Кыргызстан Доклад по национальной политике Система высшего образования Алайбек Шамшиев – Министерство образования КР, консультант группы Бекжан Торобеков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Участие молодежи в процессах принятия решений Эльвира Калмурзаева Кыргызско-Турецкий Университет «Манас»
Advertisements

Законопроектная деятельность в развитии образования России Октябрь 2007 г.
Дмитрий Кулагин Центр информатизации образования Калининградский областной институт развития образования.
В соответствии с Положением о распределении выпускников учреждений образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
Законодательная база государственно- общественного управления.
Статья 29. Информационная открытость образовательной организации.
Изменения в системе дошкольного образования Удмуртской Республики, направленные на повышение её эффективности Республиканский семинар- совещание специалистов.
ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ кафедра управления.
Закон Республики Узбекистан об образовании (принят 29 августа 1997г.) Определяет правовые основы обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан.
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в сфере начального и.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Информационное обеспечение науки в Казахстане: состояние и перспективы Болат Султангазин Национальный центр научно-технической информации РК Science Online.
L/O/G/O 1 Стратегия развития многофункционального центра прикладных квалификаций на базе ОГАОУ СПО ИоТИП Непрерывное образование О.А. Бажина, директор.
Результативность комплексного проекта модернизации системы образования Самарской области Министерство образования и науки Самарской области.
Кирий Н.В., доцент кафедры педагогики БелГУ, май 2007.
Транксрипт:

Кыргызстан Доклад по национальной политике Система высшего образования Алайбек Шамшиев – Министерство образования КР, консультант группы Бекжан Торобеков – КГТУ им.И.Раззакова, лидер группы Назира Тюлюндиева – Академия Управления при Президенте Алмагуль Джумабаева – КНУ им.Ж.Баласагына

Законодательная и нормативно- правовая база 1. Конституция КР ( г.) 2. Закон «Об образовании» ( г. ) – возможность предоставления частных образовательных услуг 3. Государственная Доктрина образования КР (2000 г.) 4. Концепция развития образования КР до 2010 г. (2002 г.) 5. Положение о структуре и условиях реализации профессиональных образовательных программ профессионального образования в КР( 53 от г.)

Законодательная и нормативно- правовая база 6. Положение о государственных образовательных стандартах профессионального образования в КР( 53 от г.) 7. Положение об образовательной организации высшего профессионального образования КР( 53 от г.) 8. Положение о дополнительном профессиональном образовании в КР ( 53 от г.) 9. Национальные программы: «Кадры XXI века» (1995 г), «Билим» (1996 г.)

Динамика роста вузов и студентов

Управление системы высшего образования КР Система высшего образования Докторантура Аспирантура Магистратура Университет Академия Институт Высшее училище Консерватория Государственное управление Президент КР Жогорку Кенеш Правительство КР Министерство образования, науки и молодежной политики Институциональный уровень управления Ученый совет Попечительский совет Финансовый комитет Местный уровень управления образованием

Поступление в вузы Сертификат о результатах общереспубликанского тестирования Другие необходимые документы АБИТУРИЕНТ Общереспуб. тестирование (на грант, на внебюджет) Вступительные экзамены (до 3-х предметов, включая по языку, по специальности) ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ Положения, Указы Положение об общереспубликанском тестировании абитуриентов, претендующих на государственный образовательные гранты Положение о гос. образоват. грантах для обучения студентов в вузах КР Гос. заказ внебюджет

Право внеконкурсного зачисления военнослужащие, уволенные в запас и имеющие право на льготы, установленные Правительством Кыргызской Республики; дети - круглые сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (до 18 лет включительно, на 1 октября текущего года); инвалиды 1, 2 группы, которым по заключению врачебно-трудовых экспертных комиссий не противопоказано обучение в вузе по избранному направлению подготовки и специальности.

Болонский процесс 2003 год: Кыргызстан приступил к ряду мероприятий по вопросу присоединения к Болонскому процессу – 2005: Эксперимент по организации образовательного процесса по направлению подготовки бакалавров экономики по кредитной технологии в 7 пилотных вузах.

По результатам эксперимента продолжение проекта по внедрению кредитной системы в пилотных вузах на гг. расширение на все вузы, реализующие направление «Экономика». С учебного года пилотные проекты по следующим направлениям подготовки бакалавров: техническим, сельскохозяйственным, гуманитарным и педагогическим.

Выпускники

Недостатки системы качества Отсутствие необходимого нормативно- правового обеспечения Отсутствие независимой внешней оценки, общественных институтов аккредитации Несоответствие программы лицензирования и аттестации современным образовательным требованиям Отсутствие координации с рынком труда

Политика в области повышения качества введение государственных образовательных стандартов (1994, 2003); создание в вузах отделов (служб) по управлению качеством образования, обеспечение соблюдения нормативов и процедур лицензирования и государственной аттестации; начало инициативного прохождения отдельными вузами аккредитации; прием в вузы по результатам общереспубликанского тестирования и т.д.

Министерство образования, науки и молодежной политики Республиканская молодежная Биржа труда Департамент по делам молодежи Областные Молодежные Биржи труда Нац. Программа «Жаштык» Молодежь и Занятость

Молодежь и занятость Национальная программа по развитию молодежи Кыргызстана до 2010 года «Жаштык» «Молодежь и занятость» Мониторинг в области трудоустройства и занятости молодежи Ежемесячные «Ярмарки вакансий» Строительные бригады, с\х отряды

Доля образования в ВВП, % Общие расходы на образование, % ВВП 7,15,44,24,54,34,64,9 Общие расходы на высшее образование, % ВВП 0,540,710,720,960,850,940,98

Гос расходы на образование Гос. расходы на высшее образование, % к общим расходам госбюджета 1,93,2 4,04,64,34,74,9 Общие расходы на 1 студента в % к ВВП на душу населения 0,180,29 0,170,240,22 0,21

Структура расходов на образование, % ВВП Высшее образование, % от госрасходов 9,010,615,719,214,720,520,1 Среднее образование (включая средние учебные заведения) 67,373,269,264,261,868,568,7

Государственная политика в финансировании высшего образования в Кыргызстане. В среднесрочном финансовом прогнозе на гг. запланировано, что доля высшего образования в среднем за 3 года составит 17,5 % бюджета образования.

Гранты на бюджетное обучение С сентября 2002 года, бюджетное финансирование высшего образования осуществляется посредством грантов, которые выделяются в зависимости от количества студентов, получивших образовательный грант в вузе. В учебном году государством будет выделено 5705 бюджетных мест. Перечень специальностей определяется Правительством исходя из оценки общереспубликанских потребностей в каждой из предлагаемых дисциплин.

Объем средств, выделяемых на 1 студента Численность студентов- бюджетников, чел Расходы на 1 студента, сом

Плата за обучение - в гос. вузах 85 % студентов в высших учебных заведениях являются «контрактными» студентами. - преобладает контрактное финансирование (76 % доходов ВУЗов), размер платы за обучение в них жестко контролируется - частные вузы в сфере высшего образования играют пока незначительную роль (8 % численности студентов).

Налогообложение Физические и юридические лица уплачивают подоходный налог или на прибыль, ставка которого в настоящее время составляет 10 % дохода. Налоговое законодательство не предусматривает разрешение на вычет осуществленных расходов на образование Совокупный годовой доход юридического лица может уменьшаться на сумму пожертвований бюджетным организациям (в т.ч. государственным ВУЗам) в течение налогового года в размере, не превышающем 5 % налогооблагаемого дохода. Суммы, направляемые учреждениями образования на капитальные расходы, отнесены к разрешенным вычетам при уплате налога на прибыль.

Проблемы в сфере высшего образования Большое количество государственных вузов и, соответственно, большой объем ресурсов, направляемых государством в эту сферу, что сокращает расходы государства в начальное и среднее образование. В то же время размер государственной поддержки СВО на институциональном уровне явно недостаточен: размер государственного образовательного гранта даже не покрывает текущие расходы вузов. Падает качество обучения на бюджетной основе Распределение бюджетных средств по вузам ограничивается педагогическими направлениями. страдает доступность получения высшего конкурентоспособного образования.

Возможные варианты политики (1): Заметно сократить число гос.вузов посредством акционирования (такая перспектива намечена в существующих документах политики). Увеличить размер бюджетного образовательного гранта для повышения заинтересованности вузов в его получении. В акционированных вузах, в которых государство сохранит свою долю собственности, плата за обучение будет частично регулироваться государством: коллегиальный орган или независимая структура будут определять только методику расчета цены за обучение, а ее размер будет устанавливать само высшее учебное заведение. Доступность высшего образования для малоимущих граждан в большинстве стран будет обеспечиваться наличием образовательных кредитов и грантов.

Возможные варианты политики (2): Для развития частных вузов расширять спрос на образовательные услуги в экономике: со стороны предприятий посредством разрешения к вычету расходов на образование при налогообложении, а со стороны населения развитием образовательных кредитов и грантов. Доступность высшего образования будет гарантироваться в первую очередь качественным средним образованием. Цены на образовательные услуги будут определяться вузами в условиях конкуренции, что положительно повлияет не только на их уровень, но и качество образовательных услуг.

Доля науки в ВВП и роль вузов, % Расходы на науку, % ВВП 0,70,30,210,17 0,120,1 Доля вузов общем объеме НТР, % -8,38,57,16,46,57,7

Структура финансирования науки НАН КР ( 70,2 % от общих гос. расходов на науку). Финансируются по постатейной смете расходов из республиканского бюджета НИР, финансируемые из бюджета по статье «Наука» (29,8 %). Управление науки МОНиМП на конкурсной основе распределяет средства между участниками.

Структура финансирования науки (зарубежный опыт) - «фундаментальное» финансирование, позволяющее вузам создать потенциал для науки; предоставляется на неконкурентной основе; - финансирование институционализации отдельных направлений исследований вузов на основе показателей деятельности, н-р, издание научных журналов; выделяется на состязательной основе; финансирование на конкурентной основе исследовательских проектов, программ и стипендий на проведение научно-исследовательских работ.

Структура финансирования науки в Кыргызстане В Кыргызстане первые два направления расходов по существу отсутствуют, несмотря на большой потенциал существующий в системе высшего образования. В будущем финансирование исследовательской деятельности в вузах также может основываться на наличии всех перечисленных компонентов.

Возможные варианты политики (1): «фундаментальное» финансирование - слияние институтов НАН и ведущих вузов страны, что усиливает вузовский потенциал МТБ не только для исследований, но и преподавания (лаборатории, оборудование и др.) и кадрами. финансирование второго направления может быть изыскано при перераспределении средств, направляемых в настоящее время в систему НАН. третье направление может быть существенно укреплено привлечением внешних экспертов при отборе проектов и их экспертизы.

Возможные варианты политики (2): Финансирование исследований в вузах объединяется с финансированием обучающей деятельности. Последнее - базовое «фундаментальное» финансирование, позволяющее учебным заведениям создавать потенциал для исследований. Оно предоставляется на неконкурентной основе. А финансирование научной деятельности вузов будет осуществляться по показателям деятельности Финансирование институционализации исследовательских проектов должно осуществляться в ситуации свободной конкуренции между образовательными учреждениями. Третье направление может быть существенно укреплено привлечением внешних экспертов при отборе проектов и их экспертизы.