ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Применение Закона 223-ФЗ: антимонопольные требования к торгам, запросам котировок Киров, 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Статья 432. Основные положения о заключении договора 2. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон.
Advertisements

Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Антимонопольные требования. Практика применения. начальник отдела контроля за размещением заказов Е.В. Быкова Свердловское Управление Федеральной антимонопольной.
Практика рассмотрения Свердловским УФАС России жалоб по Закону о закупках в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
«Анализ типовых нарушений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» Семинар-совещание
«Практика применения 223- ФЗ: способы осуществления закупок – выбор и порядок проведения»
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Применение Закона 223-ФЗ: практические вопросы Киров, 2012 г.
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
Итоги работы отдела по контролю в сфере размещения заказа для муниципальных нужд за 2007 год.
Самарское УФАС России 2012 г. Практика привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ. Однородность правонарушений по статье 14.9.
Минфин России Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Обзор административной и судебной практики Службы контроля Ханты-Мансийского.
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Ростов-на-Дону2011 Доклад на тему: «Применение судами антимонопольного законодательства»
Основные этапы законотворческого процесса разработки Федерального Закона о закупках отдельными видами юридических лиц N223-ФЗ 29 сентября 2011 г. Аллилуева.
1 Федеральный закон 94-ФЗ от «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных.
ПОСЛЕДСТВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКАЗЧИКОМ НЕДОСТОВЕРНОСТИ УКАЗАННЫХ В ЗАЯВКАХ СВЕДЕНИЙ О КАЧЕСТВА Толстобоков Олег Николаевич кандидат технических наук, инспектор.
Медведева Светлана Станиславовна Управляющий партнер ООО «Центр подрядных торгов в строительстве» 8 (495)
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
О нарушениях законодательства в сфере земельных и имущественных отношений органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Применение Закона 223-ФЗ: антимонопольные требования к торгам, запросам котировок Киров, 2012 г.

Ф А С Р о с с и и Условия конкурсных закупок 2 Принципы, которым должно соответствовать положение о закупке (ч. 1 ст. 3 Закона 223-ФЗ): - информационная открытость закупки; - равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; - целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; - отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Ф А С Р о с с и и Условия конкурсных закупок 3 АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ Дело А /2012 Действующее законодательство не определяет, какие именно обстоятельства могут являться нарушением правил проведения торгов (конкурсов, аукционов) и что конкретно может служить основанием для признания торгов недействительными. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий", применение которого возможно по аналогии, под грубым нарушением правил конкурса или аукциона понимается нарушение порядка проведения конкурса или аукциона, которое могло привести к неправильному определению победителя, а также необоснованный отказ от участия в конкурсе (аукционе). Предметом рассмотрения дела о признании недействительными результатов конкурса могут выступать лишь обстоятельства, касающиеся соблюдения правил процедуры конкурса, но не вопросы, связанные с существом решения, принятого конкурсной комиссией, а также мотивами, которыми руководствовалась комиссия при определении участников и победителя конкурса. Определение того, какие из предложенных условий претендентов конкурса являются лучшими, относится к полномочиям конкурсной комиссии, но не суда.

Ф А С Р о с с и и Постановление Президиума ВАС РФ от N 8799/11 В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от N 101 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства» Отсутствие в извещении о торгах сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 448 ГК РФ, является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица.статьи 448 Нарушение указанных требований к процедуре торгов является обстоятельством, достаточным для признания торгов недействительными по иску взыскателя, заинтересованного в надлежащем проведении публичных торгов для обеспечения конкуренции покупателей и получения наибольшей цены за продаваемое имущество. Отсутствие таких сведений в информации о проведении торгов лишает потенциальных покупателей возможности принять участие в торгах, препятствуя реализации цели выставления имущества на публичную продажу. 4

Ф А С Р о с с и и Защита конкуренции при проведении торгов 5 - система запретов на совершение определенных действий при организации и проведении торгов: Во-первых, установление открытого перечня действий, на совершение которых при проведении торгов устанавливается запрет, так как это приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции»); Во-вторых, установление специальных запретов, имеющих ограниченную сферу их применения и соответствующую ей специфику правового статуса субъектов (ч. ч. 2 и 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции»).

Ф А С Р о с с и и Открытый перечень запрещенных действий 6 - координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; - создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; - нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; - участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах; - иные действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Ф А С Р о с с и и П. 2 ч. 1 статьи 17 7 Постановление 2 ААС по делу А28-17/2012 Материалами дела подтверждено, что согласно информационной карты редукциона участник процедуры закупки должен подтвердить права на оказание услуг по доработке программы для ЭВМ. При этом правообладателем программного комплекса является ООО «_». Учитывая, что предметом договора, заключаемого по результатам редукциона, являются работы, которые не предусматривают доработку или изменение программы, представляющей собой объект авторского права, включение указанного требования в документацию создает преимущественные условия участия в торгах для правообладателя программного комплекса, что свидетельствует о нарушении пункта 2 части 1 статьи 17 Закона. Постановление 2 ААС по делу А /2011 Материалами дела подтверждается, что в нарушение Правил 67 при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе условия исполнения договора, указанные в заявках участников, не объявлялись; в протоколе вскрытия конвертов не содержатся условия исполнения договора, предложенные участниками. Приведенные выше обстоятельства в совокупности обоснованно расценены Управлением как несоблюдение Администрацией антимонопольных требований к торгам. Антимонопольный орган правомерно признал действия конкурсной комиссии заявителя нарушающими антимонопольные требования к торгам и порядок определения победителя торгов, создающими участнику торгов (Предприятию) преимущественные условия участия в торгах, влекущие в результате ограничение конкуренции.

Ф А С Р о с с и и П. 3 ч. 1 статьи 17 Постановление ФАС Центрального округа от по делу N А /2011Постановление В извещении о проведении открытого конкурса, в положении о конкурсе и в конкурсной документации отсутствовала информация о порядке определения победителя торгов (методика применения балльной системы по каждому критерию, формула подсчета голосов, собранных в результате оценки заявок), поэтому при определении победителя торгов конкурсная комиссия руководствовалась субъективной оценкой участников конкурса. При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что несоблюдение администрацией муниципального образования требований антимонопольного законодательства при утверждении положения о конкурсе и конкурсной документации, а именно невключение значимой информации о порядке определения победителя торгов, вело к нарушению условий конкуренции и было правомерно расценено антимонопольным органом как нарушение п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции".п. 3 ч. 1 ст. 17 Постановление ФАС Северо-Западного округа от по делу N А /2010Постановление Примененный заказчиком метод оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе позволял членам конкурсной комиссии присваивать рейтинговые места конкурсным предложениям на основании своего собственного усмотрения, а итоговое значение заявки, хотя и складывалось по формуле, предусмотренной конкурсной документацией, но с учетом величин, самостоятельно определенных членами конкурсной комиссии, что не позволяло объективно оценить предложения участников и, как следствие, выбрать из них лицо, действительно предложившее лучшие условия исполнения договора по предмету конкурса, в связи с чем судами трех инстанций заказчик был признан нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции".п. 3 ч. 1 ст. 17 8

Ф А С Р о с с и и П. 4 ч. 1 статьи 17 9 Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от по делу N А /2009 Суд правомерно признал недействительными результаты открытых аукционов и заключенные по их результатам муниципальные контракты, так как в момент проведения открытых аукционов ответчик занимал должность начальника отдела муниципального учреждения и одновременно являлся генеральным директором юридического лица, которое участвовало в аукционах и по их итогам было признано победителем, суд правильно пришел к выводу о нарушении ответчиком положений ФЗ "О защите конкуренции". Постановление ФАС Дальневосточного округа от N Ф /2010 по делу N А /2009 Не допускается непосредственное участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников заказчиков в торгах по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Однако запрета на участие в торгах юридических лиц, учредителями которых являются указанные лица, законодательство Российской Федерации не содержит. Постановление 2 ААС от г. по делу А28-966/2012 Оснований для расширительного толкования данной нормы закона, примененного антимонопольным органом, у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку участие в размещении заказов не может быть ограничено на основании толкования закона

Ф А С Р о с с и и СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАПРЕТЫ 10 - не предусмотренное федеральными законами или иными НПА ограничение доступа к участию в торгах, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; - ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Ф А С Р о с с и и Ч. 2 ст Решение АС Кировской области по делу А /2012 Учитывая, что при рассмотрении дела 10/03-12 ответчиком дана правильная оценка фактическим обстоятельствам, связанным с внесением П. задатка для участия в аукционе в соответствии с информационным сообщением об аукционе и с наличием у Единой комиссии при рассмотрении заявок доказательств, подтверждающих поступление от претендента в установленный срок задатка на счет продавца, суд приходит к выводу, что ответчик обоснованно квалифицировал действия ТУ Росимущества в Кировской области как нарушение части 2 статьи 17 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции». Решение АС Кировской области по делу А /2012 Из действующего законодательства не следует, что к претендентам на участие в торгах по продаже арестованного имущества может быть предъявлено требование предоставления справки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об этих лицах. При таких обстоятельствах отказ ООО СП «КФИ» в допуске к участию в аукционе в связи с тем, что они представили справки об отсутствии записей о них в реестре недобросовестных поставщиков в неустановленной форме, свидетельствует об ограничении доступа названных лиц к участию в торгах. Изложенное позволяет сделать вывод о нарушении заявителем части 2 статьи 17 Закона 135- ФЗ.

Ф А С Р о с с и и Ч. 3 ст Постановление ФАС Дальневосточного округа от N Ф /2010 по делу N А /2010 Антимонопольный орган исходил из того, что согласно документации об аукционе предметом торгов является выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции общежития. Однако, заказчиком в состав размещаемого заказа включено требование о выполнении специальных работ: установка пожарно- охранной сигнализации, которые не связаны с предметом аукциона и могут быть выполнены отдельно. ПостановлениеПостановление ФАС Дальневосточного округа от N Ф /2011 по делу N А /2010 Поскольку строительство жилого дома осуществлялось на условиях "под ключ", суд признал ошибочными выводы судов двух инстанций о том, что работы по проектированию и строительно-монтажные работы в данном случае не являлись технологически и функционально связанными между собой услугами. По мнению суда, объединение указанных работ в один лот позволяло не только обеспечить их качественное выполнение, но и эффективно расходовать бюджетные средства. Решение АС Кировской области по делу А /2012 Функциональная и технологическая связь 20 видов медицинской техники (1289 единиц медицинской техники), включенных в состав лота, обусловлена спецификой деятельности заказчика, оказывающего медицинские услуги населению, и направлена на своевременное, качественное техническое обслуживание, ремонт медицинского оборудования и обеспечение непрерывности и эффективности медицинского процесса. В этой связи документация об аукционе, технической частью которой определено выполнение технического обслуживания 20 видов медицинской техники, не противоречит положениям части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.

Ф А С Р о с с и и Последствия нарушения антимонопольных запретов 13 - признание судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. Основания для антимонопольного орган обращения с иском в суд: ст. 449 ГК РФ; ч. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции; п. 6 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции; ч. 5 ст. 10 Закона размещении заказов; п. 3 ч. 9 ст. 17 Закона о размещении заказов.