Внедрение риск - ориентированных подходов в регулирующую деятельность и эксплуатацию АЭС Украины Г. Громов ОП Бюро ГНТЦ ЯРБ А. Севбо С. Шоломицкий А. Дыбач.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Сбор и анализ исходных данных для определения уязвимости от внутренних затоплений энергоблока с реактором ВВЭР-1000/320" Назаренко Константин ОАО «Киевский.
Advertisements

Разработка регулирующих документов и руководств по ядерной безопасности в Германии Рольф Янке 1.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
ЭНЕРГОТЕХАТОМ Концепция безопасности АЭС год.
11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
«Разработка программно-методического аппарата оценки безопасности проживания населения на загрязненных территориях на основе анализа и комплексной оценки.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Риск-информированные подходы к обеспечению промышленной безопасности, как актуальное направление совершенствования технического регулирования Кириллов.
Определение Аудит информационной безопасности ИС - это независимый, комплексный процесс анализа данных о текущем состоянии информационной системы предприятия,
Методы и средства защиты информации в компьютерных системах Пермяков Руслан
Докладчик: главный специалист отдела тарифов в локальных монополиях Котрини Т.Р. 20 марта 2009 Содержание заключения на инвестиционные программы коммунального.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
О критериях и требованиях безопасности к строительству новых энергоблоков АЭС в свете уроков аварии на АЭС «Фукусима» Государственная инспекция ядерного.
CEFC Разработка проекта по реализации административной реформы Опыт Ставропольского края О.А. Пигунова Центр экономического и финансового консалтинга.
Планирование аудиторской проверки Правило (стандарт) 3 Лекция 3.
Введение ФГОС основного общего образования в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 9» г. Сосновый Бор.
Учебный курс Разработка ИТ-стратегии Лекция 2 доктор технических наук, профессор Васильев Роман Борисович.
1 Государственный комитет ядерного регулирования Украины Роль инспектора в повышении безопасности АЭС Декабрь 2007г.
Транксрипт:

Внедрение риск - ориентированных подходов в регулирующую деятельность и эксплуатацию АЭС Украины Г. Громов ОП Бюро ГНТЦ ЯРБ А. Севбо С. Шоломицкий А. Дыбач Госатомрегулирования Украины

1 Содержание l Введение l История вопроса l Основные принципы РОП l Нормативно-правовая и методическая база l Примеры использования РОП l Заключение

2 Введение l Под РОП понимается подход к принятию решений, который использует результаты оценки риска в сочетании с традиционными детерминистическими анализами безопасности с целью сконцентрировать внимание регулирующего органа и эксплуатирующей организации на проектных и эксплуатационных проблемах в зависимости от степени их влияния на безопасность ядерной установки. l Применение РОП направлено на: – Повышение безопасности путем направления усилий на проблемы, имеющие наибольшее влияние на безопасность – Повышение эффективности работы АЭС l снижение избыточной регулирующей нагрузки на лицензиата l оптимальное использование материально-технических и финансовых ресурсов – Оптимизация и повышение эффективности регулирующей деятельности l Условия эффективного применения РОП – Наличие вероятностных анализов безопасности (ВАБ) как технического инструмента и основы для использования РОП – Развитие нормативной базы, охватывающей различные аспекты применения РОП – Наличие персонала, владеющего методологией РОП, в регулирующем органе и эксплуатирующей организации

3 История формирования условий для применения РОП в Украине l Решение о внедрении РОП было принято на Коллегии Госатомрегулирования Украины 9 от и подтверждено решением Коллегии 15 от – Планомерное внедрение в практику регулирующей деятельности вероятностных методов в качестве инструмента для подготовки и принятия решений – Высокая приоритетность НИР в области разработки и прикладных задач ВАБ – Разработка и приоритетное выполнение Программы РОП l Программа РОП (введена в действие в 2003 г.) содержит общую стратегию, перечень задач и этапы внедрения РОП. Элементы Программы: – Разработка нормативно-методической базы – Создание технической базы - расширение и углубление ВАБ, адаптация ВАБ для прикладных задач – Выполнение работ по повышению безопасности и оптимизации затрат, повышению экономических показателей и т.д – Анализ и оценка опыта применения РОП, обновление документов – Обучение персонала l Межведомственный координационный комитет l «Общие положения безопасности атомных станций» НП п

4 Организация и внедрение РОП Обучение Нормативно- методическая база Программа РОП Использование оценок риска при регулировании безопасности и эксплуатации АЭС Техническая база (ВАБ) Пилотные проекты Анализ опыта, Обновление Программы

5 Основные принципы РОП l Разработаны принципы применения РОП: Принцип 1. Значения риска не должны использоваться в качестве единственного критерия. При принятии решений необходимо использовать комбинацию вероятностного и детерминистического методов. Принцип 2. Должна быть соблюдена концепция глубоко эшелонированной защиты. При принятии решения с применением РОП должны выполняться следующие требования: Обеспечивается адекватность глубоко-эшелонированной защиты тому риску (и соответствующей неопределенности), против которого она направлена. Соблюдается разумный баланс между мерами по предотвращению повреждения активной зоны; мерами по предотвращению повреждения ГО и мерами по смягчению последствий таких событий. Не нарушается независимость барьеров глубоко-эшелонированной защиты. Обеспечивается соблюдение принципов резервируемости, независимости и разнообразия систем ожидаемым частотам возникновения исходных событий аварий и предполагаемым последствиям аварийных ситуаций. Соблюдаются принципы предотвращения отказов по общей причине, в том числе и для возможных новых отказов по общим причинам. Обеспечивается защита от возможных ошибок персонала.

6 Основные принципы РОП Принцип 3. Снижение консерватизма должно сопровождаться реализацией мер не только компенсирующих снижение, но позволяющих повысить безопасность путем эффективного использования реализуемых ресурсов. В процессе принятия решения все аспекты должны учитываться интегрировано. При этом необходимо использовать в качестве критериев оценки не только частоту повреждения активной зоны (ЧПАЗ) или частоту сверхнормативного радиоактивного выброса (ЧСНВ), но и учитывать влияние изменения на функции безопасности, оценивать изменение профиля риска и т.п. Принцип 4. Должны быть обеспечены достаточные запасы до пределов безопасной эксплуатации (критериев приемлемости). Принцип 5. Должно быть обеспечено не превышение вероятностных критериев безопасности из ОПБ для действующих и строящихся энергоблоков АЭС.

7 Основные принципы РОП Принцип 6. Преимущества от реализации решения должны обоснованно компенсировать возможные изменения показателей безопасности. Т.е., должны быть проанализированы и соответствующим образом учтены (компенсированы, оптимизированы) возможные отрицательные эффекты от предлагаемого изменения в лицензионной базе. Принцип 7. Объем, глубина, уровень детализации и качество инженерных обоснований (включая детерминистские и вероятностные анализы), проведенные для обоснования предлагаемого изменения, должны адекватно соответствовать виду и объему изменения, должны базироваться на реальном исполнительном состоянии энергоблока и учитывать опыт эксплуатации. Принцип 8. Должен выполняться постоянный мониторинг для оценки реального влияния и последствий от реализации решения. Принцип 9. Анализы, используемые для обоснования решения, должны быть проведены и задокументированы с использованием процедур обеспечения качества, соответствовать по объему и полноте требованиям нормативных документов, и быть доступными для детальной проверки и экспертизы.

8 Основные принципы РОП

9 Нормативно-правовая и методическая база в части РОП l Система нормативно-методологических и технических документов – Поддержка ГКЯРУ со стороны КЯР США (Меморандум о сотрудничестве между ГКЯРУ и NRC) l Разработаны принципы применение РОП l Наработаны материалы по отдельным составляющим ВАБ и применения РОП – Материалы разработаны в соответствии с современным международным опытом (США, МАГАТЭ) и отечественными исследованиями – Обновление, усовершенствование и введение в действие

10 Нормативно-правовая и методическая база в части РОП l Основа для разработки – Общие требования и положения l US NRC Regulatory Guide An Approach for Using Probabilistic Risk Assessment in Risk-Informed Decisions on Plant-Specific Changes to The Licensing Basis, 2002 l IAEA Draft Safety Guide Risk Informed Decision Making – Требования и указания в части обеспечения требуемого технического качества ВАБ l ВАБ 1 уровня - IAEA-TECDOC-1135 Regulatory review of probabilistic safety assessment (PSA) Level 1, 2000; ASME/ANS RA-S-200X Standard for PRA for nuclear power plant applications l ВАБ 2 уровня - IAEA-TECDOC-1229 Regulatory review of PSA Level 2, 2001, IAEA Safety Series No.50-P-8 Procedures for Conducting Probabilistic Safety Assessments of Nuclear Power Plants (Level 2),, 1995 l Оперативный ВАБ - IAEA-TECDOC-1106 Living probabilistic safety assessment (LPSA), 1999 – Требования и указания по прикладным задачам l Оценка и приоритезация мероприятий /проблем безопасности - US NRC, Prioritization of Generic Safety Issues, NUREG-0933, Washington, 2006 l Риск-ориентированная оптимизация технических обслуживаний и ремонтов - USNRC RG 1.177, "An Approach for Plant-Specific, Risk-Informed Decisionmaking: Technical Specifications," 1998 l Риск-ориентированная инспекционная деятельность - US NRC Inspection Manual, Inspection procedure 7111, 2003 US NRC Guidelines on Significance Determination Process

11 Нормативно-правовая и методическая база в части РОП l Запланированная деятельность на 2009 г.: – ввод в действие нормативно–правового акта, устанавливающего принципы применения РОП – разработка двух внутренних руководств по использованию РОП в регулирующей деятельности l использование РОП в инспекционной деятельности с целью – фокусирования инспекций на аспектах имеющих наибольшее влияние на безопасность – оценка влияния на безопасность нарушений, обнаруженных в ходе инспекций l использование РОП при оценке эксплуатационных событий

12 Перспективное направление применения РОП l Разработка «Интегральной системы регулирования безопасности АЭС» (с использованием опыта US NRC «Reactor Oversight Program» (ROP), CSN «Integrated System for Plants Oversight»)

13 Использование РОП эксплуатирующей организацией l В отрасли ведутся работы по РОП – Оценка безопасности модификаций проекта АЭС, отдельных технических решений – Разработка и оценка эффективности мероприятий для компенсации дефицитов безопасности – Оптимизация технических обслуживаний и ремонтов (начальная стадия) – Приоритизация мероприятий по повышению безопасности

14 Использование РОП эксплуатирующей организацией (продолжение) l Повышение безопасности при эксплуатации АЭС (пример) – Для энергоблока 1 РАЭС была определена проблема множественных отказов оборудования 2 контура вследствие разрывов трубопроводов 2 контура за пределами ГО (запаривание, биение трубопроводов, воздействие реактивных струй воды и пара, и др.). – Реализация запланированного изначально в КПБ КМУ мероприятия (анализ возможности применения концепции «зона без разрыва»…) является затруднительной вследствие сложной геометрической компоновки трубопроводов и других факторов. – В качестве компенсирующего мероприятия был предложен вариант использования дополнительной системы аварийной питательной воды (ДСАПВ). – ДСАПВ является наиболее эффективной мерой (из предложенных), повышает безопасность на 80% l Вариант А – базовый риск l Вариант В – риск с учетом ДСАПВ – снижение ЧПАЗ на 1.96Е-05 1/год l Вариант С – риск с учетом концепции «зона без разрыва» – снижение ЧПАЗ на 2.30E-06 1/год l Вариант D – риск с учетом ДСАПВ и концепции «зона без разрыва»

15 Использование РОП эксплуатирующей организацией (продолжение) l Повышение экономичности при эксплуатации АЭС (пример) – Риск-ориентированная оптимизация технических обслуживаний и ремонтов позволяет сократить затраты и увеличить выработку электроэнергии за счет сокращения времени обслуживания и ремонта оборудования – Анализ потенциальных технико-экономических эффектов от оптимизации для АЭС Украины показал: l существует потенциал, позволяющий снизить затраты на проведение ТОиР без влияния на количественные показатели безопасности энергоблоков l существует возможность: – облегчения планирования, управления и контроля за работами в период ППР; – снижения нагрузки на ремонтный и оперативный персонал в период ППР. – снизить (прогнозируемо на %) количество дефектов и отказов, вследствие возможно некачественного ТОиР изначально исправного оборудования

16 Заключение l Необходимые условия, методическая и техническая база для внедрения РОП в Украине в целом сформированы l Для дальнейшего эффективного внедрения риск-ориентированных подходов необходимо: – завершить формирование нормативно-методологической базы, обеспечить взаимосвязь с действующими детерминистическими требованиями по ЯРБ – возобновить деятельность межведомственного координационного комитета по реализации Программы РОП, обеспечить поддержание и углубление технических основ РОП – обеспечить систематический характер подготовки персонала в части РОП