Семинар: «Изучение уроков и развитие устойчивых АВП и федераций АВП в Средней Азии и на Кавказе» г. Бишкек, 1-5 октября 2007 г. Опыт формирования и развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПАСПОРТ ГУ ОТДЕЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА ПРИОЗЕРСК.
Advertisements

Проект финансируется ЕС Некоторые подходы к совершенствованию системы управления водным сектором Кыргызстана, в соответствии с идеологией ИУВР Совместный.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Меры по совершенствованию бизнес-среды в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики до 2020 года» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Оценка эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных.
Управление качеством воздуха в странах Восточного региона ЕИСП Рекомендации для центров по НДТМ Моника Прибылова 2 октября 2013 года.
1 Негосударственное пенсионное обеспечение: первые шаги внедрения, проблемы и пути их решения Рыбальченко Андрей Анатольевич Член Государственной комиссии.
Правовое обеспечение деятельности фондов местных сообществ Илья Чукалин, исполнительный директор Фонда «Саратовская губерния», заместитель председателя.
О внесении изменений в земельное законодательство.
Правовое сопровождение деятельности образовательных организаций. Согласно федеральным законам юридическое лицо действует на основании устава. Согласно.
Паспорт ГУ «Отдел земельных отношений города Приозерск»
Шестой региональный форум по государственным закупкам 2010, Стамбул Агентство по государственным закупкам товаров, работ и услуг при Правительстве Республики.
А ккредитаци я. Национальное агентство по аккредитации (НААУ) ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Аккредитация, ее цель 2. Принципы аккредитации 3.НААУ 4. Состав НААУ 5. Функции.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
1 Лицензирование и регулирование деятельности микрокредитных организаций Мадреимов Д., Начальник управления по координации деятельности кредитных союзов,
Министерство сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики департамент водного хозяйства Проект «Внутрихозяйственное.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ТАДЖИКИСТАНЕ РАВШАН КАРИМОВ АГЕНСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН.
МИНИСТЕРСТВО НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты.
Транксрипт:

Семинар: «Изучение уроков и развитие устойчивых АВП и федераций АВП в Средней Азии и на Кавказе» г. Бишкек, 1-5 октября 2007 г. Опыт формирования и развития АВП в Республике Таджикистан

Земельные ресурсы и их использование Территория республики составляет 143,1 тысяч кв.км;Территория республики составляет 143,1 тысяч кв.км; Общий земельный фонд составляет 4 млн. га, в том числе:Общий земельный фонд составляет 4 млн. га, в том числе: Пастбища – 78%Пастбища – 78% Пашня – 17,8%Пашня – 17,8% Многолетние насаждения – 2,4%Многолетние насаждения – 2,4% Залежи и сенокосы – 0,9%Залежи и сенокосы – 0,9% Земли пригодные для орошения – 1,57 млн. гаЗемли пригодные для орошения – 1,57 млн. га Орошаемые земли – 741 тыс. гаОрошаемые земли – 741 тыс. га

В Республике Таджикистан площадь орошаемых земель составляет га, в том числе под основную стратегическую культуру хлопчатник отведено га, приусадебные участки для населения га, выделено для организации подсобных хозяйств для населения га и прочие земли под выращивание сельскохозяйственных культур га.В Республике Таджикистан площадь орошаемых земель составляет га, в том числе под основную стратегическую культуру хлопчатник отведено га, приусадебные участки для населения га, выделено для организации подсобных хозяйств для населения га и прочие земли под выращивание сельскохозяйственных культур га.

п/п НаименованиеКол-во Объём ресурса куб.км Протяженност ь тыс.км Площадь кв.км 1Реки ,5 2Ледники Озёра Водохранилищ а 915,3(п.о.-7,63)664 5 Подземные воды 18,7(э.р.-2,8) Крупные реки: Амударья, Пяндж, Заравшан, Вахш, Каферниган, Бартанг и др. Крупные ледник Федченко, 651,7 кв.км. п/п Наименование НаименованиеКол-во Объём ресурса куб.км Протяжен- ность тыс.км Площадь кв. км. 1Реки ,5 2Ледники Озёра Водохрани- лища 915,3(п.о.-7,63)664 5 Подземные воды 18,7(э.р.-2,8) Водные ресурсы

Промышленность – 4,5% Орошение – 84% Хозпитьевое Сельсхозводоснабж ение – 8,5% Рыбное хозяйство – 3%

Концепция по рациональному использованию и охране водных ресурсов Таджикистана Осуществить постепенный переход на системный метод управления в пределах гидрографических границ, а не административных единиц;Осуществить постепенный переход на системный метод управления в пределах гидрографических границ, а не административных единиц; Ускорить повсеместное создание ассоциаций водопользователей;Ускорить повсеместное создание ассоциаций водопользователей; Внедрить практику управления спросом воды;Внедрить практику управления спросом воды; Обеспечить дифференциацию платежей за воду и её доставку в зависимости от конкретных условий;Обеспечить дифференциацию платежей за воду и её доставку в зависимости от конкретных условий; Развивать разнообразные формы частного, коллективного и акционерного водопользования на основе рыночной водохозяйственной технологии;Развивать разнообразные формы частного, коллективного и акционерного водопользования на основе рыночной водохозяйственной технологии; Внедрение водосберегающих технологий, особенно в зонах машинного орошения.Внедрение водосберегающих технологий, особенно в зонах машинного орошения.

Реформа сельского хозяйства Процесс реформы сельского хозяйства начался в1996 году с решения Президента Республики Таджикистан о раздаче 50 тысяч га орошаемых земель дехканам (фермерам) для производства сельскохозяйственной продукции, затем на эти же цели было дополнительно выделено еще 25 тыс. га орошаемых земель. Процесс реформы сельского хозяйства начался в1996 году с решения Президента Республики Таджикистан о раздаче 50 тысяч га орошаемых земель дехканам (фермерам) для производства сельскохозяйственной продукции, затем на эти же цели было дополнительно выделено еще 25 тыс. га орошаемых земель. В 2000 году Правительство Республики Таджикистан разработало Программу реорганизации сельскохозяйственного производства, которое предусматривает создание дехканских хозяйств вместо бывших колхозов и совхозов. В 2000 году Правительство Республики Таджикистан разработало Программу реорганизации сельскохозяйственного производства, которое предусматривает создание дехканских хозяйств вместо бывших колхозов и совхозов.

Правовые основы создания АВП в Таджикистане В настоящее время, правовой основой создания АВП являются Закон Республики Таджикистан «Об ассоциации водопользователей», Водный Кодекс Республики Таджикистан, Гражданский Кодекс Республики Таджикистан, Постановление Правительства Республики Таджикистан 281 от 25 июня 1996 года «Об утверждении Положения о порядке взимания платы за услуги по доставке воды потребителям из государственных оросительных и обводнительных систем» и другие соответствующие нормативно – правовые акты. В настоящее время, правовой основой создания АВП являются Закон Республики Таджикистан «Об ассоциации водопользователей», Водный Кодекс Республики Таджикистан, Гражданский Кодекс Республики Таджикистан, Постановление Правительства Республики Таджикистан 281 от 25 июня 1996 года «Об утверждении Положения о порядке взимания платы за услуги по доставке воды потребителям из государственных оросительных и обводнительных систем» и другие соответствующие нормативно – правовые акты. Новый Водный Кодекс, принятый Парламентом республики - Маджилиси намояндагон Республики Таджикистан и утвержденный верхней палатой Маджлиси Оли Республики Таджикистан 20 ноября 2000 г. расширил правовую основу создания АВП, регулирующие взаимоотношения между государственными водохозяйственными организациями – поставщиками воды и АВП, создал возможность передачи права на управление специализированным организациям (АВП) отдельными водохозяйственными объектами. Новый Водный Кодекс, принятый Парламентом республики - Маджилиси намояндагон Республики Таджикистан и утвержденный верхней палатой Маджлиси Оли Республики Таджикистан 20 ноября 2000 г. расширил правовую основу создания АВП, регулирующие взаимоотношения между государственными водохозяйственными организациями – поставщиками воды и АВП, создал возможность передачи права на управление специализированным организациям (АВП) отдельными водохозяйственными объектами.

Гражданский кодекс Республики Таджикистан регулирует порядок создания неправительственных общественных организаций. АВП создаются в рамках ее положений.Гражданский кодекс Республики Таджикистан регулирует порядок создания неправительственных общественных организаций. АВП создаются в рамках ее положений. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 25 июня 1996 г. 281, «Об утверждении Положения о порядке взимания платы за услуги по доставке воды потребителям из государственных оросительных и обводнительных систем» регулирует экономические отношения между водохозяйственными организациями и водопользователями.Постановление Правительства Республики Таджикистан от 25 июня 1996 г. 281, «Об утверждении Положения о порядке взимания платы за услуги по доставке воды потребителям из государственных оросительных и обводнительных систем» регулирует экономические отношения между водохозяйственными организациями и водопользователями. В начале ноября 2006 года Парламент страны принял закон Республики Таджикистан «Об ассоциациях водопользователей», который регулирует правовые основы организации, деятельности и управления ассоциацией водопользователей, как некоммерческой организацией для эксплуатации и обеспечения содержания ирригационных систем в общественных интересах.В начале ноября 2006 года Парламент страны принял закон Республики Таджикистан «Об ассоциациях водопользователей», который регулирует правовые основы организации, деятельности и управления ассоциацией водопользователей, как некоммерческой организацией для эксплуатации и обеспечения содержания ирригационных систем в общественных интересах.

Порядок организации АВП и ее легализации Первые опыты организации АВП показали, что в существующих политико- экономических условиях организация АВП должна осуществляться постепенно шаг за шагом. Лучшие результаты получаться там, где инициаторами создания АВП выступают сами фермеры. В первую очередь, в одном из собраний фермеров- водопользователей определяется инициативная группа в составе специалиста по управлению водой, экономиста и других высокообразованных и опытных лиц.Первые опыты организации АВП показали, что в существующих политико- экономических условиях организация АВП должна осуществляться постепенно шаг за шагом. Лучшие результаты получаться там, где инициаторами создания АВП выступают сами фермеры. В первую очередь, в одном из собраний фермеров- водопользователей определяется инициативная группа в составе специалиста по управлению водой, экономиста и других высокообразованных и опытных лиц. Инициативная группа, изучая опыт создания других АВП, существующие литературные и методические источники, воспользовавшись консультациями специалистов, составляют проекты необходимых документов для создания АВП. После окончания подготовительной работы инициативная группа созывает общее собрание водопользователей.Инициативная группа, изучая опыт создания других АВП, существующие литературные и методические источники, воспользовавшись консультациями специалистов, составляют проекты необходимых документов для создания АВП. После окончания подготовительной работы инициативная группа созывает общее собрание водопользователей. На первом Общем собрании водопользователей должны решаться следующие вопросы:На первом Общем собрании водопользователей должны решаться следующие вопросы: 1. Рассмотрение и принятие Протокольного решения об организации АВП с указанием дехканских хозяйств-учредителей, утверждение названия АВП; 2. Рассмотрение и принятие Устава и структуры АВП; 3. Выбор членов Правления АВП, Председателя Правления, членов Финансово-ревизионной Комиссии. Финансово-ревизионной Комиссии.

Во втором этапе Правление для легализации АВП уполномоченным государственным органам подготавливает и представляет необходимые документы, предусмотренные существующими правилами регистрации. Для юридической легализации эти документы представляются в Министерство юстиции Республики Таджикистан, если они расположены в Районах республиканского подчинения (РРП) и в областные органы Министерства юстиции Республики Таджикистан. Во втором этапе Правление для легализации АВП уполномоченным государственным органам подготавливает и представляет необходимые документы, предусмотренные существующими правилами регистрации. Для юридической легализации эти документы представляются в Министерство юстиции Республики Таджикистан, если они расположены в Районах республиканского подчинения (РРП) и в областные органы Министерства юстиции Республики Таджикистан. После получения разрешения Министерства юстиции Республики Таджикистан, АВП регистрируется в районной Нотариальной конторе, становиться на учет в органах государственной статистики, в районном налоговом органе, в пенсионном фонде, поучает разрешение органов внутренних дел на изготовление и получение печати и открывает счет в банке. После получения разрешения Министерства юстиции Республики Таджикистан, АВП регистрируется в районной Нотариальной конторе, становиться на учет в органах государственной статистики, в районном налоговом органе, в пенсионном фонде, поучает разрешение органов внутренних дел на изготовление и получение печати и открывает счет в банке. После всего этого АВП становиться полностью легализованным органом и приступает к осуществлению своей деятельности. После всего этого АВП становиться полностью легализованным органом и приступает к осуществлению своей деятельности.

Разработка Устава и основных документов функционирования АВП в Таджикистане В 1999г. специалисты Республиканского Центра по поддержке приватизации хозяйств (РЦППХ) совместно со специалистами Министерства мелиорации и водного хозяйства разработали примерный Устав АВП, который был рассмотрен и одобрен Правительством Республики Таджикистан.В 1999г. специалисты Республиканского Центра по поддержке приватизации хозяйств (РЦППХ) совместно со специалистами Министерства мелиорации и водного хозяйства разработали примерный Устав АВП, который был рассмотрен и одобрен Правительством Республики Таджикистан. Министерству Мелиорации и водного хозяйства для ускорения процесса создания АВП Правительством РТ было поручено распространение Примерного устава АВП по районам страны. На основе поручения Правительства РТ года был издан совместный приказ Министерства мелиорации и водного хозяйства Республики Таджикистан и Министерство сельского хозяйства Республики Таджикистан ( 86/34 от 20 апреля 2000) «Об утверждении Примерного Устава Ассоциации Водопользователей».Министерству Мелиорации и водного хозяйства для ускорения процесса создания АВП Правительством РТ было поручено распространение Примерного устава АВП по районам страны. На основе поручения Правительства РТ года был издан совместный приказ Министерства мелиорации и водного хозяйства Республики Таджикистан и Министерство сельского хозяйства Республики Таджикистан ( 86/34 от 20 апреля 2000) «Об утверждении Примерного Устава Ассоциации Водопользователей».

В развитии подготовки основополагающих документов функционирования АВП специалистами и консультантами Республиканского Центра поддержки приватизации хозяйств в рамках проекта Всемирного Банка «Проект поддержки приватизации хозяйств» с учетом действующего законодательства Республики Таджикистан доработаны и разработаны следующие процедуры:В развитии подготовки основополагающих документов функционирования АВП специалистами и консультантами Республиканского Центра поддержки приватизации хозяйств в рамках проекта Всемирного Банка «Проект поддержки приватизации хозяйств» с учетом действующего законодательства Республики Таджикистан доработаны и разработаны следующие процедуры: организации подготовительных работ, предшествующих созданию АВП;организации подготовительных работ, предшествующих созданию АВП; проведения учредительных заседаний;проведения учредительных заседаний; легализации создаваемых АВП;легализации создаваемых АВП; разработки бюджета АВП;разработки бюджета АВП; заключения договоров на подачу воды фермерам;заключения договоров на подачу воды фермерам; разрешения споров;разрешения споров; ведения мониторинга работы АВП.ведения мониторинга работы АВП. Обобщением на уровне 2001 –2002 гг. является подготовленные рекомендации по созданию и функционированию АВП в существующих хозяйственных и юридических условиях Таджикистана

Основные задачи АВП: надежная эксплуатация ирригационно-дренажной системы, насосных станций и другой мелиоративной инфраструктуры;надежная эксплуатация ирригационно-дренажной системы, насосных станций и другой мелиоративной инфраструктуры; планирование и проведение ремонтно-восстановительных работ;планирование и проведение ремонтно-восстановительных работ; обеспечение справедливого распределения воды между водопользователями;обеспечение справедливого распределения воды между водопользователями; заключения договоров на получение воды от районных оросительных систем и ее подачи фермерам;заключения договоров на получение воды от районных оросительных систем и ее подачи фермерам; сбор финансовых средств у водопользователей для обеспечения устойчивого функционирования ирригационной системы в целом.сбор финансовых средств у водопользователей для обеспечения устойчивого функционирования ирригационной системы в целом.

Информация об АВП создаваемых в рамках различных программ и проектов финансируемых за счет внешних инвестиций Наименование программы или проекта Донор Расположение АВП (район) Год регистрац ии Кол.-во АВП Орошаемая площадь, га 1. Проект восстановления сельской инфраструктуры и Проект поддержки приватизации хозяйств Всемирный Банк Колхозабадский, Хуросон, Яванский, Зафарабадский, Матчинский, Рудаки, Шахринавский,Гиссарский Восстановление сельского хозяйства Таджикистана Азиатский Банк Развития Расуловский, Гафуровский, Бохтарский, Вахшский, Восейский Проект восстановления ирригационных систем в Таджикистане Азиатский Банк Развития Аштский, Рушанский, Вахдатский, Фархорский, Пянджский, Хамадони Программа поддержки АВП Агентство международного развития США Шаартузский, Кабодиянский, Рудаки Германская Агроакция Европейская комиссия Пенджикентский, Айнинский, Горная Матча, Балжуванский Актед Европейская комиссия Канибадамский, Вахшский, Чоми Проект «Интегрированное управление водными ресурсами Ферганской долины» Швейцарское агентство по международному сотрудничеству Расуловский Всего:

Показатели работы Ассоциаций водопользователей в рамках проекта «Поддержки приватизации хозяйств» на 31-декабря 2003 год.

Плата за услуги по доставке воды Министерство Мелиорации и Водных Ресурсов определило фактические затраты стоимости услуг по доставке воды до границ фермерских (дехканских) хозяйств и других водопользователей с учётом обеспечения устойчивого функционирования оросительных систем по стране, которое варьируют в пределах 2-6 дирам /м3 Министерство Мелиорации и Водных Ресурсов определило фактические затраты стоимости услуг по доставке воды до границ фермерских (дехканских) хозяйств и других водопользователей с учётом обеспечения устойчивого функционирования оросительных систем по стране, которое варьируют в пределах 2-6 дирам /м3 Однако в соответствии с Постановлением Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан за 10 от 14- июня 2007 года тариф за услуги по доставке воды установлен в размере: Однако в соответствии с Постановлением Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан за 10 от 14- июня 2007 года тариф за услуги по доставке воды установлен в размере: 0,78 дирам /мз в зонах самотечного орошения 0,78 дирам /мз в зонах самотечного орошения 1,25 дирам /м3 в зоне машинного орошения (6 районов Согдийской области) 1,25 дирам /м3 в зоне машинного орошения (6 районов Согдийской области)

19 Мобилизатор ОП АВП по АШТ-1 Мобилизатор ОП АВП по Дж. Расуловскому р-ну Мобилизатор ОП АВП по Б. Гафуровскому р-ну Мобилизатор ОП АВП по Канибадамскому р-ну Мобилизатор ОП АВП по Фархорскому р-ну Мобилизатор ОП АВП по Вахшскому р-ну Мобилизатор ОП АВП по Восейскому р-ну Мобилизатор ОП АВП по Вахдатскому р-ну Мобилизатор ОП АВП по р-ну Рудаки Отдел поддержки АВП в структуре ММ и ВР РТ ММ и ВР Министр Центральный ОП АВП Сектор ОП АВП по Сугдской обл. Сектор ОП АВП по Хатлонской обл. Сектор ОП АВП по ГБАО РРП Мобилизатор ОП АВП по Пянджскому р-ну Мобилизатор ОП АВП по Рушанскому р-ну

Задачи ОП АВП Осуществляет свою деятельность под руководством Министра Осуществляет свою деятельность под руководством Министра Подготовка общей стратегии для развития ОП АВП Подготовка общей стратегии для развития ОП АВП Разработка долгосрочных и ежегодных планов ОП АВП Разработка долгосрочных и ежегодных планов ОП АВП Разработка и оказание помощи в реализации общей Программы ММ и ВР по поддержке АВП с учетом всех инвестиционных проектов и НПО по данному вопросу Разработка и оказание помощи в реализации общей Программы ММ и ВР по поддержке АВП с учетом всех инвестиционных проектов и НПО по данному вопросу Принципы и Руководство по созданию и развитию АВП Принципы и Руководство по созданию и развитию АВП Координировать работы по исполнению Закона «Об Ассоциациях водопользователей » по созданию и развитию АВП Координировать работы по исполнению Закона «Об Ассоциациях водопользователей » по созданию и развитию АВП

Центральный офис 5 единицЦентральный офис 5 единиц начальник отдела начальник отдела главный специалист главный специалист специалист специалист водитель водитель секретарь секретарь Областной офис 2 единицыОбластной офис 2 единицы заведующий сектором заведующий сектором ведущий специалист ведущий специалист Районные офисы по одной единицыРайонные офисы по одной единицы Ведущий специалист (мобилизатор)Ведущий специалист (мобилизатор) 21

Заработная плата работников ОП АВП центрального, областных и районных офисов осуществляется за счет платы за услуги по подаче водыЗаработная плата работников ОП АВП центрального, областных и районных офисов осуществляется за счет платы за услуги по подаче воды Приобретение техники и оборудований также осуществляется за счет услуг по подаче водыПриобретение техники и оборудований также осуществляется за счет услуг по подаче воды 22

Опыт создания Федерации АВП В соответствии с Законом «Об АВП» АВП вправе в целях координации выполнения своих уставных обязанностей образовать Федерацию ассоциации водопользователей, которая действует в соответствии с утвержденным уставом.В соответствии с Законом «Об АВП» АВП вправе в целях координации выполнения своих уставных обязанностей образовать Федерацию ассоциации водопользователей, которая действует в соответствии с утвержденным уставом. В 2006 г. в Зафарабадском районе Согдийской области республики была создана Федерация АВП «Зафар об». В неё входят 16 АВП, общей орошаемой площадью га. Из них 7 АВП были созданы как пилотные в рамках проектов Всемирного Банка «Проект поддержки приватизации хозяйств» и «Проект восстановления сельской инфраструктуры».В 2006 г. в Зафарабадском районе Согдийской области республики была создана Федерация АВП «Зафар об». В неё входят 16 АВП, общей орошаемой площадью га. Из них 7 АВП были созданы как пилотные в рамках проектов Всемирного Банка «Проект поддержки приватизации хозяйств» и «Проект восстановления сельской инфраструктуры». Основные задачи Федерации АВП координация управления АВП-ей относительно услуг оросительной сети и своевременная организация поставки воды дехканским хозяйствам, подсобным хозяйствам граждан из крупных магистральных каналов, организация строго контроля между АВП –ей для справедливого распределения воды в пределах крупных магистральных каналов и отдельных джамоатов.Основные задачи Федерации АВП координация управления АВП-ей относительно услуг оросительной сети и своевременная организация поставки воды дехканским хозяйствам, подсобным хозяйствам граждан из крупных магистральных каналов, организация строго контроля между АВП –ей для справедливого распределения воды в пределах крупных магистральных каналов и отдельных джамоатов. В районе насчитывается более 2 тысяч дехканских хозяйств. В Федерации работают 20 сотрудников, в т.ч. 2 старших мироба по 2-м крупным магистральным каналам ТМ-1 и ТМ-2. Необходимо отметить, что Федерация нуждается в оказании технической помощи.В районе насчитывается более 2 тысяч дехканских хозяйств. В Федерации работают 20 сотрудников, в т.ч. 2 старших мироба по 2-м крупным магистральным каналам ТМ-1 и ТМ-2. Необходимо отметить, что Федерация нуждается в оказании технической помощи.

Зафарабадский район, здание ФАВП «Зафароб»

Зафарабадский район, магистральный канал ТМ-1, гл. мираб ФАВП «Зафароб» Ахмедов Н.

Предложения по развитию АВП в Таджикистане Опыт создания АВП в Таджикистане показывает, что для обеспечения их устойчивого функционирования необходимо: 1. На базе Водного Кодекса разработать нормативные документы по передаче и продаже прав водопользования с целью создания рынка воды. 2. В первые несколько лет функционирования новых АВП обеспечить их государственную поддержку в плане представления им налоговых льгот и оказание технической помощи. 3. Совершенствовать систему ценообразования на воду. Цены на воду должны быть дифференцированы в зависимости от затрат на их доставку, качества воды, уровня водообеспеченности, получаемой выгоды от использования воды. 4. Обеспечить ускоренное реформирование коллективных хозяйств и на их базе создать дехканские хозяйства, размер которых должны обеспечить применения современных эффективных технологий, на местах для дехканских хозяйств и АВП организовать пункты проката сельскохозяйственной и мелиоративной техники, обеспечить им доступные низкопроцентные банковские кредиты. Опыт создания АВП в Таджикистане показывает, что для обеспечения их устойчивого функционирования необходимо: 1. На базе Водного Кодекса разработать нормативные документы по передаче и продаже прав водопользования с целью создания рынка воды. 2. В первые несколько лет функционирования новых АВП обеспечить их государственную поддержку в плане представления им налоговых льгот и оказание технической помощи. 3. Совершенствовать систему ценообразования на воду. Цены на воду должны быть дифференцированы в зависимости от затрат на их доставку, качества воды, уровня водообеспеченности, получаемой выгоды от использования воды. 4. Обеспечить ускоренное реформирование коллективных хозяйств и на их базе создать дехканские хозяйства, размер которых должны обеспечить применения современных эффективных технологий, на местах для дехканских хозяйств и АВП организовать пункты проката сельскохозяйственной и мелиоративной техники, обеспечить им доступные низкопроцентные банковские кредиты.

5. Развивать научно-исследовательскую работу по разработке оптимальных моделей дехканских хозяйств и АВП, которые обеспечили бы эффективное использование водных и земельных ресурсов. При этом необходимо учитывать: -природно-климатические условия регионов; - менталитет сельского населения; -особенностей производства различных видов сельскохозяйственной продукции на орошаемых землях; - применения интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и их максимальной переработки на местах; -фактор семьи и родственных связей землепользователей. 6. Разработать и внедрить систему обучения фермеров, специалистов АВП, водного и сельского хозяйства методам обеспечения устойчивого функционирования АВП, определения стоимости услуг АВП, рационального управления водой, организации ремонтных работ, водо учета, заключения договоров для получения каких либо услуг (подача воды, получения кредита, научные исследования и консультации и др.). 7. Разработать, наладить выпуск и сделать доступным для дехкан недорогие приборы и устройства по учету воды и эффективные модели оросительных систем с учетом размеров орошаемых площадей, возделываемых культур и требованиям научно- технического прогресса в аграрной отрасли. 5. Развивать научно-исследовательскую работу по разработке оптимальных моделей дехканских хозяйств и АВП, которые обеспечили бы эффективное использование водных и земельных ресурсов. При этом необходимо учитывать: -природно-климатические условия регионов; - менталитет сельского населения; -особенностей производства различных видов сельскохозяйственной продукции на орошаемых землях; - применения интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и их максимальной переработки на местах; -фактор семьи и родственных связей землепользователей. 6. Разработать и внедрить систему обучения фермеров, специалистов АВП, водного и сельского хозяйства методам обеспечения устойчивого функционирования АВП, определения стоимости услуг АВП, рационального управления водой, организации ремонтных работ, водо учета, заключения договоров для получения каких либо услуг (подача воды, получения кредита, научные исследования и консультации и др.). 7. Разработать, наладить выпуск и сделать доступным для дехкан недорогие приборы и устройства по учету воды и эффективные модели оросительных систем с учетом размеров орошаемых площадей, возделываемых культур и требованиям научно- технического прогресса в аграрной отрасли.