Совершенствование городских транспортных систем в Российской Федерации Хосе Луис Иригойен Директор Департамента по вопросам транспорта, водных ресурсов и информационно- коммуникационных технологий ВСЕМИРНЫЙ БАНК Международный семинарУстойчивое развитие городских транспортных систем: вызовы и возможности Москва, 7-8 июня, 2012 г.
Россия на уникальном этапе своего развития: с высоким уровнем урбанизации... Темпы роста урбанизации в России менялись незначительно на протяжении последних 30 лет
Наблюдается быстрый рост общего количества частного автотранспорта, не подкрепленный увеличением пропускной способности УДС Россия на уникальном этапе своего развития: …и быстро растущими темпами автомобилизации
Резкий скачек в уровне автомобилизации может быть только началом процесса... Россия на уникальном этапе своего развития: …и быстро растущими темпами автомобилизации
В российских городах растет количество заторов на дорогах, что негативно сказывается на конкурентоспособности их экономик Основной причиной является быстрый рост количества частного автотранспорта … при этом другие институциональные, инфраструктурные и эксплуатационные факторы лишь усугубляют проблему: – Недостаток дорожного пространства; – Низкое качество содержания УДС; – Зачастую неэффективные системы организации дорожного движения; – Отсутствие права приоритетного движения для общественного транспорта и ограничений на движение частного автотранспорта в перегруженных транспортом центральных районах городов; – Недостаточная координация в вопросах городского развития, землепользования и планирования транспортных услуг
Города, успешно решившие проблемы, связанные с резким ростом уровня автомобилизации, убедились в том, что проблему заторов на дорогах нельзя решить лишь за счет строительства новых дорог
Источник: АБР и МЭА, 2011 г. Общественный транспорт Автомобили и мотоциклы Доля видов транспорта (п/км) Прогнозы до 2050 г. при отсутствии изменений
Заторы на дорогах негативно влияют на работу автомобильного общественного транспорта Маршруты большинства автомобильного общественного транспорта не имеют отдельных выделенных полос движения Качество работы автомобильного общественного транспорта ухудшается, что приводит к следующим негативным последствиям: – Ускорение темпов перехода на использование частного автотранспорта – Ухудшение финансового положения транспортных компаний – Возникновение трудностей в сохранении льготных тарифов на проезд отдельных социально уязвимых категорий пассажиров Многие российские города попали в порочный круг, в котором число заторов на дорогах продолжает расти вместо того, чтобы само-корректироваться
ЧАСТНЫЙ АВТОТРАНСПОРТ БОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЕН: РАСТУЩИЕ ТЕМПЫ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ ЧАСТНЫЙ АВТОТРАНСПОРТ БОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЕН: РАСТУЩИЕ ТЕМПЫ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ НЕЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬСОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ПРОСТРАНСТВА- УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАТОРОВ НА ДОРОГАХ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПРОТ БОЛЕЕ МЕДЛЕННЫЙ, МЕНЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬ- НЫЙ БОЛЕЕ НИЗКИЙ СПРОС И ДОХОДЫ ПРИ БОЛЕЕ ВЫСОКИХ ИЗДЕРЖКАХ БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ ТАРИФЫ ПРИ БОЛЕЕ НИЗКОЙ ЧАСТОТЕ ДВИЖЕНИЯ ГОРОДСКАЯ ЭКСПАНСИЯ С НИЗКОЙ ПЛОТНОСТЬЮ УВЕЛИЧЕНИЕ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, РОСТ КОЛИЧЕСТВА ДТП, СОКРАЩЕНИЕ ВЫГОД ОТ АГЛОМЕРАЦИИ, ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ВВП БЕДНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ИСКЛЮЧЕННОСТЬ УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА НЕОФИЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ТРАНСПОРТНЫЕ КОМПАНИИ НЕЖИЗНЕСПОСОБНЫ НЕБХОДИМОСТЬ В СУБСИДИЯХ, ЧТО ПРИВОДИТ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА БЮДЖЕТ ТРАНСПОРТНЫЕ КОМПАНИИ НЕЖИЗНЕСПОСОБНЫ НЕБХОДИМОСТЬ В СУБСИДИЯХ, ЧТО ПРИВОДИТ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА БЮДЖЕТ Порочный круг городского транспорта
Общественный Частный ПарковкаДорогиАвтомобилиАвтобусМетро Политика в области землепользования, строительства дорог, организации дорожного движения и организации работы общественного транспорта должна осуществляться в рамках стратегического процесса планирования Институты играют ключевую роль в осуществлении такого интегрированного подхода Институты Сбалансированная транспортная модель должна базироваться на целостном видении городского транспорта В основе успешной политики всегда лежат институциональные аспекты Меры в области транспортной политики на федеральном уровне способствуют достижению городами сбалансированной транспортной системы
Некоторые общие факторы успеха в городах, успешно решивших проблемы, связанные с работой общественного транспорта Эффективная транспортная стратегия и органы управления на уровне городских агломераций – Интегрированное планирование всех аспектов транспортной системы – Как правило, достаточно высокий уровень бюджетной и финансовой компетенции … которые разрабатывают долгосрочные стратегии, направленные на: – Меньше на увеличение пропускной способности УДС и больше на инвестиции в инфраструктуру общественного транспорта и развитие немоторизированных видов транспорта – Сокращение количества заторов на дорогах и решение связанных с ними экологическими проблемами посредством более эффективного управления и более эффективного использования имеющейся пропускной способности УДС и мер по регулированию спроса Продуманность долгосрочной стратегии и реализации – Процесс планирования увязан со среднесрочным планом расходов и формирования годовых бюджетов Эффективная система общественного транспорта – Система общественного транспорта должна стать привлекательной альтернативой частному автотранспорту
Стратегические функции Разработка политики Долгосрочное планирование Финанс. капиталовложений Функции в рамках зак. Лицензирование Регистрация ТС Выдача прав Установление тарифов Фунции планирования Разработка маршрутов Оценка спроса Планирование услуг Координация разл. вид. тр. Планирование инфраструктуры Планирование услуг Регулирование Планирование Дороги мосты Другая инфр-ра Другие виды транс. Автобус Общая инфраструктура Отдельные услуги Работа общественного транспорта Строительство и содержание инфраструктуры Конечн. станции, Сист. контроля Метро Три уровня функций
1. ТФЛ + Департ. транспорта 2. ЛТА / Дорожная полиция 3. Транслинк - Департ. транспорта 1. Лондон : ТФЛ 2. Сингапур : ЛТА 3. Ванкувер : Транслинк 1. ТФЛ + Лондонское метро 2. ЛТА 3. Транслинк + Опер. Ком. 1. ТФЛ 2. ЛТА 3. Транслинк Работа общественного транспорта t Стратегические функции Общая инфраструктура Отдельные услуги Планирование инфраструктуры Планирование услуг Регулирование Строительство и содержание объектов инфраструктуры 1. ТФЛ или филиалы 2. ЛТА 3. Транслинк 1. Метро / частн. перевозч. 2. СМРТ / СБС 3. Отдельные тр. комп. 1. Частные строит. компании 2. Частные строит. компании 3. Частные строит. компании Три уровня функций 3 примера
Города с благоприятными условиями для проживания устанавливают приоритеты для общественного и немоторизированного транспорта, интегрируют землепользование и транспортное планирование Сеул Нью-Йорк Богота
Города с благоприятными условиями для проживания устанавливают приоритеты для общественного и немоторизированного транспорта, интегрируют землепользование и транспортное планирование Куритиба Богота Сеул Лима
Ценообразование и мониторинг – Системы взимания платы (напр. Лондон, Сингапур) Общественный транспорт – Электронные проездные билеты – позволяют использовать более продвинутые методы сбора платы за проезд (включая адресность льгот и мониторинг использования субсидий)/интеграция тарифов – Системы контроля, эксплуатации и диспетчерского обслуживания Информационные системы – Расследование и устранение последствий ДТП – Информация для пассажиров (в реальном режиме времени) …и развивают интеллектуальные транспортные системы путем внедрения современных информационно-коммуникационных технологий
Рекомендованные приоритетные меры на краткосрочную перспективу Направления Внесение изменений в нормативно-правовую базу Потребности в консультационных услугах Финансирование Институциональные Стратегического планирование Внесение изменений в градостроительный кодекс Рекомендации по ряду функций и полномочий структур управления на муниципальном уровне Городские агломерации Рекомендации по альтернативным подходам к созданию органов управления на уровне городских агломераций Процесс планирования Переход на систему распределения финансовых средств Рекомендации по разработке муниципальных транспортных стратегий Направление деятельностиПравовая реформа Необходимое консультационное содействие Финансирование Институциональные задачи Стратегическое планирование Внесение изменений в правила территориального планирования в целях обеспечения их соответствия со стратегией развития городского транспорта Консультирование по составу функций и возможным организационным схемам на муниципальном уровне Охват всей территории городской агломерации Консультирование по альтернативным подходам к организации работы на уровне городской агломерации Процесс планированияПереход на выделение финансовых ресурсов по формуле Консультирование в процессе подготовки документации по стратегии развития городского транспорта
Совершенствование городских транспортных систем в Российской Федерации Хосе Луис Иригойен Всемирный банк Спасибо