Лекция 6-7 Банковские информационные системы. План лекции Понятие информационной банковской системы(ИБС), информационной банковской технологии (ИБТ);

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 6 Банковские информационные системы. План лекции Понятие информационной банковской системы(ИБС), информационной банковской технологии (ИБТ); Модульность.
Advertisements

Классификация ИС В современном мире существует достаточно большое количество разновидностей информационных систем. Классификация информационных систем.
Общая архитектура системы электронного правительства.
SC-RETAIL информационная система розничного бизнеса банка Обзор решения Бируля Андрей Иванович начальник управления розничных систем ООО «СОФТКЛУБ»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СОДЕРЖАНИЕ Понятие информационной системы Информационное обеспечение Технологические платформы ИС Централизованная платформа Децентрализованная.
Лекция 2 Принципы создания, классификация, состав и структура ЭИС.
Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности ВЫПОЛНИЛ: СТ.ГР БИ-41 ВЕРБА Т.В. ПРОВЕРИЛ: БАРЛИАНИ И.Я
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ ТЕМА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Подготовил Иванов А.Н.
Система финансового администрирования и контроля для территориально распределенных холдинговых структур.
Работу выполнила студентка гр. 9 Бд 111 Евженко Дарья.
Информационные системы управления Информационное пространство учреждения образования ИПКиП 2011г.
Информационные системы. СистемаЭлементы системыГлавная цель системы ФирмаЛюди, оборудование, материалы, здания и др. Производство товаров КомпьютерЭлектронные.
План: 1. Понятие информационных технологий 2. Структура информационной технологии 3. Виды информационных технологий 4. Влияние информационных технологий.
Тема урока: « Информационные системы. Классификация информационных систем »
Система финансового мониторинга для территориально распределенных холдинговых структур.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Пятнадцать лет на рынке банковских технологий. Расширение сферы бизнеса банка – предоставление частным клиентам круглосуточного доступа к информации и.
Операционный день Программное обеспечение «Главная книга» банка.
Структура, организация и функции информационных систем Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Cистема моментальной оплаты услуг. Электронные платежные системы, разработанные компанией ИНИСТ, выполняют следующие функции: Управление дилерской сетью.
Транксрипт:

Лекция 6-7 Банковские информационные системы

План лекции Понятие информационной банковской системы(ИБС), информационной банковской технологии (ИБТ); Модульность ИБС. Декомпозиция ИБС по функциональному принципу; Принцип единого информационного пространства при формировании ИБС; Безопасность ИБС; Эффективность ИБС; Взаимодействие модулей в ИБС.

Понятие ИБС, ИБТ Информационная банковская система (ИБС) – совокупность информационных технологий, используемых в банке в каждый момент времени, автоматизирующих полностью или частично выполняемые предметные технологии, характерные для данного периода развития информатики.* ИБС – совокупность банковских ИТ совместно с обеспечивающими ИТ.* Информационная банковская технология (ИБТ) – способ преобразования банковской информации на основе методов сбора, регистрации, передачи, хранения и обработки данных в целях обеспечения подготовки, принятия и реализации управленческого решения с использованием средств персональной и вычислительной техники. ИБТ – 1. Способ реализации банковской технологии (технологии предметной области) на основе средств вычислительной техники. 2. Способ реализации банковской технологии с помощью одной или нескольких обеспечивающих ИТ.* * - Банковские информационные системы: учебник / под ред. профессора В.В. Дика. – М.: Маркет ДС, – 816 с.

Модульный принцип построения ИБС o Выделение элементов (модулей) системы: Функциональный принцип (кредитование, РКО, операционный день банка и т.д.); Объектный принцип (модуль головного банка, филиала, отделения, представительства и т.д.). o Набор модулей может варьироваться в зависимости от специфики банка, его направленности, масштаба деятельности, перечня и характера операций, реально выполняемых банком. o Деление на функциональные модули может отличаться в системах разных производителей (фирм- разработчиков), однако в целом находится в тесной зависимости от основных видов банковской продукции.

Декомпозиция ИБС по функциональному признаку Учетное ядро ИБС РКО Кредитно- депозитные услуги Операции с ценными бумагами... Контроль Планирование Анализ Front-OfficeHead-Office В структуре ИБС можно выделить 3 крупных блока: Front-Office, Back-Office; Head-Office. В некоторых ИБС функции принятия решений выносятся в качестве самостоятельных подсистем: прогнозирования балансов, денежных потоков и т.д.; плановой деятельности и бюджетирования; экономического анализа; либо выделяют наиболее значимые функции управления банком: подсистема управления ликвидностью; подсистема управления рисками.

Единое информационное пространство и ИБС Единая база данных Единое информационное пространство (ЕИП) Под единым информационным пространством банка можно понимать организацию информации, циркулирующей в банке, включая методы ее обработки, хранения и представления. Отличительной особенностью БД ИБС является совместное хранение данных с их описаниями (метаданными). Отличительными чертами хранилища данных (ХД) являются: - ориентация на предметную область; - защищенность; - поддержка хронологических данных; - интеграция в едином хранилище ранее разъединенных данных, поступающих из различных источников, а также их проверка, согласование и приведение к единому формату; - агрегация. ХД БД

ЕИП и ИБС Данные, обрабатываемые в ИБС ОперативныеАналитические Задачи ИБС: 1. Обеспечение повседневной работы банка по вводу и обработке информации 2. Анализ данных для выявления тенденций развития, прогнозирования состояний, оценки и управления рисками и т.п. OLTP-системы (On-Line Transactional Processing) OLAP-системы (On-Line Analytical Processing) ХД Внешние источники

ЕИП и ИБС Витрина данных (Data Mart) – это относительно небольшое специализированное хранилище данных, содержащее только тематически ориентированные данные и предназначенное для использования конкретным функциональным подразделением. Витрина данных Хранилище данных Витрина данных 1 «Анализ доходов» Витрина данных 2 «Анализ денежных потоков» Витрина данных N «Управление активами и пассивами»... Хранилище данных ИБС головного банка Внешние источники ИБС филиалов Типы витрин данных: Зависимые; Независимые.

Безопасность ИБС Безопасность ИБС Целостность Доступность Конфиденциа льность При функционировании системы информация может быть изменена только теми пользователями, которые имеют на это право. Действительная доступность компонента авторизованному (т.е. допущенному) пользователю в любое время. Определенная часть информации предоставляется только авторизованным пользователям. Примечание: Средства, технологии и методы обеспечения безопасности ИС рассматриваются в дисциплине «Информационная безопасность»

Эффективность ИБС Стоимость ИБС не должна превышать эффект от ее внедрения! Стоимость владения ИБС Влияние ИБС на производительность труда При оценке эффективности ИБС следует учитывать следующие факторы: - возможность контроля – недопущение ошибок пользователя при проведении банковских операций, поскольку возникновение подобных ошибок может повлечь за собой не только негативные последствия для деловой репутации, но и штрафы; - возможность поддержки уникального бизнеса компании – способность реализовывать конкурентные преимущества банка на рынке услуг; - возможность адаптации – способность поддерживать новые бизнес-решения и новые услуги банка.

Взаимодействие в ИБС Ориентация на работу большого количества пользователей Клиент-серверная архитектура ИБС Модель «тонкого» клиентаМодель «толстого» клиента

ИТ внешних взаимодействий коммерческого банка Телекоммуникационная среда Центральный банк РФ Клиенты банка Участники расчетов с использованием ПК Филиалы банка Коммерческие банки на территории РФ Международные банки- респонденты Прочие контрагенты банка Коммерческий банк

ИТ взаимодействия банка и клиентов Домашний банкинг (home banking) – предоставление банковских услуг клиентам на дому или в другом удобном для них месте, например на работе. Домашний банкинг Телефонный банкинг Интернет-банкинг Компьютерный банкинг Видеобанкинг Мобильный банкинг

Назначение и архитектура систем «Клиент-банк» Система «клиент-банк» - программный комплекс, используемый клиентами коммерческого банка для удаленного взаимодействия с ИБС банка и автоматизации документооборота между банком и его клиентами. При помощи системы «клиент-банк» банк может дистанционно оказывать следующие услуги: открытие счетов в различных валютах (расчетных, текущих, депозитных); получение информации о текущем состоянии счетов платежных документов клиента; получение выписки по счету за любой период; подготовка платежных документов (платежи за поставленные товары и услуги, оплата процентов по предоставленному кредиту, платежи в бюджет и пр.); совершение конверсионных операций (покупка / продажа валюты); получение справочной информации из банка (справочники для заполнения платежных документов, тарифы на банковское обслуживание и т.п.); проверка состояния карточных счетов расчетных и кредитных банковских карт; прочие операции (напр., подготовка документов на предоставление кредита или изготовление пластиковой банковской карты).

Назначение и архитектура систем «Клиент-банк» Клиентская часть (АРМ) Серверная часть (банк) Коммуникационная подсистема прием информации от клиента; проверку ЭЦП клиента; аутентификацию клиента банка; расшифровку принятой информации; передачу платежных документов в ИС Back-Office банка; принятие запросов и формирование ответов клиенту; генерацию запроса к различным ИС банка в соответствии с запросом, принятым от клиента; формирование ответного сообщения клиенту; шифрование исходящей информации; передачу информации клиентам. формирование платежных документов и прочих сообщений в банк; наложение ЭЦП на сформированные документы; шифрование документов и сообщений; пересылка в банк платежных документов и сообщений; прием информации из банка; обработка принятой информации. Типы каналов связи (коммуникационная подсистема): -Коммутируемые линии; - Выделенные линии.

Назначение и архитектура систем «Клиент-банк» По структуре система «Клиент-банк» представляет собой распределенную систему обработки данных. «КБ» на основе технологии «толстого клиента» «КБ» на основе технологии «тонкого клиента» -Требуется установка специального ПО у клиента, клиент может соединиться с банком только с определенного компьютера; -Клиент формирует финансовые документы в режиме off-line; -Каналы связи используются для передачи готовых документов и приема информации из банка (каналы цифровых сетей, радиоканалы, коммутируемые телефонные линии). -Программа-терминал,как правило, запускается через браузер; -Информация передается в банк по мере ввода ее клиентом, работа происходит в режиме on-line; -Коммуникационная среда – сеть Интернет

Система международных электронных межбанковских взаимодействий на основе системы S.W.I.F.T. S.W.I.F.T. – Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication - сообщество всемирных банковских коммуникаций. Дата основания – май 1973 г. В составе 239 банков из 15 стран Западной Европы и Северной Америки. Главная цель создания системы – обеспечение всем ее участникам доступа к круглосуточной высокоскоростной сети передачи информации в стандартной форме при высокой степени защиты от несанкционированного доступа. Система SWIFT состоит из: двух операционных центров в США и Нидерландах, 5 активных систем в США и Нидерландах, каждая из которых представляет собой мощный вычислительный центр; региональных процессоров в различных странах; каналов связи общего пользования и назначения. Национальные клиринговые системы, основанные на стандартах S.W.I.F.T. : Англия (Clearing House Automated Payment System – CHAPS); Франция (Sagritter); Швейцария (Swiss Interbank Clearing – SIC); США (CHIPS) и др.

Список использованной и рекомендуемой литературы по теме Чистов, Д. В. Банковские информационные системы и технологии. Москва : Финансы и статистика, – 384 с. Банковские информационные системы: учебник / под ред. профессора В.В. Дика. – М.: Маркет ДС, – 816 с.