1 Государственное регулирование страхового рынка Украины в 2004-2005 гг. Председатель Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Регулирование страхового рынка в Украине Министерство финансов Украины Комитет по делам надзора за страховой деятельностью.
Advertisements

VI Международный Ялтинский форум участников страхового рынка сентября 2006 года Государственное регулирование в контексте концепции развития страхового.
1 Банковская система Украины. 2 Общая характеристика банковской системы Банковская система Украины является двухуровневой Основными нормативно-правовыми.
Финансовые кооперативы: развивающиеся модели, управление рисками и регулирование Ирина Говорун Заместитель Председателя Государственной комиссии по регулированию.
Состояние и перспективы развития российского рынка перестрахования ФССН Перестрахование в России: точки роста 6 июля 2005 г.
1 Негосударственное пенсионное обеспечение: первые шаги внедрения, проблемы и пути их решения Рыбальченко Андрей Анатольевич Член Государственной комиссии.
Страховая индустрия Украины: взгляд в будущее Ирина Говорун Заместитель Председателя Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг.
Государственное регулирование страхового рынка Украины (июль сентябрь 2004) Председатель Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых.
Кредитно-банковская система Северо-Запада: новые реалии Деятельность на рынке платежных услуг. Законодательные инициативы. Жадобин А.В. НКО «Расчетный.
Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части банкротства финансовых организаций.
Современное состояние, проблемы и перспективы внедрения МСФО в небанковских финансовых учреждениях Валентина Петровна Левченко Заместитель Председателя.
Защита конкуренции на рынке страховых услуг Федеральная антимонопольная служба Москва, 2009.
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Балакирева В.Ю. Заместитель директора Департамента финансовой.
Страховой рынок Узбекистана и перспективы его дальнейшего развития и совершенствования Ташкентский международный форум по страхованию 14 апреля 2011 года,
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Администратор негосударственного пенсионного фонда – Администратор негосударственного пенсионного фонда – составляющая накопительной пенсионной системы.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Артём Сапрыкин, Vasko & Nazarchuk Украинский облигационный конгресс 2005 Некоторые правовые аспекты валютного и налогового регулирования при осуществлении.
Страховой рынок России: основные задачи развития.
Имущественная ответственность саморегулируемых организаций: компенсационный фонд, инвестиционная декларация, специализированный депозитарий Саморегулируемая.
Транксрипт:

1 Государственное регулирование страхового рынка Украины в гг. Председатель Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины Виктор Суслов V Международный Ялтинский Форум участников страхового рынка сентября 2005 года

2 Страховой рынок Украины сегодня Сохраняет тенденцию к возрастанию количества страховых компаний

3 Участники страхового рынка Реестр страховых брокеров на на на

4 Страховые премии на рынке

5 Соотношение страховых премий к ВВП

6 Распределение собранных страховых премий по регионам Украины в І полугодии 2005 года

7 Качественные изменения в структуре собранных премий Валовые собранные премии, млн. грн. Вид страхованияI полугодие 2004 г. I полугодие 2005 г. +/- за год Страхование жизни73,3136,5+63,2 Добровольное личное страхование192,4244,8+52,4 Добровольное имущественное страхование, кроме фин. рисков 3 051,12 989,1-62,0 Страхование финансовых рисков4 371,02 467, ,6 Добровольное страхование ответственности * 599,6183,2 -416,4 * ОСАГО112,9327,8+214,9 Обязательное страхование, кроме ОСАГО149,8175,1+25,3 Государственное обязательное страхование18,616,6-2,0 Всего8 568,76 540, ,2 * за счет сокращения на 38% премий по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (по причине введения обязательного ГО) и премий по страхованию ответственности перед третьими лицами на 72% (использовавшееся в схемных операциях наряду со страхованием финансовых рисков)

8 Качественные изменения в структуре собранных премий Рост реального страхованияСокращение схемных операций За 6 месяцев 2005 года объем премий, собранных непосредственно от страхователей-физических лиц, составил 756,4 млн. грн., что превышает аналогичный показатель первого полугодия 2004 года в 1,7 раза.

9 Чистые страховые выплаты 228,6 364,8 403,9 517,6 815, ,6 799,4 14,6% 22,9% 11,6% 14,2% 16,0% 21,5% 23,1% мес % 5% 10% 15% 20% 25% Объем чистых выплат (валовые выплаты за вычетом выплат перестрахователям-резидентам), млн. грн. Уровень чистых выплат

10 Приведение уставных фондов страховщиков в соответствие с законодательством Количество страховщиков, оплаченные уставные фонды которых не соответствуют требованиям ЗУ «О страховании» Распределение страховщиков по объемам уплаченных уставных фондов по состоянию на Non-life: Life: У 1 компании лицензия отозвана, лицензии остальных остановлены Курс EUR

11 Средние показатели на одну страховую компанию Средний по рынку показатель в расчете на 1 страховую компанию по состоянию на конец периода (млн. грн.): 2002 г.2003 г.2004 г. I полугодие 2005 г. Оплаченный уставный фонд 4,69,914,215,8 Активы 29,351,746,6* Чистые собранные премии 10,819,325,08,9 Страховые резервы 5,610,621,412,9 * Снижение среднего показателя активов страховщиков Украины вызвано уходом с рынка 6 страховщиков из десятки крупнейших по объемам собранных в 2004 году премий

12 Уровень концентрации страхового рынка Доля рынка, в % I полугодие 2005 Тор Тор Тор

13 Регулирование рынка страхования гг.

14 Переход к бессрочным лицензиям 13 апреля 2005 года: - лицензии бессрочные, кроме «автогражданки» (на 3-5 лет), - плата за лицензии вносится единоразово Такой шаг позволяет Госфинуслуг не тратить время на непрерывное перелицензирование и сосредоточить внимание на пруденциальном надзоре (анализе отчетности и контроле выполнения нормативов).

15 Динамика операций перестрахования на внутреннем рынке и за рубеж

16 Структура перестрахования рисков у перестраховщиков-нерезидентов Основные страны- партнеры Доля (в %) страховых премий, уплаченная нерезидентам за 2004г. Доля (в %) страховых премий, уплаченная нерезидентам за I полугодие 2005г. Литва, Латвия750 Россия 1230 Германия413 Англия223 Франция112 США16

17 Требования к рейтингам финансовой надежности (устойчивости) страховщиков и перестраховщиков - нерезидентов На момент заключения договоров перестрахования рейтинг страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов должен соответствовать одному из следующих требований: Рейтинговое агентство В соответствии с распоряжением Госфинуслуг от 3 декабря 2004 г (действующие требования) В соответствии с Постановлением КМУ от 15 октября 2003 г (утратило силу) Перестраховщики из стран ЕЭП Перестраховщики из остальных стран Все перестраховщики "A.M.Best" (США)BВ+B, B- "Moody's Investors Service" (США) BaBaaA3 "Standard & Poor's" (США) BBBBBA- "Fitch Ratings" (Великобритания) BBBBBA-

18 Появление тенденций к повышению качественного уровня перестрахования украинских рисков СК с высокими 1 рейтингами СК с низкими рейтингами или без рейтингов 1 рейтинг не ниже уровня инвестиционного класса

19 Контроль договоров перестрахования с нерезидентами С января 2005 года банки переводят валюту по договорам перестрахования только после согласования такого договора в Госфинуслуг Согласование договоров: условия заключения договоров должны соответствовать требованиям законодательства; в стране регистрации нерезидента должен осуществляться надзор за его страховой и перестраховой деятельностью, 3 года беспрерывной деятельности и отсутствие фактов нарушения, в т.ч. законодательства о легализации (отмывания) доходов; а также на предмет не допущения сомнительных (схемных) операций. Принят порядок согласования договоров перестрахования с нерезидентами: реализации стандарта IAIS для рынков развивающихся стран о праве регулятора контроля договоров перестрахования (Guide papers 1 Insurance regulation and supervision for emerging market economies ).Insurance regulation and supervision for emerging market economies

20 Основная причина существования схемщиков – налоговый арбитраж При наличии налогового арбитража еще остается некоторая часть средств, которая проходит через страхование с целью оптимизации налогообложения прибыли. Проведение изменений в налоговом законодательстве требует также поддержки других центральных органов исполнительной власти.

21 Варианты изменения режима налогообложения страховщиков Налогообложение прибыли Налогообложение прибыли + Налог на премии с дифференциацией ставок в зависимости от вида страхования; перестрахование рисков у резидентов уменьшает базу налогообложения (большая из величин) Налог на премии, ставка 10% вне зависимости от вида страхования; перестрахование рисков у резидентов уменьшает базу налогообложения Налог на валовые премии без уменьшения базы налогообложения при осуществлении дальнейшего перестрахования рисков, дифференциация ставок в зависимости от вида страхования Предложение Госфинуслуг

22 Пруденциальный надзор 2004 год Новые формы отчетности и электронная система приема и обработки отчетных файлов Требования к страховым резервам и уставным фондам Лицензионные условия осуществления страховой деятельности Лицензионные условия осуществления ОСАГО 2005 год Рекомендации к анализу отчетности (тесты раннего реагирования) Разработка нового программного модуля к аналитической части обработки отчетности Разработка требований адекватности капитала и ликвидности СК Приближение к стандартам распространения данных МВФ (организация сбора и консолидации данных небанковских финансовых учреждений с целью охвата денежно-кредитной статистикой МВФ данного сектора)

23 Правила формирования и размещения резервов Срок приведения структуры размещения страховых резервов утвержден на года. По данным на конец первого полугодия 2005 года активы 142 non-life и 1 life СК соответствуют требования по размещению резервов. Еще 100 СК близки к выполнению требований по размещению резервов при условии перераспределения структуры активов в банковской системе. 2 основные причины несоответствия сегодня: превышение 5% доли средств на текущих счетах в банках в составе активов, покрывающих страховые резервы; качество ценных бумаг в активах страховщиков не позволяет использовать их для покрытия страховых резервов.

24 На г. в млн.гривен 398 СК347 СК "non-life"51 СК "life" Активы13 237, ,2827,6 Страховые резервы5 121,34 876,1245,2 Деньги на р/с2 076,52 034,741,8 Депозиты1 668,91 441,0227,9 Ценные бумаги, в т.ч.:6 534,86 055,0479,8 - Котировочный лист 1-го уровня (ПФТС) 8 эмитентов 2, Котировочный лист 2-го уровня (ПФТС) 13 эмитентов 583,3569,014,3 - Котировочный лист 3-го уровня (ПФТС) около 57 эмитентов 741,8704,237,6 - Ц.Б., которые не прошли листинг на ПФТС (около 2 тысяч эмитентов)5 207,64 779,7427,9 Другие категории активов2 957,62 879,578,1

25 Структура активов страховщиков (по состоянию на )

26 Возможные изменения в Правилах размещения резервов Действующая редакция Обсуждаемые варианты изменений Денежные средства в банковской системе – 75%, у том числе: - 5% на р/с; - 70% на депозитах. -Увеличение денежных средств на р/счетах путем изменений структуры средств в банковской системе (10%- 65% или 20%-55%); -разрешение покрывать средствами на р/счетах резервы убытков (заявленные, но не урегулированные); - включения депозитов < 1 месяца в состав активов для покрытия резервов; - введение отлагательной нормы для постепенного выполнения условий относительно 5% на несколько лет; Ограничение инвестирования в 1 банк не больше 10% Увеличение предела для инвестирования в 1 банк до 20% от общего размера страховых резервов Общий подход к правилам размещения резервов (установка верхней границы инвестирования в каждую категорию активов) останется без изменений, в т.ч. для ценных бумаг ГИУ

27 Требования к адекватности капитала и ликвидности активов страховых компаний (проект) 50% СК в настоящее время соответствуют проекту требований; планируется установление периода для выполнения всеми СК требований по адекватности капитала - до 2007 года; результат – повышение финансовой устойчивости и сокращение неликвидных активов СК

28 Возможные изменения в нормативах адекватности капитала Действующая редакция Обсуждаемые варианты изменений Обязательства за вычетом суммы страховых резервов Уменьшение объема подлежащих контролю активов на сумму обязательств страховщика по кредитам банков, предоставленным на срок не менее трех месяцев в части, обеспеченной залогом активов страховщика. Ограничение банковских вкладов (депозитов), валютных вложений в один банк 10%. Увеличить с 10 % до 35 %. Ограничение касающееся акций и облигаций украинских эмитентов Расширить уровень листинга до 3 для акций и облигаций, пребывающих в обороте в торгово-информационной системе

29 Тесты раннего реагирования 2004 год1 полугодие 2005 года Оценка Число компаний Общее число компаний = 349 Общее число компаний = год1 полугодие 2005 года Оценка Число компаний Общее число компаний = 42 Общее число компаний = 50 Интерпретация: 1 – нормально, 2 – удовлетворительно, 3 – тревожно, 4 – критично. 1. Компании «non-life» 2. Компании по страхованию жизни

30 Введение в действие Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» Повышения страховой культуры населения и уровня работы компаний Высокая ответственность перед третьими лицами Рост рынка классического страхования (+1,5 млрд. грн. в 2005 г.) Динамика ОСАГО в гг.

31 Принятые нормативные документы, регулирующие ОСАГО Распоряжение Госфинуслуг от Об утверждении размера базового страхового платежа по договорам ОСАГО Распоряжение Госфинуслуг от Об утверждении образца полиса ОСАГО Лицензионные условия ОСАГО, утверждены распоряжением Госфинуслуг от (выдано 81 лицензию) Распоряжение Госфинуслуг от Об утверждении Положения о единой централизованной базе данных относительно ОСАГО Постановление КМУ от Об утверждении Порядка проведения расчета размера страхового возмещения иждивенцам в связи с гибелью кормильца вследствие ДТП Постановление КМУ от Об утверждении размеров страховых платежей по договорам международного обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств

32 Страхование жизни Принятые документы: Методика формирования резервов по страхованию жизни; Правила размещения страховых резервов по страхованию жизни; Порядок предоставления кредитов страхователям за счет выкупной суммы; Введение заявительного порядка покупки валюты страховщиками для формирования резервов Разработан проект: Порядок использования средств резервов по страхованию жизни для долгосрочного кредитования жилищного строительства, в т.ч. индивидуальных застройщиков

33 Развитие рынка страхования жизни

34 Стратегия развития и регулирования рынка страхования до 2010 года

Концепция развития страхового рынка Украины до 2010 года 23 августа 2005 года было принято распоряжение Кабинета Министров Украины «Об одобрении Концепции развития страхового рынка Украины до 2010 года», которая станет основной доктриной в нормотворческой деятельности на ближайшие 5 лет в соответствии с принятой Концепцией Госфинуслуг при участии Минэкономики, Минфина, Минюста и объединений страховщиков будет ежегодно разрабатывать планы мероприятий по ее реализации

Основные мероприятия по реализации Концепции 1.Повышение защиты интересов потребителей страховых услуг; 2.Обеспечение стабильности и развития страхового рынка на основе усовершенствования системы правового обеспечения и системы регулирования, надзора и контроля за деятельностью участников страхового рынка; 3.Повышение капитализации страховщиков и конкурентоспособности национального страхового рынка; 4.Предотвращение использования страховой системы у вытеку средств за рубеж и усиление государственного регулирования и надзора за перестраховой деятельностью;

5. Повышение прозрачности деятельности страхового рынка. 6. Формирование адекватной системы подготовки и сертификации специалистов по страхованию и обеспечение государственной поддержки проведения научно-исследовательских работ в этой сфере; 7. Повышение уровня страховой культуры населения.

Принят проект распоряжения «Об утверждении Порядка раскрытия информации финансовыми учреждениями» Анализ деятельности компаний выявил ряд негативных моментов, связанных с недостаточной информированностью потребителей. Этим Порядком будет установлена процедура и способы раскрытия информации финансовыми учреждениям, а также элементы контроля за достоверностью такой информации.

Приняты изменения к Лицензионным условиям осуществления страховой деятельности Стоимость нетто-активов (чистых активов) на любую дату после окончания второго финансового года с даты внесения информации о заявителе в Госреестр должна быть не менее установленного законом минимального размера уставного фонда По состоянию на конец I полугодия 2005 г. только 6 СК non- life и 2 СК life не удовлетворяют данным требованиям

Принят проект изменений к Лицензионным условиям осуществления страховой деятельности и утверждении Положения о представительстве страховщика Положение будет способствовать усовершенствованию порядка осуществления деятельности обособленными подразделениями и его гармонизации с процедурами, которые уже применяются по отношению к обособленным подразделениям финансовых учреждений. Предоставление филиалам страховщика права на осуществление части страховой деятельности страховщика лишь после внесения информации о филиале в Госреестр и получения страховщиком лицензии на право осуществления страховой деятельности.

Проект положения о внутреннем аудите финансовых учреждений (в т. ч. страховых компаний) Внесение информации о страховой компании в реестр Методические указания по корпоративному управлению в финансовых учреждениях Проекты распоряжений Госфинуслуг

Разработан проект изменений к закону «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» - предусматривается установление критериев оценки деловой репутации и финансового состояния учредителей (участников), имеющих существенную часть в уставном капитале - предусматривается установление требований к источникам происхождений денег - срок выдачи лицензии может быть продолжен в случае необходимости проведения проверки соответствию законодательства АМL

Новая редакция Закона Украины «О страховании» роль страховых компаний в негосударственном пенсионном обеспечении классификация видов добровольного и обязательного страхования регулирование актуарной деятельности требования к страховым посредникам регулирование деятельности по перестрахованию требованиях к платежеспособности страховщиков

44 Концепция развития системы предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на гг. ( распоряжение КМУ от 3 августа 2005 г. 315-р ) С целью предотвращения использования слабых сторон финансовой системы с целью легализации незаконных доходов и финансирования терроризма предусматривает: Предотвращение внесению средств криминального происхождения в уставные фонды финансовых учреждений Выявление новых финансовых технологий, которые могут использоваться для легализации незаконных доходов и финансирования терроризма, а также проведение мероприятий для предотвращения их использования Проведение постоянного мониторинга внешнеэкономических операций, производимых через оффшорные зоны Госфинуслуг будет принимать активное участие в реализации основных положений Концепции

45 План мероприятий по предотвращению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем на 2005 год (постановление КМУ от 10 августа 2005 г. 736) Разработать и подать КМУ предложения по внесению изменений в законодательные акты в части идентификации фактических собственников небанковских финансовых учреждений и проверки источников происхождения средств, за счет которых формируются их уставные капиталы Разработать и подать КМУ предложения по внесению изменений в законодательные акты в части усовершенствования механизма получения субъектами первичного финансового мониторинга от государственных органов, банков и других юридических лиц информации, необходимой для идентификации своих клиентов Задачи Госфинуслуг:

46 Мероприятия по детенизации национальной экономики на гг. (распоряжение КМУ от 23 августа 2005 г. 367-р) Разработать предложения по внесению изменений в законодательные акты в части запрета привлечения средств физических лиц учреждениями, не имеющими права на предоставление финансовых услуг на территории Украины Разработать новую редакцию Закона Украины «О страховании» Разработать предложения по внесению изменений в ряд законов Украины в сфере деятельности рынков финансовых услуг (их адаптация к европейскому законодательству) Разработать предложения по внесению изменений в ряд законов Украины о устранении преград для обеспечения операционной и финансовой независимости Госфинуслуг Задачи Госфинуслуг:

47 Внедрение международных стандартов в сфере страхования Директивы и рекомендации EU; Рекомендации FATF; Принципы и стандарты IAIS; Базельские принципы; Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

48 Сотрудничество с ЛСОУ 2004 год отличался продуктивным сотрудничеством Госфинуслуг и ЛСОУ регулярное проведение совместных совещаний для обсуждения ключевых аспектов государственного регулирования страхового рынка совместная работа над проектами нормативно-правовых актов совместная работа по обучению лиц, осуществляющих деятельность на страховом рынке

49 Спасибо за внимание ! Контактная информация: Украина г. Киев Ул. Б. Гринченко, 3 Телефон