Измерение миграции: международная практика и рекомендации для РФ Докладчик M. Денисенко, МГУ им. Ломоносова – ГУ-ВШЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАТИСТИКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ПЕРЕПИСЕЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ Никитина Светлана Юрьевна.
Advertisements

МИКРОПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 2015 ГОДА КАК ИСТОЧНИК ДАННЫХ О МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Семинар по статистике миграции (Минск, мая.
К вопросу о совершенствовании сбора данных о миграции населения Совершенствование сбора данных о миграции населения предполагает максимальное использование.
СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ Москва, 2010 год Агентство Республики Казахстан по статистике.
Право граждан на въезд в РФ и выезд из РФ. Конституция РФ гарантирует каждому, кто законно находится на территории России, право свободно передвигаться,
Всероссийская перепись населения 2010 Курганстат 2009.
МИКРОПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 2015 ГОДА – ПЕРВЫЙ ШАГ В ПОДГОТОВКЕ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ РАУНДА 2020 ГОДА Шевердова Галина Заместитель начальника.
Федеральная служба государственной статистики Статистическое наблюдение по вопросам трудовой миграции в России З.А.Рыжикова Начальник Управления статистики.
Миграция – это процесс передвижения, перемещения. Международная миграция населения – это внешняя, межгосударственная миграция населения, движение населения.
Статистика населения естественный прирост и миграция Выполнила студентка группы 2 БЭН ЭФО.
Вопросы сопоставимости данных переписи населения и текущего миграционного учета М.А.Клупт, д.э.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный университет.
Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств (Статкомитет СНГ) Учет общей и трудовой миграции в государствах- участниках.
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Проблема миграции и «политических беженцев». Негативное восприятие иммиграции в комплексе социальных проблем. Миграция (лат. migration, от migro – перехожу,
Статистика населения Демографическая статистика. Население Как объект изучения в статистике представляет собой совокупность людей, проживающих на определенной.
П РАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РК.
Тема лекции: Порядок пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.
Национальный статистический комитет Кыргызской Республики Статистические данные по трудовой миграции в Кыргызской Республике Акматова Ш.А.
Сведения за 2010 год о жителях США, рожденных за границей: Доступ к информации об иммигрантах и иммиграции из Обследования американского сообщества, проведенного.
СИСТЕМА СБОРА И АНАЛИЗА МИГРАЦИОННОЙ СТАТИСТИКИ ДЕПАРТАМЕНТОМ ПО ГРАЖДАНСТВУ И МИГРАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Маргевич Владимир.
Транксрипт:

Измерение миграции: международная практика и рекомендации для РФ Докладчик M. Денисенко, МГУ им. Ломоносова – ГУ-ВШЭ

Задачи измерения миграции 1. Численность прибывших в страну за год (inflow): 1. Численность прибывших в страну за год (inflow): Категории мигрантов по времени краткосрочные краткосрочные Долгосрочные Долгосрочные Категории мигрантов по происхождению: Иностранцы Иностранцы Граждане (уроженцы) Граждане (уроженцы) Категории мигрантов по Категории мигрантов по Цели прибытия Цели прибытия 2. Численность мигрантов на определенную дату (stock) Те же категории 3. Отток из страны за год (outflow) 3. Отток из страны за год (outflow) Категории иммигрантов по времени, по направлению, по цели выбытия

Задачи измерения миграции 4. Социально-экономические демографические характеристики прибывших 4. Социально-экономические демографические характеристики прибывших 5. Социально-экономические и демографические характеристики выбывших 5. Социально-экономические и демографические характеристики выбывших 6. Денежные переводы мигрантов (remittances) 6. Денежные переводы мигрантов (remittances)

Источники данных о миграции в развитых странах Р - регистр населения, РИ –регистр иностранцев; ЦР –центральный регистр Р - регистр населения, РИ –регистр иностранцев; ЦР –центральный регистр РР –разрешение на работу или вид на жительство; РПЖ –разрешение на постоянное проживание; РР –разрешение на работу или вид на жительство; РПЖ –разрешение на постоянное проживание; П –переписи; О –обследования; Д – другое П –переписи; О –обследования; Д – другое

Оценка эмигрантов В настоящее время разрабатываются методы оценки численности эмигрантов из той или иной страны по данным статистики принимающих их государств. В настоящее время разрабатываются методы оценки численности эмигрантов из той или иной страны по данным статистики принимающих их государств.

Основные источники данных по международной миграции

Измерение незаконной миграции А) Прямые методы. Основаны на миграционной статистике (текущие наблюдения, выборочные обследования). А) Прямые методы. Основаны на миграционной статистике (текущие наблюдения, выборочные обследования). Б) Косвенные методы. Применение балансовых моделей для разных источников информации, использование данных не миграционной статистики. Б) Косвенные методы. Применение балансовых моделей для разных источников информации, использование данных не миграционной статистики.

Прямые методы оценки, основанные на административных источниках данных Данные об отказах в Визе на въезд В политическом убежище В виде на жительство и разрешении на работу Статистика правонарушений Пересечения границы ПроживанияТрудоустройства Статистика Регуляризаций Массовые Для отдельных категорий нелегальных мигрантов

Прямые методы оценки, основанные на обследованиях Метод Delphi Метод Delphi Метод «Снежного кома» Метод «Снежного кома» Выборочные обследования в период регуляризации Выборочные обследования в период регуляризации Обследования рабочей силы Обследования рабочей силы Обследования при пересечении границ Обследования при пересечении границ Биографический Биографический

Косвенные методы оценки: балансировка данных из различных источников FB = [ L - ( ML + EL ) ] + [ T - (MT + ET ) ] + + [ Q - ( MQ + EQ ) ] + R Где: FB = лица, родившиеся за пределами Великобритании (Перепись) FB = лица, родившиеся за пределами Великобритании (Перепись) L = законные мигранты (выданные виды на жительство, Директорат иммиграции и натурализации (ДИН) МВД ) L = законные мигранты (выданные виды на жительство, Директорат иммиграции и натурализации (ДИН) МВД ) T = законные временные мигранты (разрешения на работу, учебу, беженцы, продление пребывания (ДИН МВД )) T = законные временные мигранты (разрешения на работу, учебу, беженцы, продление пребывания (ДИН МВД )) Q = полулегальные мигранты (ожидающие решений о продлении пребывания или убежище (ДИН МВД)) Q = полулегальные мигранты (ожидающие решений о продлении пребывания или убежище (ДИН МВД)) M = умершие среди мигрантов каждой группы (демографическая статистика) M = умершие среди мигрантов каждой группы (демографическая статистика) E = покинувшие Великобританию среди мигрантов каждой группы (Обследования международного пассажиропотока) E = покинувшие Великобританию среди мигрантов каждой группы (Обследования международного пассажиропотока) R = остаток или нелегальные мигранты (апрель 2001 г. – 430 тыс.чел. или 0,7% населения страны) R = остаток или нелегальные мигранты (апрель 2001 г. – 430 тыс.чел. или 0,7% населения страны)

Косвенные методы оценки численности незаконных мигрантов Сравнение данных из различных источников Балансовый метод Анализ последствий нелегальной миграции Соотношение полов Статистика преступности Демографическая статистика Статистика образования Статистика социального обеспечения и здравоохранения Статистика труда Анализ национальных данных

Системы сбора данных о миграции На примере Великобритании, Норвегии и США Норвегия – страна, в которой действует централизованный регистр населения – представляет идеальную модель организации миграционного учета. Великобритания и США – пример стран, которые сумели наладить сбор информации о мигрантах в условиях отсутствия института регистрации граждан по месту постоянного жительства.

Норвегия Центральный регистр населения. Фиксируется любая смена места жительства резидентами страны на срок свыше 6 месяцев, включая переезд внутри муниципалитета, из одного муниципалитета в другой, и эмиграцию. Также должны быть зарегистрированы все лица (граждане Норвегии и иностранцы), прибывшие из-за рубежа на срок более 6 месяцев. Подчиняется Директорату по налогам и сборам. Персональные данные (копия регистра) передаются в Центральное статуправление. Центральный регистр населения. Фиксируется любая смена места жительства резидентами страны на срок свыше 6 месяцев, включая переезд внутри муниципалитета, из одного муниципалитета в другой, и эмиграцию. Также должны быть зарегистрированы все лица (граждане Норвегии и иностранцы), прибывшие из-за рубежа на срок более 6 месяцев. Подчиняется Директорату по налогам и сборам. Персональные данные (копия регистра) передаются в Центральное статуправление.

Норвегия. Продолжение Директорат по иммиграции. Собирает статистику обращений иностранцев и предоставления им разрешений на работу и учебу; разрешений на работу и учебу; видов на жительство; видов на жительство; статуса беженца; статуса беженца; Гражданства; Гражданства; Виз; Виз; А также депортаций и др. Информация ежедневно передается в центральный регистр

Норвегия. Продолжение Переписи являются проводятся на базе регистров для получения информации, которую нельзя получить другим путем. В ходе последней переписи 2001 собиралась информация о состоянии жилого фонда. Переписи являются проводятся на базе регистров для получения информации, которую нельзя получить другим путем. В ходе последней переписи 2001 собиралась информация о состоянии жилого фонда. Обследования н Обследования не являются основным источников данных о миграции. Также как и переписи - дополнение к регистрам.

Великобритания В стране отсутствует институт регистрации граждан по месту жительства, что обусловлено исторически высокой ролью местного самоуправления, которое формировало и контролировало силы полиции. В Великобритании, как и в США, отсутствует единый документ, удостоверяющий личность граждан. В то же время, все британцы имеют свой персональный идентификационный номер (ПИН) в базе данных Министерства здравоохранения. Все это, с одной стороны, усложняет сбор информации по внутренней миграции, но с другой, способствует развитию выборочных наблюдений и поиску альтернативных административных источников данных, отражающих факт переселения. В свою очередь островное положение государства предопределило появление такой формы сбора информации по международным перемещениям как выборочное обследование пассажиропотока, проводимое при проверке документов на границе.

Численность мигрантов Переписи населения являются главным источником информации о численности внешних и внутренних мигрантов в стране. Последняя перепись проводилась в стране 29 апреля 2001 года. Международные мигранты в британских переписях устанавливаются с помощью вопроса о месте рождения. Вопроса о гражданстве респондента в переписи нет. Ключевым «миграционным вопросом» является вопрос о месте проживания за год до проведения переписи с указанием адреса. Это позволяет восстановить картину внутренних миграционных потоков на уровне графств. Отдельно в переписи выделяется вопрос о месте учебы и проживания студентов. Так же, как и в других развитых странах, специальный переписной блок посвящен местной мобильности населения (маятниковой миграции). Переписи населения являются главным источником информации о численности внешних и внутренних мигрантов в стране. Последняя перепись проводилась в стране 29 апреля 2001 года. Международные мигранты в британских переписях устанавливаются с помощью вопроса о месте рождения. Вопроса о гражданстве респондента в переписи нет. Ключевым «миграционным вопросом» является вопрос о месте проживания за год до проведения переписи с указанием адреса. Это позволяет восстановить картину внутренних миграционных потоков на уровне графств. Отдельно в переписи выделяется вопрос о месте учебы и проживания студентов. Так же, как и в других развитых странах, специальный переписной блок посвящен местной мобильности населения (маятниковой миграции).

Продолжение. Другим источником для оценки численности мигрантов, а также их различных характеристик, в первую очередь связанных с рынком труда, является обследование рабочей силы (Labor Force Survey), которое проводится в форме интервью Национальным статистическим управлением. В анкете этого обследования есть вопрос о гражданстве, о месте рождения респондента, а также о продолжительности проживания в Великобритании. Обследование проводится ежеквартально. Выборка составляет 69,6 тыс. домохозяйств. Опрашиваются члены домохозяйств в возрасте от 16 до 64 лет (мужчины) и лет (женщины). При этом во время опроса собирается информация о временно отсутствующих членах домохозяйств. К временно отсутствующим относятся те лица, которые живут вне домохозяйства непрерывно более 6 месяцев. Данные в индивидуальном формате широко доступны исследователям. Другим источником для оценки численности мигрантов, а также их различных характеристик, в первую очередь связанных с рынком труда, является обследование рабочей силы (Labor Force Survey), которое проводится в форме интервью Национальным статистическим управлением. В анкете этого обследования есть вопрос о гражданстве, о месте рождения респондента, а также о продолжительности проживания в Великобритании. Обследование проводится ежеквартально. Выборка составляет 69,6 тыс. домохозяйств. Опрашиваются члены домохозяйств в возрасте от 16 до 64 лет (мужчины) и лет (женщины). При этом во время опроса собирается информация о временно отсутствующих членах домохозяйств. К временно отсутствующим относятся те лица, которые живут вне домохозяйства непрерывно более 6 месяцев. Данные в индивидуальном формате широко доступны исследователям.

Миграционные потоки Главным источником информации является обследование Международного пассажиропотока (International Passenger Survey или IPS), проводимое национальным статистическим управлением. IPS проводится в аэро- и морских портах, пограничных пунктах ла-маншского туннеля, связывающих Великобританию с другими странами. Выборки IPS охватывают от 0,1 до 5 процентов пассажиров в зависимости от маршрута и времени года, чтобы учесть фактор сезонности перемещений (порядка тыс.человек). Мигранты выделяются из всех приезжающих в страну или выбывающих за ее пределы лиц, исходя из их намерения поселиться в Великобритании или за границей, на срок более года. Анкета IPS сдержит почти 100 пунктов информации по каждому опрашиваемому пассажиру, включая пять вопросов, чтобы установить, является ли данный человек жителем Великобритании, то есть, прожил ли данный человек (или нет), по меньшей мере, 12 месяцев в Великобритании или за границей перед отъездом (или приездом). Аналитические материалы по обследованию регулярно публикуются, а данные в электронной форме доступны населению. Главным источником информации является обследование Международного пассажиропотока (International Passenger Survey или IPS), проводимое национальным статистическим управлением. IPS проводится в аэро- и морских портах, пограничных пунктах ла-маншского туннеля, связывающих Великобританию с другими странами. Выборки IPS охватывают от 0,1 до 5 процентов пассажиров в зависимости от маршрута и времени года, чтобы учесть фактор сезонности перемещений (порядка тыс.человек). Мигранты выделяются из всех приезжающих в страну или выбывающих за ее пределы лиц, исходя из их намерения поселиться в Великобритании или за границей, на срок более года. Анкета IPS сдержит почти 100 пунктов информации по каждому опрашиваемому пассажиру, включая пять вопросов, чтобы установить, является ли данный человек жителем Великобритании, то есть, прожил ли данный человек (или нет), по меньшей мере, 12 месяцев в Великобритании или за границей перед отъездом (или приездом). Аналитические материалы по обследованию регулярно публикуются, а данные в электронной форме доступны населению.

Административные источники данных о внешних миграционных потоках Статистику о миграции, основанную на визах, видах на жительство, прошениям о предоставлении убежища и гражданства разрабатывает Директорат статистики и научных исследований Министерства внутренних дел (Home Office). Информация хранится в специальной базе данных Case Information Database (CID) Директората Иммиграции и натурализации. Поскольку иностранцы не получают персональных идентификационных номеров, постольку отдельные части CID не связаны друг с другом. Из-за этого лица, которым продлевали срок пребывания в стране несколько раз, попадают в базу данных также несколько раз. Статистика «разрешений на въезд и пребывание» публикуется ежемесячно, а также предоставляется в отчетах Парламенту. Однако, целый ряд важных показателей (пол, возраст, место и дата рождения, гражданство), собираемых при оформлении виз и других документов, в Директорате Иммиграции и натурализации не разрабатывается. Статистику о миграции, основанную на визах, видах на жительство, прошениям о предоставлении убежища и гражданства разрабатывает Директорат статистики и научных исследований Министерства внутренних дел (Home Office). Информация хранится в специальной базе данных Case Information Database (CID) Директората Иммиграции и натурализации. Поскольку иностранцы не получают персональных идентификационных номеров, постольку отдельные части CID не связаны друг с другом. Из-за этого лица, которым продлевали срок пребывания в стране несколько раз, попадают в базу данных также несколько раз. Статистика «разрешений на въезд и пребывание» публикуется ежемесячно, а также предоставляется в отчетах Парламенту. Однако, целый ряд важных показателей (пол, возраст, место и дата рождения, гражданство), собираемых при оформлении виз и других документов, в Директорате Иммиграции и натурализации не разрабатывается.

Учет трудовых мигрантов Отдел иностранной рабочей силы Министерства занятости выдает разрешения на работу работодателям, желающим нанять иностранцев для выполнения определенной работы. Обычное разрешение на работу выдается работодателям, планирующим нанять иностранцев, живущих за пределами Великобритании. Разрешения на работу могут выдаваться как для кратковременной работы (менее 12 месяцев), так и для долговременной работы (один год и больше). Современные данные, классифицированные по роду занятий, по отрасли промышленности и основным странам происхождения включены в отчеты Системы постоянного наблюдения за миграцией OECD. Кроме того, Министерство внутренних дел публикует общее количество разрешений на работу, выдаваемых ежегодно, и количество принятых иждивенцев. Отдел иностранной рабочей силы Министерства занятости выдает разрешения на работу работодателям, желающим нанять иностранцев для выполнения определенной работы. Обычное разрешение на работу выдается работодателям, планирующим нанять иностранцев, живущих за пределами Великобритании. Разрешения на работу могут выдаваться как для кратковременной работы (менее 12 месяцев), так и для долговременной работы (один год и больше). Современные данные, классифицированные по роду занятий, по отрасли промышленности и основным странам происхождения включены в отчеты Системы постоянного наблюдения за миграцией OECD. Кроме того, Министерство внутренних дел публикует общее количество разрешений на работу, выдаваемых ежегодно, и количество принятых иждивенцев.

Лонгитюдное обследование Британское лонгитюдное обследование представляет собой выборку взаимосвязанных данных переписей населения и Центрального регистра министерства здравоохранения, относящихся к 1 % населения страны (около 500 тыс. человек). Впервые такая выборка была осуществлена по данным переписи 1971 г. С помощью персональных данных, указанных в переписном листе, данные переписи удалось связать с данными регистрации рождений, смертей, браков, онкологических заболеваний (регистр онкологических заболеваний), сведениями о прохождении военной службы, а также в последующие годы, данными о внутренней миграции (Центральный регистр Министерства здравоохранения). Эти же лица выделялись в переписях 1981, 1991 и 2001 гг. В общей сложности за тридцать лет в выборку попало 994 тыс. человек. Все микроданные, которые предлагаются пользователям, обезличены. Британское лонгитюдное обследование представляет собой выборку взаимосвязанных данных переписей населения и Центрального регистра министерства здравоохранения, относящихся к 1 % населения страны (около 500 тыс. человек). Впервые такая выборка была осуществлена по данным переписи 1971 г. С помощью персональных данных, указанных в переписном листе, данные переписи удалось связать с данными регистрации рождений, смертей, браков, онкологических заболеваний (регистр онкологических заболеваний), сведениями о прохождении военной службы, а также в последующие годы, данными о внутренней миграции (Центральный регистр Министерства здравоохранения). Эти же лица выделялись в переписях 1981, 1991 и 2001 гг. В общей сложности за тридцать лет в выборку попало 994 тыс. человек. Все микроданные, которые предлагаются пользователям, обезличены.

США Система сбора данных о миграционных процессах в США складывалась под влиянием двух обстоятельств: (1) повышенного внимания со стороны Правительства и общества к международной миграции и (2) отсутствия системы регистрации по месту проживания. В итоге, специальные административные источники данных о текущих миграционных потоках целенаправленно разрабатываются только для внешней миграции. Эта работа проводится в Службе гражданства и иммиграции Министерства внутренней безопасности США. Статистическое наблюдение за внешними и внутренними миграционными процессами осуществляет Бюро цензов Министерства торговли на основе переписей и разнообразных социально- демографических обследования населения. Эти два метода позволяют не только оценить объемы миграционных потоков, но и получить широкий спектр разнообразных характеристик мигрантов. Система сбора данных о миграционных процессах в США складывалась под влиянием двух обстоятельств: (1) повышенного внимания со стороны Правительства и общества к международной миграции и (2) отсутствия системы регистрации по месту проживания. В итоге, специальные административные источники данных о текущих миграционных потоках целенаправленно разрабатываются только для внешней миграции. Эта работа проводится в Службе гражданства и иммиграции Министерства внутренней безопасности США. Статистическое наблюдение за внешними и внутренними миграционными процессами осуществляет Бюро цензов Министерства торговли на основе переписей и разнообразных социально- демографических обследования населения. Эти два метода позволяют не только оценить объемы миграционных потоков, но и получить широкий спектр разнообразных характеристик мигрантов.

Переписи населения В расширенной анкете переписи 2002 г., по которой опрашивался каждый шестой американец, к «миграционным» можно отнести 12 из фактически 60 вопросов. Это вопросы о месте рождения, гражданстве, дате въезда в США, о происхождении родителей, о месте проживания (населенный пункт) пять лет назад (таблица и приложение), а также о местной подвижности или маятниковой миграции (адрес работы, используемые транспортные средствах, время отправления на работу). Материалы американских переписей хранятся в форме индивидуальных баз данных (миркоданные). Это позволяет разрабатывать не только самые разнообразные социальные характеристики мигрантов. Следует особо подчеркнуть, что выборка (Public use microdata sample) из данных переписи легко доступна самой широкой общественности. В расширенной анкете переписи 2002 г., по которой опрашивался каждый шестой американец, к «миграционным» можно отнести 12 из фактически 60 вопросов. Это вопросы о месте рождения, гражданстве, дате въезда в США, о происхождении родителей, о месте проживания (населенный пункт) пять лет назад (таблица и приложение), а также о местной подвижности или маятниковой миграции (адрес работы, используемые транспортные средствах, время отправления на работу). Материалы американских переписей хранятся в форме индивидуальных баз данных (миркоданные). Это позволяет разрабатывать не только самые разнообразные социальные характеристики мигрантов. Следует особо подчеркнуть, что выборка (Public use microdata sample) из данных переписи легко доступна самой широкой общественности.

Основные выборочные обследования, в которых выделяются мигранты Текущие обследования населения (CPS) Текущие обследования населения (CPS) Обследования доходов и участия в государственных программах (SIPP) (лонгитюдное) Обследования доходов и участия в государственных программах (SIPP) (лонгитюдное) Американское обследование общин (ACS) Американское обследование общин (ACS) Американское обследование жилищных условий (AHS) Американское обследование жилищных условий (AHS) Национальное обследование здоровья (NHS) Национальное обследование здоровья (NHS)

Текущий учет международных миграционных потоков Основан на статистической обработке выданных иммигрантских и неиммигрантских виз, а также формуляров перемены миграционного статуса внутри страны. Главным производителем информации о людских потоках в США из-за рубежа является Отдел иммиграционной статистики Министерства внутренней безопасности. по лицам, получившим статус иммигранта, собирается следующая информация: возраст, пол, семейное положение, пункт въезда, тип визы (класс допуска), страна рождения, страна предыдущего места жительства, страна гражданства, род занятий, год первого въезда и тип визы для лиц, меняющих свой временный статус на статус постоянного жителя, штат предполагаемого или текущего места жительства. Основан на статистической обработке выданных иммигрантских и неиммигрантских виз, а также формуляров перемены миграционного статуса внутри страны. Главным производителем информации о людских потоках в США из-за рубежа является Отдел иммиграционной статистики Министерства внутренней безопасности. по лицам, получившим статус иммигранта, собирается следующая информация: возраст, пол, семейное положение, пункт въезда, тип визы (класс допуска), страна рождения, страна предыдущего места жительства, страна гражданства, род занятий, год первого въезда и тип визы для лиц, меняющих свой временный статус на статус постоянного жителя, штат предполагаемого или текущего места жительства.

Продолжение Статистическая информация по иностранцам, которые въехали в страну на время, сводится в Информационной системе не иммигрантов (Nonimmigrant information system или NIIS). Система производит следующую статистику: возраст, пол, страна гражданства, тип визы (класс допуска), место выдачи визы, пункт въезда, место назначения в США. NIIS фиксирует каждое прибытие или выбытие, обрабатывая специальную форму I-94. Механизм обработки данных в NIIS выглядит следующим образом. По прибытию в страну «не иммигрант» (лицо, не имеющее иммиграционных намерений в США), предъявляет визу и заполненную форму I-94, которая пронумерована и имеет две части. Одна часть остается у инспектора иммиграционной службы и отправляется для статистической обработки, другая должна быть возвращена при отъезде из Соединенных Штатов. Она также попадает для обработки в NIIS. Данные по иммигрантам и лицам, прибывшим в США на время, публикуются в ежегодных отчетах Отдела иммиграционной статистики, которые хорошо представлены в Интернете Статистическая информация по иностранцам, которые въехали в страну на время, сводится в Информационной системе не иммигрантов (Nonimmigrant information system или NIIS). Система производит следующую статистику: возраст, пол, страна гражданства, тип визы (класс допуска), место выдачи визы, пункт въезда, место назначения в США. NIIS фиксирует каждое прибытие или выбытие, обрабатывая специальную форму I-94. Механизм обработки данных в NIIS выглядит следующим образом. По прибытию в страну «не иммигрант» (лицо, не имеющее иммиграционных намерений в США), предъявляет визу и заполненную форму I-94, которая пронумерована и имеет две части. Одна часть остается у инспектора иммиграционной службы и отправляется для статистической обработки, другая должна быть возвращена при отъезде из Соединенных Штатов. Она также попадает для обработки в NIIS. Данные по иммигрантам и лицам, прибывшим в США на время, публикуются в ежегодных отчетах Отдела иммиграционной статистики, которые хорошо представлены в Интернете

Состояние миграционной статистики в Российской Федерации Действующие системы сбора данных не обеспечивают получение достоверной статистики о международных и внутренних миграционных потоках, о численности как краткосрочных, так и долгосрочных мигрантов и, тем более, об их социально-экономических и демографических характеристиках. Это делает практически невозможным изучение факторов и последствий миграционных процессов с использованием современных теорий и методов анализа, затрудняет разработку конкретных мер и направлений миграционной политики.

Мы знаем весьма приблизительно Сколько в страну приезжает ежегодно мигрантов? Сколько в страну приезжает ежегодно мигрантов? Сколько в стране живет иммигрантов? Сколько в стране живет иммигрантов? Кто они (возраст, семейное положение, работа, доход и др.); Кто они (возраст, семейное положение, работа, доход и др.); Кто и что выигрывает, и кто и что проигрывает в результате притока временных и постоянных мигрантов? Кто и что выигрывает, и кто и что проигрывает в результате притока временных и постоянных мигрантов? Сколько из страны людей выезжает из страны? Сколько из страны людей выезжает из страны?

По национальным данным нельзя рассчитать показатели селективности миграции и адаптации мигрантов, строить надежные модели миграционных процессов. Модели миграции Модели миграционных потоков Интеракционные (Макромодели пространственного взаимодействия) Интеракционные (Макромодели пространственного взаимодействия) Микромодели миграции Микромодели миграции Пространственной диффузии Пространственной диффузии Микроэкономические Микроэкономические Модели миграционной структуры Модели миграционной структуры

О централизованном регистре населения в России Практика показывает, что за исключением Скандинавских стран, Бельгии и Нидерландов создать регулярно обновляемый централизованный и компьютеризированный регистр населения в национальном масштабе нигде полностью не удалось. На этом пути Россия столкнется с большими трудностями организационного и технического порядка, и ее ожидают огромные финансовые расходы. На создание централизованного регистра населения в скандинавских странах ушли десятилетия. В ближайшей перспективе более эффективным с точки зрения измерения миграции представляется путь усиления миграционного блока в переписях населения, создания системы выборочных обследований, а также приведение в порядок системы текущего учета миграционных событий.

Рекомендации для переписей населения подробно разработать данные переписи населения 2002 г. по социально-экономическим и демографическим характеристикам мигрантов; подробно разработать данные переписи населения 2002 г. по социально-экономическим и демографическим характеристикам мигрантов; при подготовке к переписи населения 2010 г. существенным образом переработать Программу переписи: расширить круг вопросов и ввести новые формулировки для получения более разнообразной и адекватной информации о месте жительства (точный адрес мест проживания (второе жилье), работы, учебы), численности, происхождении, составе мигрантов и географии совершенных переездов, а также местной подвижности населения; при подготовке к переписи населения 2010 г. существенным образом переработать Программу переписи: расширить круг вопросов и ввести новые формулировки для получения более разнообразной и адекватной информации о месте жительства (точный адрес мест проживания (второе жилье), работы, учебы), численности, происхождении, составе мигрантов и географии совершенных переездов, а также местной подвижности населения; В оставшиеся годы до проведения переписи 2010 г. следует усовершенствовать систему хранения и обработки результатов переписи, организовать выборку (1%) из переписных данных для широкого круга пользователей. В оставшиеся годы до проведения переписи 2010 г. следует усовершенствовать систему хранения и обработки результатов переписи, организовать выборку (1%) из переписных данных для широкого круга пользователей.

Место рождения Формулировка вопроса 5 в переписи 2002 г. Рекомендуемая формулировка вопроса в переписи 2010г Место вашего рождения (Записать наименование автономного округа, области, края, республики или другого государства) Место вашего рождения (записать наименование населенного, автономного округа, области, края, республики в России или другого государства) Если родились не в России, указать, с какого года проживаете в России

Вопрос о гражданстве в переписи Формулировка вопроса 6 в переписи 2002 г. Рекомендуемая формулировка вопроса в переписи 2010г Ваше гражданство.Ваше гражданство: Российское по рождению Российское по натурализации Указать в каком году получено. Иное (указать какое)

Местная подвижность Формулировка вопроса 19 в переписи 2002 г. Рекомендуемая формулировка вопроса в переписи 2010 г. «Ваша основная работа находится на территории Вашего города (района)? «Да», «Нет» Если нет, то на территории вашей области, на другой территории (укажите название области, авт.округа, края, республики или другого государства) Укажите адрес места работы В какое время Вы выезжаете на работу? __ч__ мин. Сколько времени у вас в среднем занимает поездка? _\_ч__мин Каким видом транспорта Вы добираетесь на работу? (можно выбрать несколько ответов) (метро, троллейбус, электричка, трамвай, легковое такси, маршрутное такси, частный легковой автомобиль как пассажир, как водитель, велосипед, мотоцикл или мотороллер, хожу пешком, другое)

Длительность проживания в данном населенном пункте Формулировка вопроса в переписи 2002 г. Рекомендуемая формулировка вопроса в переписи 2010г «В этом городе (городском поселении или сельской местности района) вы проживаете с непрерывно с рождения? Да Нет Если ответ «нет», то «Укажите год, с которого вы непрерывно здесь проживаете» В данном населенном пункте проживаете: с рождения не с рождения Если не с рождения, то с какого года проживаете в данном населенном пункте.______________

Место предыдущего проживания с указанием адреса Формулировка вопроса в переписи 2002 г. Рекомендуемая формулировка вопроса в переписи 2010г – где проживали в январе 1989 г.? тип населенного пункта Где вы проживали за 1 год до переписи? В данном населенном пункте В другом населенном пункте (указать адрес в России, или название страны)? Где вы проживали 16 октября 2002 г.? В данном населенном пункте В другом населенном пункте (указать адрес в России, или название страны)

В области национальных выборочных обследований Росстата Ввести в Обследование бюджетов домашних хозяйств (один из четырех квартальных опросов, а также годовой опрос) дополнительную программу, включающую вопросы- идентификаторы мигрантов, а саму выборку увеличить для формирования репрезентативной в масштабе страны или ее крупных регионов совокупности мигрантов. Ввести в Обследование бюджетов домашних хозяйств (один из четырех квартальных опросов, а также годовой опрос) дополнительную программу, включающую вопросы- идентификаторы мигрантов, а саму выборку увеличить для формирования репрезентативной в масштабе страны или ее крупных регионов совокупности мигрантов. В дополнительную программу следует включить вопросы о гражданстве, года, с которого респондент проживает в России, продолжительности проживания в данном месте, месте проживания за год (или пять лет) до проведения обследования, причинах перемены места жительства, миграционных намерениях, местной миграционной подвижности В дополнительную программу следует включить вопросы о гражданстве, года, с которого респондент проживает в России, продолжительности проживания в данном месте, месте проживания за год (или пять лет) до проведения обследования, причинах перемены места жительства, миграционных намерениях, местной миграционной подвижности В программу обследования занятости следует добавить ряд вопросов, идентифицирующих мигрантов, в частности, продолжительность проживания в данном месте, месте предыдущего жительства, причины перемены места жительства. В программу обследования занятости следует добавить ряд вопросов, идентифицирующих мигрантов, в частности, продолжительность проживания в данном месте, месте предыдущего жительства, причины перемены места жительства. Данные национальных обследований домашних хозяйств должны быть доступны широкому кругу исследователей, в том числе в форме микроданных. Данные национальных обследований домашних хозяйств должны быть доступны широкому кругу исследователей, в том числе в форме микроданных.

В области административных источников данных (Чудиновских О.С.) Ввести процедуру уведомления органов регистрации по месту жительства гражданина о постановке на регистрационный учет по месту пребывания в другом регионе; Ввести процедуру уведомления органов регистрации по месту жительства гражданина о постановке на регистрационный учет по месту пребывания в другом регионе; Ввести процедуру продления регистрации во избежание повторного учета одних и тех же лиц, для выделения в отчетности совокупности долгосрочных мигрантов, имеющих регистрацию по месту пребывания. Ввести процедуру продления регистрации во избежание повторного учета одних и тех же лиц, для выделения в отчетности совокупности долгосрочных мигрантов, имеющих регистрацию по месту пребывания. Обновить формы статистической отчетности о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания. Обновить формы статистической отчетности о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания. Расширить перечень собираемой информации в миграционных картах, дополнив его вопросом об очередности поездки в течение календарного года. Расширить перечень собираемой информации в миграционных картах, дополнив его вопросом об очередности поездки в течение календарного года. Расширить круг показателей, формируемых на основании отчетов работодателей, включив в число переменных срок работы и пребывания в РФ. Ускорить перевод системы регистрации повсеместно в электронный формат, Расширить круг показателей, формируемых на основании отчетов работодателей, включив в число переменных срок работы и пребывания в РФ. Ускорить перевод системы регистрации повсеместно в электронный формат, Передавать часть статистических сведений в Росстат для верификации разработок о внутренней миграции в РФ. Передавать часть статистических сведений в Росстат для верификации разработок о внутренней миграции в РФ. Обеспечить публикацию ФМС сводных отчетов о предоставлении видов на жительство, гражданства РФ, разрешений на работу, обработки миграционных карт и т.д. Обеспечить публикацию ФМС сводных отчетов о предоставлении видов на жительство, гражданства РФ, разрешений на работу, обработки миграционных карт и т.д.

В области текущего учета миграции в Росстате (совместно с Чудиновских О.С.) Для восстановления государственной статистики миграции в отношении иностранных граждан Росстат должен реформировать всю систему текущего учета, выделив сбор статистических данных об иностранцах в самостоятельное направление работы. Следует (как это уже планируется в Росстате) перейти (по крайней мере, на время) от сбора и разработки индивидуальных данных к получению готовых форм отчетности для последующей публикации в статистических сборниках. В долгосрочной перспективе, по мере совершенствования работы Центрального банка данных по учету иностранных граждан следует запланировать переход к новой форме взаимодействия с ФМС и получать массив индивидуальных данных для последующей разработки по широкому кругу показателей и их сочетаний. До получения адекватной статистической информации по новым схемам, следует прекратить разработку полученных листков статистического учета, заполненных для иностранных граждан. Следует разрабатывать зарубежные источники по эмиграции из России и иммиграции в Россию. Для восстановления государственной статистики миграции в отношении иностранных граждан Росстат должен реформировать всю систему текущего учета, выделив сбор статистических данных об иностранцах в самостоятельное направление работы. Следует (как это уже планируется в Росстате) перейти (по крайней мере, на время) от сбора и разработки индивидуальных данных к получению готовых форм отчетности для последующей публикации в статистических сборниках. В долгосрочной перспективе, по мере совершенствования работы Центрального банка данных по учету иностранных граждан следует запланировать переход к новой форме взаимодействия с ФМС и получать массив индивидуальных данных для последующей разработки по широкому кругу показателей и их сочетаний. До получения адекватной статистической информации по новым схемам, следует прекратить разработку полученных листков статистического учета, заполненных для иностранных граждан. Следует разрабатывать зарубежные источники по эмиграции из России и иммиграции в Россию.

Продолжение Принятый в июле 2006 г. Закон о миграционном учете иностранных граждан предусматривает передачу данных о регистрации прибывших в РФ иностранцев в органы государственной статистики. Однако, в Законе ничего не сказано об учете тех лиц, у которых регистрация закончилась или которые выбыли из РФ, уведомив об этом миграционные власти. В ближайшее время при разработке подзаконных актов, связанных с учетом иностранцев в РФ, необходимо внести соответствующие поправки, чтобы сделать возможным расчет объемов чистой миграции (сальдо) и осуществление миграционного контроля. Принятый в июле 2006 г. Закон о миграционном учете иностранных граждан предусматривает передачу данных о регистрации прибывших в РФ иностранцев в органы государственной статистики. Однако, в Законе ничего не сказано об учете тех лиц, у которых регистрация закончилась или которые выбыли из РФ, уведомив об этом миграционные власти. В ближайшее время при разработке подзаконных актов, связанных с учетом иностранцев в РФ, необходимо внести соответствующие поправки, чтобы сделать возможным расчет объемов чистой миграции (сальдо) и осуществление миграционного контроля.