Деятельность Минэнерго России в сфере электроэнергетики: промежуточные итоги и перспективы Сочи 11 октября 2010 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совершенствование законодательство в сфере регулирования электроэнергетики после завершения переходного периода Помчалова Е.В. Заместитель Руководителя.
Advertisements

Совещание Федеральной службы по тарифам «Подготовка тарифно-балансовых решений на 2007 год в условиях принятия нового Порядка функционирования оптового.
12/12/20131 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до Договоры предоставления мощности и инвестиции в российскую электроэнергетику.
2012 г. Москва Государственное регулирование на оптовом рынке электроэнергии в 2012 году.
Тарифно-балансовые решения ФСТ России в отношении субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного Федерального округа Июль,
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)
МОСКВА, сентябрь 2011 Обеспечение эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков Заместитель Председателя Правления - член Правления НП «Совет рынка»
Новое в законодательстве об электроэнергетике и особенности подготовки тарифных предложений на 2013 год 29 марта 2012 года.
Введение рынка мощности и перспективы либерализации оптового рынка электроэнергии. Директор по работе на ОРЭ Д.И. Готлиб Москва, октябрь 2007.
Формирование Схемы и программы развития ЕЭС России Лелюхин Максим Николаевич Заместитель Директора по управлению развитием ЕЭС ОАО «СО ЕЭС»
Развитие энергосбытовой деятельности в России Докладчик: Председатель Правления Некоммерческого Партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых.
Об уточненных прогнозных значениях свободных цен на электроэнергию и мощность на 2012 год Москва, декабрь 2011.
О ходе реформирования ценообразования на рынке электрической энергии (мощности) в Российской Федерации ФСТ России С. Гудкова 2012 г.
Итоги и перспективы развития рынков электрической энергии 7 декабря 2006 года Конференция "РАО "ЕЭС России" - открытая компания" Ю.А. Удальцов, член Правления,
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифное регулирование в электроэнергетике на годы.
Развитие оптового рынка электроэнергии (мощности).
О Росте цен на электрическую энергию (мощность) для различных категорий потребителей на розничном рынке Октябрь 2013 г. Москва.
IV двухсторонняя встреча ФСТ России – Совет европейских регуляторов энергетики (CEER) С.Г. Новиков Руководитель ФСТ России г. Флоренция 6 февраля 2012г.
ОАО «Псковэнергосбыт» ОПТОВЫЙ И РОЗНИЧНЫЙ РЫНКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) Информационные материалы.
Особенности установления тарифов на тепловую энергию на 2013 год. Сценарные условия при установлении тарифов. Начальник отдела регулирования тарифов на.
Транксрипт:

Деятельность Минэнерго России в сфере электроэнергетики: промежуточные итоги и перспективы Сочи 11 октября 2010 года

2 Электропотребление Статус данных: год – факт, 2010 год – оценка 2011 год – прогнозный баланс ФСТ 2012 – 2015 – Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 г. Динамика электропотребления по России в целом

3 Состояние оборудования (1/2) Износ турбинного парка и котельного оборудования Возраст турбинного оборудования ТЭС по генерирующим компаниям Возраст котельного оборудования ТЭС по генерирующим компаниям Доля турбин старше 50 лет (в % от уст. мощности) Доля турбин от 30 до 50 лет (в % от уст. мощности) Доля энергокотлов от 30 до 50 лет (в % от количества) Доля энергокотлов старше 50 лет (в % от количества)

4 Состояние оборудования (2/2) Износ распределительных электрических сетей Значительная часть распределительных электрических сетей отработала свой ресурс, в т.ч.: 60 тыс. км ВЛ напряжением кВ (общая протяженность ВЛ кВ 400 тыс. км) 560 тыс. км (51%) ВЛ напряжением 6-10 кВ 510 тыс. км. (61%) ВЛ напряжением 0,38 кВ 15% подстанций 6-10/0,4 кВ находятся в неудовлетворительном техническом состоянии Более 40% воздушных и масляных выключателей – отработали нормативные сроки Около 50% систем РЗиА – морально устарели Износ основного оборудования ОАО «Холдинг МРСК» Износ объектов электросетевого хозяйства ОАО «Холдинг МРСК» составляет 69% 7,4% основного оборудования отработало 2 срока эксплуатации

5 Инвестиционная программа (1/2) Вводы мощностей и финансирование инвестпрограмм генерирующих компаний в гг. по РФ Динамика инвестиций и вводов генерирующих мощностей в гг. Прогноз изменения установленной мощности за счет вводов и демонтажей в гг.* * - согласно Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., с перспективой до 2030 г. Установленная мощность Вводы за гг. Демонтажи за гг. млрд. руб. В гг. предполагается в среднем вводить ежегодно 7 ГВт новых мощностей ГВт

6 Инвестиционная программа (2/2) Вводы мощностей и финансирование инвестпрограмм электросетевых компаний в гг. Динамика инвестиций и вводов электросетевых компаний в гг. млрд. руб.тыс. км/тыс. МВА

7 В рамках подготовки к заключению договоров о предоставлении мощности (ДПМ) выполнено: Утвержден перечень генерирующих объектов (139 объектов, суммарная установленная мощность – 30,5 ГВт, суммарный прирост установленной мощности в результате ввода - 25,7 ГВт), в отношении которых могут быть заключены ДПМ (Распоряжение Правительства РФ от 11 августа 2010 г р); Определены ценовые параметры и порядок определения цен на мощность в ДПМ (Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2010 г. 238), а также особенности определения цены мощности модернизированных объектов (приложение 19.6 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка); Зафиксированы технические параметры генерирующих объектов (Протокол Наблюдательного совета НП «Совет рынка» от 30 июля 2010 г. 19/2010); Утверждены стандартные формы агентских договоров и ДПМ (приложения к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка); Определены сроки и порядок проведения договорной кампании. ОРЭМ: итоги полугодия (1/2) Подготовка к запуску долгосрочного рынка мощности (ДПМ)

8 В рамках подготовки к конкурентному отбору мощности (КОМ) выполнено: Утвержден порядок определения спроса на КОМ, определяющий потребности энергосистемы в мощности (Приказ Минэнерго России от 7 сентября 2010 г. 431, вступает в силу 15 октября 2010 г.); Утвержден порядок учета технических параметров генерирующего оборудования (Приказ Минэнерго России от 7 сентября 2010 г. 430, вступает в силу 15 октября 2010 г.), устанавливающий пороговые значения технических параметров генерации для допуска к участию в КОМ; Принят регламент проведения конкурентного отбора мощности (Приложение 19.3 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка); Определен перечень зон свободного перетока, в которых КОМ будет проводиться с применением предельного уровня цен на мощность (Приказ ФАС России, в настоящее время на регистрации в Минюсте России); Проведен имитационный конкурентный отбор мощности. ОРЭМ: итоги полугодия (2/2) Подготовка к запуску долгосрочного рынка мощности (КОМ)

9 Для запуска долгосрочного рынка мощности с 1 января 2011 г. предстоит выполнить следующие мероприятия: 15 октября 2010 г. – публикация информации о проведении КОМ; До 4 ноября 2010 г.– подписание поставщиками агентских договоров, обеспечивающих заключение ДПМ (в соответствии с планом-графиком НП «Совет рынка»); К проведению КОМ (8 ноября 2010 г.) - выпуск двух методик ФСТ России: о надбавке к цене мощности АЭС и ГЭС, а также о цене 15%/10% наиболее дорогой мощности; 8 ноября 2010 г. – окончание приема ценовых заявок поставщиков на КОМ; До завершения КОМ (к 8 декабря) – подписание ДПМ всеми участниками оптового рынка; 8 декабря 2010 г. - публикация системным оператором результатов КОМ; До 1 января 2011 г. - выпуск методики ФСТ России, определяющей цены для вынужденных генераторов; С 1 января 2011 г. – начало поставки мощности по новым правилам. ОРЭМ: планы на ближайшую перспективу (1/5) Подготовка к запуску долгосрочного рынка мощности

10 Изменения в Правила ОРЭМ переходного периода: Для целей формирования пакета регулируемых договоров на 2011 г., заключение которых в соответствии с ФЗ 35 необходимо осуществить в 2010 г., Минэнерго России подготовлены изменения в действующие Правила переходного периода (Постановление Правительства РФ 643). Изменения должны вступить в силу к 1 ноября 2010 г. В правилах переходного периода отражаются критерии поставщиков и потребителей, обязанных заключить регулируемые договоры на 2011 г., а также ряд положений, регулирующих функционирование рынка мощности в 2011 г. Статус согласования проекта Постановления Правительства РФ по изменениям в Правила переходного периода Проект Постановления Правительства по изменению правил оптового рынка согласован федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), при этом существует два неурегулированных между Минэнерго России и ФСТ России вопроса: Возможность выхода на ОРЭМ внутри календарного года без получения тарифно- балансового решения; Особенности расчета цены продажи мощности по итогам КОМ для ГЭС. ОРЭМ: планы на ближайшую перспективу (2/5) Изменения в Правила ОРЭМ переходного периода, статус согласования

11 В соответствии с проектом изменений в Правила, в ценовых зонах должны быть заключены регулируемые договоры на поставку электроэнергии и мощности, в т.ч.: Поставщики должны будут заключить регулируемые договоры в отношении следующих генерирующих объектов: мощность которых отобрана на конкурентном отборе мощности (кроме ГАЭС); поставляющих мощность в вынужденном режиме (кроме ГАЭС); в отношении которых заключены ДПМ (кроме ГАЭС); при этом, в отношении генерирующих объектов по которым заключены ДПМ, регулируемые договоры планируется заключать только на поставку электрической энергии. Покупателями по регулируемым договорам должны стать: ГП республик Северного Кавказа, плановые прогнозные объемы потребления электрической энергии (мощности) которых составляют не менее 60% от объемов суммарного потребления электрической энергии (мощности) потребителей соответствующего субъекта РФ - в отношении «Прочих потребителей»; Гарантирующие поставщики (ГП) и энергосбытовые компании (ЭСК) в отношении объёмов потребления «Населения» и (или) приравненных к нему категории потребителей. ОРЭМ: планы на ближайшую перспективу (3/5) Изменения в Правила ОРЭМ переходного периода, в отношении регулируемых договоров

12 В связи с сохранением государственного регулирования тарифов на электроэнергию для «Населения» и приравненной к нему группы потребителей, актуальный вопрос – планирование электропотребления этой группы потребителей и контроль этих объемов в балансе и РД. Минэнерго планирует проводить мониторинг электропотребления «Населения» и приравненной к нему группы потребителей. ОРЭМ: планы на ближайшую перспективу (4/5) Важность контроля объемов электропотребления «Населения» Динамика доли «Населения» в общем полезном отпуске электроэнергии, % млрд. руб. %

13 В соответствии с ФЗ 36 «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…» с 1 января 2011 г. заканчивается действие переходного периода реформирования электроэнергетики и соответственно Правил оптового рынка переходного периода. Минэнерго России подготовлен проект Правил оптового рынка, которые должны вступить в силу с 1 января 2011 г. Соответствующий Проект Постановления Правительства РФ находится в настоящий момент на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. ОРЭМ: планы на ближайшую перспективу (5/5) Подготовка к запуску целевой модели ОРЭМ

14 ОРЭРРЭ Розничный рынок электроэнергии Взаимосвязь ОРЭМ и РРЭ, ценообразование в ценовых зонах Население 100% по регулируемым договорам 100% по регулируемым тарифам Прочие потребители ОГК ТГК ГП Прочие потребители 100 % по свободным ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен 30 % по регулируемым договорам 70 % по свободным ценам 100 % по свободным ценам 30 % по регулируемым тарифам 70 % по свободным ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен гг., без изменений 2010 г. ОРЭРРЭ ОГК ТГК ГП Население гг.

15 Ключевые цели: Создание дополнительных механизмов, способствующих росту конкуренции за потребителей на розничном рынке, с увеличением доли поставки по свободным ценам и защитой потребителей от недобросовестных поставщиков; Защита розничных потребителей в условиях ограниченной конкуренции путем введения предельного уровня нерегулируемых цен; Формирование на розничном рынке ценовых сигналов для стимулирования энергосбережения. Основные изменения: Порядок определения предельного уровня нерегулируемых цен для ГП; Порядок работы розничной генерации в условиях отсутствия тарифного регулирования; Совершенствование порядка заключения и расторжения договоров, платежная дисциплина (порядок введения ограничений за неплатежи); Создание работоспособного механизма смены ГП. Текущий статус: В рамках рабочей группы при Минэнерго России разработан проект Положений о функционировании правил розничных рынков; На текущий момент обсуждаются детали порядка формирования предельных уровней нерегулируемых цен; Во второй половине октября проект Постановления будет направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти. Розничный рынок электроэнергии (1/2) Подготовка к запуску целевой модели РРЭ

16 В соответствии с поручением В.В. Путина (протокол совещания на Саяно-Шушенской ГЭС от 24 февраля 2010 г. ВП-П9-11пр) дано поручение синхронизировать правила торговли в ценовых и неценовых зонах оптового рынка. 15 мая 2010 г. подписано Постановление Правительства РФ 344, призванное усовершенствовать порядок обращения электрической энергии в неценовых зонах, за счет трансляции цен с оптового на розничный рынок (трансляция на сегодняшний день функционирует в ценовых зонах оптового рынка, в неценовых зонах Правила трансляции вступают в силу 1 января 2011 г.), предполагающей: Доведение цен оптового рынка до конечных потребителей; Оплату потребителями отклонения от договорных объемов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ 344 запуск трансляции возможен только после принятия ФСТ России Правил применения тарифов в неценовых зонах (проект находится на утверждении в ФСТ России). Розничный рынок электроэнергии (2/2) Правила трансляции в неценовых зонах

17 RAB регулирование (1/2) План-график перехода на RAB электросетевых компаний, проблемы по отдельным субъектам РФ Увеличение срока регулирования с 3-х до 5-ти лет (НЕОБХОДИМО!) Переход компании на RAB 1 января 2009 г. 1 января 2010 г. 1 января 2011 г. ОАО «ФСК ЕЭС» ОАО «Холдинг МРСК» Переход на RAB РСК 8 регионов Переход на RAB РСК 9 регионов Переход на RAB оставшихся РСК Проблемы на пути внедрения RAB«Проблемные» субъекты РФ 1Падение полезного отпуска в регионах, не заключивших договор аренды сетей «последней мили» с ОАО «ФСК ЕЭС» Республика Хакасия Алтайский край Забайкальский край Красноярский край 2Разногласия по тарифам 2010 г. (выпадающие доходы) в размере 20 млрд. руб. Республика Коми Архангельская область Волгоградская область Калининградская область Кемеровская область Кировская область Мурманская область 3Занижение инвестиционных потребностей (отсутствие согласования ИПР) Республика Коми Архангельская область Калининградская область 4Неготовность администрации субъекта рассматривать RAB как долгосрочный метод регулирования Республика Бурятия Калининградская область Кировская область Ленинградская область

18 RAB регулирование (2/2) Тарифные последствия для конечных потребителей В год перехода сетевых компаний на RAB-регулирование будет наблюдаться резкий «скачок» НВВ В последующие годы – стабилизация НВВ. Доля НВВ сетевых распределительных компаний в общей стоимости электроэнергии у потребителей составляет 18%, доля ФСК – 7%. В 2011 г. рост цен на электроэнергию для конечных потребителей - 15%, из них за счет перехода РСК на RAB - 6,5%. Динамика темпов роста среднеотпускной цены на э/э для конечных потребителей, а также НВВ и объем инвестиционной программы электросетевых компаний с учетом RAB %

19 Инвестиционные программы (1/2) Утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики дней15 дней дней15 дней Порядок утверждения инвестиционных программ (ИП) субъектов электроэнергетики в рамках постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. 977 Статус утверждения ИП субъектов на сегодняшний день Субъект электроэнерге тики направляет проект ИП в Минэнерго России Минэнерго России направляет проект ИП на согласование в заинтересованные ФОИВы, субъекты РФ, ГК «Росатом» Заинтересованн ые ФОИВы, субъекты РФ, ГК «Росатом» представляют замечания к проекту ИП Субъекты электроэнергетик и дорабатывают ИП с учетом замечаний Проект ИП рассматривается заинтересованными ФОИВами, субъектами РФ, ГК «Росатом» Минэнерго России утверждает проект ИП при наличии соответствующих согласований Представлена не по форме ОАО «Мосэнерго» ОАО «Фортум» ОАО «Квадра» ОАО «ТГК-5» ОАО «ТГК-6» ОАО «Волжская ТГК» ОАО «ТГК-9» На согласовании (замечания не представлены) ОАО «ОГК-2» ОАО «ОГК-6» ОАО «ТГК-1» ОАО «ТГК-2» ОАО «Кузбассэнерго» ОАО «Енисейская ТГК» Замечания не устранены ОАО «ФСК ЕЭС» ОАО «ЕЭСК» ОАО «Янтарьэнерго» ОАО «ОГК-1» ОАО «ОГК-3» ОАО «ОГК-4» ОАО «ТГК-11» Утверждена ОАО «РусГидро» ОАО «СО ЕЭС» ОАО «МОЭСК» ОАО АК «Якутскэнерго» ОАО «Магаданэнерго» ОАО «Камчатскэнерго» ОАО «СЭК» ОАО «Сахалинэнерго» В Минэнерго России проходит согласование приказа об утверждении инвестиционных программ ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «Тюменьэнерго», ОАО «МРСК ЦиП» и ОАО «РАО ЭС Востока». ФСТ России были представлены замечания к проектам инвестиционных программ ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «ОГК-1», ОАО «ОГК-3», ОАО «ОГК-4», ОАО «ТГК-11». Проекты инвестиционных программ ОАО «ЕЭСК» и ОАО «Янтарьэнерго» не согласованы органами исполнительной власти субъектов РФ.

20 Инвестиционные программы (2/2) Порядок формирования и актуализации инвестиционных программ Формирование 3-х летней инвестиционной программы в части генерации осуществляется циклически следующим образом: В 2010 г. формируется и утверждается инвестиционная программа на гг.; В 2011 г. инвестиционная программа гг. уточняется, формируется инвестиционная программа на 2014 г., утверждается инвестиционная программа на гг.; В 2012 г. и далее повторяется ситуация 2011 г. со сдвигом на год. Формирование инвестиционной программы электросетевых компаний осуществляется аналогично, за исключением того, что период планирования программы составляет 5 лет. 1 января 2011 г. 1 января 2012 г. 1 января 2013 г. 1 января 2014 г. 1 января 2010 г. 1 января 2015 г. Утверждение инвестпрограммы на гг. Утверждение инвестпрограммы на гг. Реализация 2011 г., актуализация гг. Реализация 2012 г., актуализация гг. и т.д. по аналогии с предыдущим годом Схема формирования, актуализации и утверждения 3-х летних инвестиционных программ генерирующих компаний

21 Изменение системы ценообразования в целях привлечения инвестиций на инновационное развитие отрасли требует введения соответствующих механизмов долгосрочного прогнозирования и планирования. Что сделано: Правительством РФ утверждена Энергетическая стратегия до 2030 г.; Правительством РФ одобрена Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 г.; Минэнерго России утверждена Схема развития ЕЭС России на гг. Во исполнение Постановления Правительства РФ 823 регионами разработаны Программы развития электроэнергетики на 5 лет (их разработали 40 регионов из 79); В соответствии с Постановлением Правительства РФ 977 утверждены 3 – летние инвестиционные программы для генерирующих компаний и 5-летние для сетевых компаний; Системный оператор определяет спрос на электроэнергию на 4 года для КОМ. На настоящее время все эти долгосрочные документы: Недостаточно увязаны между собой; Не стали основой для принятия регуляторных решений. Баланс электроэнергии и мощности Усиление роли долгосрочных планов и прогнозов

22 Инвестиционные программы Роль долгосрочных балансов возрастает 1 января 2011 г. 1 января 2012 г. 1 января 2013 г. 1 января 2014 г. 1 января 2010 г. 1 января 2015 г. Подготовка баланса э/э на 2011 г. для принятия тарифных решений Подготовка баланса э/э на 2012 г. для принятия тарифных решений Подготовка баланса э/э на 2013 г. для принятия тарифных решений Подготовка баланса э/э на 2014 г. для принятия тарифных решений Подготовка баланса э/э на 2015 г. для принятия тарифных решений Формирование баланса э/э и мощности на гг. Формирование баланса э/э и мощности гг. Актуализация 2012,2013 года, формирование 2014г. и т.д. по аналогии с предыдущим годом. Минэнерго России ФСТ России Среднесрочные балансы должны стать основой для формирования инвестпрограмм энергокомпаний, для организации топливообеспечения, для прогноза цен и финансовых моделей компаний, для заключения РД на оптовом рынке с целью энергоснабжения населения. Среднесрочные балансы мощности с детализацией по уровням напряжения необходимы для формирования тарифов на услуги сетевых компаний. Минэнерго планирует ежегодно формировать и утверждать 3-летние прогнозные балансы электроэнергии и мощности в перспективе с увеличением срока планирования до 5 лет.

Спасибо за внимание!