State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Advertisements

1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЯДЕРНОЙ И РАДИОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
ТЕМА 4: «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ УкрСЕПРО»
«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
Развитие системы учета и контроля ядерных материалов в Российской Федерации (Трехсторонний семинар по учету и контролю ядерных материалов 27÷31 октября.
Қазақстан Республикасының радиациялық қауіпсіздік саласындағы нормативтік-құқықтық негіздері тақырыбына қорғады.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
1 Государственный комитет ядерного регулирования Украины Роль инспектора в повышении безопасности АЭС Декабрь 2007г.
1 Первичная регистрация РАО и мест их размещения Егоров Д.Б.
Законодательные основы проведения экспертизы в сфере образования Руководитель инспекции по надзору в сфере образования Архангельской области Е.Н. Горяшина.
1 Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области Вопросы соблюдения.
Глава 12. Управление системой образования. Государственные регламентации образовательной деятельности.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
«Вывод из эксплуатации критического стенда 3» 1. Заводоуправление Завод основан в 1917г. Сегодня ОАО «Машиностроительный завод» - это ведущее предприятие.
Заместитель начальника Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению А.С.Карпов Разграничение полномочий.
Нормативно - правовая основа осуществления государственного надзора Федеральный закон от ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Изменения нормативно-правового регулирования в части регистрации медицинских изделий Суханова Мария.
Развитие регулирующей системы в области ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства.
Транксрипт:

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Государственная инспекция ядерного регулирования Украины Государственное регулирование радиоактивных источников: разрешительная, инспекционная деятельность, физическая защита, учет и контроль Р. Трипайло

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Радиоактивные источники в Украине В Государственном регистре ИИИ регистрируются все источники и операции с ними по принципу - от «колыбели» до «могилы». На декабрь 2012 зарегистрировано: радиоактивных источников и генерирующих устройств Цель государственного регулирования - максимально уменьшить количество «уязвимых» и «брошенных» источников Покину тые ИИИ Уязви мые ИИИ под регулирующим контролем

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Терминология… «Брошенные» (orphan source) – радиоактивный источник, который не находится или никогда под регулирующим контролем, либо был оставлен без присмотра, утерян, помещен в ненадлежащее место, похищен или передан без надлежащего официального разрешения. «Уязвимые» (vulnerable sources) – радиоактивный источник, который в настоящее время находится под контролем, но этот контроль, является недостаточным для постоянного обеспечения безопасности и сохранности

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Принципы государственного регулирования: Предупреждение, Выявление, Реагирование

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Инфраструктура регулирующего контроля Эффективный регулирующий контроль обеспечивается с помощью таких главных инструментов: Установление регулирующих требований Разрешительная деятельность Надзор и санкции

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев SNRIU STRUCTURE CHAIRPERSON of the State Nuclear Regulatory Inspectorate of Ukraine Safeguards Division Administrative Service Sector International Cooperation and European Integration Division Nuclear Installations Safety Assessment Directorate Information Emergency Department Organizational – Analytical Support Division Economics, Finance and Accounting Department Personal and Occupation Safety Division Legal Division Radiation Technology Safety Department RW Management and Decom- missioning Department Performance Control Division First Deputy Chairperson Deputy Chairperson Internal Audit Sector State Inspections on Nuclear and Radiation Safety: Western Crimean Southern South-Eastern North North-Western Eastern Central Diplomatic Adviser Anti-Corrupt Practices Sector Reactor Safety Council Radiation Protection Council Public Council Physical Protection Regulation Department State Inspections on Nuclear Safety at NPPs: Khmelnitsky Rivno South Ukraine Zaporizhya Chornobyl Central Inspection Department

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Инфраструктура регулирующего контроля/Нормирование І. Законодательство гармонизировано з документами МАГАТЭ 2.Нормы по радиационной безопасности в Украине гармонизированы с международными нормами безопасности 3.Нормы и правила в части радиационной защиты и безопасности сейчас в процессе гармонизации с документами ЕС, публикациями МКРЗ, новыми стандартами МАГАТЭ

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Инфраструктура регулирующего контроля/Нормирование С 1995 года разработано более 200 норм и правил по ядерной и радиационной безопасности из которых: Общие вопросы – 15 Ядерные установки – 15 Безопасность ядерных установок – 71 Безопасность радиоактивных источников – 30 Безопасность транспортировок – 16 Безопасность при обращении с РАВ – 22 Гарантии – 17 Физическая защита – 12 Аварийная готовность и реагирование – 23

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Пример взаимосвязи законодательных документов в части лицензирования ЗУ «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии» (процедура лицензирования) Постановление КМУ от (уровни освобождения от лицензирования) Постановление КМУ от (административные услуги) Приказ SNRIU от (перечень и формы лицензионных документов) Приказ SNRIU от (лицензионные условия использования ИИИ) Приказ SNRIU от Лицензионные условия производства ИИИ Приказ SNRIU от Методические указания по оценке лицензионных документов

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Инфраструктура регулирующего контроля/Разрешительная деятельность Разрешительная деятельность включает:: Лицензирование деятельности с ИИИ (если радиоактивные источники не освобождаются от лицензирования в соответствии с критериями) Регистрацию ИИИ в Государственном регистре всех источников, что не освобождаются от регулирующего контроля Выдача разрешений на экспорт/импорт радиоактивных материалов и лицензий на перевозку радиоактивных материалов

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Инфраструктура регулирующего контроля/Надзор и санкции Формы надзора: Инспекции/инспекционные обследования Контроль выполнения условий лицензий и предписаний Контроль состояния безопасности по отчетным документам лицензиатов Применение санкций: штрафные административных санкции к юридическим и физическим лицам; приостановка деятельности; приостановка/аннулирование лицензий

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Инфраструктура регулирующего контроля/Надзор и санкции Рыночный надзор: Выявление радиоактивных источников, что не соответствуют требованиям по безопасности Извлечение источников из оборота Проведение испытаний касательно их безопасности Проведение лабораторных испытаний, проверка герметичности и других радиационных параметров Взаимодействие с производителями и поставщиками в части: замены некачественных частей модернизации или замены оборудования

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Физическая защита (Security of Radioactive Sources) С точки зрения обеспечения физической защиты основные пути обращения с отработанными RS: Временное хранение на предприятии (не более 6-ти месяцев); Возврат в страну производителя в соответствии с контрактом с поставщиком; Размещение на специализированных предприятиях по обращению с радиоактивными отходам

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Физическая защита (Security of Radioactive Sources) Государственная программа «Обеспечение безопасного хранения отработанных высокоактивных источников ионизирующего излучения» Цель программы - создание хранилищ для отработанных высокоактивных источников и выполнение мероприятий по их передаче в эти хранилища. В частности, выполнения следующего: - физическое и радиационное обследование мест хранения RS - разработка методов извлечения и контейнеризации RS - извлечение, контейнеризация и транспортировка с мест временного хранения RS на специализированные предприятия по обращению с РАО

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Физическая защита (Security of Radioactive Sources) Выявление нарушений безопасности и RS в незаконном обороте. Возобновление регулирующего контроля за «брошенными» RS контроль на границах – оснащение всех пунктов пропуска портативными системами стойками радиационного контроля радиационный контроль металлолома является обязательным в Украине - все операции с металлоломом сопровождаются радиологическим обследованием с выдачей соответствующего сертификата

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Основано в Украине на: Законах постановления Правительства Нормы и правила по радиационной безопасности Документах политики: (Зеленая и Белая книги) Стратегии государственные программы Международные инструменты: новый BSS, Code of Conduct on the Safety and Security of Radioactive Sources - Joint Convention on the Safety of Spent Fuel Management and on the Safety of Radioactive Waste Management Обращение с отработанными RS Обращение с отработанными RS

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Обращение с отработанными RS Обращение с отработанными RS Обеспечивать: использование RS компетентными лицензиатами, которые могут выполнить все мероприятия по радиационной безопасности и защите адекватные мероприятия по физической защите особую безопасность и сохранность RS когда они становится отработанным

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Обращение с отработанными RS Обращение с отработанными RS Установлена: Эффективная регулирующая система Всесторонняя система учета и контроля RS от их производства/поставки до захоронения, включая «наследие» Доступность оборудования, транспортных возможностей, хранилищ, персонала и др. в современной инфраструктуре обращения с отработанными RS

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Инфраструктура обращения с отработанными радиоактивными источниками С 2009 года введен налог на образование и временное хранение РАО в виде отработанных источников При ввозе новых источников поставщик должен оплатить 10% стоимости источника в Фонд обращения с РАО В случае наличия договорных обязательств вернуть отработанные источнику производителю – 10% стоимости ИИИ не оплачивается в фонд обращения с РАО

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Инфраструктура обращения с отработанными радиоактивными источниками Государственная политика в части новых источников – ввезенных в Украину после 90-х годов) С 2007 года ввоз новых источников 1-й категории разрешается при условии возврата ИИИ в страну производителя С 2009 года необходимо платить налог 10% в государственный фонд обращения с РАО Обращение с отработанными ИИИ может финансироваться с Фонда обращения с РАО

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Инфраструктура обращения с отработанными радиоактивными источниками Государственная политика в части обращения «исторических» - ввезенных в Украину во время СССР: Лицензиат (не банкрот) – передает отработанные источники на специализированные предприятия по обращению с РАО (применяются санкции, обязательные платежи в Фонд РАО) В случае отсутствия лицензиата или признание его банкротом применяются государственные программы и международные программы по «амнистии»

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Немного статистики …. Немного статистики …. УкрДО «Радон» Отработанные RS на спецкомбинатах в 2011 DSRS with bioshild Discharged DSRS (in the borehole ) AmountActivity, BqAmountActivity, Bq Dnipropetrovsk ,41Е ,16Е+14 Kiev 88144***5,97Е **1,75Е+14 Lviv ,26Е ,24Е+13 Odessa ,76Е ,70Е+13 Kharkiv 84405*3,25Е ,30Е+13 At all ,93E ,63E+14 * - including DSRS with activity 1,54Е+14 Bq – cemented ** - including 2767 DSRS contend Ir-192 activity 0 Bq *** - including 110 DSRS are activity 0 Bq

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Реагирование в случае виявления RS в незаконном обороте, утери регулирующего контроля 1. Порядок реагирования, функции, ответственность утверждены постановлением КМУ от N Координацию действий на месте выявления осуществляют местные органы исполнительной власти 3. Функции радиационного контроля выполняют территориальные органы Госатомрегулирования, МОЗ, Минприроды 4. Экспертной организацией по оценке и исследованиях выявленных RS назначен Институт ядерных исследований НАНУ 5. Установлен механизм финансирования 6. Координацию действий по реагирования осуществляет Госатомрегулирование и также выступает пунктом связи с МАГАТЭ, общественностью, ведет учет и оценку таких случаев, разрабатывает предупреждающие мероприятия

State Nuclear Regulatory Committee of Ukraine Международный семинар «Регулирование брошенных и уязвимых ИИИ. Опыт и перспективы Украины». 12 декабря г. Киев Спасибо за внимание!