Управление развитием региона. Опыт Томской области. Администрация Томской области Кондакова Наталия Петровна 31 марта 2008 г. Москва Семинар «Стратегии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Advertisements

Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА.
Стратегия в системе муниципального управления и планирования 19 мая 2010 г. г. Амурск.
ДУМНОВА ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Система индикативного управления в Республике Бурятия.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
О системе муниципального планирования социально-экономического развития города Апатиты.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Методические рекомендации по разработке Стратегических планов министерства образования и науки Республики Казахстан.
Внедрение в Волгоградской области Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации Комитет экономики Волгоградской области.
О разработке Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» г. Пермь 1 Министерство промышленности, предпринимательства и.
«Методические основы разработки Докладов о результатах и основных направлениях деятельности: обзор регионального опыта» Балашова Наталья Дмитриевна Заместитель.
1 «Развитие молодежного предпринимательства в Томской области»
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Основные подходы к разработке проекта Закона Томской области «О стратегическом планировании в Томской области» Антонов Андрей Александрович - заместитель.
Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на годы Постановление вступило в силу г.
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2011 – 2015 ГОДЫ Министр экономики Республики Татарстан М.Р.Шагиахметов 24 января.
Губернатор Томской области В.М. Кресс. ВРП на душу населения 9-е рейтинговое место среди регионов РФ Инвестиции в основной капитал на душу населения 12-е.
Транксрипт:

Управление развитием региона. Опыт Томской области. Администрация Томской области Кондакова Наталия Петровна 31 марта 2008 г. Москва Семинар «Стратегии развития регионов"

Большая протяженность сухопутных границ (наличие значительного числа пограничных регионов: Кемеровская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Тюменская обл., Ханты- мансийский автономный округ, Красноярский край) Расположение на транспортном пути, соединяющем западную и восточную часть страны Близость к быстро растущим перспективным мировым рынкам (Китай, Индия) Удаленность конечных потребителей и экономически развитых европейских регионов страны Удаленность от морских путей Более 85% территории области относится к труднодоступным районам, приравненным к местностям Крайнего Севера, следствием чего является высокая капиталоемкость производства и более высокая стоимость жизни Томская область. Общие сведения. Основные особенности экономико-географического положения. Томская область образована 13 августа 1944 года Областной центр – город Томск Территория – 314,4 тыс. кв.км (1,4% территории России) Население – 1033 тыс. чел (0,6% населения России) ВРП – 158,2 млрд. руб. (2005 г.) (1% ВВП РФ), оценка 2006 года – свыше 189 млрд. руб. По объему ВРП на душу населения - 1 место в СФО и 9 место в России

Томская область в сравнении с Российской Федерацией и Сибирским федеральным округом Население 0,7% 13,1% доля в СФО - 5,2% Вклад в ВВП 0,9% 10,9% доля в СФО - 8% Территория 1,9% 28,1% доля в СФО - 6,2% Рейтинг Томской области по валовому региональному продукту на душу населения (в основных ценах)

г. Томск 2007 Уровень заработной платы в России и Томской области, руб. оценка прогноз прогноз прогноз

Краткая характеристика уровня социально- экономического развития Томской области и России Показатели к 1999 ВВП Россия 110,0105,1104,7107,3107,2106,4107,4108,1172,0 ВРП Томская область 109,9110,8109,2111,8105,096,2102,9*103,3*159,6 Промышленность РФ 108,7102,9103,1108,9108,3104,0103,9106,3156,2 Промышленность ТО 114,1111,9114,5114,6108,489,399,298,3158,1 Сельское хозяйство РФ 107,7107,5101,5101,3103,0102,5103,6103,3134,5 Сельское хозяйство ТО 113,695,995,3109,3101,094,3100,8105,3114,5 Инвестиции РФ 117,4110,0102,8112,5113,7110,9113,7121,1259,3 Инвестиции ТО 112,5152,9105,4114,880,869,7162,2140,7267,5 Реальные доходы РФ 112,0108,7111,1115,0110,4112,4113,3110,4**241,4 Реальные доходы ТО 112,9107,6118,5116,2106,7110,4111,7108,2238,2 Заработная плата РФ **в 8,7 р Заработная плата ТО ,8в 8,3 р Индекс потребительских цен РФ 120,2118,6115, ,7110,9109,0111,9- Индекс потребительских цен ТО 119,2123,5116,7114,4111,8111,1107,8111,3- Оборот розничной торговли РФ 109,0111,0109,3108,8113,3112,8113,9115,2241,3 Оборот розничной торговли ТО 114,1104,7118,9118,5115,5116,7111,2106,3268,2 Объем платных услуг РФ 104,7101,6103,7106,6108,4106,3107,6107,1156,1 Объем платных услуг ТО 115,0111,5116,1100, ,3106,2100,5189,2 * - оценка ** - предварительные данные 22 место в РФ по уровню СЭР (оценка МЭРТ РФ, 2005)

Существует ряд объективных причин разработки Стратегии развития Томской области до 2020 года Конкуренция регионов Доминирование топливного сектора в структуре экономики - доля в ВРП Томской области – более 30% Низкий уровень доходов населения области - по данным социологического опроса населения, несмотря на 1 место в СФО по данному показателю и 10 (12) место области в Российской Федерации Июль 2005 Октябрь 2005 Апрель 2006 Май 2006 Стратегическая доктрина развития Томской области до 2020 года одобрена Высшим экономическим Советом при Губернаторе Томской области Стратегия развития Томской области до 2020 года одобрена Решением Государственной Думы Томской области ( 2539 от ) Программа социально-экономического развития Томской области на годы утверждена Законом Томской области ( 79-ОЗ от ) План мероприятий по реализации в 2006 году Программы развития области утвержден Губернатором Томской области (расп. 255-р от ) Июнь 2004 Принято Решение Высшего экономического Совета при Губернаторе Томской области О разработке Стратегии развития Томской области до 2020 года

Новизна подходов, применяемых при разработке Стратегии развития Томской области до 2020 года в основе - международный опыт стратегического планирования в регионах, подтвердивший свою результативность в наиболее развитых странах; экономика Томской области рассматривалась в контексте развития мировой экономики; потенциал роста ключевых секторов экономики оценивался с учетом влияния глобальных и национальных тенденций, а также стратегического фокуса областной Администрации (выбора приоритетов развития) и был основан на фактах; при разработке Стратегии исходили из того, что будущая структура экономики должна обеспечить высокий уровень доходов населения и достаточные для высокого качества жизни в области доходы бюджета; Стратегия разрабатывалась (и реализуется) при активном участии интеллектуальной элиты региона (научных сил, экспертов, бизнеса и других групп активного населения), учитывает реальные процессы в обществе, способные повысить конкурентоспособность области. в рамках разработки Стратегии сформулированы Видение будущего развития экономики (до 2020 года), среднесрочная программа социально- экономического развития области ( годы) и план конкретных действий Администрации по ее воплощению в жизнь (на год);

В результате многочисленных международных исследований были выявлены определенные факторы, которые влияют на конкурентоспособность регионов Инфраструктура и доступность Базовая инфраструктура Автодороги Железные дороги Авиатранспорт Права собственности Технологическая инфраструктура Информационно – коммуникационные технологии Телекоммуникации Интернет Инфраструктура обмена знаниями Образовательные возможности Качественные параметры Жилищные условия Природная среда Культура Безопасность Человеческие ресурсы Демографические тренды Миграция квалифицированных трудовых ресурсов Разнообразие Характеристики трудовых ресурсов Производительность и гибкость Уровень квалификации Навыки управления Интернациональность Уровень профессионализма Уровень эффективности Высокая доля профессионального образования Высшее образование Профессионально- техническое образование Образовательная инфраструктура Высококвалифицированная рабочая сила Интеллектуально– интенсивные навыки Условия для конкуренции и развития бизнеса Предпринимательская культура Низкие барьеры на вход и выход Готовность рисковать Отраслевая структура экономики Баланс/ взаимозависимость Концентрация занятости Деятельность с высокой добавленной стоимостью Интернационализация Экспорт/мировой объем продаж Инвестиции Культура ведения бизнеса Прямые иностранные инвестиции Инновации Патенты Уровень R&D НИИ и университеты Взаимосвязи между компаниями и институтами (кластеры) Административная поддержка (снижение барьеров) и институциональные возможности Доступность капитала Специализация (фокус) Условия для конкуренции

Несмотря на ограничения в области инфраструктуры и доступа к капиталу, по многим факторам конкурентоспособности Томская область превосходит другие регионы СФО Условия для жизни Демография Квалификация рабочей силы Предпринимательская культура Инновационность Структура экономики Доступность капитала В среднем по СФО ( - ) ( + ) Базовая инфраструктура Технологическая инфраструктура Инфраструктура обмена знаниями Интернационализация

Сравнение с сопоставимыми по структуре экономики и природно-климатическим условиям регионами в развитых странах показывает значительное отставание по всем основным факторам конкурентоспособности Условия для жизни Демография Квалификация рабочей силы Предпринимательская культура Инновационность Структура экономики (концентрация секторов) Доступность капитала *Оценка на основе сопоставления значений параметров, определяющих фактор Альберта, Онтарио (Канада) Томская область

В процессе разработки Стратегии развития Томской области до 2020 года были вовлечены бизнес, власть и население властьбизнес население 16 фокус-групп по базовым и поддерживающим отраслям Семинары по стратегическому планированию Социологические опросы населения Конкурс на формирование видения Томской области в 2020 году Презентации стратегий хозяйствующих субъектов Принятие решения о проведении реформ Публичные слушания

Анализируемые сектора Базовые: 1. Нефтегазовый сектор 2. Газо-нефтехимическая промышленность 3. Атомная промышленность 4. Научно-образовательный комплекс и инновационный бизнес 5. Сельское хозяйство и пищевая промышленность 6. Информационные технологии и телекоммуникации 7. Биотехнологии 8. ЛПК 9. Машиностроение и электротехника 10. Горнодобывающая промышленность (Бакчарское месторождение) 11. Дикоросы Поддерживающие отрасли и бюджетная сфера: 1. Энергетика 2. Транспорт 3. Строительство и ЖКХ

Потенциал развития отрасли в регионе Российские тенденции Мировые тенденции Текущее состояние отрасли в регионе Сценарии развития макроэкономической среды Стратегический фокус региона Результаты анализа Оценка отрасли в регионе при различных комбинациях 4 и 5 и с учетом влияния 1, 2, 3: Объем производства в отрасли Занятость населения Средний уровень заработной платы Влияние на развития других отраслей и потенциал создания кластеров Оценка потенциала роста ключевых секторов экономики Томской области

Стратегический выбор типа регионального развития Тип 4. Юг – Центр знаний и инноваций Север – Промышленная площадка Тип 3. Юг – Центр знаний и инноваций Север – Источник сырья Будут развиваться как производственные сектора (электроника), так и сфера услуг (IT и телекоммуникации). Возникнет положительная синергия между промышленностью и ИКТ. Странами – аналогами в этом случае являются Ирландия, Индия, Отсутствие фокуса на промышленном производстве, с одной стороны, не позволяет активно развивать электронную промышленность как аутсорсинг производства из развитых стран, с другой стороны, неразвитость промышленного направления экономики сдерживает развитие остальных секторов ИКТ. Прямых аналогов такой структуре экономики в мире нет, но ближайшими аналогами являются Австралия, Канада, Норвегия, Швеция Тип 2. Юг – Промышленная площадка Север – Промышленная площадка Тип 1. Юг – Промышленная площадка Север – Источник сырья Будет развиваться в основном производство электроники а не IT и телекоммуникации. Регион пойдет по пути стран юго-восточной Азии, которые принимают у себя аутсорсинг производства. Типичный пример стран с такой типологией – Тайвань.

Основа роста экономики Юга (Центр знаний и инноваций) научно-образовательный комплекс, биотехнологии, информационные технологии, «новая экономика», электротехническая промышленность и приборостроение Томск: Газонефтехимический сектор Научно-образовательный комплекс Новая экономика Биотехнологии Информационные технологии Электротехническая промышленность и приборостроение Машиностроение Пищевая промышленность Дикоросы Северск: Атомная промышленность Научно-образовательный комплекс Новая экономика Биотехнологии Томский район: Горнодобывающая промышленность Лесопромышленный комплекс Сельское хозяйство Дикоросы Пищевая промышленность Кожевниково МельниковоСЕВЕРСК ИгаткаЗырянское Тегульдет Улу-Юл Белый Яр КОЛПАШЕВО АсиноКрасный Яр Молчаново Подгорное Чажемто Парабель НАРЫМ Каргасок Сред. Васюган Нов. Васюган Мыльджино Александровское СТРЕЖЕВОЙ ТОМСК КЕДРОВЫЙ Бакчар Кривошеино Возможно развитие сектора в перспективе Сектор развит в настоящее время

Зона «Север» (Производственная площадка) комплексная переработка древесины, пищевая промышленность, при этом в районах с ограниченным доступом к инфраструктуре будут развиваться предприятия по добыче природных ресурсов (Источник сырья) Кожевниково МельниковоСЕВЕРСК ИгаткаЗырянское Тегульдет Улу-Юл Белый Яр КОЛПАШЕВО АсиноКрасный Яр Кривошеино Молчаново Подгорное Чажемто Парабель НАРЫМ КАРГАСОК Сред. Васюган Нов. Васюган Мыльджино Александровское СТРЕЖЕВОЙ ТОМСК КЕДРОВЫЙ Бакчар Александровский: Нефтегазовый сектор Лесопромышленный комплекс Дикоросы Асиновский: Лесопромышленный комплекс Сельское хозяйство Дикоросы Бакчарский: Горнодобывающая промышленность Лесопромышленный комплекс Дикоросы Сельское хозяйство Верхнекетский: Лесопромышленный комплекс Дикоросы Зырянский: Сельское хозяйство Пищевая промышленность Каргасокский: Нефтегазовый сектор Дикоросы Лесопромышленный комплекс Кожевниковский: Сельское хозяйство Пищевая промышленность Колпашевский: Лесопромышленный комплекс Дикоросы Парабельский: Нефтегазовый сектор Лесопромышленный комплекс Дикоросы Первомайский: Лесопромышленный комплекс Дикоросы Сельское хозяйство Пищевая промышленность Тегульгетский: Лесопромышленный комплекс Чаинский: Лесопромышленный комплекс Сельское хозяйство Кривошеинский: Сельское хозяйство Молчановский: Дикоросы Шегарский: Сельское хозяйство Дикоросы Пищевая промышленность Возможно развитие сектора в перспективе Сектор развит в настоящее время г. Стрежевой: Нефтегазовый сектор

«ЮГ» «С Е В Е Р» СеверЮг Численность населения: городское – 109,4 тыс. чел. сельское – 234,9 тыс. чел. Всего – 344,3 тыс. чел. Численность населения: городское – 597,5 тыс. чел. сельское – 92,3 тыс. чел. Всего – 689,8 тыс. чел. Северная зона : 1.Обеспечение транспортной инфраструктурой (магистральные трубопроводы, железная дорога, Северная широтная дорога, мосты). 2.Разведка месторождений ресурсов, их добыча и первичная обработка Южная зона: 1.Обеспечение транспортной доступности (автомобильные дороги, авиарейсы); 2.Обеспечение современной инженерной инфраструктурой 3.Развитие производственной, образовательной и инновационной инфраструктуры Приоритеты инвестиционной политики Томской области Основа для определения зон опережающего развития

Видение (2020 г.) Томская область - один из наиболее динамично развивающихся регионов России со средним уровнем доходов на душу населения тыс. руб. в месяц*. На юге области, включая Томск, Северск и Томский р-н, сформировался мегаполис – «Центр знаний и инноваций», основу экономики которого составляет развитый научно- образовательный комплекс, высокотехнологичные и быстрорастущие компании, обеспечивающие производство продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью, финансовый сектор и фирмы, оказывающие услуги для бизнеса. Север области является ресурсной базой - «Источником сырья», где развита добыча нефти, газа, лесных ресурсов, руд и других полезных ископаемых. При этом близлежащие к мегаполису районы, имеющие необходимый доступ к транспортной и энергетической инфраструктуре являются «Производственными площадками», на которых созданы высокопроизводительные производственные мощности, обеспечивающие переработку добываемых в области сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов. Область является активным участником международных экономических отношений. Высокая степень интернационализации, интенсивный обмен знаниями, людьми, продуктами и капиталами обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности томских предприятий на международных рынках и привлекательность области для внешних и внутренних инвесторов Томская область - одно из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющее своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей. В области сформированы высокие стандарты и благоприятные условия для жизни, включая качество окружающей среды, уровень социального обеспечения, качественное образование и медицинское обслуживание, безопасность, а также развитую жилищно-коммунальную инфраструктуру. *$8000 – $16000 в год, в текущих ценах

Определение отраслевых приоритетов Администрации области осуществлялось с учетом двух групп критериев: привлекательность сектора и наличие факторных условий для успешного развития сектора на территории Томской области Привлекательность сектора Потенциал роста отрасли до 2020 года Прогнозируемый уровень производительности в секторе (выручка на одного занятого в отрасли в 2020 году) Отраслевые риски **Наличие условий для развития сектора на территории области Кадровый потенциал Доступ к потребителям Доступ к поставщикам Доступ к инфраструктуре Информационные технологии, биотехнологии, научно-образовательный комплекс, «новая экономика», электротехника и приборостроение *Новая экономика - вновь созданные предприятия, реализующие продукцию и услуги с высокой добавленной стоимостью, независимо от отраслевой принадлежности, сформированные вокруг научно-образовательного комплекса, не включая ИКТ и биотехнологии Нефтегазовый сектор, атомный сектор, пищевая промышленность, машиностроение (искл. электротехнику и приборостроение) Лесопромышленный комплекс, газо-нефтехимический сектор, сельское хозяйство 1-ый приоритет 2-ой приоритет 3-ий приоритет **Оценивается не только текущее состояние факторных условий, но и учитываются возможности для их развития в обозримом будущем (5-7 лет)

Стратегические цели Администрации области Высокий уровень благосостояния населения и стандарты жизни Создать динамично развивающуюся, сбалансированную и конкурентоспособную экономику, обеспечивающую высокий уровень доходов населения Превратить Томскую область в лучшее место для жизни, работы и отдыха Высокий уровень развития предпринимательства Высокая инвестиционная привлекательность Рациональное использование природного капитала Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей Высокая степень интернационализации экономики Развитая инфраструктура Качественные трудовые ресурсы и эффективный рынок труда Эффективная и сбалансированная экономика Стратегические цели региона Стратегические цели Администрации Эффективная власть области

Прогноз дохода на душу населения в Томской области 3,0 6,6 11,7 4,3 5,9 8,3 2,9 3,0 20,0 - 5,0 10,0 15,0 20, ОптимистичныйНаиболее вероятныйПессимистичный Около 46 тыс. руб./мес. Около 19 тыс. руб./мес. Около 7 тыс. руб./мес. CAGR 13,5% CAGR 7% CAGR 0% тыс. долл. в год

НЕПРОЕКТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (институциональные, нормативно-правовые и др.) ПРОЕКТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Программа СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ - годовой План мероприятий по реализации Программы; - мониторинг и анализ реализации Программы; - корректировка Программы Бизнес- проекты Социальные проекты Инфраструктурные проекты Программа на среднесрочную перспективу – основной инструмент реализации Стратегии. Проектный подход.

Инициация проектов Аудит оценок эффективности и реализуемости Ранжирование проектов по приоритетам Реализация проектов Для достижения стратегических целей Программы рассматриваются проекты, инициаторами которых могут быть любые заинтересованные организации и структурные подразделения Администрации Томской области. Участие проекта в Программе предполагает подачу заявки в Департамент экономики Томской области, который осуществляет прием заявок, их обработку и составление окончательного перечня проектов. Показатели эффективности и реализуемости каждого проекта, входящего в окончательный перечень, проходят аудиторскую проверку. Аудит оценок проводит Экспертный совет по отбору проектов и мероприятий Программы социально-экономического развития Томской области. Проекты первого уровня приоритета должны быть обеспечены необходимым уровнем финансирования и поддержки для начала (продолжения) реализации в 2006 году. Проекты второго уровня приоритета должны быть доработаны заинтересованными Департаментами, организациями и одобрены Департаментом экономики для вхождения в перечень проектов следующего года наряду с вновь инициированными проектами для дальнейшего их ранжирования и начала реализации в 2007 году. В связи с ограниченными ресурсами Администрации Томской области окончательный перечень проектов ранжируется по приоритетам в зависимости от их эффективности и реализуемости. Для распределения инициируемых проектов по приоритетам строятся матрицы «Эффективность - Реализуемость» по федеральным и областным целевым программам, а также бизнес - проектам, социальным и инфраструктурным проектам. Местоположение проекта в соответствующем сегменте матрицы определяет его уровень приоритета в данной сфере жизнедеятельности. Реализуемость Эффективность 1 уровень приоритета 2 уровень приоритета НА ПРОЕКТАХ ПЕРВОГО УРОВНЯ ПРИОРИТЕТА ФОКУСИРУЕТСЯ ОСНОВНОЕ УСИЛИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Процедура отбора проектов

Введена процедура отбора проектов первоочередной необходимости на основе критериев Критерии эффективности Стратегический Экономический Социальный Эмоциональный 0,4 0,3 0,2 0,1 вес Критерии реализуемости Наличие источников финансирования 0,3 0,15 0,25 Наличие требуемых полномочий Наличие необходимых компетенций Риски успешной реализации Каждый проект имеет: 1. Цель 2. Показатели эффективности и реализуемости 3. Сроки реализации 4. Планируемый объем производства (для бизнес-проектов) 5. Объем и источники финансирования 6. Результаты реализации

Результаты внешней экспертизы проектов (пример, 2007) Бизнес – проекты (с оценкой эффективности не ниже 5,40 и реализуемости – 4,80) Проекты 1-го уровня приоритета Проекты 2-го уровня приоритета Проект 1 ОЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на г.г.» Наименование разделов и подразделов Национальная экономика Общеэкономические вопросы ОЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в ТО на г.г.» РЗ 04 ПР ЦСР ВР Сумма (тыс. руб.) ,0 Строка в областном бюджете: 1

баллы Результаты отбора приоритетных проектов (ОЦП, ВЦП, АИП) Администрацией Томской области ПРИМЕР ОЦП «Дети Томской области на годы» 9,0 6,6 8,4 4,6 0,0 5,0 R=6,77 - программа в целом адекватная Численное значение 7,0 R 4,5 R < 7,0 3,0 R < 4,5 R < 3,0 Качественная оценка проекта - высокая - в целом адекватная - удовлетворительная - неудовлетворительная Итоговый рейтинг проекта – R включена в проект областного бюджета на годы

Увеличение доли расходов областного бюджета, осуществляемых программно-целевым методом Реализация Стратегии Томской области привела к изменению структуры и принципов расходования бюджетных средств ,3% 4,5% 2,2% 4,9%

Другое нововведение – определены направления региональной политики 1. Экономическая политика 2. Социальная политика 3. Демографическая и миграционная политика 4. Экологическая политика 5. Политика в сфере образования 6. Инновационная политика 7. Инвестиционная политика 8. Бюджетно-налоговая политика 9. Международная и межрегиональная политика 10. Политика в отношении федерального центра и муниципальных образований 11. Политика в сфере безопасности 12. Политика по формированию гражданского общества и обеспечения общественно-политической стабильности Каждое из направлений региональной политики рассматриваются по схеме: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПОЛИТИКИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ Основа для разработки отраслевых стратегий

Основные направления региональной социальной политики Социальная политика направлена на обеспечение государственных гарантий по следующим направлениям: 1. ТРУД И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 5 основных направлений реализации политики 2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ 3. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 4. КУЛЬТУРА 5. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ 6. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ 7. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА 8. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 9. ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ЖИЛИЩНЫЙ КОМПЛЕКС 7 основных направлений реализации политики 9 основных направлений реализации политики 5 основных направлений реализации политики 8 основных направлений реализации политики 3 основных направлений реализации политики 10 основных направлений реализации политики 8 основных направлений реализации политики 7 основных направлений реализации политики 9 направлений социальной политики, реализация которых измеряется 25 показателями и предусматривает осуществление 62 основных мероприятий

План мероприятий по реализации Программы План разрабатывается и утверждается ежегодно распоряжением Губернатора Ц Е Л Ь Обеспечить взаимодействие и координацию деятельности органов исполнительной власти по решению задач в области социально- экономического развития региона В распоряжении установлено, что «руководители органов исполнительной власти несут персональную ответственность за выполнение указанного Плана» 1. Перечень НЕПРОЕКТНЫХ мероприятий 2. Перечень приоритетных ПРОЕКТОВ 3. Перечень ОТВЕТСТВЕННЫХ за показатели - по каждому мероприятию обозначены показатели оценки выполнения и ответственный исполнитель (только ОИВ!!!) - по каждому проекту обозначены ожидаемые показатели реализации и орган власти, курирующий реализацию проекта - за каждым показателем закреплен Первый зам. Губернатора, зам. Губернатора по направлению, ОИВ (департамент (комитет))

Результат процесса стратегического планирования социально- экономического развития региона Стратегическая доктрина (ВИДЕНИЕ) до 2020 года Программа социально- экономического развития Томской области на период годы Оперативные планы Администраций Томской области и муниципальных образований на 1 год

Первые значимые результаты Стратегия развития Томской области до 2020 года Программа социально- экономического развития Томской области на период годы План по реализации Программы развития области на 2006 год ПРОЕКТ: Создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Томске

Система мониторинга Программы социально-экономического развития Томской области на период годы 323 индикатора и показателя 162 показателя, характеризующих выполнение задач и достижение целей, предусмотренных в Стратегии и Программе 159 показателей, позволяющих оценить реализацию основных направлений региональных политик СЭР области 9 целей 33 индикатора целей 40 задач 131 показателей задач 167 основных мероприятий 27 основных мероприятий 13 показателей задач: 2 исследования 11 опросов 7 задач 4 индикатора: 1 статистический 3 опроса Высокий уровень развития предпринима- тельства пример

В рамках выполнения мониторинга опрошено: 2000 субъектов малого предпринимательства [1] (МП, ПБОЮЛ, К(ф)х); [1] 200 средних и крупных предприятий [1] ; [1] 3200 домохозяйств; 210 предприятий, потенциальных участников кластеров; 173 страховых, консалтинговых и финансовых организации; 85 предприятий стройиндустрии и производителей стройматериалов; 56 предприятий отрасли «новая экономика»; 29 предприятий поставляющих продукцию и услуги, а также потребляющих продукцию газохимического комплекса; 50 ведущих инвестиционных институтов; 21 центр муниципального заказа; 29 подразделений АТО и ОГУ- государственных заказчиков товаров и услуг для бюджетной сферы. [1][1] С учетом территориального распределения, распределения по видам экономической деятельности и организационно-правовым формам

Промежуточные итоги реализации Стратегии и Программы * предварительная оценка ** изменены прогнозные и фактические значения показателя С 2007 года Федеральная служба государственной статистики изменила методологию расчета данного индикатора: в разрезе субъектов Российской Федерации ВРП учитывается в основных ценах (без учета налогов на продукты); ранее ВРП рассчитывался в рыночных ценах Наименование индикатора/показателя Оценка 2007 (прогноз в МЭРиТ окт.2007) Прогноз 2010 по Программе, редакция от прогноз в МЭРиТ окт.2007 экономические показатели эффективности Рост ВРП, % к уровню 2005 года 100,0102,1104,5*140,0*128,1* Объем ВРП на душу населения, тыс. руб. на чел. в год 152,8**182,9**212,1**360,0*320,8** Доля оборота МП в общем обороте организаций, % 23,230,833,150,0 Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб. на чел. 18,835,650,065,071,1 Объем оборота розничной торговли на душу, тыс. руб. 45,154,665,2104,0 Динамика уровня инфляции, в среднем за год, % 111,1107,8108,1106,3 социальные показатели эффективности Уровень общей безработицы, % 10,59,29,18,0 Уровень бедности, % 16,616,214,711,010,2 Денежные доходы населения, тыс.руб. 8,09,811,417,8 Средняя заработная плата, тыс.руб. 9,611,514,0220,722,2 Площадь жилищ в среднем на 1 жителя, кв. м на чел. 19,619,920,320,9

Прогноз дохода на душу населения в Томской области (с учетом результатов мониторинга Стратегии и Программы в 2007 году) 3,0 6,6 11,7 4,3 5,9 8,3 2,9 3,0 20,0 - 5,0 10,0 15,0 20, ОптимистичныйНаиболее вероятныйПессимистичный Около 46 тыс. руб./мес. Около 19 тыс. руб./мес. Около 7 тыс. руб./мес. CAGR 13,5% CAGR 7% CAGR 0% 4,2 По итогам 2006 года 7,6 Согласно прогнозу (с учетом факта за гг. и оценки по итогам 2007 года) Факт 2005 года 3,4 тыс. долл. в год 8,0 тыс. руб./мес.9,8 тыс. руб./мес. 17,8 тыс. руб./мес.

Эффективная власть Реформа госслужбы Оценка деятельности органов исполнительной власти Бюджетная реформа Программа реформирования общественных финансов (БОР) Административная реформа Стратегия развития Томской области до 2020 года, Программа на годы Эффективное государственное управление = планирование и контроль результативности деятельности ОИВ Управление по результатам Результативность бюджетных расходов

БЮДЖЕТНАЯРЕФОРМА реестр расходных обязательств перечень бюджетных услуг БЦП = (ОЦП+ВЦП) СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Долгосрочная стратегия Программа СЭР области Программы СЭР МО Отраслевые стратегии УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ БЮДЖЕТ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА РЕЗУЛЬТАТ Взаимосвязь основных элементов стратегического планирования в рамках внедрения принципов управления по результатам цели задачи показатели цели задачи показатели АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА ДРОНД реестр функций регламенты стандарты цели задачи показатели

Планирование деятельности органов исполнительной власти Томской области, увязка с Программой и бюджетом ПСЭР ДРОНД БЦП Реестр расходных обязательств ПОЛНОМОЧИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ РЕЗУЛЬТАТЫ ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ РЕЗУЛЬТАТЫ ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ РЕЗУЛЬТАТЫ

Взаимосвязь документов ДРОНД Цели, задачи, направления деятельности и результаты ОИВ Расходы ОИВ на среднесрочную перспективу и в ретроспективе, связанные с достигнутыми и планируемыми к достижению результатами БЦП (ОЦП, ВЦП) Перечень бюджетных услуг Способы достижения задач ОИВ в терминах бюджетных услуг Расходы ОИВ на три года, связанные с оказанием бюджетных услуг и достижением показателей непосредственного результата для бюджетных услуг Задания по предоставлению бюджетных услуг Способы достижения задач и результатов ОИВ в терминах действий поставщиков бюджетных услуг Расходы на период до трех лет, связанные с оказанием бюджетных услуг и достижением результатов, закрепленных за СБП (в разрезе поставщиков бюджетных услуг) Расходы ОИВ на среднесрочную перспективу, связанные с планируемыми к достижению результатами в рамках выполнения программы (ОЦП, ВЦП) Мероприятия ОИВ в терминах программы (способы достижения поставленных целей) ПЛАНИРОВАНИЕБЮДЖЕТ

Бюджетные послания Губернатора Томской области Послания Губернатора Томской области Стратегия и Программа социально-экономического развития Томской области Стратегии и концепции развития отраслей и сфер деятельности Бюджетные целевые программы Областной бюджет на среднесрочную перспективу Место Сводного Доклада в системе стратегических документов Сводный Доклад Губернатора Томской области Доклады о результатах и основных направлениях деятельности ОИВ ТО 6 8

Связь стратегического и бюджетного планирования Бюджет области Показатели эффективности деятельности органов власти 77 показателей (Указ Президента РФ 825) Программа Сводный Доклад Губернатора ТО СТРАТЕГИЯ Бюджетные целевые программы = ОЦП + ВЦП Доклады исполнительных органов власти Основные приоритеты Бюджетирование по результатам Конкурсное распределение ресурсов Инициатива Экспертиза

Взаимосвязь стратегического управления на федеральном и региональном уровне ОБЪЕКТЫ Концепция развития РФ до 2020 года Стратегия развития области до 2020 года Федеральный бюджет Послание Губернатора Сводный Доклад Губернатора Указ Президента РФ 77 показателей Доклады ОИВ ТО ОЦП, ВЦП, АИП, НацПроекты, ИнвестПроекты Долгосрочный прогноз развития РФ Долгосрочные отраслевые стратегии Другие проекты Проекты Инвест фонда Другие проекты ФЦП, ФАИП Федеральный уровень Региональный уровень Программа социально-экономического развития РФ на гг. Программа СЭ развития Томской области на годы Сценарные условия Анализ факторов и тенденций Прогноз развития РФ (на 3 года) Доклады Министерств, Агентств РФ Сводный Доклад Схема размещения производственных сил Схема территориального планирования Послание Президента РФ Бюджетные ограничения Программная разбивка бюджета Областной бюджет Стратегия инновационного развития Стратегия развития транспорта до 2030 года Энергетическая стратегия области до 2020 года Стратегия строительного комплекса до 2020 года Демографическая концепция до 2010 года Программная разбивка бюджета Прогноз развития Томской области на 3 года Горизонт планирования 4 года Горизонт планирования лет, корректировка раз в 4 года Горизонт планирования 3 года, разрабатываются ежегодно ОБЪЕКТЫ

Система стратегических целей Стратегические цели Российской Федерации Стратегические цели Томской области 1. Повышение уровня и качества жизни населения Цель 1. Высокий уровень развития предпринимательства Цель 8. Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей 2. Вклад субъекта Федерации в решение задач по повышению уровня национальной безопасности Цель 2. Эффективная и сбалансированная экономика 3. Обеспечение высоких темпов экономического роста Цель 1. Высокий уровень развития предпринимательства Цель 2. Эффективная и сбалансированная экономика Цель 3. Высокая инвестиционная привлекательность Цель 4. Высокая степень интернационализации экономики Цель 5. Качественные трудовые ресурсы и эффективный рынок труда Цель 6. Развитая инфраструктура 4. Создание потенциала для будущего развития (Формирование условий для социально-экономического роста на долгосрочную перспективу) Цель 1. Высокий уровень развития предпринимательства Цель 3. Высокая инвестиционная привлекательность Цель 5. Качественные трудовые ресурсы и эффективный рынок труда Цель 6. Развитая инфраструктура Цель 7 Рациональное использование природного капитала Цель 9. Эффективная исполнительная власть области

На территории Томской области сформирована взаимосвязанная трехуровневая система стратегического планирования развития территорий* Стратегическая доктрина (видение) развития Томской области до 2020 года Программа социально- экономического развития Томской области на период годы Оперативный план Администрации Томской области на год РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Концепция развития муниципального района (городского округа) на лет Программа социально- экономического развития муниципального района (городского округа) на 3-5 лет Оперативный план мероприятий администрации муниципального района (городского округа) на год УРОВЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ (ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ) Основные направления развития городских и сельских поселений на лет Комплексный план развития городских и сельских поселений на 3-5 лет Оперативный план администраций городских и сельских поселений на год УРОВЕНЬ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ * Согласно Методическим рекомендациям по формированию программ социально-экономического муниципальных районов, городских округов и районов (утв. распоряжением Губернатора Томской области 466-р от

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ Основная роль государства в содействии региональному развитию РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ, СОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСУ СИСТЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИИ ИНВЕСТИЦИИ ИНСТИТУТЫ

Задачи, которые необходимо учесть Правительству РФ при формировании и реализации региональной политики СВОЕВРЕМЕННАЯ РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, СТИМУЛИРУЮЩИХ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УРОВНЯМИ ВЛАСТИ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Официальный информационный сервер Администрации Томской области