Федеральный закон 94-ФЗ – закон, регулирующий государственные и муниципальные закупки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
Advertisements

1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
3-й Форум юристов стран СНГ Правовые рамки проведения государственных закупок в России : Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ с изм. от
О реализации Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
«Практика применения 223- ФЗ: способы осуществления закупок – выбор и порядок проведения»
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
Законодательство, регламентирующее осуществление контроля и меры ответственности в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Свердловской.
СЕМИНАР по применению Федерального закона от 21 июля 2005 года 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных.
Федеральный закон 94-ФЗ и 223-ФЗ: сходство и различия Начальник юридического отдела Главного управления материальных ресурсов Челябинской области Сухова.
СПК ПС ОМС 1 Тема 3.3 Порядок проведения конкурса.
СПК ПС ОМС 1 Порядок проведения аукциона в электронной форме Тема 3.5.
«Анализ типовых нарушений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» Семинар-совещание
Итоги работы отдела по контролю в сфере размещения заказа для муниципальных нужд за 2007 год.
22 проверки, из которых 20 – плановых и 2 – внеплановые; проверено 1673 процедуры размещения заказов; выявлено 671 процедура, которая проведена с нарушением.
Отдельные вопросы осуществления контроля в сфере закупок.
СПК ПС ОМС 1 Тема 3.2 Работа конкурсной комиссии. Организация работы по проведению конкурсов внутри организации (муниципалитета)
1 Федеральный закон 94-ФЗ от «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных.
Об организации Государственных закупок в Московской области.
ст КОАП НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. Минимальный штраф –
Транксрипт:

Федеральный закон 94-ФЗ – закон, регулирующий государственные и муниципальные закупки

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 2 ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА АНАЛИЗ РЫНКА закупки / размещени е заказов ЛОГИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ Цикл управления закупками продукции ПОСТАВЩИКИ продукция: товары, работы, услуги

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 3 Понятие о закупках Закупки целенаправленная деятельность по приобретению товаров, работ и услуг: –регулярно –в больших объемах –на большие суммы –в инвестиционных целях или целях удовлетворения текущих потребностей –для собственных нужд или нужд подведомственных (дочерних) организаций / для нужд реализации совместных проектов Расходы на закупки составляют значимую часть всех расходов предприятия (3080%), и поэтому даже небольшие улучшения способны принести существенный эффект

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 4 Динамика закупок для государственных нужд: Россия (млрд. руб.) Источник: Росстат

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 5 ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА АНАЛИЗ РЫНКА закупки / размещени е заказов ЛОГИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ Проблемы управления закупками продукции Что? У кого? На каких условиях? …и оправдаться, что это было выгодно!

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 6 ПРОВАЛ РЫНКА: Ситуация, в которой свободное действие рыночных сил не приводит к оптимальному результату сделки хотя бы для одной ее стороны Что мешает «хорошим» закупкам

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 7 1.Основной метод: использование специальных приемов для целенаправленного усиления действия рыночных законов в каждом случае закупки (сверх определенной суммы) 2.Системный подход 3.*Принципы общественных закупок Базовые принципы организации закупочной деятельности

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 8 Это процедуры, которые должны выполняться при каждой закупке и которые предполагают: (а)тщательное планирование потребности в продукции; (б)анализ рынка; (в)действия, направленные на достижение разумного уровня конкуренции среди потенциальных поставщиков там, где это возможно, а где невозможно повышенный внутренний контроль; (г)честный и разумный выбор наиболее предпочтительных предложений при комплексном анализе выгод и издержек (прежде всего цены и качества продукции); (д)контроль за исполнением договора и использованием приобретенной продукции Базовые принципы: Специальные приемы для усиления рыночных механизмов

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 9 Принципы общественных закупок прозрачность (Transparency) – открытость и доступность информации о закупках; подотчетность и соблюдение процедур (Accountability and due Process) – четкое следование закупочным процедурам при государственном и общественном контроле; открытая и эффективная конкуренция (Open and effective Competition) – недопущение дискриминации; справедливость (Fairness) – равные возможности для всех участников закупок

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 10 Базовые принципы: Системный подход Хорошее управление (контроль и координация) Профессиональные кадры (штаты и подготовка) Налаженная отчетность Достаточная инфраструктура (информационное обеспечение, средства e-коммерции, сертификация, профессиональные консультанты, …) Качественная регламентирующая среда Ясно выраженная политическая воля

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 11 Система нормативного правового регулирования гос- и мунзакупок в России ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конституция РФ Гражданский кодекс РФ Бюджетный кодекс РФ Антимонопольное законодательство Законодательство о размещении заказов Бюджетное законодательство Прочие законы Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации Нормативные правовые акты органов местного самоуправления судебна я практика Междуна- родные соглашения Российской Федерации

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 12 Законодательство о размещении заказов 1. Законодательство РФ о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ, БК РФ и состоит из 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных ФЗ и связанные с размещением заказов, должны соответствовать 94-ФЗ. 2. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов, Правительство РФ вправе принимать НПА, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов. 3. ФОИВ, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, вправе принимать НПА, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены 94-ФЗ и принятыми в соответствии с ним НПА Правительства РФ. 4. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены 94-ФЗ, применяются правила международного договора. !! В составе законодательства РФ о размещении заказов НПА муниципальных образований не предусмотрены

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 13 Законодательство о размещении заказов Федеральный закон РФ 21 июля 2005 года 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с ) 94-ФЗ

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 14 Предмет регулирования Статья 1: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд…, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов… 94-ФЗ

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 15 Границы регулирования Статья 1: ….Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации. … Особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв могут устанавливаться иными ФЗ 94-ФЗ

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 16 Цели регулирования Статья 1: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд…в целях –обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, –эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, –расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, –развития добросовестной конкуренции, –совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, –обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, –предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. 94-ФЗ

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 17 Подзаконные нормативные правовые акты к Закону 94-ФЗ В Законе 94-ФЗ прямо предусмотрены следующие НПА, принимаемые Правительством РФ: –Перечень международных финансовых организаций на закупки услуг которых не распространяется действие Закона 94-ФЗ. (п.2 ст.1) [ р] –Перечень товаров, работ, услуг, которые закупаются исключительно на аукционе (п.4 ст.10) [от р] –Порядок взаимодействия заказчиков при проведении совместных торгов (п.7 ст.10) [от ] –Дополнительные требования к участникам только для закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (п.3 ст.11) –Запреты на допуск иностранных товаров или иностранных поставщиков (п.4 ст.13) [от ] –Перечень товаров, работ, услуг, при размещении заказов на которые должны привлекаться субъекты малого предпринимательства (п.1 ст.15) [от ] –Об установлении максимальной цены контракта (цены лота) при размещении заказа на закупку у субъекта малого предпринимательства (п.1.1 ст.15) [от ] –Об утверждении официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов для федеральных государственных нужд (п.1 ст.16) [ р] –Порядок пользования и требования к официальным сайтам (п.7 ст.16) [ ]

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 18 Подзаконные нормативные правовые акты к Закону 94-ФЗ В Законе 94-ФЗ прямо предусмотрены следующие НПА, принимаемые Правительством РФ: –Порядок ведения реестров государственных и муниципальных контрактов (п.6 ст.18) [ ] –Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (п.11 ст.19) [ ] –Преимущества учреждениям уголовно-исправительной системы и организациям инвалидов (п.4 ст.21) [от ] –Порядок оценки заявок на участие в конкурсе (п.7 ст.28) –Требования к системам, обеспечивающим электронную форму участия в аукционе (п.4 ст.41) [ ] –Перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (п.3 ст.48) [от р] –Порядок ведения реестра единственных поставщиков вооружения [ ] и военной техники и порядок формирования цены на такие вооружения и военную технику [ ] (п.2 ст.55)

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 19 Основные понятия

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 20 приобретение товаров, работ, услуг на свободном конкурентном рынке на основе договора (государственного или муниципального контракта) за счет средств соответствующего бюджета или государственных внебюджетных фондов для государственных или муниципальных нужд Государственные и муниципальные закупки: понятие

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 21 Государственные нужды Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 22 Муниципальные нужды Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 23 Размещение заказов Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 24 Субъекты правоотношений (4) Комиссии по размещению заказов (3) Специализи- рованные организации (1) Заказчики (2) Органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов (5) Участники размещения заказов Привлекаются Создаются Уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов органы власти контроль

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 25 Субъекты правоотношений: 94 – ФЗ Государственные заказчики и муниципальные заказчики (ч. 1. ст. 4) Государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Уполномоченные органы по размещению заказов (ч. 2. ст. 4) Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков. Прим.: не путать уполномоченные органы власти и уполномоченных получателей бюджетных средств!

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 26 Специализированная организация (ч. 1 ст. 6) Заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе договора и юридическое лицо (далее – специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт, выбранную в соответствии с Законом 94-ФЗ. Субъекты правоотношений: 94-ФЗ

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 27 Функции заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации Заказчик, Уполномоченный орган: Создает комиссию, определяет ее состав, замену членов комиссии; Определяет начальную цену, предмет и существенные условия, утверждает проект контракта; Утверждает конкурсную или документацию об аукционе; Определяет условия торгов и их изменения; Уведомляет членов конкурсной комиссии о месте, дате, и времени проведения комиссии; Осуществляет аудиозапись вскрытия конвертов открытого конкурса, аудиозапись открытого аукциона; Имеет права и обязанности и несет ответственность за размещения заказа и действия специализированной организации. При этом: Заказчик- подписывает контракт, Уполномоченный орган- не подписывает контракт Специализированная организация: Разрабатывает конкурсную или документацию об аукционе; Опубликовывает и размещает на сайте извещение о проведении открытого конкурса, открытого аукциона, приглашает принять участие в котировках; Осуществляет иные, связанные с обеспечением проведения торгов функций, исключая создание комиссии, определение начальной цены, утверждение проекта контракта, документации о торгах, определение и изменение условий торгов. Организатор торгов терминах ГК РФ

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 28 Субъекты правоотношений: 94-ФЗ Комиссии по размещению заказов (ч.1, 2, 3 ст.7) Заказчиком, уполномоченным органом при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы услуги до опубликования извещения (направлении приглашений принять участие в закрытом конкурсе или закрытом аукционе) о размещении заказов указанными выше способами создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия в составе не менее 5 человек, до опубликования извещения. Комиссии по размещению заказов (ч.4-10 ст.7) Члены комиссии: откуда? Нельзя: заинтересованным в результатах (подавшие заявку, состоящие в штате, должностные лица органов осуществляющих контроль) + подверженные влиянию участников Кворум: «присутствует не менее 50%»

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 29 Участники размещения заказов (ст. 8) Участниками размещения заказов являются лица, претендующие (?) на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Субъекты правоотношений: 94-ФЗ

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 30 Государственный или муниципальный контракт Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта. При заключении контракта (кроме ед. источника и биржи) изменение условий не допускается, кроме 10% для работ и услуг В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства. Размер устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ. В государственный контракт и муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 31 Способы и условия размещения заказов

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 32 СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА Аукцион в электронной форме* Аукцион «обычный» Путем проведения торгов Без проведения торгов Запрос котировок У единственного поставщика На товарных биржах Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи* Конкурс Способы размещения заказа *определяет Правительство РФ Формы? Способы?

Арбитражная практика СПК ПС ОМС ФЗ: Способы размещения заказа (ст. 20, 32, 42, 55, 56) Конкурс – торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Аукцион – торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Запрос котировок – способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах… сообщается неограниченному кругу лиц …и победителем признается участник…, предложивший наиболее низкую цену. Размещение у единственного поставщика – способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику. способ закупки размещения заказов при котором идет сравнение заявок по нескольким критериям; проводится в один этап без переговоров; может быть открытым или закрытым обязательная процедура для некоторых видов простых товаров (перечень определяется Правительством РФ); проводится в открытом или закрытом режиме; победитель определяется только по цене простой конкурентный способ закупки: запрос цен на простую продукцию на сумму до 500 тыс. руб. в квартал у неограниченного круга поставщиков; проводится при закупках в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций без ограничения по сумме прямая закупка у заранее выбранного поставщика; применяется в строго ограниченных случаях (закупки при возникновении чрезвычайных обстоятельств; закупки у монополий)

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 34 Пороговые значения в ЕС Проведение открытых торгов не требуется, если стоимость контракта составит: Предмет закупкиПороговое значение Товары (включая их приобретение, лизинг, наем и прокат) 130 тыс ЕВРО Работы5 млн ЕВРО Услуги200 тыс ЕВРО (НИР и НИОКР) 130 тыс ЕВРО (прочие)

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 35 Условия выбора: торги ч. 2 ст. 10: Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. ч. 4 ст. 10: Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 36 Условия выбора: открытые и закрытые торги Ст. 20: Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну. Ст. 32: Аукцион может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 37 Условия выбора: аукцион в электронной форме Ст. 32: В случае, если начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает один миллион рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети «Интернет» в порядке, установленном статьей 41 настоящего Федерального закона.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 38 Если производство товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляются не по конкретным заявкам и для которых есть функционирующий рынок, в случаях, если: Заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров (работ, услуг) на сумму более чем 500 тысяч рублей, подлежащую уплате в течение квартала. Условия выбора: запрос котировок цена муниципального контракта не превышает рублей либо для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства, на которой находится заказчик, у иностранных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) независимо от цены муниципального контракта

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 39 Условия выбора: в целях оказания гуманитарной помощи Ст. 48: В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик, уполномоченный орган проводят предварительный отбор участников размещения заказа… По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков… в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем запроса котировок. Ст. 53: Размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера осуществляется без ограничения цены государственного или муниципального контракта.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 40 (а) ЗАКАЗЧИК ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО (ст. 55) продукция субъектов естественных монополий (вкл. услуги водоснабжения) (п. 1, 2) поставки культурных ценностей (п.3) услуги органов исполнительной власти, мобилизационные мощности (п. 4,5) возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства (с последующим уведомлением уполномоченного органа) (п. 6) продукция учреждений уголовно-исполнительной системы (по списку, утв. Правительством) (п. 7) единственная заявка на торгах (запросе котировок) (п. 8-10) (б) ПО СОГЛАСОВАНИЮ С УПОЛНОМОЧЕННЫМ ОРГАНОМ (ст. 55) торги признаны несостоявшимися и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником (п.11) Условия выбора: у единственного поставщика

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 41 Условия выбора: у единственного поставщика (продолжение) Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами (подп. "д" п. 2 Указа Президента РФ от «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»). (Под указанными услугами МЭРТ РФ рекомендует понимать, например, следующие: фельдъегерской связи; государственной вневедомственной экспертизы проектно-сметной документации; услуги по предоставлению статистической информации; лицензирования.)

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 42 Требования к участникам размещения заказов (поставщикам, подрядчикам, исполнителям)

Арбитражная практика СПК ПС ОМС ФЗ: Требования к участникам размещения заказа (ст. 11) Обязательные (закрытый перечень): 1. Соответствие участников размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов; 2. Непроведение ликвидации участника размещения заказа – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства; 3. Неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе; 4. Отсутствие у участника задолженности за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовых активов. Возможные (вправе установить заказчик): - обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если заказчик приобретает эти права; - отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа. Дополнительные: Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии …производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов…

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 44 Условия допуска к участию в торгах (ч.1 ст.12) При рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в торгах в случае: 1) непредоставления определенных ч. 3 ст. 25 или ч. 2 ст. 35 закона документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений; 2) несоответствия требованиям, установленным в соответствии со ст.11 закона; 3) невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, если такое требование было; 4) несоответствия заявки на участие в торгах требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе. Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям не допускается Подтверждение соответствия требованиям возлагается на Заказчика!

Арбитражная практика СПК ПС ОМС ФЗ: Оценка квалификации участников размещения заказа Дополнительно возможно: Статья Конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 настоящей статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 46 Источники информации о размещаемых заказах

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 47 Информационное обеспечение Официальное печатное издание Официальный сайт Содержание официального сайта Федерального уровня - о федеральных закупках - информация о сайтах субъектов РФ - сведения о недобросовестных поставщиках (Реестр недобросовестных поставщиков) - условия, запреты, ограничения допуска иностранных товаров Субъекта Российской Федерации - о закупках субъекта РФ - информация о сайтах МО - о закупках МО (если у МО нет своего сайта или если это прямо требуется) Муниципального образования - о закупках МО

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 48 Информационное обеспечение Извещение о проведении открытых торгов; Извещение об отказе от проведения торгов; Изменения документации; Протоколы оценки и сопоставления заявок; протокол аукциона; рассмотрения и оценки котировочных заявок Извещение о проведении открытых торгов, приглашение на размещение заказа запросом котировок; Документация о проведении торгов; Извещение об отказе от проведения торгов; Разъяснения и изменения документации о проведении торгов; Все протоколы размещения заказов (вскрытия, рассмотрения заявок, оценки и сопоставления заявок); + Информация о других сайтах; Реестр контрактов + особенности для сайта федерального уровня В официальном печатном издании публикуются: На официальном сайте размещаются: Установлены жесткие временные нормы по публикации этих сведений (в тот же день, в течение 2-х дней и т.д.). На сайте вся информация должна быть доступна без взимания платы.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 49 Федеральные закупки: официальный сайт РФ Распоряжение Правительства 229-р от 20 февраля 2006 г. Уполномоченный орган исполнительной власти по ведению сайта – Минэкономразвития России

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 50

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 51 Основные нарушения в ходе размещения заказов Отсутствие извещения о торгах и запросе котировок на официальном сайте и в официальном печатном издании Отсутствие критериев и порядка оценки заявок Нарушение сроков процедур размещения заказов Недопустимые требования к поставщикам о предъявлении документов, не предусмотренных законодательством (данные антимонопольной службы)

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 52 Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 53 Национальный режим (ст. 13) Применяется к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами 1) Указанные товары, работы, услуги допускаются для целей размещения заказов на равных условиях с российскими, если иное не установлено международным договором РФ, 94-ФЗ или иными федеральными законами 2) Данный режим применяется, если аналогичный режим установлен иностранным государством в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами. 3) Если он не установлен, то федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, устанавливает условия допуска иностранной продукции. Правительством РФ могут устанавливаться запреты и ограничения допуска иностранной продукции для нужд обороны страны и безопасности государства.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 54 Нормативный правовой акт, устанавливающий условия, запреты и ограничения, подлежит обязательному опубликованию в порядке, и в течение трех рабочих дней со дня такого опубликования размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" Заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у ФОИВ, осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, сведения об условиях допуска иностранной продукции; необходимые сведения должны быть предоставлены в течение 10 дней. Национальный режим (ст.13) Если установлены запреты и ограничения (Правительством РФ или ФОИВ – см. предыд. слайд), то:

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 55 Возможности и порядок предоставления преференций

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 56 Преференции учреждениям уголовно- исполнительной системы организациям инвалидов субъектам малого предпринимательства *бюджетным учреждениям

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 57 Преференции – ГУИН Прямо в Законе 94-ФЗ поименованы три вида преимуществ указанным категориям лиц: в отношении предлагаемой цены контракта. Размер такой ценовой преференции не может превышать 15%. Условия ее применения должны быть установлены Постановлением Правительства РФ (в п. 12 ч. 4 ст. 21 Закона 94-ФЗ); преференция по индивидуальному получению информации при проведении запроса котировок (ч. 4 ст. 45 Закона 94-ФЗ); прямая закупка способом у единственного источника в случаях, установленных Правительством РФ (п. 7 ч. 2 ст. 55 Закона 94- ФЗ). Закон 94-ФЗ не запрещает устанавливать и иные преференции для учреждений уголовно-исполнительной системы. + не действует антимонопольное законодательство Предоставление ценовых преференций ГУИН право, а не обязанность!

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 58 Преференции – инвалидам Прямо в Законе 94-ФЗ поименованы преимущества указанным категориям лиц: в отношении предлагаемой цены контракта. Размер такой ценовой преференции не может превышать 15%. Условия ее применения должны быть установлены Постановлением Правительства Российской Федерации (в п.12 ч. 4 ст. 21 Закона 94-ФЗ)

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 59 Преференции – ГУИН и инвалидам Постановление Правительства РФ от «О предоставлении преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 1. Установить, что в случае если производство товаров (работ, услуг) осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы и информация об указанных учреждениях, а также о номенклатуре производимых ими товаров (работ, услуг) размещена на официальном сайте РФ…, государственные и муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, вправе: - предоставлять преимущества указанным учреждениям в отношении предлагаемой цены контракта в размере до 15 % при размещении заказов … путем проведения торгов; - размещать заказы … в указанных учреждениях без проведения торгов (у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)) при размещении заказов для нужд учреждений уголовно- исполнительной системы. 2. Установить, что в случае если производство товаров (работ, услуг) осуществляется организациями инвалидов и информация об указанных организациях, а также о номенклатуре производимых ими товаров (работ, услуг) размещена на официальном сайте, государственные и муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, вправе предоставлять преимущества для этих организаций в отношении предлагаемой цены контракта в размере до 15% при размещении заказов …путем проведения торгов. 3. Размещение на официальном сайте информации, указанной в пунктах 1 и 2 настоящего Постановления, осуществляется соответственно Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 60 Преференции – малым предприятиям Постановление Правительства РФ от N 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)» …Утвердить прилагаемый перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства. Определить предельные цены (цены лотов) для предусмотренных указанным перечнем товаров в размере 3 млн. рублей, работ - в размере 3 млн. рублей, услуг - в размере 2 млн. рублей. Статья 15: Государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 15% общего объема поставок путем проведения торгов, участниками которых являются такие субъекты. Перечень указанных товаров, работ, услуг и их предельная цена (цена лота) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявки на лот, в котором могут принимать участие субъекты малого предпринимательства, полученные от иных лиц, отклоняются. Если торги не состоялись, повторные такого же плана торги не проводятся.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 61 Преференции в США Правовое регулирование: –Federal Acquisition Regulations, FAR правила закупок для федеральных нужд –Defense FAR – supplement, DFARS правила закупок для нужд обороны – дополнение к FAR Преференции и квоты: –малый бизнес –предприятия, возглавляемые женщинами –предприятия с национальными меньшинствами –исправительно-трудовые учреждения

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 62 Преференции – бюджетным учреждениям Если победителем конкурса (ч. 4 ст. 29) или аукциона (ч. 4 ст. 38) является бюджетное учреждение, а заказчиком (уполномоченным органом) было установлено требование предоставить обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта, то предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется. Такое же освобождение действует и в случае, если бюджетное учреждение не является победителем конкурса (аукциона), а участником конкурса (аукциона), с которым заключается государственный или муниципальный контракт (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38 Закона 94-ФЗ).

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 63 Порядок размещения государственного и муниципального заказа путем проведения конкурса

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 64 заказчик / уполномоченная организация участник размещения заказов / участник конкурса принятие решения о проведении конкурса, подготовка публикация извещения о конкурсе размещение копии извещения на официальном сайте принятие решения об участии в конкурсе размещение конкурсной документации на официальном сайте запрос конкурсной документации предоставление конкурсной документации мониторинг, изучение информации о конкурсе Процедура конкурса Не менее 30 дней

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 65 заказчик / уполномоченная организация участник размещения заказов / участник конкурса подготовка разъяснений конкурсной документации подготовка заявки на участие в конкурсе получение конкурсной документации запрос на разъяснение конкурсной документации публикация разъяснений на официальном сайте внесение изменений в конкурсную документацию учет полученных разъяснений учет внесенных изменений Процедура конкурса

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 66 заказчик / уполномоченная организация участник размещения заказов / участник конкурса подача заявки на участие в конкурсе подача заявки, изменений / отзыв заявки прием заявки на участие в конкурсе объявление о возможности подачи заявки / изменения заявки / отзыва заявки проведение процедуры вскрытия конвертов вскрытие конвертов и оглашение условий заявки, протокол ведение аудио- или видеозаписи присутствие на процедуре вскрытия конвертов запрос разъяснений заявки разъяснение заявки на участие в конкурсе Процедура конкурса

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 67 заказчик / уполномоченная организация участник размещения заказов / участник конкурса рассмотрение заявок на участие в конкурсе допуск к участию в конкурсе оценка и сопоставление заявок присвоение номеров участникам (ранжирование заявок) запрос сведений об участнике определение победителя, подписание протокола Процедура конкурса Не более 10 дней

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 68 заказчик / уполномоченная организация участник размещения заказов / участник конкурса подготовка проекта контракта направление протокола и проекта контракта победителю подписание контракта публикация протокола оценки и сопоставления заявок запрос о разъяснении результатов конкурса ответы за запросы обжалование Процедура конкурса Не более 5 дней

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 69 публикация извещения (ч.1 ст.21) размещение информации на официальном сайте (ч.1 ст.21) ожидание заявок мин. 30 дней (ч.1 ст.21) внесение изменений не позже, чем за 20 дней (ч.3 ст.24) отказ от проведения конкурса не позже, чем за 15 дней (ч.5 ст.21) вскрытие конвертов (ст.26) подача заявок в день вскрытия конвертов (ч.7 ст.25) Продолжительность процедур конкурса

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 70 рассмотрение заявок не более 10 дней (ч.1 ст.27) размещение протокола на официальном сайте (ч.2 ст.27) оценка заявок не более 10 дней (ч.1 ст.28) передача протокола оценки и проекта гос- или мунконтракта победителю в течение 3 дней (ч.10 ст.28) размещение протокола на официальном сайте (ч.11 ст.28) публикация протокола в официальном издании в течение 5 дней (ч.11 ст.28) подписание гос- или мунконтракта победителем не менее 10 дней (п.16 ч.4 ст.22) и не более 20 дней (ч.4 ст.528 ГК РФ, часть вторая) Продолжительность процедур конкурса

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 71 Порядок размещения государственного и муниципального заказа путем проведения аукциона

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 72 Аукцион: особенности законодательства 94-ФЗ, ст.10, ч.4 «Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона.» ГК РФ ст. 447, ч. 4 «Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену» 94-ФЗ ст. 32, ч. 1 «…победителем.. признается лицо, предложившее наиболее низкую цену…» ГК РФ ст. 448, ч. 3 «...организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до даты его проведения» 94-ФЗ ст. 33, ч. 4 «Заказчик…вправе отказаться от его (аукциона) проведения не позднее, чем за десять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.»

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 73 Аукцион: виды аукционов Открытый Обеспечение 5% Закрытый (гостайна) Обеспечение 5% В электронной форме (до 500 тыс. руб.) Без обеспечения заявки

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 74 заказчик / уполномоченная организация участник размещения заказов / участник аукциона принятие решения о проведении аукциона, подготовка публикация извещения об аукционе направление копии извещения на официальный сайт принятие решения об участии в аукционе размещение документации об аукционе на официальном сайте запрос документации об аукционе предоставление документации об аукционе мониторинг, изучение информации об аукционе Процедура аукциона Не менее 20 дней

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 75 заказчик / уполномоченная организация участник размещения заказов / участник аукциона подготовка разъяснений документации об аукционе подготовка заявки на участие в аукционе получение документации об аукционе запрос на разъяснение документации об аукционе публикация разъяснений на официальном сайте внесение изменений в документацию об аукционе учет полученных разъяснений учет внесенных изменений Процедура аукциона

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 76 заказчик / уполномоченная организация участник размещения заказов / участник аукциона подача заявки на участие в аукционе регистрация заявок на участие в аукционе запрос разъяснений заявки на участие в аукционе разъяснение заявки на участие в аукционе рассмотрение заявок на участие в аукционе допуск к участию в аукционе Процедура аукциона Не более 5 дней

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 77 заказчик / уполномоченная организация участник размещения заказов / участник аукциона проведение процедуры аукциона снижение цен предложений определение победителя аукциона запрос о разъяснении результатов аукциона подписание протокола аукциона обжалование направление протокола аукциона и проекта контракта победителю публикация протокола аукциона ответы на запросы подписание контракта Процедура аукциона

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 78 публикация извещения (ч. 2 ст.33) размещение информации на официальном сайте (ч. 2 ст.33) ожидание заявок мин. 20 дней (ч.1 ст.33) внесение изменений не позже, чем за 20 дней (ч.8 ст.34) отказ от проведения аукциона не позже, чем за 10 дней (ч.4 ст.33) подача заявок в день рассмотрения (ч.6 ст.35) Продолжительность процедур аукциона

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 79 рассмотрение заявок не более 5 дней (ч.2 ст.36) размещение протокола на официальном сайте (ч.3 ст.36) проведение аукциона (ст.37) передача протокола оценки и проекта гос- или мунконтракта победителю в течение 3 дней (ч.7 ст.37) размещение протокола на официальном сайте (ч.8 ст.37) публикация протокола в официальном издании в течение 5 дней (ч.8 ст.37) подписание гос- или мунконтракта победителем не менее 10 дней (п.6 ч.4 ст.34) и не более 20 дней (ч.4 ст.528 ГК РФ, часть вторая) Продолжительность процедур аукциона

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 80 Типовые ошибки и проблемы, возникающие у заказчиков

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 81 ГК РФ: всегда обязательно Федеральный закон 94-ФЗ: регулирует заказы для гос. и мун. нужд Федеральное законодательство Муниципальное законодательство Конкурсы для муннужд: Законодательное регулирование Некорректное применение законодательства Что делать? - следовать всему применимому законодательству, учитывая наличие большей или меньшей юридической силы Ошибки из-за несовершенства действующего законодательства Протокол о результатах конкурса в день торгов // Протокол оценки и сопоставления заявок в течение трех дней Денежное обеспечение заявки на участие в конкурсе // задаток

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 82 Проблемы и ошибки: накопление подготовка закупки проведение закупки определение победителя подписание договора исполнение договора проблема ПРОБЛЕМА Накопление проблем и ошибок в ходе закупки ведет к ненадлежащему заключению и исполнению договора, а значит к неполному удовлетворению потребности

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 83 Подготовка: проблемы и ошибки Основные проблемы: –неполное или неверное описание потребностей; –невнимание к контракту (содержание, форма и структура); –неясности с финансированием; –неверный расчет сроков подготовки и процедур закупок; –отсутствие необходимых человеческих ресурсов; –ошибки в привлечении специализированной организации; –некачественная подготовка документов. ВАЖНОСТЬ: плохая подготовка создает проблемы для всей закупочной кампании.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 84 Подготовка: определение условий договора Закупочные процедуры способ заключения договора. Условия договора определяются: –в проекте договора заказчиком при подготовке (70…90%) –участником при подаче заявки (10…30%) ДОГОВОР требования заказчика предложения участника

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 85 Подготовка: установление требований При подготовке устанавливаются требования: –к товарам (работам, услугам) –к участникам (поставщикам, подрядчикам, исполнителям) –к условиям договора (форме и структуре договора) –к процедурам закупки Важно на каждое требование должен быть подтверждающий документ: –не должно быть требований, которые не подтверждаются к.-л. документом –не следует запрашивать документы, не идущие в подтверждение к.-л. установленных требований

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 86 Подготовка: формирование лотов Лот: совокупность товаров (работ, услуг), выступающая отдельным предметом торгов. Лот является неделимым. На лот можно подавать отдельное предложение. Оценка предложений по лотам проводится независимо и отдельно друг от друга. ЛОТ = КОНКУРС = КОНТРАКТ

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 87 Подготовка: формирование лотов Способы разбиения на лоты: –по видам закупаемой продукции (компьютеры первый лот, принтеры и сканеры второй лот, копиры третий лот и т.д.) –по объему поставки (заказ на поставку 100 тыс. единиц можно разбить на 10 лотов по 10 тыс., или 5 лотов по 20 тыс., или тыс. и т.д.) –по месту поставки (поставка в Санкт-Петербург первый лот, в Пермь второй, в Новосибирск третий и т.д.) –по срокам поставки (поставка в октябре первый лот, в ноябре второй и т.д.) –иные варианты –комбинация двух или более вышеперечисленных признаков

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 88 Подготовка: выделение человеческих ресурсов описание потребности разработка закупочных документов проведение процедур торгов оценка заявок подготовка договора подписание договора подготовка отчетности трудозатраты время

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 89 Подготовка: привлечение специализированной организации Привлечение профессиональной специализированной организации: –по договору между заказчиком и спец.организацией –в передача «технических» функций по проведению торгов –решения принимает заказчик Требования к договору: –распределение работ между заказчиком и спец.организацией, которая действует за счет заказчика –размер вознаграждения –отчетность спец.организации

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 90 Подготовка: разработка конкурсной документации Типичная последовательность действий: –сбор исходных данных условия и форма договора техническое задание (требования к продукции) требования к участникам перечень процедур и сроки их проведения –компиляция конкурсной документации –форматирование, исправление ошибок, создание оглавления –проверка целостности и непротиворечивости –рассмотрение конкурсной комиссией –утверждение организатором закупки (заказчиком) –тиражирование

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 91 Оценка заявок 94-ФЗ Статья До установления Правительством Российской Федерации порядка оценки заявок на участие в конкурсе при размещении заказа на поставку определенных видов товаров, выполнение определенных видов работ, оказание определенных видов услуг для государственных или муниципальных нужд порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом…. При этом заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, приглашении принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации должны устанавливаться критерии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и их значения Примечание: распоряжением Правительства РФ от г р утвержден «План мероприятий», вкл. разработку типовых документов по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 92 Проведение: проблемы и ошибки Основные проблемы: –невыполнение предусмотренных законами и закупочной документации процедур; –изменение «правил игры» в ходе самой игры; –неосмотрительное принятие решений ВАЖНОСТЬ: проблемы и ошибки в ходе закупочных процедур являются публичными, могут нарушать права участников и могут повлечь жалобы / судебное разбирательство

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 93 Проведение совместных торгов

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 94 Совместные торги Часть 6 Статьи 10.: Два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров путем проведения совместных торгов. Контракт … заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги или для которых проводились такие торги. Порядок взаимодействия заказчиков может устанавливаться Правительством РФ; Решение о проведение совместных торгов для нужд обороны страны и безопасности государства принимается Правительством РФ. "одноименные товары" - аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению; "совместные торги" - способ размещения заказа путем проведения торгов в форме конкурса (аукциона) в интересах нескольких заказчиков, уполномоченных органов. "организатор совместных торгов" - один из заказчиков, уполномоченных органов, которому другие заказчики, уполномоченные органы передали на основании соглашения часть своих функций по организации и проведению совместных торгов;

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 95 Положение о совместных торгах Положение «О взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов» (утв. Постановлением от ) …Для проведения совместных торгов заказчики, уполномоченные органы между собой заключают соглашение о проведении совместных торгов до утверждения КД (АД), в котором указываются: а) сведения о заказчиках и уполномоченных органах, проводящих совместные торги; …г) сведения об организаторе совместных торгов, включая перечень функций, передаваемых ему сторонами соглашения в целях проведения торгов; … информация, определяющая взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных торгов. 6. Организатор совместных торгов утверждает состав комиссии, в который по согласованию включаются представители сторон соглашения. Количество представителей сторон соглашения определяется пропорционально объему заказа соответственно заказчика, уполномоченного органа в общем объеме заказов, в отношении которых проводятся совместные торги. … 7. Стороны соглашения несут расходы на проведение … пропорционально доле начальной цены контракта … в общей сумме начальных цен контрактов …. 8. Организатор совместных торгов осуществляет разработку и утверждение КД (АД). 10. Разъяснение положений КД (АД) при проведении совместных торгов осуществляется организатором совместных торгов. 11. Изменения, которые вносятся в КД (АД), утверждаются организатором совместных торгов по согласованию со всеми сторонами соглашения. 12. Копии протоколов, составленных в ходе проведения совместных торгов, направляются организатором совместных торгов не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, каждой стороне соглашения. 13. Проекты контрактов, составленные по результатам торгов, направляются организатором совместных торгов для подписания каждой стороной соглашения после их подписания поставщиком.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 96 Реестры (государственных или муниципальных контрактов, недобросовестных поставщиков)

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 97 Реестр: контрактов (ст.18) Ведут федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов. Перечень сведений в реестре определен ч.2 ст.18. Данные в 3-дневный срок направляются в уполномоченный на ведение реестра орган, которые в 3-дневный срок передают на соответствующий официальный сайт. Сведения доступны без взимания платы. Детали устанавливает Правительство РФ.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 98 Реестр: недобросовестных поставщиков (ст. 19) 1.Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти. 2.В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов. 3.Реестр должен содержать следующие сведения, указанные в ч. 3 ст В случае, если государственный или муниципальный контракт заключен с участником размещения заказа, с которым в соответствии с 94-ФЗ заключается контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, заказчик в течение 3 дней со дня заключения контракта направляет в орган сведения, а также выписку из протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (протокола аукциона либо протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок) в части определения победителя, уведомление победителя об отказе от заключения контракта, решение суда о понуждении победителя к заключению контракта (при его наличии) и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 99 Реестр: недобросовестных поставщиков (ст.19) 5.Аналогично по единственному участнику размещения заказа при его уклонении. 6.Аналогично в случае расторжения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком, с приложением также копии соглашения о расторжении контракта или копии решения суда о расторжении контракта. 7.Орган осуществляет размещение сведений в реестре недобросовестных поставщиков в течение 3 дней со дня их поступления. 8.При отсутствии подтверждающих документов об отказе победителя от заключения контракта, орган осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. При подтверждении – размещение сведений в течение 3 дней с даты подтверждения.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 100 Реестр: недобросовестных поставщиков (ст.19) 9.Сведения из реестра доступны на сайте без взимания платы. 10.Сведения из реестра исключаются через 2 года. 11.Детали порядка ведения реестра и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра устанавливает Правительство РФ. 12.Включение сведений об участнике размещения заказа, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым контракт расторгнут в связи с существенным нарушением им контракта, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков, равно как и неисключение вовремя из реестра, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 101 Контроль

Арбитражная практика СПК ПС ОМС ФЗ: Контроль за размещением заказов Ст. 10 ч. 5. Нарушение предусмотренных Федеральным законом (94-ФЗ) положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа… Ст. 17. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов (плановые и внеплановые проверки) Ст.19. ч. 2. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов. Гл. 8. Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов (обжалование)

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 103 Оперативный контроль Осуществляется уполномоченным на осуществление контроля: федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Виды контроля: Плановые и внеплановые проверки соблюдения норм законодательства

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 104 Органы оперативного контроля на уровне Федерации Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N Установить, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 105 Возможности оперативного контроля Официальный сайт (Сведения) Публикации извещений Конкурсная и аукционная документация Протоколы Сведения о заключенных государственных контрактах Сведения о недобросовестных поставщиках Уполномоченные контрольные органы (меры к заказчику при проведении контроля и при обнаружении нарушений законодательства) Предписания об устранении нарушений Право приостановить процедуру проведения торгов до устранения выявленных нарушений Обращение в суд Обращение в правоохранительные органы

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 106 ФАС РОССИИ РОСОБОРОНЗАКАЗ 800 жалоб 22 плановые проверки 151 плановая проверка 193 внеплановых проверки Оборонный заказ КОНТРОЛЬ 3 внеплановые проверки 500 жалоб обоснованы Результаты осуществления контроля за размещением заказов По состоянию на октябрь 2006 г.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 107 Ответственность за нарушения законодательства 94-ФЗ Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут дисциплинарную, гражданско- правовую, административную [ст КоАП], уголовную [ст. 301 БК] ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 108 Содержание статей КоАП Размещение должностным лицом заказчика, уполномоченного органа заказа путем запроса котировок цен на одноименные товары, работы услуги на сумму более чем 250 тыс. рублей в течение квартала, а также осуществление без заключения контракта закупки одноименных товаров, работ, услуг на сумму, превышающую размер, установленный законодательством РФ; Нарушение должностным лицом заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации сроков опубликования в официальном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении открытых торгов и проведении запроса котировок цен; протоколов, составляемых в ходе размещения заказа; документации о торгах, нарушение порядка предоставления документации, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок; Предоставление недостоверной информации о размещении заказа на официальный сайт, недостоверных сведений в органы власти (местного самоуправления), уполномоченные на ведение реестров контрактов, либо внесение должностным лицом таких органов недостоверных сведений в реестр контрактов или реестр недобросовестных поставщиков; Заключение контракта по результатам проведения торгов или запроса котировок цен с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок цен либо, предложенных лицом, с которым заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов или уменьшению количества поставляемых товаров, работ услуг; Изменение условий контракта, в том числе увеличение цены, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена федеральным законом и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов или уменьшению количества поставляемых товаров, работ услуг - влекут наложение административного штрафа в размере от 100 до 200 МРОТ. Нарушение членом комиссии по размещению заказа порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, а также нарушение порядка отбора участников торгов, в том числе отказ в допуске к участию в торгах по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа в размере 25 МРОТ.

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 109 Возможность уголовной ответственности Бюджетный кодекс Российской Федерации: "Статья 301. Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка... При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений привлекаются при наличии состава преступления к ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации."

Арбитражная практика СПК ПС ОМС 110 Планы по изменению законодательства законопроект (внесен ) – в части установления особенностей размещения заказов на создание произведений литературы и искусства, исполнение произведений, постановок, на финансирование проката национального фильма законопроект (внесен ) – в ед. источник добавить сточную необходимость законопроект (внесен ) – закупку творческих услуг, культуры и искусства в ед. источник законопроект (внесен ) – от М.Л. Шаккума, наиболее подробный законопроект (внесен ) - в части установления особенностей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях