень оплаты труда, не соответствующий вложенным усилиям отсутствие возможностей профессионального и карьерного роста Исследование ЭКОПСИ Консалтинг

Имиджевая реклама как средство привлечения нужных сотрудников

Отбор – обоюдный выбор Отбор сотрудников – двухсторонний процесс!

Отбор персонала Критерии отбора персонала ОрганизацииПодразделенийРабочего места Методы отбора: отборочная воронка Этические принципы отбора имидж организации

Причины отклонения предложения компании Несоответствие предложений и ожиданий относительно должности и оплаты труда Плохое впечатление от личных встреч с представителем компании Плохое впечатление от атмосферы в компании Компания долго принимает решение Отсутствие четкого ответа в оговоренные сроки

Негативный имидж Причины: Нарушение этики отбора Большой объем испытаний при отборе Негативный образ (соковыжималка и т.п.) Завышенные обещания, несоответствие реалиям Недоверие

Адаптация персонала Адаптация: Профессиональная Психологическая Организационная

Адаптация персонала Программы адаптации: общие специализированные Для организации Получение отдачи от работника в более короткий срок Для работника Признание Самоутвержде ние В более короткий срок

Адаптация персонала Подходы к адаптации в компаниях: оптический армейский партнерский

Статистика До 90% новых сотрудников, покинувших организацию, принимают решение об уходе в первый день своего пребывания в ней

Оценка персонала Оценка персонала: Оценка трудового и личностного потенциала Оценка соответствия должности (аттестация) Оценка результативности труда Назначение оценки: повышение эффективности работы персонала

Использование оценки ОЦЕНКА Обучение Вознаграж- дение Развитие

Принципы эффективной оценки Поддержка со стороны высшего менеджмента Всеобщность Тщательная подготовка Использование результатов в практике управления персоналом

Обучение и развитие персонала Что дает организации? Повышение квалификации выше производительность и качество Подготовка кадрового резерва Удовлетворенность сотрудников выше уровень трудовой мотивации, лояльности

Обучение и развитие персонала Анализ потребности в обучении Определение бюджета на обучение Разработка (выбор) программы Обучение Оценка эффективности Корректировка

Обучение и развитие персонала Принципы эффективного обучения: Связь со стратегией бизнеса Связь с интересами сотрудников Заинтересованность менеджмента Планомерность Непрерывность Экономическая обоснованность выбора форм и методов Соответствие форм и методов корпоративной культуре Мотивация участников Возможность использования результатов обучения

Обучение и развитие персонала Развитие карьеры: Горизонтальная карьера (профессиональная) Вертикальная карьера (организационная) Двойная (смешанная)

КрепостьСпортивная команда КлубАкадемия Вклад в общее делоИндивидуальные заслуги Ориентация на внешний рынок труда Ориентация на внутренний рынок труда Карьерные системы в организации

Вознаграждение персонала Согласно Конституции РФ, ст. 37 Вознаграждение есть плата за труд

Система вознаграждения персонала Система вознаграждения персонала – это совокупность внутреннего и внешнего поощрения трудовых усилий и результатов труда

Внутреннее поощрение Связано с мотивами трудового поведения работника: Удовлетворение потребностей Удовлетворенность работой Достижение намеченных целей Реализация намерений и ожиданий Самореализация в труде

Внешнее поощрение Связано с организацией труда работников Система оплаты труда: Основная заработная плата Дополнительная заработная плата Система поощрения: Материального – нематериального Финансового - нефинансового

Система вознаграждения – ключевое звено в УП Привлечение РазвитиеВознаграждение

Работа с увольняемыми сотрудниками Правила: Не сообщать об увольнении в конце рабочей недели или накануне праздника Не сообщать об увольнении в день рождения, годовщину работы в организации и т.д. Не звонить домой и не посылать сообщение на домашнюю электронную почту Не сообщать об увольнении работникам, находящимся на больничном листе или в отпуске Сообщает об увольнении непосредственный руководитель и наедине Беседа должна быть краткой Необходимо объяснить причины увольнения Необходимо сообщить сотрудникам об уходе их коллеги

Работа с увольняемыми сотрудниками Аутплейсмент - мягкое, безболезненное увольнение

Спасибо за внимание! Вопросы ???